1998 10 08 Газета «Выборг»: «Ночные Снайперы» метят в самое сердце»

«Ночные Снайперы», дуэт Дианы Арбениной и Светланы Сургановой. Филолог и врач-педиатр — в общем, музыканты. Приехали в Выборг почти случайно. И оказалось, что этому дуэту, чей жанр трудно определим, самое место в городе, не похожем ни на один другой. За малый срок они нашли дорогу к сердцам выборжцев. Концерт в Монрепо, киносъемки, эфир на выборгском радио, прошедший в очень живом контакте со слушателями. После эфира — маленькое интервью в прокуреной монтажной телекомпании «Магнит».

Пожалуйста, несколько слов о среде, в которой живете. Кто вас окружает?

Светлана: Среда… Социальная? Вообще? Например, вот мы живем…
Диана: Я живу в мире кораблей.
Светлана: А я живу на улице Плеханова, и за стеной соседи. Они очень любят в выходные выпить. А выпив, они начинают активно подпевать современным шлягерам. Причем очень громко и долго.
Диана: А я соседей люблю.
Светлана: На самом деле, они ребята очень славные, трудяги. Они проникновенны. Знакомы с нашим творчеством. Нас окружают врачи, искуствоведы, художники, физики…
Диана: Хиппи.
Светлана: Хиппи, просто Кости Арбенины с «Зимовьем Зверей», например. Спектр совершенно разнообразный.
А слушают ваши песни эти же категории.
Светлана: Что самое интересное: именно все эти люди и слушают.
Диана: Аудитория настолько разнообразна, что просто иногда я теряюсь, вообще, кому мы можем нравиться? Вот когда Леша Бочков заявил, что это какая-то «попса» и тем не менее андерграунд (в общем, непонятно что, и какая-то золотая середина), я ничего не поняла. Но в нашей коллекции есть одна посудомойка, есть одна тетка-патологоанатом…
Светлана: Я попросила бы по поводу «тетки»…
Диана: Ну, возрастная категория, именно тетка. Есть еще один мореплаватель в Магадане. Немеряное количество хиппи и просто людей, причисляемых, скажем, к средней социальной категории.
В вашем новом альбоме «Капля дегтя в бочке меда» ощущается большее пространство вокруг вас, по сравнению с предыдущим, где играют приглашенные музыканты.
Светлана: Ощущение — это одно, а музыкальная насыщенность общего саунда — совершенно другое.
Диана: Звуков-то, конечно, мало….
Светлана: Это голая песня.
Диана: Максимум два голоса, скрипка и гитара. Даже не две гитары.
Светлана: Умноженное на драйв.
Диана: Это не группа. Либо Светка играет, либо я. От этого несколько голенько мы, конечно, звучим. Но это то самое ядро безо всякой шелухи, которое мы собой представляем. В дальнейшем мы, конечно, будем расширять состав, но будем брать именно профессионалов. То есть у нас будет нормальная ритм-секция, нормальный клавишник, но…
Светлана: И нормальный скрипач.
Диана: Скрипач у нас какой будет, такой был и есть, потому что это снайпер. Снайперов два, их никогда не будет больше. А что касается музыкантов, то это будут только «профи», как бы я хорошо не относилась к нашим знакомым.
Что привело вас в Выборг?
Светлана: Ряд случайностей.
Диана: Подожди, я отвечу. Отвечу, скажем, циферно. Первое, спасибо Холмсу. Как у Андрюши фамилия? Спасибо Андрюше Лобанкову. Второе, спасибо Татьяне Азовцевой. Она оператор котельной, которая…
Светлана: А вообще она гениальный художник.
Диана: Случайно услышала нас по радио. Третье, спасибо Шевчукам, которым мы тоже понравились…
Светлана: Но которые не имеют никакого отношения к «ДДТ».
Диана: В-четвертых, большое спасибо администрации Монрепо, которой, кстати, впоследствии мы тоже понравились, а изначально они были достаточно доброжелательны и нас все-таки приняли. И там какая-то свадьба сначала была, а потом невесту унесли, и вышла Светлана Федоровна со скрипкой. Было интересно. Вот как нас занесло, собственно, в Выборг. Нам очень поравилось играть в Монрепо. Я не понимаю, почему. Кстати, нам было даже менее тяжело, чем обычно, поскольку там не было аппарата. То есть там был Алекс Моро со своим аппаратом, но мы не знали его возможностей и решили брать живым звуком. И там был Владимир Васильевич Лукин, он нас снял, и вот Леша Бочков нас увидел совершенно случайно, и мы приехали во второй раз и дали интервью для вашего телевидения. И, собственно, эта цепь людей… Они все настолько важны. Не было бы Лукина — не было бы Бочкова. Не было бы Холмса — не было бы Азовцевой. И все это вылилось в то, что мы сделали передачу на вашем радио. Это не им спасибо и не нам благодаря, а вот этим людям. Я вообще удивляюсь, откуда у вас такая энергия немеряная.
А. Бочков: Как сказал Олег Погудин, приезжавший недавно в Выборг, в столицах есть своя утонченность, изощренность, в основном вкусовые такие…
Диана: Добавки.
А. Бочков: Да. А в провинции любовь горячее.
Светлана и Диана: Правильно.
Диана: Я помню такой теплый прием у нас в Магадане…
Светлана: Магадан — это особое понятие.
Диана: Ну, в Магадане хоодно, и все друг друга любят жарко. Нормально. Очень нас хорошо принимали в Пскове. Нет, если вы считаете себя провинцией, то вы не правы. У вас собрано очень много культур. Это Швеция, это Германия, это Питер. И у вас есть свой дух какой-то непонятный, совершенно другая энергия. В Монрепо, там пелось просто соловьем.
Светлана: Провинция — это поощрение. Это слово для меня теперь означает русский менталитет. Это искренность, это душевность, это по-своему отвязность. И это такой потенциал энергии, который нам, захирелым столичным жабам, просто и не снился. Я приезжаю сюда — легкие расправляются. Я дышу этим воздухом, насышенным… табаком (в основном, конечно, «Беломорканалом»). Вырастает что-то там за спиной по типу крыльев. Я понимаю, что это, вероятно, кому-то нужно. А если это кому-то нужно… Даже не «если», а это есть смысл: если ты кому-то нужен, значит ты живешь.
Радиослушательница: Слушаю музыку вашу и думаю, что вы не из того времени немножко. Мне кажется, вы так много добра и тепла несете своей музыкой… Мне кажется, вас Бог ведет, без него такие вещи не создают… И сейчас всем холодно. Но выживают те, у кого на душе тепло от этих песен. А не те, кто сейчас ворчит.

08.10.1998