2001 05 12 Русское Радио — интервью в Нижнем Новгороде

ведущий — Алексей Полковник

Ночные Снайперы: История от Светланы

Всем привет. С вами снова Алексей Полковник. Жить стало лучше, жить стало веселее, во всяком случае теплее, это уж точно. (Только написал эту строчку, и над ухом пролетел комар. Ненавижу!!! Нобелевскую премию изобретателю фумитокса!) Разыгрались перед летним затишьем музыканты. Только на этой неделе — «Сплин», «Би-2», «Агата Кристи», Сюткин и Бутусов. Но сегодня я хочу вспомнить позапрошлые выходные, 12—13 мая. На площади Минина и Пожарского два дня подряд на очень приличной (!) аппаратуре концерты, причем полная халява (имеется в виду бесплатно для зрителей). Кроме нижегородцев (МОПР, ДНК), в субботу «Ночные снайперы», в воскресенье «Чиж и Со». Поскольку о Чиже на нашей странице информация была совсем недавно, то с искренней радостью познакомлю вас сегодня и в ближайшем выпуске «толстушки» с двумя симпатичнейшими во всех отношениях барышнями, которые и являют собой лицо «Ночных снайперов», Светланой Сургановой и Дианой Арбениной. Само собой по очереди. В нынешнем номере очередь Светланы.

— Света, несколько слов об истории группы.

С. С.: Изначально «Ночные снайперы» — это акустический дуэт. Диана Арбенина и Светлана Сурганова(на фото): вокал, скрипка и гитара. Это высокохудожественные тексты, мелодичная музыка и просто сногсшибательный драйв, совершенно нетипичный для женских коллективов. К настоящему времени мы разрослись до электрического состава. Теперь нас пятеро на сцене. Ритм-секция: Сергей Сандовский — барабаны, Гога Копылов — бас и Иван Иволга — соло-гитара. Встретились мы с Динкой, можно сказать, случайно в 93-м году. На тот момент она училась в Магаданском пединституте, а я в Педиатрической медицинской академии в Питере. Спели друг другу имеющиеся на тот момент у каждой песни, обеих одинаково пробило, и поняли, что нам уже не расстаться. С тех пор шагаем нога в ногу.

— Сейчас вас знают в основном по песне «31-я весна», а есть какая-то вещь, которая станет следующим «выстрелом» «снайперов»?

С. С.: Собственно этот «выстрел» уже состоялся. Песня «Кошка» усиленно ротируется радиостанциями. Мне кажется, она ни в чем не проигрывает «31-й весне». Вообще, когда вышел альбом, я очень удивилась, что выбор пал на «31-ю весну» и что именно с нее началась «раскрутка» нашей команды. На мой взгляд, на альбоме есть вещи и посильнее. (Имеется в виду альбом «Рубеж». — Авт.)

— А кто делал клип на «31-ю весну»?

С. С.: Александр Солоха. Он известен своими работами с Татьяной Булановой, где она такая нетипичная для себя, воинствующая, с бас-гитарой. Первый клип Земфиры тоже его. Очень было интересно работать. 16 часов мы отпахали, отсняли все за одну смену. Очень слаженно работает его команда, у него самого классные идеи — в общем, здорово все понравилось.

— А на «Кошку» уже есть клип?

С. С.: Да. Павел Руминов его снимал. Клип получился такой очень женский, вальяжный, раздольный, с приятными юморными приколами, с некоей самоиронией.

— Испытываете ли вы дефицит материала, как многие наши команды, или, наоборот, у вас написанное опережает записанное?

С. С.: Опережает, причем намного. Уже готовы песни на полтора, если не на два альбома. Чешутся руки сесть в студию и записать, но нельзя перекармливать людей информацией, а то будет неусвоение.

— Кто у вас главный писатель?

С. С.: Динка, разумеется. Она просто фонтанирует, дай ей Бог и в дальнейшем того же.

Анкета (Светланы Сургановой): Сильна только та страна, в которой силен закон.

— Что больше всего мешает в жизни и творчестве?

С. С.: Несобранность. Собственная, в первую очередь.

— От какого своего порока тебе хотелось бы избавиться?

С. С.: От нее бы и хотелось. От несобранности.

— Что может вогнать тебя в краску?

С. С.: Да все что угодно. Я вообще очень часто смущаюсь.

— А как же на сцене?

С. С.: И на сцене тоже, но стараюсь с этим бороться.

— Что больше всего нравится в собственной внешности?

