2008 11 18 Наше Радио: «Процент любви во мне явно увеличился»
корреспондент — Дарья Шаповалова
Накануне выхода акустического альбома Светлана Сурганова и Валерий Тхай рассказали корреспонденту НАШЕго Радио чем занимается оркестр, когда они играют без него, что интересного в их жизни помимо музыки и как Светлана Сурганова находит общий язык с животными.
Хочется поговорить об акустике. Вот как так получается, что рано или поздно, но очень многие рок-музыканты делают акустические программы, выпускают даже целые альбомы своих произведений в акустике. Что за потребность у них души такая?
Светлана Сурганова: Насчёт нашего случая, то тут могу сказать, что имеет значение две мотивации в появлении этой акустической программы. Первая – это то, что из моего репертуара осталась та обойма песен, которые с оркестром не озвучены, не были нигде изданы, но так получилось, что о них почему-то многие знают и просят, чтобы они были опубликованы. Вторая мотивация – это то, что эти песни настолько камерны, лиричны, что озвучивать их всем составом нет смысла. Поэтому родилась идея создания акустического альбома. Хотя акустическим его нельзя назвать в полном смысле этого слова, потому что некоторые треки будут довольно масштабно звучать в плане инструментов, набора инструментов и плотности аранжировок.
Валерий Тхай: Нам, на самом деле, не давали эту акустику, потому что мы все время играли с оркестром. Мы много лет назад играли эти песни в две гитары. Поэтому, я считаю, настало время отдать эти по-настоящему трогательные и красивые песни уже более широкому кругу слушателей, чем кухне.
С.С.: Притом, что многие об этом просили. Получается некая программа по заявкам.
Акустические концерты вы, кажется, играете с 2002 года. Как эта акустика менялась со временем?
С.С.: Да, действительно, мы с Валерой практикуем акустические выступление с 2002 года, а если быть более точным, то с момента нашего знакомства, которое произошло… на много раньше знакомства с Дианой Сергеевной Арбениной. Уже тогда мы сотрудничали с Валерой, он аккомпанировал моим песням, песням группы «Нечто иное».
В.Т.: Это было, когда мы встретились в КВН педиатрическом. Там девушка стояла и играла на скрипке. История очень трогательная, которую я много раз уже рассказывал. Когда-то меня пригласил друг в команду КВН Педиатрического Института аккомпанировать. И в процессе репетиций у меня появилось желание поиграть одному. Я вышел в коридор и увидел девушку, играющую на скрипке Баха. Увиденное произвело на меня сильное впечатление. И тогда я подумал, что надо у нее номер телефона взять, так как скрипачку легко не найдешь, а для группы пригодится.
С.С.: А я тем временем, в перерывах между Бахом и Вивальди, краем уха услышала, как молодой человек играет на гитаре. Притом, когда я увидела, на чем играет, то был какой-то трехкопеечный инструмент. Как в музыкальной среде говорят «на весле, на ведре, на бревне», то есть на дровах. И когда я услышала эти чудные звуки, подумала: «Какой техникой надо обладать, какими руками надо обладать, чтобы из этого бревна извлекать такие звуки?». Была совершенно очарована. Подошла к Валерке и сказала: «Молодой человек, вам надо этим заниматься. Вы прекрасный музыкант, вы чудесно играете».
В.Т.: А я как раз хотел предложить участие в собственном проекте, но не успел опередить, как чаще всего и бывает. Она спросила: «Может, пересечемся? У меня есть песни, поиграем вместе».
С.С.: С тех пор мы и играем.
В.Т.: Вот так акустика и зародилась. Поэтому пора уже было выплеснуть всё это, а дальше…
С.С.: …будем воссоединяться с оркестром.
А чем оркестр будет заниматься, в то время как вы играете без него?
С.С.: Вскоре мы озвучим некоторые песни из нашей акустической программы такого балладно-реггейного стиля, которые предполагают аранжировку оркестром. И параллельно парни занимаются собственными проектами, каждый из них играет в разных коллективах. То есть им есть чем заняться. Бывает, что даже на репетицию их не вытащишь: все заняты, просто не собрать в кучу.
В.Т.: Надолго мы их не бросаем, поэтому ничего страшного не вижу. Будем делать новую программу и с ней выйдем на презентации акустического альбома. Акустический блок мы будем играть вместе с оркестром.
С.С.: Плюс, будет парочка, а то и больше абсолютно новых вещей, которые ещё никто не слышал. Это подарок всем собравшимся на презентации нашего акустического альбома.
Заманчиво…А презентация когда будет?
