2005 03 06 Звуки.Ру: «Разыскиваются 33 арфистки!»

Вряд ли американские текстильщицы, прогремевшие «маршем пустых кастрюль» по улицам Нью-Йорка 8 марта 1857 года, могли представить, насколько осуществятся их желания о равноправии мужчин и женщин. И вряд ли предложившая сделать этот день праздником Клара Цеткин в полной мере понимала, к чему в итоге приведет ее призыв к женщинам всего мира встать на путь борьбы за уважение женского достоинства. Ныне уже трудно найти область, в которой бы представительницы лучшей половины человечества не смогли осуществить свое законное право на труд. Не обошло это глобальное равноправие и рок-музыку: «девушек с гитарами» за последнее десятилетие появилось столько, что они стали составлять достойную конкуренцию заслуженным «рок-мэтрам» мужского пола — не говоря уж об их более молодых коллегах по цеху. Буквально накануне праздника увидел свет новый альбом Земфиры, а в скором времени нас ожидает еще один подарок — уже от другой барышни, чье творчество многих радует своей яркой индивидуальностью. Можно без сомнения утверждать, что Светлана Сурганова — воплощение той самой давнишней мечты о равноправии: у нее — свой, пусть и маленький, «оркестр» (состоящий из мужиков!), свой весьма многочисленный фан-клуб, и, наконец, своя студия (пусть и ограниченная рамками квартиры), на которой девушка с оркестром записывает свои собственные песни.
Некоторое время назад мне удалось побывать у Светланы в гостях и лицезреть весь процесс работы над новым альбомом, вклинившись в самый разгар записи струнных партий, под звуки которых я и зашла в квартиру. Я присаживаюсь в кресле напротив Светы, попиваю кофеек, слушаю звуки скрипок и виолончели и терпеливо жду, когда она улучит минутку, чтобы побеседовать со мной… Все дело в том, что время струнного квинтета (или секстета — я так и не поняла толком), расположившегося с соседней комнате, ограниченно в силу того, что все ребята — студенты. У них каждая минута на счету. Наконец, после нескольких дублей, материал к одной песне записан, объявляется перерыв, который я немедленно использую, чтобы задать несколько вопросов «маэстро».

Звуки.Ru: — Света, поведай, что происходит? Что у тебя здесь за столпотворение?!

Светлана Сурганова: — Ален, ты присутствуешь при историческом моменте: в этой квартире — которая, собственно уже и не квартира, а студия — пишется второй наш альбом, коллектива Сурганова и оркестр. Первый был «Неужели не я», а второй будет называться «Возлюбленная Шопена», где будет присутствовать, как ты сама видишь, обилие скрипок, виолончелей, альтов… Будет поэзия Серебряного века вперемешку с моей, современной. Будет много музыкальной информации, именно музыкальной — никаких нравоучений, никаких философских выкладок, никакого желания явить миру что-то принципиально новое! Просто есть большое желание пообщаться с Богом через звуки.

Звуки.Ru: — То есть для тебя «новое — это хорошо забытое старое», и ты специально выбрала такое название?

Светлана: — И это тоже! Но ты ведь, наверное, понимаешь, что название не заключает в себе какие-то прямые ассоциации, связанные с тем временем, с именем Шопена, с людьми, которые его окружали… В этом заложена львиная доля каких-то моих субъективных переживаний и моментов, которые связаны только со мной. Пусть тайна названия останется пока тайной, и те зрители, что придут на наши презентационные концерты, которые состоятся 26-го апреля в в Питере и 29-го апреля в Москве, смогут обо всем узнать. Именно там и будет дан ответ, почему так назван альбом, кто дал мне подсказку, и почему все именно так, а не иначе (хитро улыбается).

Звуки.Ru: — В этих концертах будут принимать участие все, кто задействован в записи?

Светлана: — Безусловно, да! Будут приглашены все, кто принимал непосредственное участие в записи альбома. Во-первых, это оперная певица, солистка Кировского оперного театра Ангелина Дашковская. Она уже пропела партию Ангела, а вчера мы продолжили наше сотрудничество, в результате чего она явила миру свой чудный голос еще в нескольких композициях. Естественно, это будут участники нашего «Оркестра». И еще один участник — это компьютер. Мы в этом альбоме и в наших дальнейших концертах в поддержку этой программы будем активно использовать на сцене всякие электронные компьютерные новшества.

Звуки.Ru: — А кто же тогда эти ребята, которые пишутся в данный момент?

Светлана: — Это студенты 2-го и 3-го курсов музыкального колледжа имени Римского-Корсакова, а также еще альтист Гриша из десятилетки — такой славный! Мне их помогла найти Машенька Савкина, с которой мы уже, на самом деле, не первый год сотрудничаем. Маша — это человек, который один из первых вышел со мной на сцену после нашего расставания с Дианой. И вот мой первый акустический концерт я давала как раз с Машей Савкиной и Валерием Тхаем — у нас была такая скрипичная инсталляция, попурри еще на «снайперские» темы, которые мы с Машей очень мило наяривали вдвоем на скрипках. Я предложила ей еще посотрудничать со мной в альбоме «Возлюбленная Шопена», ну, а она уже «подогнала» мне этих чудных хлопцев, ребят, которыми я безумно довольна! Я получаю истинную радость и удовольствие от того, как люди относятся к моему творчеству, к моей музыке — так «тонко», деликатно и так профессионально!

Звуки.Ru: — Интересно, а как же вы все-таки познакомились с оперной певицей?