С. С.: Нос (смеется). Просто самая выдающаяся часть. И не только лица.

— Чего тебе больше всего не хватает в повседневной жизни?

С. С.: Времени для чтения.

— Раз уж зашла речь о чтении, твои литературные пристрастия?

С. С.: Ой, сегодня это одно, завтра другое. Только что я закончила читать «Повесть о Сонечке» Цветаевой. Перед этим был Булгаков, собираюсь читать Ницше.

— Кстати, а занятия музыкой не оборвало твое высшее образование?

С. С.: Нет, я закончила Педиатрическую академию, врач-педиатр. Динка тоже, когда переехала, перевелась из Магадана в Питер и закончила педагогический факультет в университете.

— А какое у тебя образование по классу скрипки?

С. С.: Музыкальная школа, причем закончила я ее лет 15 назад.

— И все эти 15 лет скрипочку-то не бросала?

С. С.: Ее бросишь, пожалуй!

— Приходилось ли тебе проводить ночь в каких-то необычных местах?

С. С.: Ой, сейчас даже и не вспомнишь.

— Приходилось ли когда-нибудь вынужденно голодать?

С. С.: Да, у нас с Динкой был такой тяжелый период, магаданский. Так получилось, что влезли в долги, и пришлось себя очень конкретно сдерживать во всем, в том числе и в еде. Основной приправой был соевый соус, которого было больше, чем самой еды, а сама еда — китайская лапша быстрого приготовления. И так изо дня в день.

— А какая у тебя самая дорогая покупка по деньгам?

С. С.: Квартира. Была коммунальная квартира, где мы с матушкой всю жизнь жили, удалось ее выкупить, и теперь она полностью принадлежит нам.

— Можешь ли ты не заниматься творчеством?

С. С.: Пожалуй, уже нет.

— Вид чего вызывает у тебя отвращение?

С. С.: Любая неопрятность. Я поняла, что я — очень брезгливый человек, очень не люблю неопрятных людей, начиная с внешности.

— Страдаешь ли ты от пребывания в одиночестве?

С. С.: Нет, пожалуй, я скорее стремлюсь к нему.

— Чего ты больше всего не любишь делать самостоятельно?

С. С.: Мыть окна. Очень меня это угнетает.

— Какие продукты практически всегда есть в твоем холодильнике?

С. С.: Кетчуп. Вообще люблю всякого рода приправы.

— Как ты расслабляешься?

С. С.: Еду к любимым людям, к друзьям.

— Что для тебя значит хорошо провести время?

С. С.: Увидеть человека, по которому соскучилась. А еще, чем дальше, тем больше испытываю необходимость посмотреть хороший фильм, спектакль. Мечтаю сходить в нашу джазовую филармонию. Хочется также послушать какую-нибудь этническую музыку. В общем, испытываю некоторый информационный голод.

— Насколько давно у вас начались большие гастрольные поездки?

С. С.: Да совсем недавно. Нижний — это четвертый город. До него были Ставрополь, Волгоград и Самара. Это у нас первый планомерный гастрольный тур. Раньше были гастроли в ряде городов и даже стран, год назад вместе с Чижом в Нью-Йорке, в Дании пели, в Германии в Кельне. Но это все были поездки разовые, от случая к случаю.

— Ну и как, не изматывают поездки?

С. С.: Наоборот, пока все в кайф. Может быть, молоды еще?

— Как ты относишься к употреблению нецензурных выражений?

С. С.: Знаешь, есть люди, неприспособленные к ненормативной лексике. Им это очень не идет. Они как будто выдавливают из себя что-то. А есть люди, у которых просто дар. Они так умеют влепить — вовремя, к месту и так, что кроме хорошей доброй улыбки или смеха этот мат ничего не вызывает.

— Довольна ли ты своими жилищными условиями?

С. С.: Теперь да. Поскольку квартира выкуплена, и ремонт практически закончен.

— Твое отношение к правонарушениям, и доводилось ли самой в них участвовать?

С. С.: Если и доводилось, то по мелочам. А вообще — резко отрицательное. Очень надеюсь, что в нашей стране когда-нибудь станет силен закон. Хотелось бы, чтобы с самых ранних ступеней образования, буквально с детского сада, преподавалось бы право. И воспитывалось бы уважение к праву, к закону. Я считаю, сильна только та страна, в которой силен закон.

— Твой любимый отечественный исполнитель?

