2000 05 Gay.Ru: интервью «Поздний вечер на крыше»
корреспондент — VolgaVolga
«Пойдем, пойдем!» — упорствовала подруга, таща меня на концерт «Ночных снайперов», — «ты забудешь про всякую Земфиру!»
Их кассета «Капля дегтя» крутилась пару раз в моем плеере и, признаться, особого энтузиазма не вызвала: технический уровень записи напоминал лихие 70-е, чтобы разобрать слова приходилось изрядно напрягаться. Впрочем, куда идти в Москве петербурженке, приехавшей на выходные, как не на клубный концерт питерской группы?
Интересные вещи стали происходить еще у станции метро, где наша разношерстная, но вполне девичья компания забила стрелу. К нам подошел молодой человек скромного вида и спросил, не на концерт ли «Снайперов» мы идем. «Да, — ответила я хором, — а что он, отменяется?» Молодой человек, испугавшись, полез за пазуху, извлек мобилу и быстренько удостоверился у администрации клуба, что всё путём. Успокоившись, заулыбался: «Да вот, просто хотел вам объяснить, как до клуба удобней дойти, темно ведь уже». Тут моя знакомая вспомнила, что этого парня уже как-то видела на концерте «Снайперов», поэтому все послушно стали вникать в подробности московской географии.
Клуб оказался очень маленьким, да еще в тот день какая-то молодая пара праздновала свадьбу… короче, мест не было, но мы, как закаленные российские дайки, заполнили собственными попами самое сладкое место — деревянный пол рядом со сценой.
Журнал » FUZZ » — декабрь 1998 г: «Питерский дуэт пролил каплю бальзама на израненную новомодными течениями душу любителей творчества Гребенщикова. То, что около половины песен на кассетах навевают мысли о БГ — скорее достоинство, чем недостаток, т.к. поют и аккомпанируют себе (гитара и скрипка) девушки. Невольно крамольное воображение рисует женское воплощение мэтра в юбке. Но это не вызывает даже легкого раздражения, как обычно бывает, когда слышишь последователей «великого и ужасного».
Газета «5 углов» 30 декабря 1999г.
«- Вы вроде бы веселые девушки, почему такие мрачные тексты?
Света: Нам так кажется: либо ты живешь грустно, а поешь весело, либо наоборот. Лучше жить весело, а петь серьезно. Человек не может быть всегда грустным или веселым.
— А с чем связано то, что некоторые песни исполняются от мужского лица?
Света: Мы же переодетые мужчины!
Диана: На самом деле, так сложилось, если вдруг пишется от мужского лица, то пишется — » Я раскрашивал небо», » Рубеж «. При этом я нахожу интересные моменты».
Газета «Невское время» 8 апреля 1999г.
«Уже год как внимательный к природным явлениям человек может заметить странствующий по Петербургу тайфун, в эпицентре которого расположилась команда под названием » НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ «. … Отрицательных эмоций » Снайперы » не транслируют. Впрочем, однажды, на заре появления в группе Копылова и Потапкина, это случилось. Басист внезапно заболел, аппаратура сбилась, директор коллектива на глазах питомцев смертельно побледнел. В результате, концерт прошел по канону русской освободительной классики — каждое слово произносилось, как в первый раз, потусторонний гнев преображал героев. И без того харизматический тембр Арбениной заставлял зрителей забываться. Сурганова, как всегда имитируя ангельское терпение, возвращала их на землю — с тем, чтобы через минуту кинуть обратно в астрал.»
Журнал «Петербург на Невском» весна 1999г. «…Слыхали ль вы, как отдаются имена Верлена и Рембо в двадцатиградусный мороз в дали какого-нибудь питерского предместья? Видели внутренность тамошних night club-ов, сплошь выложенную окрестными тинэйджерами — оторвами с нежными душами. Без намека на риторику или тем более снобизм — можете вообразить себе в подобном интерьере группу » Ночные Снайперы «?»
