2001 02 «Домашний компьютер»: «Ночные Снайперы и высокие технологии»

Дмитрий Сорокин

(давно забытое интервью)

Год назад я немного писал для журнала «Домашний компьютер». И как-то редактор предложил мне встретиться со стремительно набирающей популярность группой «Ночные Снайперы», чтобы выяснить их отношение к компьютерам и прочим высоким технологиям. Группа мне уже тогда нравилась, поэтому я не видел причин отказываться от этого задания. В первых числах февраля 2001 года в московском клубе «Проект О.Г.И» состоялась моя встреча с Дианой Арбениной и Светланой Сургановой. Мы довольно мило пообщались на заданные темы, но интервью не появилось в «Домашнем компьютере»: я по разным причинам тормозил сдачу материала, а потом в «ДК» произошла революция, сменилось руководство, и про меня просто забыли. Тем не менее, мне очень жаль держать такой материал исключительно для собственного пользования, поэтому давайте считать, что перед вами — эксклюзивное интервью группы «Ночные Снайперы», данное журналу «БЛИН».

Да, и еще. Возможно, вопросы, задаваемые мною «Снайперам», покажутся вам глупыми и даже идиотскими. Не скрою, оказавшись в обществе двух очаровательных женщин, я вообще едва дара речи не лишился от волнения. Поэтому — что выросло, то выросло…

ДС: Хотелось бы поговорить с вами на тему «Ночные Снайперы» и высокие технологии». Первый вопрос — самый общий: имеете ли вы какое-то отношение к компьютерам?

Диана: Безусловно. У нас дома есть компьютер, который мы сейчас довольно узко используем, но очень хорошо к нему относимся. В первую очередь, конечно, это наша печатная машинка, а также способ получения информации о концертах, гастролях и так далее. То есть электронная почта…

Светлана: Ну, и «Ася»!

ДС: Как часто вы пользуетесь Интернетом?

Диана: Слишком часто, слишком помногу…

ДС: Что для вас Интернет?

Диана: Интернет… Ну… К нему можно по-разному относиться. Сначала мне было просто интересно, теперь же я меньше времени провожу именно гуляя где-то в Интернете, а больше все-таки занимаюсь своими творческими делами, ну, и общаюсь. Ясный перец, что Интернет — это поле непаханное, и там много чего интересного, но теперь я стараюсь проводить в сети меньше времени. Так, захожу на какие-то адреса, которые меня интересуют…

ДС: Я неоднократно слышал, как «Ночных Снайперов» называли «интернет-группой». Прокомментируйте, пожалуйста, этот интересный термин. И как вы считаете: основная аудитория ваших поклонников вышла на вас через Интернет или уже после того, как вы стали широко известны в офлайне?

Диана: Мы, пожалуй, одна из первых интернет-групп. До последнего времени, то есть до раскрутки «31 весны» на радио, нас практически никто не знал. Нас не крутили на радио, о нас никто не писал, даже афиш было мало. И все люди, которые приходили на наши концерты, получали информацию о нас, о концертах исключительно из сети. Ничего плохого я в этом не вижу. И я действительно благодарна Интернету за то, что нам было весело. А интернет-группой мы стали так: на один из наших концертов пришел Пшеничный, журналист «Новой газеты», великий человек. Он спросил нас «Хотите, выложу пару ваших песен на свой сайт?» Мы тогда не знали ни что такое «сайт», ни что такое «выложить», но на всякий случай согласились. А потом к нему на страницу зашел Саша Канарский, влюбился в наши песни и предложил сделать наш собственный сайт. Так все и началось…

ДС: На вашем сайте выложено довольно много вашей музыки. Сейчас в Интернете идет настоящая война со свободным распространением mp3-музыки, гиганты звукозаписи землю роют со страшной силой… Вот вы не боитесь, что вашу музыку будут меньше покупать?

Диана: Нет, не боимся. У меня совершенно четкое мнение по этому поводу: мне не жалко выкладывать песни на сайт, потому что я верю, что если человек захочет купить пластинку — он пойдет и купит продукт, чтобы подержать его в руке. А не так умозрительно, облазив полсети, чтобы что-то там найти и слушать в наушниках. Здесь, кстати, у нас со Светкой есть кое-какие разногласия, потому что я за то, чтобы выкладывать полностью альбом, а Света — лишь некоторое количество песен.