С. С.: С детства очень любила Юрия Антонова. Теплая такая ностальгия меня охватывает, когда слышу его голос. Вообще я выросла на Антонове, на Агузаровой, на Алле Борисовне. До сих пор с большой теплотой отношусь.

— А песни?

С. С.: «Уж сколько их упало в эту бездну…» на цветаевские стихи, Пугачева поет. Обожаю эту песню.

— Твое отношение к оружию?

С. С.: Как средство защиты — да. Как инженерная мысль — тоже. Красивый предмет. А вообще, спокойно отношусь.

— Какое собственное произведение вызывает гордость?

С. С.: Скрипичный концертик на «Детском лепете» (альбом гр. «НС. — Авт.) — это инструментальная вещь.

— И последний вопрос. Что в жизни больше всего радует?

С. С.: Удачи. Причем как свои, так и чужие. Когда замысел превращается в реальность.

Вот и все на сегодня. Получил первые ваши письма с вопросами для анкеты и с рецептами. Рецепты есть заманчивые. Попробую приготовить, продегустирую, а там, глядишь, и опубликуем (с призом автору, естественно). В ближайшее время ждите интервью и анкету Дианы Арбениной из «Снайперов», до встречи в «НР» и на волне «Русского радио» в Нижнем — 102,9 FM. Остаюсь вечно ваш друг Алексей Полковник. Пока.
Выходите строиться!

Ночные Снайперы: История от Дианы

Всем привет. С вами снова Алексей Полковник. Как и обещал в прошлый раз, сегодня продолжится рассказ о группе «Ночные снайперы», которая не так давно тешила нижегородскую публику, причем совершенно бесплатно. Нас, конечно, не запугаешь. Еще бы, сам Эл Ди Меола в Нижнем бывает. (Это, кстати, вообще из области фантастики.) Но тем не менее несколько сочувствую людям, желавшим, но по каким-то причинам не попавшим на концерт «Снайперов».
Две миниатюрные девчонки, стриженные «по-пацански» (имеется в виду коротко, а не налысо). Очень подвижные, энергичные, очень, заметьте, профессионально работающие и очень органично выглядящие на сцене, на фоне серьезных, суровых мужчин-музыкантов. (Кстати, «Снайперы» в этом году на «Максидроме», а туда, как известно, кого попало не зовут.) Итак, сегодняшняя наша страница посвящена Диане Арбениной (автор большинства песен «Снайперов», основной вокал, гитара).

— Ты сама из Магадана?

Д. А.: Мои родители туда переехали, когда мне три года было. Из Белоруссии. Прожила я там до девятнадцати и хочу сказать, что этот период моей жизни был довольно насыщенным. Жили сначала на Чукотке, потом на Колыме и только потом в Магадане. Север как раз делится на три эти части. Причем они очень разные по климату и даже по людям.

— Да уж, контингент там, наверное, веселенький.

Д. А.: Ничего подобного. Мои родители, они у меня журналисты — и мама и папа — поехали 50:50 — за романтикой и за деньгами. Кто-то просто ехал заработать, там ведь всегда больше платили. Так что население ничем особо от материка не отличалось.

— А как ты в Питер перебралась?

Д. А.: Да как-то выросла я из Магадана, тесен он мне стал. Я там бросила университет и уехала в Питер.

— А как это физически-то происходит? Мало ли у нас народу живет во всяких Дальних Захерах? Не все же в Питер попадают?

Д. А.: Приходишь к декану, говоришь: «Вы меня очень хорошо учили, большое вам спасибо, учиться больше не буду». Пишешь заявление, собираешь свои скромные пожитки и едешь. Просто надо иметь смелость на это.

— А на что, к кому?

Д. А.: Мы тогда со Светкой дали 50 концертов с декабря до мая, заработали энную сумму, которая позволила мне снять в Питере комнатушку. Потом подрабатывала, давала уроки английского языка. Родители помогали, пока университет не закончила уже в Питере.

— А вот еще интересно, где в Магадане можно давать концерты?!

Д. А.: В казино. Понимаешь, там все очень смешно. Ведь что такое в общем понятии «казино»? Это типа московской «Метелицы»: игровые столы, галстуки и б…ди. Так вот в Магадане там ни одного стола, никто не играет, стоят на сцене две девицы такие невеликие, а остальные кушают и смотрят. После нас было варьете. Короче, потом собрали все заработанные деньги, получился такой увесистый кирпич, и первое время в Питере на них и жили.

— А как произошел переход от группы местного значения к популярности уже практически всероссийской?