Об «этапах жизненного и творческого пути» писать не буду — об этом можно прочитать на официальном сайте www.snipers.net или на многочисленных неофициальных. Кстати, там же есть и музыкальные архивы песен. Но о песнях тоже не буду — просто посоветую послушать живьем. Это стоит того! Живой концерт сильно и в лучшую сторону отличается от записанного на кассетах и компакт-дисках, — не счесть импровизаций, и самое главное, можно испытать в полный рост ту самую «энергетику «Снайперов», от которой балдеют критики и сходят с ума фанаты. На этом и остановимся подробнее.
Итак, Диана: девушка с гитарой, «лицо и душа» Снайперов, объект воздыхания армии обожателей обоих полов. Сумасшедше артистична, изящна, по-мальчишески порывиста и эмоциональна, хрупкая в своей силе и властная одновременно. Хотите мои личные ассоциации — «пожар».
Света: «сердце» Снайперов. Фигура загадочная, я бы сказала, роковая. Умна, сдержанна, красива. На сцене преображается, открываясь по-детски полностью, словно нет ничего вокруг — только она и музыка. Виртуозно владеет скрипкой. В программе поёт всего несколько песен, но это незабываемо. Личные ассоциации — «коньяк»: редчайший, терпкий, головокружительный.
Мы в гостях у «Ночных снайперов», в уютной квартире на канале Грибоедова. В комнате мирно уживается невероятное количество музыкальных принадлежностей, включая пианино и барабаны, и только пара диванов наводит на мысль, что тут в перерывах между музыкой еще и люди живут.
VolgaVolga: — У известных людей, как правило, существуют консультанты по PR, рекомендующие, как общаться с публикой, журналистами. У вас есть такой человек?
Диана: Да. Его зовут Нюх. Или чутьё. Это во-первых. Ну и конечно, многие вопросы согласовываются с директором — Светланой Лосевой.
— Вы согласились дать интервью для www.gay.ru — сайта довольно специфического. Ничто в душе не говорило, что не надо этого делать?
Диана: А с чего собственно?
Света: А я не знала, что VolgaVolga — это gay.ru! (смеется) Да я всех люблю.
— Что такое «счастливый день в жизни «Снайперов»?
Диана: Давай Света расскажет про свой, а я про свой.
Света: Хорошо. Это когда просыпаешься, и осознаешь, что хорошо себя чувствуешь, ты работоспособен, есть идеи и ты готов их воплотить. Еще удачный день, когда на репетицию к нам домой, сюда, приходят музыканты, — и они тоже работоспособны, готовы рождать идеи по ходу работы.
— А вечер?
Света: Вечером обычно проходят концерты, и если…
Диана: … в зале все тоже хорошо себя чувствуют… (смеются)
Света: Ну, там уже совсем другая история. Если в зале аншлаг, и если после последнего аккорда раздается троекратное «Ура! Снайперы, Снайперы!» — то день, в общем-то, удался.
— Наполняемость зала и троекратное «Ура!» — единственные критерии популярности, успеха?
Света: Это, безусловно, критерий, да. Если в зале 2 землекопа и вялая реакция, то, честно говоря, после этого как-то и жить не хочется.
— Диана, расскажи про твой счастливый день!
Диана: Это когда с утра солнце, и когда лето…
Света (улыбается): Зимой Диана Сергеевна глубоко несчастна!
Диана: … когда я надеваю белую чистую рубашку, выхожу на улицу, и у меня всё складывается, день плавно катится к вечеру, и я хорошо переживаю промежуток между 5-ю и 7-ю, потому что мне очень тяжело в эти часы жить. Вот, а в 7 часов наступает совершенно определенная вечерняя атмосфера, которая заканчивается ночью. Это может быть связано с концертом, а может быть связано с апрелем… Не знаю… Когда мне играется — тогда всё нормально. Мне где-то лет 11-12, и когда я себя чувствую именно на эти годы, когда ничего не давит — это кайфово. А что касается критериев успеха, я со Светой полностью согласна: мы не играем, к сожалению или к счастью, элитарную музыку, — поэтому критерий наполняемости зала для нас очень важен.