С.С.: 21 ноября в клубе «Б1» и 2 января в ДК Октябрьский в Питере.
Предполагалось, что альбом будет называться «Проверено временем», но на концерте (концерт в Театре Эстрады 29 сентября), сказали, что измените его имя на «Прогулки бездельника».
С.С.: Да, рабочее название такое было. Оно отвечает своей сути, потому что эти песни оказались такими живучими. Некоторым лет по 15-20 лет, а о них помнят, их любят и просят исполнять на концертах. Действительно проверенные временем. Но выносить на обложку мы не захотели, так как слишком заштамповано, с какой-то претензией. Но в любом случае, мы решили назвать альбом «Прогулка бездельника», потому что так будет называться одна из композиций второй части этой акустической программы, которая обещает быть: та обойма песен еще не исчерпана. То есть продолжение следует.
При фразе «прогулка бездельника» рисуются очень легкие картинки замечательные…
С.С.: Вы правильно мыслите, в нужном направлении. Я вас перебью, но должна сказать об этом. При оформлении этого альбома мы хотим использовать картинки чудесного художника Александра Вайцеховского. Он родился в Москве, москвич, но уже лет 10 живет в Питере, поэтому он и питерец одновременно. И я хочу в буклете, который будет прилагаться к этому изданию, использовать его картины. Они фантастические, позитивные. Каждая из них тебя развеселит, даже если ты находишься в очень пасмурном настроении, чем-то огорчен. Вот такие добрые, классные изображения.
А что на них нарисовано?
С.С.: А вот не скажу. Надо же сохранить интригу. Могу сказать, что, когда у нас с Александром возникла идея объединить творчество, он сказал, что это правильно, потому что мои песни и его картины по духу очень похожи. И всё, никаких занавесей я больше открывать не буду. А то пропадет весь интерес.
Прогуливаться бездельнику лучше в одиночку или с кем-то?
С.С.: Во-первых, прогулка бездельника. Никаких бездельников. Если гулять, то, конечно, одной. Название альбома берет свое начало из моей любви к пешим прогулкам. Очень люблю гулять по улицам родного Питера, уже есть излюбленные маршруты, тропы. Из таких прогулок родились идеи для многих песен. Потому что идешь, отбиваешь определенный темп, ритм, и появляется рифма, возникают мелодические идеи. У меня два источника вдохновения. Это пешая ходьба и сам инструмент, когда он находится в руках. То есть песни рождаются из рук и из ног.
А голова в это время?
С.С.: Нет, отсутствует, все остальное – сердце.
А расскажите о песнях, входящих в альбом. Как рождались, с каких времен, как преображались?
С.С.: Ряд песен прошли серьезные испытания, множество преобразований. Аранжировочные идеи рождались непосредственно по ходу записи. Каждая аранжировка к песне зарождалась из ритмического движения. Сначала выбирается темп, как быстро или как медленно должна звучать песня, потом выбирается ритмический рисунок. Какой-нибудь паттерн барабанный, он может потом даже не использоваться. Мелодично-ритмическую функцию выполняет бас-гитара, которая тоже, как не странно, в нашей акустике будет присутствовать. В нашей программе, помимо акустических инструментов, будут электронные семплы. Значит, находится ритмическое движение – бас-гитара, – а потом уже, как слоеный пирог, накладываются другие инструменты, вплоть до электронных семплов. Вот так и зарождается песня. Но, конечно, со временем песня может изменяться. Например, у нас есть песня «Курица». То, как она звучала, и как звучит теперь, – это две большие разницы, совершенно другая драматургия. Иногда бывает на привычные для тебя вещи посмотреть с иной точки зрения, с другого ракурса. Как некое второе рождение.
А как песни появились для этого альбома? Как долго они копились, или какие-то были написаны специально? Может, какие-нибудь песни взяты с предыдущих альбомов, но сыграны в акустической версии?
С.С.: Есть несколько треков, один из них это песня «Путник милый». Мы решили придать ему иной характер, чем он был в альбоме «Возлюбленная Шопена». Еще мы позволили себе немного переанжировать, и исполнить песню «Мне нравится»: мы озвучили полностью текст Марины Ивановны Цветаевой. То есть там звучит все стихотворение, а не часть его, как это было и помнят большинство людей в исполнении Аллы Борисовны Пугачевой в фильме «Ирония судьбы, или с легким паром». Всё остальное, по-моему, песни, которые публика услышит первый раз.
А сколько песням лет?
