2001 02 Газета «ЭN»: «Из России с любовью»

Девушка со скрипкой + девушка с гитарой

Вы даже себе представить не можете, сколько новых групп появилось в России за последний год. Мальчуковые (чаще всего танцевальные), девичьи (чаще всего топ-модельные). Понятное дело, шоу-бизнес. Есть еще одна, девичья, точнее, солируют в ней девочки: одна поет, другая тоже поет, одна играет на скрипке, другая — на гитаре. Откуда они взялись такие отчаянные и цепкие? Понятное дело, из города, где изначально много стреляли. Из Питера. Снайперы же. Причем ночные. Мы встретились с ними в одной из московских кафеюшек. Знакомьтесь: Диана Арбенина и Света Сурганова из «Ночных снайперов».

— Что за газета берет у нас интервью?

— Газета «ЭN», город Рига.

Диана: — В прекрасном городе N…

— Диана, ты приехала из Магадана. Люди там живут особенные, им сложно привыкнуть к большим городам. Где ты ощущаешь себя как дома?

Диана: — В мегаполисе, в большом городе. Магадан в какое-то время стал мал, тесен. Ни одного дня не прошло, чтобы я не подумала, как хорошо, что я оттуда уехала. Хотя он много дал. Это моя родина, но возвращаться туда не хочется. В Москве больше возможностей. Мы попали в клевое положение, так как от Москвы до Питера восемь часов. Можно просто ездить на работу. Мы вообще любим дорогу.

— Что делаете в дороге?

Диана: — В шахматы играем.

Света: — Читаем, музыку слушаем, общаемся. Ну, еще и спим иногда.

— Что слушаете? И в поездах, и вообще?

Диана: — Сейчас я очень охотно приседаю на Radiohead, Muse. А что касается нашей отечественной музыки, все зависит от персоны. Если персона интересная, скажем, БГ, то и музыка хороша, интересна. Потому что ничего нового русские музыканты сказать не могут. У нас есть фольклор, только и всего.

Света: — Нельзя что-то кардинально новое изобрести. Все давно изобрели, а мы хотим понять свою фишку — она однозначно есть, и ее просто нужно культивировать. А по поводу музыкальных пристрастий, то вот я, например, слушаю сейчас Rene Dupere, это французский композитор. (Говорит с настоящим французским прононсом.)

Диана: — Ого! У тебя даже «р-р» появилось!

Света: — Да, я имитирую французский.

Диана: — Ну-ка, еще раз скажи!

Света: — Это неповторимо. Я слушаю классику, с удовольствием и много. Шопена люблю.

Диана: — Причем слушает вся квартира, если Света слушает.

Света: — Ну а если ты слушаешь Radiohead, это слушает не то что вся квартира — весь квартал.

Диана: — Да, у нас такая шутка была одно время. Когда Света училась в Педиатрической академии, мы снимали квартиру в одном из микрорайонов Питера. Квартира была однокомнатная. На большой кухне стоял телевизор и тахта, а в комнате был бильярд. И шутка была такая: если на весь микрорайон орет Door, значит, Сурганова в Педиатрической академии. Вообще, когда мы познакомились со Светкой, у нас были очень полярные взгляды на музыку. Они, в принципе, и сейчас остались, но мы дали друг другу очень много нового. Ты, Света, Door до меня слышала вообще?

Света: — Слышала, конечно. Диана обладает уникальной способностью привить антипатию к любому произведению. Потому что если она во что-то влюбляется, то это звучит 24 часа в сутки на предельной громкости. Но сейчас ситуация улучшается, так как появился компьютер и мы разделили свои интересы не в ущерб друг другу.

— Давно ли образовались «Ночные снайперы»?

Света: — Как группа — года два, а знакомы мы с 1993 года. У нас есть уже несколько альбомов, а первый мы писали на той самой квартире, потому что помню, что микрофон мы привязывали к бильярдному столу.

— В бильярд играете, наверное, хорошо?

Света: — Скорее фехтуем киями неплохо.