— Как вы зарабатываете деньги? Концертами?
Диана, Света: Исключительно.
— Я вот тут изучила материалы вашего сайта www.snipers.net , там вскользь упоминается, как вы познакомились. Нельзя ли поподробнее?
Света: Как это «вскользь»? Там всё просто испещрено! (смеется) Через Виолетту Суровцеву, это наша общая знакомая, Динкина одноклассница. Мы встретились в Питере, когда Дина со своими родителями приезжала сюда из Магадана «на материк», как они это называют. Она тогда еще училась в магаданском пединституте, на факультете иностранных языков, приехала на каникулы. Мы попели друг другу и поняли…
— Что значит «попели»?
Света: Ну как. Вот вы пришли, общаемся, пьем пиво. Вот и мы пришли, стали общаться, выпили, правда, не пиво, а, как щас помню…
Диана (морщится): Фу!…
Света: …грейпфрутовый ликер.
Диана (мрачно): Нет, сначала какую-то отраву банановую.
Света: Сейчас не помню, какие-то сладкие девичьи напитки. Это сейчас мы взрослые, солидные…
Диана (укоризненно оттопыривает край домашних джинсов Светы): Ага, солидные! Нет, на самом деле всё было не так. Действительно, нас познакомила Виолетта Суровцева. А вообще, женщина с гитарой — этот нонсенс, этого быть не должно, это неестественно.
Света: Это говорит девушка с гитарой, заметьте!
— Диана, почему?!
Диана: Ну, неестественно. Это всё равно, что девушка с мандолиной, баяном. А девушка должна быть… цветочком!
Света (перебивая): Подожди, а с чем должна быть девушка? Ну кроме как со скрипкой.
Диана (милостиво): Ну, со скрипкой — еще ничего.
Света: А с флейтой?
Диана (морщится): Пф-ф… Слишком длинно!
Света (смеется)
Диана: Так вот, и мне Виолетта говорит: «Ты знаешь, такая есть классная девчонка, такие песни классные пишет!» Я говорю: «А сколько ей лет?» Она отвечает, и я думаю: ой, блин, опять это про несчастную любовь, это надо будет сидеть, слушать, и после каждой песни говорить «О да, хорошо!» и делать умное лицо, а я этого не умею. Ну вот, мы пришли, около Таврического садика Светка тогда жила. И открывает нам дверь Плюшкин самый натуральный, в халате, тапочках, носочках, длинными, малопривлекательного вида волосами…
Света (смеется): Так вы пришли раньше, чем договаривались! Я так готовилась встретить гостей из далекого Магадана в 7 вечера, а не в 4 дня, я не успела дойти до ванны! И нормальный, кстати, вполне коммунальный халатик был. Вообще, мыться в коммуналке в ванной, которая на кухне — большая удача!
Диана: Ну ладно. И вот, такой длинный темный коридор, я иду и спрашиваю тихонько на ушко у Виолетты, мол, а где дЕвица-то? Она кивает — «Так вот, впереди!» (Диана делает изумленные глаза) Мы заходим, дЕвица садится вот так вот (уперев руки в расставленные колени) и решительно говорит «Ну что?!» Я подумала, что на час меня, пожалуй, должно хватить. И тут она начинает петь, и мне вдруг (расплывается в широченной улыбке) … интересно! И именно так у нас и сложился вот этот спарринг. В тот день мы пели часов до 12-ти, еле успели на метро, ехали в машине «Скорой помощи»… На следующий день мы пошли в этнографический музей.
Света: И там увидели КЛЕПЕЦ! Это капкан для медведя. Но это слово!… (мечтательно) «Я одинока, как клепец в этнографическом музее!…» И вообще, когда хочется сказать другое слово, мы говорим «клепец!» (смеются)
— Вы вместе больше 6 лет. Что вас держит?
