2001 04 Московский комсомолец: интервью «Рок-матриархат»

Чем, зададимся насущным вопросом, узкоформатненький какой-нибудь рок- или поп-фестивальчик отличается, скажем, от гиперфестивалища «Звуковой Дорожки»? Во-первых, конечно, болезненной манией величия в первом случае и тотальным ее отсутствием во втором. Никаких там «общенациональных» или напыщенно-концептуальных этикеток мы, например, на себя не вешаем, хотя и так очевидно, что каждый год в последнее воскресенье июня (в этот раз 24-го числа) именно на празднике газеты «Московский комсомолец» под вывеской «ЗД» (а на сей раз — на пару еще и с самым народным радиобрэндом «Европа Плюс») разворачивается подлинная ВДМХ — Выставка то бишь Достижений Музыкального Хозяйства. Всего! Не отдельных его осколков, из которых, как ни тужься, а никакого зеркала, конечно, не склеить. Здесь же — вся палитра: и распопсовейшие, понимаешь, мазки пестрого окраса, и благородные полутона рокового свойства, и насыщенный колор альтернативных линий, и наимоднейшие покрои сезона. Истина познается в сравнении! Это, собственно, и есть — во-вторых и в основных. Масштаб, в общем!

А масштаб — дело непростое. Тут даже двух (всего уже двух!) оставшихся месяцев архинедостаточно, чтобы в наиполной красе и, как говорится, всесторонне распредставить всех и вся. О «Сплине» и «Би-2» «ЗД» подробно говорила еще пару недель назад. На «ЗД Триллениуме 2001» в Лужниках 24 июня состоится кульминация их совместного «Феллини-тура», который уже вовсю разрывает страну. К этой теме, впрочем, будет повод вернуться и позднее.

Однако рок-сообщество освежилось за истекший с прошлого «ЗД-съезда» период не только «сплиновым» ренессансом или вторжением русско-австралийских бомбардировщиков «Би-2». Рок ужасно заматерел — в смысле, обрел местами ярко выраженные женские черты. С тех пор как с поля брани дезертировала Жанна Агузарова, долгие годы, пожалуй, только Настя Полева методично, скорбно и одиноко билась головой об стенку рок-феминизма. Наконец плотину прорвало. Хлынувший поток женского рока оказался совсем не мутным, а радующе прозрачным, а со временем приобрел, словно милая женская неожиданность, стойкий нежно-розовый окрас.

Недавно в полку прибыло. «31-я весна», а вслед за ней и «Кошка» порядочно встряхнули хит-парады и ротации. Питерская рок-группа «Ночные Снайперы» с двумя заметными фронтвуменшами Дианой Арбениной и Светой Сургановой преодолела свой «Рубеж», во славу которого, видимо, и назван второй в их жизни, но дебютный в масштабах глобального музпространства альбом. Теперь «Снайперы» готовятся серьезно отстреляться в «Луже» на «ЗД». Всяческие милые и «излишне педалируемые» пикантности за несколько недель превратили новоявленных рок-героинь чуть ли не в делегаток какого-нибудь конгресса лесбиянок. А тем временем хотелось бы о высоком, понимаешь, искусстве потрепаться. Чем «ЗД» и попробовала заняться сегодня на пару с рок-леди Ди (Д. Арбениной) в попытках понять, что за фрукт придется отведать на гиперфестивале в Лужниках.

— Как работается в большом шоу-бизнесе?

— Я не знаю, что такое большой шоу-бизнес.

— Это сложная система отношений с фирмами грамзаписи, концертными промоутерами, прессой и т.д. Говорят, что человека творческого, с тонкой душевной организацией все это может запросто вогнать в депрессию…

— Я на себе пока этого не ощущаю. Наверное, потому, что никто мне еще не запрещает писать песни и не лезет в мои творческие ориентиры. Что касается концертов, то каждое выступление — событие и праздник. Главное, чтобы был классный звук. Вот на фестивале «ЗД» в Лужниках, надеюсь, тоже все будет здорово.

— То есть вас устраивает все, что происходит сейчас с группой?

— Безусловно, нет. Сразу после выхода нашего альбома «Рубеж» я поставила дисочек, все отслушала и поняла, что этап, оставшийся на этом дисочке, уже прошел. Я сейчас плотно думаю над следующим альбомом, и мне хочется другого саунда. Хочется мелодизма, потому что музыка не может быть не мелодичной.
— Ну вот, планы на будущее ясны, теперь давайте обратимся к недавнему прошлому. Можно сказать, что у «Ночных Снайперов» есть уже два этапа в жизни. Прошлый — акустический, очень андеграундный, во время которого вы были любимицами питерских эстетов, и нынешний — рок-н-ролльный, всероссийский, который вам сулит нешуточную славу. За что вы распрощались с первым периодом вашей жизни? Неужели он был так плох?