— А вообще вы азартны?

Диана: — Конечно. Это ведь, по-моему, сразу бросается в глаза. Мы еще к тому же и ревнивые очень, просто кошмар!!! Но сейчас мы несколько меньше деремся, чем раньше. Обилие шрамов говорит о многом.

— Когда вы выступаете, вы играете для зала или все-таки друг для друга?

Света: — Мы играем для общения, для диалога.

Диана: — Нас в общем-то пятеро в команде. Вместе с парнями играем.

Света: — Мы стараемся слушать друг друга, дышать в такт.

Диана: — О, как образно сказала!

— Свет, сочиняешь ли ты произведения специально для скрипки?

Света: — Только для скрипки? Да.

— Кто-нибудь когда-нибудь это услышит?

Света: — Надеюсь, что да. У меня много задумок.

(На самом деле у девушек задумок очень много. Например, издание книги собственных стихов с собственными рисунками.)

— А что ближе для тебя, скрипка или гитара?

Света: — Я пожизненно влюблена в скрипку. Как сказал один человек, такое ощущение, что ты родилась со скрипкой в руках. Но гитары мне тоже нравятся. Но вот скрипка это что-то родное, это в крови. (Света смотрит на Диану.)

Диана: — Свет, я не играю на скрипке, что ты на меня смотришь?

Света: — Ты играешь на гитаре.

Диана: — Ой, не играю я на гитаре! Я на ней чешу на самом деле. Но чешу я, в принципе, нормально, потому что делаю я это честно, откровенно и на полную катушку. Наш звукорежиссер, эдакий мачо, услышав меня, сказал, что так играет Шевчук, что ни одна фемина так не играет. Мне на самом деле было очень приятно. У меня действительно совершенно нормальный дворовый чес.

— То есть это со двора все?

Диана: — Конечно. Меня отец научил играть. А он на самом деле пел только две песни: «Все пройдет — и печаль, и радость», а вторая еще круче «Когда я пьян, а пьян всегда я…» — был такой гусарский романс. Один раз я подошла к нему и говорю: «Тятя (он отчим, но никогда отчимом я его не называла, всегда по-сибирски тятей), научи меня играть на гитаре!» Он показал мне три аккорда. Я очень быстро схватила это. Начинаю мелодии какие-то подбирать и понимаю: что за фигня? Ну не ложится моя музыкальная фраза на эти три аккорда. Снова подхожу к нему и говорю: «Слушай, я тут как-то не могу подобрать». На что он мне ответил: «Я показал тебе три аккорда? Все, иди!»

(Тем временем за соседним столиком на тарелочках уже уместились Светина и Дианина порции куриных ножек. Ожидая своих поедательниц, ножки призывно испускали дурманящий запах.)

— Проголодались?

— Нет, абсолютно нет, мы не голодные. Есть не хотим абсолютно.

— А что у вас насчет гастрономических пристрастий? Деретесь за право готовить себе еду?

Диана: — Девчонки, вы клевые! Мы вообще не готовим.

Света: — В последнее время мы питаемся в бистро.

Диана: — К тому же у нас есть соседка в квартире коммунальной, в той, которую мы снимаем. Соседка большая-большая. Зовется Ольга Гусева. Мы ее сократили до Гуся. Просто Гусь. Она просто та-а-а-акой персонаж!!! Ее один раз увидишь — никогда не забудешь.

Диана: — И она готовит для нас.

Света: — Нет, на самом деле, что-то иногда готовит.

Диана: — Она клево готовит.

Света: — А вообще помогает нам в этом моя мамуля. Приезжает к нам и готовит нам супы. Она шикарно готовит.

Диана: — Гусь не хуже готовит супы.

Света: — Она очень плохо готовит.

Диана: — Она клево готовит супы. А я, если честно, умею только картошку жарить.

Света: — И то ты всегда ее поджигаешь.

Диана: — Между прочим, у нас — поколение. Моя бабушка готовит клево картошку. Совершенно фирменно. Сначала это передалось маме. Потом — мне.

