2000 01 Зеленоградский портал: «Мы поем не песни, мы поем себя»

корреспондент — Зафар Хашимов

“Ночные Снайперы” впечатляют. Дело даже не в том, что их музыка красива, а тексты умны и не лишены изысканности, а в том, что две хрупкие девушки при помощи скрипки и акустической гитары создают такой драйв, который и не снился большинству “электрических” команд. У Дианы Арбениной и Светланы Сургановой есть мошщная энергетика и талант достигать максимального результата при минимуме внешних средств. То, что они делают, не имеет на мой взгляд, никакого отношения к унылому явлению, которое называется “русским женским роком”. Это просто очень сильная и живая музыка. В Зеленограде “Ночные Снайперы” выступали дважды — летом 99-го, и в конце января этого года. Я попытался взять у них интервью.

Зеф: Как вы пришли к идее играть создавать музыку, при помощи таких ограниченных средств, буквально из ничего?
Диана: Знаешь, где-то, кажется на Филлипинах, существуют хирурги, которые раздвигают ткани руками, оперируют без помощи хирургических инструментов. Мы немножко на них похожи.
Зеф: Я был на двух ваших концертах, один — с “наутилусовской” ритм-секцией, другой — без. Какое звучание, чисто акустическое или “смешанное”, вам самим кажется более естественным?
Диана: Акустика и электричество – это две совершенно отдельные истории, мы не смешиваем их ни в сознании, ни в исполнении. В акустике, конечно, звук должен быть намного более мягким. Что же касается электричества, то это скорее “Tequillajazz” в юбках”. Мы к этому стремимся: “чем дальше, тем тяжелее”.
Света: На самом деле, мы находимся в поиске. У нас есть общие музыкальные симпатии, общие ориентиры, и мы хотели бы в плане саунда как-то скомпилировать их, и выдать что-то своё.
Зеф: А какие, они кстати, симпатии?
Света: “Tequillajazz” мы уже называли, “Depeche Mode”, “Siouxsie & the Banshees”, что-то от Ника Кейва, короче все что “глобально, мрачно и фатально”…
Диана: Ну, и конечно, Юрий Антонов…
Зеф: Без Антонова работать в принципе невозможно. И вы видите свое развитие в качестве акустической или электрической команды?
Диана: Если говорить о развитии — то в качестве электрической. Акустика — она сложилась и сложилась, привносить туда мы ничего не будем.
Зеф: То есть этот проект уже реализован?
Диана: Да, я думаю, что у нас больше не появится ни одного акустического инструмента. Скрипки достаточно. Если, конечно нам ничего не стукнет в голову.
Зеф: А где вы в основном вступаете, в Питере?
Диана: В Питере и в Москве. В марте мы едем в Белоруссию на фестиваль, а в мае — в Латвию.
Зеф: Насколько я заметил, например по вашему сайту в интернете, у вас уже успела сложиться своя публика.
Диана: Да успела. Что касается сайта, то он несколько “мёртвый”, поскольку человек, который его делает, находится в Калифорнии. Сайт очень редко обновляется, и у аудитории к нам много претензий. Поскольку у нас нет компьютера, то и связь происходит через…
Зеф: Эту самую Калифорнию… А насколько сильно отличается, по-вашему, московская и Питерская публика?
Света: Московская публика живее, естественнее…
Диана: И мягче.
Зеф: Может быть свои уже поднадоели?
Света: Раз на раз не приходится и предугадать реакцию зала невозможно.
Зеф: Вы можете считать следующее утверждение как комплиментом, так и наездом. На мой взгляд вы — группа “культурная”…
Диана: Это наезд!
Зеф: И в текстах и в музыке просматривается достаточно мощная традиция, бэкграунд. Вы играли за пределами “столиц”, там где этого контекста не знают. Насколько там воспринимают вашу музыку?
Света: Еще более непосредственно.
Диана: Пару месяцев назад мы были в Вологодской области в городе Чагода. На открытии завода стеклотары.
Зеф: Эк вас занесло!
Диана: Это была совершенно невменяемая поездочка. Наши самые простые песни были там как на китайском языке. Про каждую строчку я думала: “Ну зачем же так говорить, надо же проще, проще…”.
Света: Когда приезжаешь в глубинку, понимаешь, как ты навороченно сложен.
Диана: Но в итоге адаптировались — и мы, и публика. Это было здорово. Поначалу Светка пыталась как-то сглаживать темы наших песен…
Света: Перед песнями излагала их краткое содержание.
Диана: Например — “сейчас мы споем песню, она такая, знаете, молодежная”, но ее ненадолго хватило. Потому что после “молодежной” она сказала: “а сейчас вот будет песня стервы”… Конферанс такой…
Света: В Тольятти очень хорошо нас принимали, в Твери…
Зеф: А вот какие-то коммерческие, или, скажем так, раскруточные перспективы наработать удалось?
Диана: Да, недавно нам поступило предложение от одной московской звукозаписывающей компании, и если всё сложится мы, может быть, переедем в Москву. К сожалению, Питер, несмотря на колоссальный культурный бэкграунд, по сравнению с Москвой — нищий город. Раскруткой занимается Света Лосева, наш директор, и как она скажет, так и будет.
Зеф: Я заметил, что пока что ваша известность не соответствует вашей же репутации, весьма высокой. В чем причина?
