2009 03 31 Звуки.Ру: «Апрельские тезисы Светланы Сургановой»
корреспондент — Ольга САФРОШИНА
Светлана Сурганова никогда не скрывала своей любви к апрелю: именно этому месяцу посвящен ее хит «Апрельская», именно в апреле родилась группа Сурганова и Оркестр. Накануне шестилетия коллектива рок-автор и исполнительница прекрасных песен рассказала Звукам.Ru о том, почему ей так хочется танцевать.
Звуки.Ru: — Светлана, Вы как-то сказали, что был период, когда Вы не знали, о чем говорить со Вселенной, и песни не писались. Теперь это прошло?
Светлана Сурганова: — У нас сейчас приятные перемены. 2009 год — поствисокосный. Я его чувствую плодоносящим годом, который принесет много творческих плодов, качественных изменений. Новый материал уже зреет. Это будут написанные с нуля песни: новые музыка, слова, аранжировки. Для нового альбома уже есть песен пять. Это черновые варианты, которые я пока не хочу выносить на суд зрителей. Хочу явить полностью диск.
Звуки.Ru: — А пока вы поете на концертах чужие песни…
Светлана: — В марте у нас состоялась презентация программы, которая выльется, наверное, в альбом «Чужие как свои», где мы исполняем песни не нашего авторства. Туда вошли как известные советские хиты – «Старинные часы», «Дельтаплан», «Все пройдет», — так и песни, написанные моими друзьями Светланой Голубевой, Петром Малаховским, Татьяной Хмельник, Еленой Нуриевой, которые знают немногие. Я делюсь тем, что мне близко. Меня очаровали когда-то эти стихи. Мне удалось их озвучить. Я не музыкант, я транслятор. Кто-то из моих друзей уже ушел, но они оставили красивые песни, я хочу, чтобы они звучали. Поэтому следующий пункт творческий планов – это выпуск альбома Юла Абрамова, которого уже нет в живых. Наконец-то, мы начали работу. Первый трек практически саранжирован. Мне кажется, это будет очень мощный, очень красивый альбом.
Звуки.Ru: — Вы обещали вторую часть альбома своих песен, написанных в юности, «Проверено временем».
Светлана: — Да, она будет называться «Прогулка бездельника» — по названию скрипичной композиции. Кроме того, есть идея создать клубную программу на базе наших старых песен. За шесть лет существования коллектива нами озвучено где-то порядка 55 композиций. Это неплохой результат, есть где разгуляться. Потому что некоторые вещи видятся сейчас совершенно по-новому. Их хочется подать зажигательно, по-весеннему, по-молодежному. Я захотела танцевать и хочу предложить это сделать вместе со мной моим слушателям.
Звуки.Ru: — Хорошее желание, особенно в кризис.
Светлана: — Конечно, в кризис нужно танцевать. А что остается делать? Бодриться и танцевать…
Звуки.Ru: — Расскажите о шестилетии коллектива «Сурганова и Оркестр».
Светлана: — Будет большой концерт, состоящий из нескольких сетов. Конечно, мы явимся в традиционном составе: с аккордеоном, клавишами, барабаном, перкуссией, с духовыми, электрогитарами, ритм-гитарой. Потом будет сет с обновленным, слегка подсокращенным составом и с обновленным саундом.
Звуки.Ru: — Слухи о роспуске оркестра — только слухи?
Светлана: — Да, у нас был акустический тур вдвоем с Валеркой (гитарист Валерий Тхай). Потом мы на четверых музыкантов сделали программу «Чужие как свои». Поиграли и поняли, что, конечно, без живой drum-секции, без ударника, нам тоскливо. И сейчас у нас будет пять человек.
Звуки.Ru: — Изменения — не только в количестве, но и в качестве?