Света (гордо): Большое и светлое чувство! К музыке.
Диана: Музы меняются, а Снайперы остаются.
Света Диане: Это ты очень удачно сказала!
— Люди, часто посещающие ваш концерт, говорят, что Снайперы перед выступлением довольно часто ругаются. Это вы так заводите себя перед концертом или на самом деле — разборки?
Света: Мы просто живые.
Диана: Нет у нас разборок. Света — Скорпион, я — Рак, мне кажется, это идеально. Ну, может, перед концертом адреналин…
Света Диане: Ах, вот поэтому? Адреналина тебе не хватает??…
Диана: Мне?? Да вот так! (чиркает пальцем по лбу. Становится страшно за Диану.)
— Что значат ваши личные отношения в общем творчестве? Если когда-нибудь, тьфу-тьфу конечно, разругаетесь в пух и прах, — вы прекратите выступать вместе?
Диана: Мы об этом не думаем.
Света (задумчиво): А пуха и праха было… предостаточно! Я уж не знаю, что еще может случиться, ссоры были на всех уровнях, от и до. Думаю, мы будем спокойно жить, сотрудничать…
Диана (смеется): Жди…
Света Волге: Вот видишь, как мы хорошо друг друга дополняем!
— Рецензии на ваши альбомы пишут, как правило, мужчины. И заметно, что проскальзывает довольно снисходительное определение: «женское творчество». Не обижает наделение вашей музыки вторичными половыми признаками?
Света: Не знаю. Один человек, хозяин известного питерского молодежного клуба, как-то признался, что после Вертинского он ничего более крутого, чем «Снайперы» не слышал. Можно ли это относить к половым признакам?
Диана: Ну а что им еще писать-то? Мы поем песни, а они — пусть пишут всё, что хотят.
Света: По поводу снисходительности. Хорошо, когда мужчина снисходителен. Но на самом деле, время всё расставит по местам.
Диана Свете: Ты на табуреточку-то встань!
Света встает на стул, громко декламирует, что время всё расставит. Верится легко.
— Легко ли «честной девушке» пробиться в музыке?
Света: Талант всегда найдет себе дорогу. Если у него есть харизма и целеустремленность.
Диана: Одного таланта мало. Должна быть дьявольская работоспособность. Тогда всё будет кайфово.
— А вам лично тяжело было?
Диана: Всё еще только начинается.
Света: Работать, заниматься делом — не тяжело. Вообще, что касается музыки — это только приятно. Тяжелы какие-то непонятки личностные, эмоциональные передряги. Думаю, мы все же уже выросли из этого, в чем-то по-хорошему успокоились.
— А что значит «жить по-снайперски»?
Диана: Это сложно объяснить. Это не просто песни, мы такие всегда. Мы не выходим на сцену, как в отдельную часть своей жизни — это одна из сторон её. «Колыбельная по-снайперски», «Блины по-снайперски», жить по-снайперски — это всё звенья одной цепочки. Своеобразная философия. И пока я буду жить, я буду это культивировать. Возможно, некоторым образом это связано с понятием «интеллигентный милитаризм»…
Света (смеется): «Интеллигентный милитаризм»?! «Эстетствующие панки»?!
Диана (смеется): Тоже хорошо.
Света: Милитаризм в нашем понимании — это защита.
— Давайте поговорим о поклонниках, поклонницах. Что они из себя представляют?
Света: Это очень щедрые люди, они вселяют в нас уверенность, что всё, чем мы занимаемся, имеет смысл. А люди очень разные: мальчики, девочки, взрослые мужи, студенты, бизнесмены…
Диана (голосом Жанны Агузаровой): … рр-абочие, колхозники…
Света: Разношерстная публика по социальному статусу и роду деятельности. Даже если публика безмолвствует, — все равно «плюс». Бывали и такие черные дни, мы с Динкой очень переживаем, когда не получается этого общего экстаза.