Диана: Я думаю, отчасти в том, что мы не попадаем ни в один формат. Если бы попадали, если бы хоть одна песенка где-то крутилась — всё было бы иначе. Аудитория бы сильно выросла.
Зеф: А есть ли перспектива формирования соответствующего формата?
Света: По моему, нормальная амбиция любого коллектива — создать свой стиль, сделать так, чтобы другие команды тебе подражали. Это и является показателем успеха. Мне кажется у нас для этого есть шансы.
Зеф: Но есть и еще один критерий успеха команды: это достижение всей “своей” публики. Размер аудитории может быть разным — для кого-то это пять человек наикрутейших эстетов, а для кого-то огромная толпа “рогаликов”. И найти отклик у максимального числа “своих”, и есть успех. Как у вас обстоят дела с достижением этой цели (если для вас это — цель)?
Диана: Это сложный вопрос, потому что мы еще до конца не поняли, какая публика есть “наша”. Это совершенно разные люди, совершенно разных социальных слоев и мировоззрений.
Зеф: Но есть же что-то общее.
Диана: Безуловно, их привлекает живость и естественность того, что они видят и слышат.
Света: Мне кажется есть общая черта: общий позитивный внутренний настрой. Это открытые люди, и подавляющее большинство нашей публики — это люди с мозгами.
Зеф: Преобладающей тенденцией предыдущих лет была “технизация” и технологизация музыки. Но в какой-то момент должна наступить реакция, создание подчеркнуто живой музыки, сыгранной с использованием минимума технических средств и с максимальной нагрузкой на личные качества музыкантов. Не было ли такого элемента в вашем движении к своему стилю?
Света: Мы на этом не акцентировались хотя видимо, что-то такое присутствовало.
Диана: Наверное, мы просто взяли то, оруже, что было под рукой. Может быть если бы у нас был компьютер, клавиши — мы делали бы что-то другое.
Зеф: Мне кажется, все сложнее. Это же совсем разная культура…
Света: То, что у нас в руках гитара и скрипка – это случайность, но случайность “закономерная”. Будь у нас в руках какие-то другие инструменты, мы бы все равно как-то себя выражали, и живость все равно осталась.
Зеф: Мне кажется, что форма определяет содержание, а не наоборот. Если ты собираешь что-то из кубиков, у тебя и в голове всё будет из кубиков. А если выращиваешь что-то живое, скажем растение или какую-то зверушку, то и думаешь иначе. Движение к деревянному инструменту, который звучит сам по себе – это и есть движение к живому, к тому что можно любить.
Света: Ты как-то очень глубоко копнул… Наверное, причины надо искать в нас самих. Например, что меня в шесть лет дернуло, когда я сказала маме: “я буду учиться играть только на скрипке”? Я ее еще ребенком почувствовала и больше этому инструменту не изменяла. У Динки немного другая история, в музыкальной школе она училась на фортепиано, только потом стала играть на гитаре.
Диана: Ты знаешь, мне очень прикольно играть на электрической гитаре, у нас есть Fender, и это совсем другая история.
Зеф: Немного о внешней стороне дела. Какая-то продюссерская работа ведется?
Света: Я бы назвала это независимой продюссерской работой Светланы Лосевой. Она сколотила наш первый электрический состав, с музыкантами экс-“Наутилуса” Потапкиным и Копыловым. Это очень нас взрастило. Я не говорю уже о возможности выступать в разных местах и разных точках. Идет журналистская поддержка, вышла масса статей. То, что о нас знают – это только благодаря ей.
Зеф: А какое-то влияние на репертуар, саунд она оказывает?
Диана: Нет, это только наше дело.
Зеф: То есть она скорее не продюссер, а директор…
Диана: Да, она занимается скорее промоушеном. Кроме того, сейчас она помогает работать над имиджем, привлекает визажистов и так далее. Мы пришли к выводу, что бедность – это порок, и художник не должен быть голодным. И если у тебя такая прекрасная душа, ты должен уж постараться, и сделать так, чтобы на тебя было приятно смотреть. Сейчас с нами работает Наталья Голубь, это достаточно известный московский визажист.
Света: Она из нас делает леди. Если раньше на сцене были, как писала одна газетенка, две особы неизвестно какого пола… Это конечно, заставило нас задуматься. Кроме того, для женщин наша музыка действительно слишком жесткая… И для мужчин, видимо, тоже.
Зеф: Мне вообще-то очень не нравится говорить о музыке в смысле половой принадлежности.
Диана: Это классный подход, но к сожалению, так думают не все. А вообще-то мы девушки, любящие глобальность. Мы можем всю ночь куда-то ехать на двух велосипедах, доехать, пописать и вернуться обратно.
Зеф: Ну да, бешеной собаке…
Диана: Или вот недавно поехали в деревню. Двенадцать километров шли по зимней дороге в крещенский мороз, дошли, выпили водки и вернулись обратно. Мы этим не кичимся, просто мы стараемся не топтать свою внутреннюю свободу. Конечно, намного проще было бы определить жанр, и работать в нем.
Света: Мы поем не песни, мы поем себя.
Диана: И поскольку у нас очень позитивная модель мышления, мы считаем, что чем дальше, тем благополучнее будет складываться наш путь.

01.2000