1999 12 30 Интервью журналу «Пять углов»

Тин С.

Группа существует уже не первый год, но состав — это девушки, Диана Арбенина (вокал, гитара) и Света Сурганова (скрипка, гитара, перкуссия), которые сами пишут тексты и музыку, и помимо игры на музыкальных инструментах, еще и поют. С ними мне и удалось поговорить после очередного их выступления.

— Вы вроде бы веселые девушки, почему такие мрачные тексты?

Света: Нам так кажется: либо ты живешь грустно, а поешь весело, либо наоборот. Лучше жить весело, а петь серьезно. Человек не может быть всегда грустным или веселым.

— А с чем связано то, что некоторые песни исполняются от мужского лица?

Света: Мы же переодетые мужчины!

Диана: На самом деле, так сложилось, если вдруг пишется от мужского лица, то пишется — “Я раскрашивал небо”, “Рубеж“. При этом я нахожу интересные моменты. А песню “Рубеж” хочет один парень купить и петь ее, я считаю, это хорошо.

Света: В окончании такая относительность. Например, в английском языке вообще нет различий по родам. В каждом человеке заложено и мужское, и женское начало, и если какие-то моменты чувствуешь более сильно от лица мужчины, например, почему бы тогда и не сказать об этом.

— У вас есть две песни про кошек, с чем вы их ассоциируете?

Света: С женской сутью, но это слишком просто. Не хотелось бы так в прямую об этом заявлять, но всякая женщина — это кошка. Пластичная, мягкая, коварная, и очень самостоятельная.

— А музыкой вы занимаетесь с детства?

Диана: К этому шло, вот Света начала играть на скрипке в шесть лет.

Света: Ну, у меня было несколько начал игры, сегодня было одно из них (она как раз приобрела немецкую скрипку с пятью струнами и слегка путалась при игре — прим. автора). А то, что касается музыки, мы обе с малолетства поем, и это, наверное, уже предначертано было. Несмотря на то, что у Дины — филологическое образование, у меня — медицинское, в итоге мы поем.

Диана: Нашли мы друг друга шесть лет назад совершенно случайно, мы приехали с мамой и братом из Магадана в Питер на каникулы, и нас познакомила бывшая однокласница, представив нас заочно. Мы решили встретиться, послушать друг друга. А потом как-то решили, что надо мне жить в Питере и надо нам объединиться.

— Как вам больше нравится выступать — в акустическом варианте или электронном?

Света: Трудно сказать, потому что эти вещи совершенно не пересекаются — как русский язык и математика в школе. Предпочтения есть, зависят от площадки — на маленькой площадке удобнее выступать с акустикой. А на стадионах и в больших залах, конечно, лучше электричество.

Диана: Мне очень не нравится выступать на площадках с плохим звуком, а так значения не имеет.

Света: Самый сложный формат — без подиума, без подзвучки, например в кулуарных условиях, потому что там фактически нет никакой границы между тобой и зрителем, там нужно быть предельно честным, петь предельно четко, потому что все изъяны видны, их уже не скрыть, не залатать. Такая аудитория самая сложная, самая ответственная.

Диана: А вообще, сложнее всего нам было петь в самолете, когда нужно было перекричать гул турбин. В прошлом году мы летели с фестиваля женского вокала из Тюмени, и один человек увидел нашу афишку и сказал, что его жена успела нас послушать, и ей очень понравилось, а он не смог. Слабо в самолете спеть ? Нет, не слабо. Мы распаковали наши инструменты и стали петь громко и четко.

— А было еще что-то такое же экстремальное?

Диана: Если можно назвать экстремальным 50 концертов в казино, но мы успели попеть и на похоронах, и в совершенно в других местах. Экстремальная ситуация — это когда тебя не хотят слушать, а ты должен сделать так, чтобы тебя в конечном итоге слушали.

Света: Ты выходишь на публику, которая совершенно не готова к твоему появлению, и ты поешь людям, у которых совершенно другой образ мышления. Они думают о совершенно других вещах, и их совершенно не интересует наше творчество. Хотя до таких людей достучаться — это вдвойне почетно и важно.

Диана: Была еще одна ситуация, когда мы пели в клубе, и одному бандиту очень понравилась наша песня “Тоска“. Мы её спели один раз, он подошел к нам и попросил “еще раз ту песню про тоску”. Мы спели второй раз, потом третий, потом он пригласил нас за свой столик. Мы прошли, он при нас разобрался с каким-то другим бандитом, отрезал ему ухо и предложил нам еще раз спеть “про тоску”. Мы спели эту песню раз пять, причем надо же было улыбаться, ты понимаешь.

— У вас есть любимая песня?

Диана: Лично у меня, любимая — последняя, самая свежая. А есть песня которая мне очень нравится — её написала Света — “Я люблю тебя, слышишь”.

Света: Младшенькая, она всегда самая любимая. А вообще, я устала от песен.

— А любимые группы есть?

Диана: Мне нравится песня группы “Океан Эльзы” “Сосны” и Ник Кейв.

Света: Мечтаю посмотреть “Металику” с симфоническим концертом. А вообще очень нравится Джо Дассен и Юрий Антонов. На том и стоим. Из поющих вернее, уже певших женщин нравится Жанна Агузарова. Земфира — безусловно, узнаваема, достаточно самобытна, чтобы не проводить таких прямых параллелей с Агузаровой. После Агузаровой и Пугачевой, пожалуй Земфира — самое сильное вокальное явление в стране.

Диана: Маша Макарова нам еще нравится и ее песня “Земля”.

— А что вы думаете по поводу Майкла Джексона (он как раз начал петь по местному радио, что и позволило о нем вспомнить — прим. автора.)?

Света: Жаль, что он делает эксперименты со внешностью, потому что это вредит здоровью. Оставался бы он “черненьким”.

Диана: Джексон, конечно, трудяга, и меня в этом смысле поражает Мадонна, которая все время работает, что-то меняет. Очень многие наши исполнители страдают отсутствием этого.

Пять углов

30.12.1999