С.С.: Как я сказала, некоторым песням уже лет по 10-15. Этот материал жил своей жизнью, некоторые песни даже звучали еще в «Ночных снайперах», какие-то только исполнялись, когда мы с Валерой стали сотрудничать. Но эти песни нигде не были опубликованы, не аранжированы. Но если говорить о продукте, то это принципиально новый продукт, новый альбом. Причем вдвойне, потому что с его времени звучания он получился двойником. В альбом входят 23 трека и там есть небольшие песенки-зарисовки, длящиеся около минуты или всего лишь несколько секунд, поэтому их там много. Мы стране даем угля, мелкого, но много!
Каким вы планируете свой тур? Только по России или куда-то еще планируете выехать?
С.С.: У нас все это так интересно началось. Еще до официальной презентации альбома мы успели презентовать программу без выпущенного диска. Наше шествие началось с зарубежья, притом очень глубоко зарубежья. Начали мы, кажется, в Америке. Потом был Лондон. В промежутках – Москва, Рига, Питер. Через 4 дня мы летим на Дальний Восток, выступаем во Владивостоке, Хабаровске, Иркутск. Позже нас ждут в Сибири, Екатеринбурге, Перми. «Дальневосточный этап» продлится до конца октября, а второй – до конца ноября. Потом у нас будет концертный перерыв, во время которого мы приступим к давнишнему нашему обещанию, то, что мы должны были сделать еще три года назад, это выпустить диск нашего общего друга, которого, к сожалению уже нет в живых, Юла Абрамова. Одна его песня уже звучит в нашей программе. Когда он был еще жив, мы успели записать его голос, и теперь осталось только его саранжировать эти песни и выпустить. Это наш долг, это наше обещание перед нашей аудиторией. Мы должны сделать это и ради родителей, друзей Юла, потому что многие песни его любят, знают. Они совершенно такого космического свойства. И поскольку я люблю делиться тем, что мне нравится, будь это картины, поэзия, музыка, поэтому мы должны это сделать. До этого никак не получалось, так как занимались своими альбомами, релизы, но теперь, пока мы не сделаем Юла, я ни к какому своему материалу прикасаться не буду.
То есть это буде голос Юла и ваша музыка?
С.С.: Да-да.
А кому принадлежат музыкальные идеи?
В.Т.: Мы еще давно начинали с ним работать, играли, обсуждали, и он у нас в концертах участвовал. Мы делали его акустику, различные выступления. Мы успели с ним все идеи обсудить, поэтому мы знаем, как и чего он хотел реализовать. И реализовали в демо-версиях еще при жизни Юла. И сейчас, уже переосмыслив всё это, считаю, что это намного лучше: сделав это тогда, мы бы не имели возможность оценить это с точки зрения опыта, времени и музыкальности. Потому что к этому материалу надо относиться очень точно, трепетно, в нем не может быть никаких ошибок. Это один раз выпустится и переиздавать не будет.
Кто вам близок и дорог поэтическим творчеством еще так, что хотелось бы переложить его стихи на музыку – из прошлых или сегодняшних поэтов?
С.С.: Опыт у нас уже есть, начиная с ахматовских, гумилевских, бродских стихов. Из современных – Татьяна Хмельник, Марины Чен, Кира Левина. Кстати, в этом акустическом альбоме будет песня уже упомянутого Юла Абрамова, который мне интересен как автор и поэт. И песни Елены Нуриевой из города Омска, слава богу, ныне здравствующей. Вот имена, которые, возможно, широкому зрителю неизвестны, но творчество которых я с удовольствием буду пропагандировать. Из авторов я еще не упомянула Лорку, Беранже. Из современных поэтов – Смирнов и Хименас.
Как вы находите эти стихи? Как выбираете для своих песен?
С.С.: Это похоже на встречу с любимым человеком, то есть доля какой-то стихийности. С другой стороны, любая встреча запрограммирована. Поэтому ко мне эти строчки приходят всегда вовремя, и в них написано то, что сама хотела сказать, да за меня уже кто-то сказал не хуже, а даже лучше. И остается только сопереживать этим стихам собственной мелодией, обрамлять музыкой.
Очень интересно ваше с Валерием Тхаем сотворчество, сотрудничество, союзничество, потому что на сцене вы смотритесь вдвоем очень мило…
С.С.: Как сказал наш хороший друг «уникальный кастинг».
В.Т.: Говорит, у вас все правильно, в принципе, больше можно ничего не выдумывать, ничего не играть, а просто выйти на сцену, и все всё поймут. Чтобы не возиться с инструментами, которые уже надоело таскать, достаточно выучить какой-нибудь танцевальный номер или разыграть клоунское представление, и этого будет достаточно.