Света: — Все ты врешь вообще.

Диана: — И сын мой будет классно готовить картошку. Я уже, кстати, задумывалась над этим.

Света: — Если он будет так же готовить картошку, то вообще не заводи его. Или пусть уж лучше поет.

Диана: — Хочется, чтобы сын был. Такой босоногий мальчик, который бы…

Света: — Босоногий? Ребенку даже обувь купить не может.

(Дерутся, почти по-настоящему. Диана роняет диктофон, извиняется.)

Света: — Хорошо, заводим мальчика босоногого.

Диана: — Ладно, давайте вопросы свои снова, у вас хорошо получается.

— Что привлекает вас с первого взгляда в человеке?

Диана: — А знаешь, как покатит. Если что-то в глазах есть — все нормально. Бывает, вообще не складывается.

Света: — У меня иначе. Меня привлекает нос. Вот я как только увидела этот нос (смотрит на Диану), он меня чуть не сшиб. Действительно. Для меня нос — это все, если мне понравился нос, то я почти влюблена. Вот только не люблю курносых носов.

— Диан, стихи пишешь ты, ведь так? В какой момент они пишутся?

Диана: — Не знаю… В момент влюбленности.

— Понятно. И все же, когда любишь и хорошо или когда любишь и хреново?

Света: — Когда любишь, не может быть хорошо или хреново. Любишь, и все.

Диана: — Да, это так. В последнее время меня просто та-а-ак прет! Уф!

(Все быстренько постучали по дереву. Всего получилось 15 ударов по столу.)

— А сбывались ли когда-нибудь предчувствия? И вообще, есть ли они у вас?

Диана: — Да, я чувствую, когда человек думает обо мне. Причем я чувствую это левым виском, у меня левый висок — барометр. Такой учащенный стук — и я понимаю: кто-то думает.

Света: — А у меня сердце начинает биться учащенно — аритмические дела.

— А сейчас стучит?

Диана: — Ага, скажет она вам по кому. Кстати, что касается предчувствий по поводу успеха творческого — когда все началось с «31-й весны», мы подумали, что НАКОНЕЦ-ТО. То есть не было такой неожиданной реакции на внезапный успех песни. Без кокетства скажу: мы знали. Сейчас наступила несколько рутинная часть работы — над выпуском альбома «Рубеж «.

(Когда готовился материал, альбом еще не был выпущен, выпуск запланирован на 1 марта.)

— Диан, а вот как ты думаешь, тебя какой город любит больше, Питер или Магадан?

Диана: — Москва.

Света: — Да, это так.

Диана: — Не Магадан, потому что это было важное время, но бессознательное весьма. Не могу сказать почему, но все-таки я как-то неосознанно делала все там. И песни писала неосознанно. Большинство времени любила ездить на мотоцикле.

Света: — А я вот обожаю песни дианкины магаданские.

Диана: — А я вот сижу и понимаю, что уже хочу в Ригу.

Света: — Давно не слышала Домского органа. Когда я еще училась, мы часто приезжали на денек послушать какой-нибудь концерт. Просто хочется приехать, побродить по улицам… В детстве я часто с мамой в Ригу приезжала, и в Клайпеде мы были.

Тут мы начинаем спор, на какую все же букву ударение, на «а» или на «е». За этим спором и заканчивается наш интересный разговор. Решение спора договариваемся дать в Риге. Надо сказать, после знакомства со Светой Сургановой и Дианой Арбениной появилось желание написать диссертацию о половой условности. И еще появилась мечта эту диссертацию защитить. Они настолько совершенно дополняли друг друга, так точно понимали друг друга и абсолютно безвозмездно отдавались друг другу, что не возникало сомнений — это настоящее. Ловите, ловите, дорогие соотечественники, альбом «Рубеж». Он уже наверняка имеется в продаже в наших рижских магазинах. Ну а мы, в свою очередь, обязуемся снабжать вас свеженькими столичными новостями из России.

2001