Светлана: Я считаю, что надо выкладывать в качестве демонстрации несколько песен, а все остальное — дело альбома, который хочешь — покупаешь, хочешь — нет. Должна быть интрига. Вот mp3 на сайте как интрига — это хорошо, а полное сливание информации, в данном случае, песен — это плохо.

Диана: Наш сайт делал Саша Канарский, он компьютерщик, живет в Калифорнии. Мы — вторая группа, для которой он делал сайт. Первый опыт у него был с «Несчастным случаем». Недавно он рассказал мне, что они полностью выкладывают альбомы, и меньше их от этого не покупают.

ДС: Мы уже выяснили, что вы используете компьютер как печатную машинку. А в плане музыки? Вот вы сейчас играете в электрическом варианте. Планируете ли какие-то компьютерные эффекты, «фишки»?

Светлана: У нас есть большая мечта: купить хотя бы полупрофессиональную звуковую карту, MIDI-клавиатуру и попробовать освоить компьютер как музыкальный инструмент. У нас тогда появится возможность делать оркестровки. Но пока этого ничего нет, пока все это лишь планы. Все упирается в недостаток времени, особенно сейчас, когда у нас так много концертов, ну и в деньги, конечно. 4-канальная (а лучше — 8-канальная) карта стоит очень больших денег, нам пока не потянуть…

ДС: Теперь немного поговорим о виртуальности. Не о той виртуальной реальности, что известна по фантастическим фильмам — реалистичное пространство там, и все такое, — а обо всех этих виртуальных тусовках: чатах, форумах, и так далее. Вы, как я понял, не чужды подобного общения. Находит ли это какой-либо отклик в вашем творчестве?

Диана: Нет, я предпочитаю общаться с живыми людьми. И песни пою о живых.

ДС: Расскажите какой-нибудь курьезный случай, связанный с вами и компьютером.

Диана: Все компьютеры, так же, как и машины, делятся на девочек и мальчиков…

Светлана: Ну, собственно, как и люди…

Диана: Я говорю про неживую технику! Наш компьютер — абсолютно живое существо. И это мальчик. Совершенно мужской характер. Он бывает очень капризным, строптивым, но я научилась, как себя с ним вести. А сейчас я по нему очень скучаю.

Светлана: А курьезный случай был такой. Мы выключили компьютер. Ну, как полагается, по всем правилам. Кто-то из нас пошел на кухню, кто-то остался в комнате. Проходит некоторое время, и вдруг компьютер сам собой включается! Яркий голубой экран загорается — ни с того, ни с сего! У меня волосы дыбом — я к Диане: «Это ты компьютер включила?» Она мне: «Нет, я к нему не подходила». Троллейбус по улице проехал — он и включился. У нас маленькая улочка, и когда по ней идет троллейбус, никто там больше проехать не может, и все дома трясутся… Понятно, что почему-то он включился от этой тряски, но ситуация была полушоковая: будто привидение включило машину…

ДС: А играете ли вы в компьютерные игры?

Диана: Нет, знаешь, у нас настолько мало времени, чтобы успевать делать то дело, которое мы затеяли, то есть этих самых «Снайперов», которые действительно снайперы, а не завсегдатаи интернет-кафе, что на игры не остается времени. Хотя… Мы люди азартные. И когда мне показали пасьянс, а потом эти игры, где все бегают и стреляют, я проиграла трое суток, как заведенная, практически не отрываясь от компьютера. Игры — страшно азартная штука, но я прекрасно отдаю себе отчет, что времени мало. Надо заниматься тем, для чего ты рожден.

На этой несколько пафосной ноте мы и расстались. У «Снайперов» была еще куча дел, я же стремился успеть на метро, пока его не закрыли… Две недели спустя я впервые увидел их на сцене «живьем». Впечатлений масса, но это, впрочем, тема отдельной статьи, довольно неактуальной, с учетом прошедшего с тех пор времени…

P.S. А если вдруг вы до сих пор не в курсе, кто же такие эти самые «Ночные Снайперы», просто загляните на официальный сайт группы.

2001