С.С.: Артисты подвижно-разговорного жанра! И даже костюмы не нужны. Вот с этими неподшитыми брюками, Валер, ты смотришься и так комично.
Что интересного происходит в вашей жизни, помимо музыки?
С.С.: Если честно, ни на что не хватает времени, а если и находится, то мы иногда ходим на концерты, проходящие в питерском клубе «А2». Там играются очень живые, разноплановые концерты с хорошим оборудованием и звуком, с душевной атмосферой. Многих бы хотелось бы послушать, но работа над собственным альбомом, тур не дают возможности. Но из случившихся очарований, коллективы, которые я еще не слышала живьем, а услышала в «А2» – это группа «Туашь компании», Бабкин и порадовали ребята из «Торбы-на-Круче». Из литературы – это Чарльз Буковски, его я прочитала взахлеб. Последнее видеоочарование – это сериал ВВС «Планета Земля». Совершенно невероятные, фантастические снимки. Поражают режиссерская, операторская работы, бюджет, масштабность съемки, саундтрек. А из сферы кино, то тут могу сказать, что недавно мне подарила поклонница на одном из наших последних концертом, по-моему, даже в Театре Эстрады, диск с лучшими спектаклями Романа Виктюка. И вот ночами, которые были более-менее свободны, до 5-6 часов утра смотрела ретроспективу с огромным удовольствием. Очень интересные спектакли с потрясающими актерами. А вот с художественными фильмами пока ничего не складывается, да и времени нет на их просмотр.
Что, по вашему мнению, хорошо делается осенью? Особенно сейчас, когда разыгралась такая прекрасная погода.
С.С.: Ремонт хорошо делается осенью. Не так жарко уже, но еще солнце светит, поэтому очень приятно делать ремонт. Конечно, я шучу. Это самое вдохновенное время года для меня, по крайней мере. Вообще, очень и зиму очень люблю. Особенно этой осенью как-то прет, полно песенных идей. Хочется смотреть кино и посмотрела фильм ВВС, природу возлюбила, а вместе с ней и человека. Процент любви во мне явно увеличился.
В.Т.: А я осень не любил никогда, но в этом году она нравится. Последнее время больше нравится осень, чем весна, хотя раньше постоянно спорил с женой, утверждал наоборот. Старею, наверное.
А как вам осенняя Москва?
С.С.: Мы сегодня ехали с Шереметьево и любовались осенними холмами, листвой желто-красной, буро-зеленой. Почти хором крикнули: «Посмотрите направо, какая красота!»
В жизни человека счастье зачастую складывается из каких-то мелочей. Расскажите о ваших маленьких радостях?
С.С.: Я люблю разговаривать с рыбкой. Дело в том, что у меня в прошлый приезд в Москву мы с друзьями зашли перекусить в японский ресторан. Там стоит много аквариумов, и мы сели у окна, около аквариума. И пока мы ждали еду, я начала заигрывать с рыбкой, живущей в этом аквариуме. Она мне ответила, откликнулась. У нас с ней получилось общение, и можете считать меня сумасшедшей. Я водила рукой, а рыбка плавала за ней, притом это было много раз. Потом я сунула свой нос в аквариум и водила лицом вверх-вниз. Мало того, что теперь рыбка плясала вслед за моим носом, теперь она вытягивала губы и пыталась поцеловать меня через стекло.
В.Т.: Со стороны это выглядело как цирковое шоу. Летели искры взаимопонимания.
С.С.: Одним словом, сегодня у меня свидание с той рыбкой и сегодняшний вечер я жду с нетерпением. Вот что делает ВВС с человеком, у меня теперь крыша поехала в правильном направлении в плане природы. Поняла, что я часть нее. В городе Калининграде иду по аэропорту, ко мне подбежал веселый пес, который обнюхал скрипку, которая была в левой руке, а потом начал охотиться за моей правой рукой. Добежал с нами до самых дверей, а потом провожал грустным взглядом. Случилось взаимопонимание.
А у вас самих животные есть?
С.С.: Да, кот Хрюндель и рыбки. Животных очень люблю. И после сегодняшней истории со щенком и собак полюбила, а до этого была к ним прохладна.
В.Т.: После сегодняшней встречи и после просмотра фильма ВВС, полюбила и кошек и собак и даже журналистов – потому что это тоже часть природы!
PS: со времени интервью Светлана Сурганова все-таки вернулась к первоначальному варианту имени для альбома и теперь он называется «Проверенно временем. Часть первая. Вечное движение».