Светлана: — Саунд ужесточится, станет более подвижным, танцевальным. Мы подключаем различные семплы, электронные звуки. Душа требует уплотниться и утяжелиться. Выдать мощный заряд. Все было очень ажурно, легко. Меня удивляло, что нас относили к рок-коллективам, что нас можно услышать по «Нашему радио». Я думаю, что после этих преобразований, мы будем иметь полное право крутиться на «Нашем», на «Максимуме». Наверное, мы набрали какой-то вес в прямом и в переносном смысле, и он нас тянет к некой брутальности. Но это будет очень позитивная брутальность.
Звуки.Ru: — Поклонники говорят о том, что вы даете им мощный положительный заряд. Ваш позитив врожденный или приобретенный?
Светлана: — Наверное, это защитная реакции на действительность. Кем она выработана, когда и благодаря кому, трудно сказать.
Звуки.Ru: — Что Вы сами слушаете по радио?
Светлана: — Тишину. А вообще люблю инструментальную музыку. На днях с удовольствием переслушала «Белую лошадь» Бориса Гребенщикова, с годами он все глубже и интереснее. Советская эстрада – это кладезь аранжировочный, такое музыкальное мышление. Там есть чему поучиться. А недавно мы часов восемь ехали из Финляндии. Ночь наступила. В наушниках у меня грохотал Muse, за окном – родная отчизна, я читала «Горчичное зерно» Ошо.
Звуки.Ru: — Стихи люди начинают писать от одиночества или, наоборот, за компанию или из желания поделиться с миром. У вас как было?
Светлана: — Конечно, это была влюбленность и желание донести свои чувства предмету обожания. И, конечно, друзья были, все понемножку писали.
Прорыв, озарение у меня наступили с книги «Антология русского верлибра». Тогда я поняла, что без слова жить не могу. Главное для меня — фонемы. Музыка языка. Я готова пожертвовать смыслом ради благозвучности, сочетания слов, ритмики. Если нужно это уложить в музыкальную фразу, это должно быть максимально гармонично. Если это готовый текст, моя задача услышать музыку стиха, которая в нем уже заложена. Каждое стихотворение имеет свою мелодию, и ее надо просто услышать. Угадать мелодию. Порой это приходит во сне. Иногда процесс затягивается на годы. Песня зарождается, потом она тебя отпускает, затем вновь приходит, начинает вертеться, мучить тебя, забирать твои силы. И процесс продолжается даже ночью. Крутятся идеи аранжировочные и, бывает, ты слышишь целиком песню. Но мало что доживает до утра. Встать и намурлыкать на диктофон или записать ручкой – сил не хватает.
Звуки.Ru: — А есть ли место скрипке в ваших творческих планах?
Светлана: — Мне сложно разрываться между гитарой и скрипкой. Я закончила музыкальную школу по классу скрипки, а лет в 14 начала играть на гитаре, как это делают многие. Надо же было горланить песни, признаваться в любви через них. Скрипка в моих руках – больше перфоманс. Я не скрипач. Это шоу, привнесение колорита, эмоции. Мои умения крайне ограничены в скрипке. Но то, что я умею, придает программе настроение, окрас. Я это использую. То, что я не могу высказать на гитаре, я высказываю на скрипке. И еще мне хочется напомнить, что есть такой инструмент — скрипка, что она прекрасна. Может быть, люди после нашего концерта пойдут в филармонию и послушают хорошего скрипача, хорошую классическую музыку.
Звуки.Ru: — Сочетание гитары и скрипки в русском роке – это новаторство?
Светлана: — Так активно это началось с Ночных снайперов, с акустики, которую мы с Динкой (Диана Арбенина) играли. Были вещи и в две гитары. Но если я могу еще и на скрипке элементы аранжировок делать, почему нет? И у Аквариума, и у Крематория были скрипки, но как украшение, виньеточка. А тут мы строили плотно программу на скрипке. Она сопровождала практически всю песню. Такое активное ее использование можно назвать новаторством. А вообще о тенденциях я никогда не задумывалась. Надо просто прислушиваться к себе и не бояться меняться. Захотелось – надо попробовать, надо рискнуть…