— Он был очень хорош. Хотя с деньгами, конечно, был полный голяк. Мы тогда учились в высших учебных заведениях, и единственная материальная помощь, которую мы получали, поступала от моих родителей. Впрочем, и эта помощь прекратилась сразу после того, как я сказала, что не буду работать преподавателем русского языка для иностранцев, на которого меня обучали на филфаке питерского университета. Тем не менее нам вдвоем со Светой удалось поднять целую акустическую программу, не имея при этом ни продюсеров, ни даже директора. Получился очень классный качественный минимализм, скрипка и гитара, ничего ни отнять, ни прибавить. Помощники у нас появились не так давно. Нарисовался один доброжелатель, он назвался «Мистер X» и ссудил то ли 400, то ли 500 долларов. Потом нашелся администратор, который нашел на этот бюджет студию и куда-то исчез. Так вот, благодаря сподвижничеству этих людей нам на абсолютно альтруистических началах удалось записать и выпустить двойной альбом «Капля Дегтя в Бочке Меда». Акустика выросла в нормального совершеннолетнего ребенка, и «заморозили» мы ее не потому, что она себя изжила. Просто интересно было пойти на эксперимент со звуком и поиграть электричество. А когда появилась «электрическая» программа, я поняла, что и то и другое тянуть нереально. Вот и все перемены.

— Таким образом, произошла трансформация в рок-н-ролльных фурий. А раньше вас, кажется, квалифицировали как «салонную группу»…

— Мы никогда не были салонной группой. У меня вообще это понятие ассоциируется с интеллигентными барышнями, которые пописывают стишки, а точнее стихи… Я никогда не говорю «стихи», я обычно говорю «стихуй» либо «антипесня»… Так вот салонная музыка в моем понятии — нечто напыщенное и псевдохудожническое. С нами это плохо сочетается, даже по подаче. Мы приходили, садились и заражали всех своей позитивной энергией. После наших концертов умирать никому не хотелось, поэтому никакого декаданса я в нашем творчестве не наблюдаю. Хотя клип «31 Весна» долго отказывались крутить по «MTV», потому что считали его очень пессимистичным. Что там такого пессимистичного?

— Как вы думаете, почему все наши новые рок-вокалистки — девушки весьма брутального вида и поведения? Чичерина, Маша Макарова, Земфира, да и вы тоже не в юбочках из плюша… Это у нас что-то национальное или просто мода такая?

— По-моему, просто время диктует некий подъем женской активности. С другой стороны, это может быть обычным совпадением. Хотя, на мой взгляд, Чичерина куда менее брутальна, нежели Земфира или мы. А про Машу Макарову вообще говорить нечего, она же аленький цветочек. Мы пожестче, и, слава богу, с нами не пытаются делать ничего иного, потому что выглядело бы это просто нелогично. Ты представь нас в балетных пачках?.. Хотя сейчас у нас резкий крен в сторону платьев, никакого милитари и пограничных штанов больше не будет. А то у нас появился тут фанат-пограничник и подарил нам целые комплекты формы… Смешно, конечно, дома у нас теперь шинель висит, ну прямо музей «Поля чудес».

— Вы со Светой не просто коллеги, но, как всем известно, близкие подруги. Не мешает ли работе человеческая близость?

— Конечно, не мешает. Во-первых, мы лучше «пропитываемся» материалом, во-вторых, парни из группы лучше нас понимают. С другой стороны, наша дружба провоцирует массу всяких слухов очень интимного характера. Все эти слухи нам сейчас исключительно на пользу, но вот ребята воспринимают их очень болезненно. Гитарист, например, говорит, что если еще что-нибудь такое услышит, то будет просто бить морду. Я его все время уговариваю: «Ваня, не надо, кто же на гитаре у нас тогда играть будет».

— В группе, кроме вас и Светы, все остальные парни. Получается мужской коллектив, в котором две девушки-начальницы. Большой простор для конфликтов, войны амбиций и разборок на почве сексизма…

— У нас с парнями очень тонкие отношения. С одной стороны, они понимают, что в коллективе царит некий матриархат, как бы они этому ни противились. С другой стороны, они абсолютные мужчины, и я всегда знаю, что за спиной есть надежный тыл. Так что грешить здесь нечего, нам повезло. Ребята порой бывают даже чересчур мягкими.

— Даже не выпивают?

— Они взрослые, и вся эта алкогольная романтика типа «давайте нажремся и пойдем куда-нибудь» для них пройденный этап. Могут, конечно, выпить, но спокойно, а барабанщик вообще не пьет. Я, кстати, тоже к допингам отношусь очень осторожно, потому что они отнимают силу. Вот недавно я поняла, что начала курить. И это меня настолько стало удручать, что пришлось себя контролировать. Вчера, например, выкурила всего две сигареты, сегодня еще ни одной. Что касается алкоголя, то красное вино. Это, конечно, в кайф, но адреналинить гораздо лучше. Мы, например, в свободное время очень любим все эти парашюты, мотоциклы и т.д. Постоянное обновление крови.

— И никакой светской жизни?

— Этой светской жизни я наелась в Магадане, где мы со Светкой работали в казино. Играли там на скрипке и гитаре, громко и судорожно, а домой чуть ли не каждый день возвращались в пять утра. Наверное, поэтому теперь вечером хочется дома почитать книжку.

04.2001