— А если в один совсем черный день у вас пропадет голос и слух (тьфу-тьфу много раз!) — чем тогда будете заниматься?
Света: Хороший вопрос. (длинная пауза) Мы уйдем в Тибет.
Диана: Через Китай. Вообще, если ты рождаешься под этой звездой (искусства — прим. Volga), то все равно до конца идешь, без разницы, — танцуешь ты, поешь, или рисуешь.
Света: А если с потерей слуха и голоса у нас не отсохнет правая рука (Волга падает в обморок) — мы будем писать. Хотя, самое интересное — это мыслить.
— А «мыслить» для вас — процесс коллективный?
Диана, Света: Нет, сугубо личный. Как растения — они должны сначала расти, тянуться к свету, а потом уже начнут переплетаться друг с другом.
— Давайте поговорим о девушках. Есть ли какие-то у вас идеалы женской красоты?
Диана: Идеалы? Наверное, нет. Есть определенные стереотипы красоты, которыми невозможно не увлечься. Навскидку… Вот ты меня спросила — я сразу вспомнила Настасью Кински. Что касается более холодной области — моделей — мне нравится Евангелиста. Вообще, красота и персона — две разные вещи. И если они совпадают — кайф. Но это редко случается. Вообще, что касается людей — мужчин ли, женщин, не важно — мне нравятся люди с прищуром. Если человек с прищуром — всё, это труба, Арбенина. (Волга одним глазом ищет трубу, но тщетно)
— Свет, у тебя есть идеалы женской красоты?
Света: Да. Но это глубоко личное.
— Как насчет фрейдисткого «Творчество — сублимация нереализованного либидо»?
Света: Творчество — часть физиологии некоторых людей. И человек творит не потому, что он не удовлетворен и сублимирует, а потому что он не может этого не делать, это как часть дыхания.
— Детский вопрос: на что вы потратили бы $1 000 000?
Света: Обеспечила бы счастливую старость родителям, вернее, маме — больше никого и нет, довела бы до ума всё, что связано с моим основным занятием в жизни, ну и обеспечила бы веселую жизнь себе и друзьям!
— Что значит «веселую жизнь»?
Диана: Вот и мне интересно!
Света: Нужно много путешествовать — это очень развивает. Нужно видеть мир, людей.
Диана: Тут мы единогласны.
— Какие моменты вашей личной жизни можно назвать наиболее трудными?
Диана: Их было два. Один по молодости, не стоит об этом говорить. А второй — когда Света умирала в реанимации, мне было тяжело. Но, слава Богу! пережили. В этот район Петербурга, где все это началось, я до сих пор не могу приезжать, мне очень тяжело там.
Света: А мне… Мне было тяжело, когда падал шкаф! (смеется) Без комментариев!
— Света, можешь вспомнить свое самое романтическое переживание?
Света: Последнее, очень сильное романтическое переживание, заставившее учащенно биться сердце, — это колесо обозрения. На ВДНХ, во время нашей последней вылазки в Москву. Уж-жасно страшно. Но романтично.
— Диана, а что насчет эротических переживаний?
Диана: Ну… эротика в какой-то мере связана с сексом.
— Очень интересно!
Диана: Когда берешь человека прямо «не отходя от кассы».
— Какой кассы?
Диана: Например, вот идешь с ним по улице, и вдруг больше идти не можешь! (голос Дианы жалобно дрогнул, сразу перед глазами всплыли картины медсестер, отважно спасающих мир искусственным дыханием). Возникает, допустим, колоннада Исакиевского собора. А вокруг тебя идут люди, которые почему-то очень смущаются. А ты-то — нет! (искреннее удивление в глазах) Ведь всё должно быть наоборот. Но, тем не менее, адреналин присутствует.
— То есть, такая публичность — она добавляет эротизма жизни?