Светлана: — Это, конечно, отдельная история. Мне повезло — я одно время была близко знакома, дружна и, в принципе, до сих пор поддерживаю очень теплые отношения с художественным руководителем нашего Санкт-Петербургского молодежного хора Юлей Хуторецкой. Ангелина Дашковская тоже с ней сотрудничала, пела у нее в хоре, а потом ее пригласили петь в Мариинский театр. Собственно, так, благодаря Юлии Хуторецкой я и познакомилась с Дашковской… Все же в жизни очень взаимосвязано — такая сплошная цепочка событий, людей, знакомств.

Звуки.Ru: — Ты изначально назвала свою группу «Сурганова и оркестр», и я смотрю, что постепенно состав «оркестра» расширяется все больше…

Светлана: — Целиком и полностью оправдываю свое название! (смеется) Мне нравится экспериментировать, я, наверное, когда-нибудь осуществлю свою мечту: у меня будет такая концертная инсталляция, в которую я приглашу 33 арфистки! Я все грожусь сделать это уже который год — не знаю, кстати, почему именно 33, и где я их наберу, может, их и по всей стране-то столько не найдется… Но вот взбрендила мне такая идея в голову! (улыбается) Наверное, же это очень красиво — 33 арфистки, в длинных белых платьях…

Звуки.Ru: — …и концерт в Большом театре?

Светлана: — Конечно, куда ж без него!

Звуки.Ru: — Ну, с музыкантами более-менее понятно — давай поговорим о поэтической составляющей нового альбома. Как я понимаю, ты продолжаешь дальнейшее использование в своих песнях не только своих, но и чужих стихов?

Светлана: — Это, скорее, мои давние увлечения поэзией Серебряного века и просто мои, на самом деле, не такие многочисленные — скорее наоборот, достаточно редкие — опыты написания музыки не на мои стихи. Вот как это было, например, в «Неужели не я» — на стихи Иосифа Бродского, на стихи нашей современной, к сожалению, мало кому известной, питерской поэтессы Татьяны Хмельник, на стихи Светланы Голубевой — это вообще моя институтская коллега, тоже врач по образованию — удивительно поэтичный человек! Если говорить о «Возлюбленной Шопена», то там будут звучать песни на стихи Гумилева, Ахматовой — «Путник милый», b>Федерико Гарсиа Лорки — песня «Дождь»… Ну, и какие-то мои вкрапления, мои словеса (смеется).

Звуки.Ru: — А вот не так давно у вас в Питере состоялся концерт, посвященный выходу в свет издания «Поэты русского рока», что послужило поводом к очередной дискуссии на тему, можно ли считать «русский рок» музыкой, а авторов, пишущих в этом стиле, поэтами…

Светлана: — Не согласна! (возмущенно) Ты хочешь сказать, что Башлачев — не поэт? Цой — не поэт? Или Шевчук — не поэт? Это как раз великолепные поэтические образцы! Я уж не говорю о Кормильцеве — ну, извините, это мой самый любимый поэт из этой плеяды! (улыбается) Может, он мне просто ближе по духу, чем все остальные. Так что поэты в «русском роке» есть, и мне эта поэзия очень интересна и близка!

Звуки.Ru: — Скажи, а ты по-прежнему выполняешь всю работу над альбомом, что называется, «от и до»?

Светлана: — Нет, я хочу отметить следующее: работу над этим альбомом от предыдущего отличает то, что такие процессы как сведение, мастеринг и частичный продюсинг на этот раз будут осуществляться в Москве, поскольку требуют особого, очень дорогостоящего оборудования — к сожалению, у нас сейчас нет таких возможностей. И этим должны заниматься специально обученные люди, потому что это совершенно отдельная профессия — мастеринг и продюсинг. А в «Неужели не я» все делалось прямо здесь, на компьютере, на том оборудовании, которое у нас было на тот момент. Понятно, и саунд в том альбоме был соответственный… И, по-моему, Троицкий сказал такую фразу: «несмотря на мутность записи, альбом получился…» — не помню, что там было дальше.
Так вот я хочу в новом альбоме избежать этой «мутности записи», и вообще ставка, помимо, естественно, содержания делается на качество звука. Мы все это доверим Виктору Лукьянову, а это удивительный человек! Удивительно мудрый, удивительно добрый, очень одаренный не только в плане слышания и звука — у него на счету еще есть и ряд интересных продюсерских проектов. Один из самых известных — это Тату — проект, в котором он являлся сопродюсером. Я считаю, что как продюсерский проект — это было гениально, потому что они «поставили раком» всю страну и весь мир фактически! Супер! Видишь, какое интересное и любопытное у нас будет сотрудничество (улыбается). Я не говорю, что тоже хочу добиться чего-то подобного: мне просто хочется сделать абсолютно достойную во всех смыслах — по звуку, содержанию и музыкальной идее — работу.

Примечание редакции:

Не знаем, сможем ли мы помочь Светлане в общении с Богом или в том, чтобы побить «рекорды» «Тату», а вот с арфистками — попробуем! Эй, есть ли среди наших посетительниц девушки, играющие на арфе?.. Пишите нам: может быть, удастся собрать необходимое число участниц для инсталляции?..
Презентация нового альбома «Сургановой и Оркестра»:
26-го апреля — БКЗ «Октябрьский», Санкт-Петербург
29-го апреля — Международный дом музыки, Москва.

А-лена (ЗВУКИ РУ)