Диана: Если есть накал чувств, есть классный респонс — то попробуйте заняться этим на улице! Классный резонанс. И в теле, и в душе, и в окружающей среде.
— А еще пару рецептов оживления сексуальной жизни от «Снайперов»?
Света (смеется): Ну, для Дианы Сергеевны нет ничего невозможного!
Диана (смущенно): Нет, ну на самом деле мне просто везло. От тех людей, которых хотела я, я никогда не получала отпора. Рецепты? Всё очень просто. Если ты влюбляешься в женщину — неси своё чувство и будь естественным. Или в мужчину, — не суть. Тогда они тебе ответят.
Света: Максимум естественности, и при этом — никакого посягательства, пиетет и… улыбка. Любовь — это улыбка!
— Лесбийская общественность обеих столиц уже записала вас в свой отряд. Есть ли у вас какие-то отношения с «тематической тусовкой»?
Диана, Света: Нет, никаких. Да и это, честно говоря, нам не нужно. Мы влюбляемся в людей. И это настолько сильнее, чем какая-либо тема! Мы абсолютно естественны в своих проявлениях. Что же касается конкретно девушек — то, если им хорошо вместе, отлично. Только не надо ничего сублимировать. Не нужно сублимировать член, грубо говоря. Не нужно строить из себя мужчину, это просто неестественно. Что же касается геев, им, с одной стороны сложнее, а с другой — проще.
Света: Я, например, отношусь к этому, как к социальному явлению. Игнорировать его нельзя, но и гиперакцентироваться — тоже крайность. Мне интересно, как развивается это явление в нашей стране, но не более того. Я против дискриминации чего бы то ни было, если людям хорошо вместе, то и дай Бог.
Диана: Вообще мы известные борцы за справедливость. Факт. Подраться за правое-левое дело… (смеется) Что же касается специфических или неспецифических отношений, мне кажется, намного неестественней прожить с человеком много лет в браке, и все годы делать вид, что тебе хорошо, и не испытывать оргазма в постели! Это плохо, это просто неэтично. Во-первых, ты просто предаешь себя, во-вторых — своего партнера. Ты ему врешь, просто врешь! Зачем? Нужно всегда искать выходы, — ведь заниматься любовью — это так прекрасно, это так стимулирует.
Света Диане: Ты говоришь об этом, как о спорте. (задумчиво) Но кровь разгоняет, действительно.
— Пять прилагательных, которыми бы каждый из «Снайперов» охарактеризовал их, как целое?
Света: Сумасшедшие, синоним — отвязные. Чувственные, синоним — красивые. Тонкие. Умные. Сильные.
Диана: Осмысленные. Прикалывающиеся. Цвет: белый. Черный. Красный.
— Какими видят себя «Снайперы» через 5 лет?
Диана, Света: Не старыми. Это главное.
Послесловие: 🙂
Это ужасно, страшно и невероятно, но уже после интервью, когда питерское метро грозило вот-вот закрыться, отрезав путь к родному дому, «Снайперы» вдруг предложили: «А давай мы покажем тебе нашу крышу? Такого вида, гарантируем, еще не видела!» Легкомысленно предположив, что «крыша» — это что-то вроде чердака на верхнем этаже или футбольного поля, я влилась в дружную бригаду, штурмующую темную лестницу. Оказалось, что из темного пыльного чердака, где я намертво вцепилась в подоконник, требуется вынести своё безумно боящееся высоты тельце на самую что ни на есть покатую, старую крышу фиг-знает-скольки-этажки.
Бригада дам, изрядно воодушевившись пивом, уже была наверху, в ночи, громыхая жестью, как стадо бизонов, а мне вдруг ярко представились варианты разнообразных черепно-мозговых травм и заголовки некрологов…
В результате Снайперам пришлось минут 20 эти картины в моем мозгу проветривать и чудо произошло. Картина ночного Питера незабываема. Это единственное, что могу сказать. Остальное — личное. 🙂
2000