Д. А.: Никакого перехода не было, и ни к какой популярности мы не стремились. Мы пели песни и сейчас их поем. Другое дело, что я училась для того, чтобы отослать диплом маме с папой и сказать: «Большое вам спасибо за то, что вы меня вырастили». Я всегда прекрасно знала, что буду заниматься музыкой.

— Музыкальное образование?

Д. А.: Школа по фортепиано. Но она тут ни при чем, на гитаре меня учил играть отец. Вернее, он показал мне три аккорда. А когда я к нему подошла и говорю: «Тятя (я отца тятей называю, это по-сибирски), а что-то тут у меня мелодия не ложится?» Он отвечает: «Я тебе три аккорда показал? Их больше. Дальше — сама». Сначала пели песни просто друзьям, потом, было время, пели в переходах… Мне кажется, сейчас только все начинается, и это меня безумно увлекает.
Анкета «В моем холодильнике наверняка всегда есть лед»

— Что мешает в жизни и творчестве?

Д. А.: Только когда проблемы со здоровьем. Остальное все есть.

— От какого своего порока тебе хотелось бы избавиться?

Д. А.: Наверное, от робости. Хотелось бы быть еще смелее.

— Что может вогнать тебя в краску?

Д. А.: Когда фанаты приходят, я заползаю под стол, мне очень неловко делается.

— Что больше всего нравится в собственной внешности?

Д. А.: Брови, пожалуй, и глаза. Еще то, что я не расположена к полноте.

— Чего тебе больше всего не хватает в повседневной жизни?

Д. А.: Времени. Хочется, чтобы в сутках было не 24 часа, а хотя бы 36.

— Приходилось ли тебе проводить ночь в каких-то необычных местах?

Д. А.: В балке. Балок — это такой охотничий или рыбачий домик. Он устанавливается прямо на льду и передвигается. Но для Магадана такая ночевка — это не экзотика.

— Приходилось ли тебе вынужденно голодать?

Д. А.: Было такое. Уже в Питере. Средства кое-какие имелись, но их было очень мало.

— Самая дорогая по деньгам покупка в жизни?

Д. А.: Как-то в Магадане я купила воздушных шариков на очень большую сумму: все их надула и подарила. Вот я оттянулась тогда!

— Можешь ли ты не заниматься творчеством?

Д. А.: Нет, это нереально.

— Вид чего может вызвать у тебя отвращение?

Д. А.: Когда женщин бьют.

— Испытываешь ли ты дискомфорт от одиночества?

Д. А.: Мое одиночество всегда со мной. Я его признаю, этого достаточно. Для того чтобы о чем-то серьезно подумать, мне совершенно не обязательно прятаться за фикус или уставиться в стену, ковыряя в носу. Если у меня в голове какая-то песня, я совершенно спокойно могу ее написать, находясь в компании.

— Чего ты больше всего не любишь делать самостоятельно?

Д. А.: Наверное, полы мыть, и посуду тоже.

— Какие продукты всегда есть в твоем холодильнике?

Д. А.: (Долго смеется). Дело в том, что холодильник коммунальный, так же как и квартира. Она хоть и оккупирована моими друзьями, но когда в холодильнике появляются какие-то продукты, они тут же сметаются. А, вспомнила! Всегда в холодильнике есть лед, это точно!

— Как ты расслабляешься?

Д. А.: Езжу. Я тут купила машину, и мне очень нравятся дороги, адреналин. Я просто летаю мимо ментов, которые уже не останавливают «эту «подорванную», нарезающую круги на синей восьмерке». Очень люблю скорость. И еще музыку слушаю.

— Что для тебя значит «хорошо провести время»?

Д. А.: Отвечу словом «насыщенно». Когда время плотное, ты это чувствуешь, и тебе безумно жаль, что оно уходит. Вот это время, проведенное с толком.

— Твое отношение к употреблению нецензурных выражений?

Д. А.: У нас дома никто не употреблял, мама весьма строга к этому. Но у меня работа несколько другая, так что иногда позволяю. А вообще, есть люди, которые делают это вкусно, и люди, которым это противопоказано.

— Довольна ли ты своими жилищными условиями?

Д. А.: Да. С тех пор как у меня появилась машина, я выяснила, что в ней можно еще и жить.

— Твое отношение к правонарушениям и приходилось ли самой в них участвовать?

Д. А.: Ну стырили мы пару плейеров в Дании, ну и что? Нет, к клептомании я отношусь резко отрицательно, а тут просто куража какого-то хотелось. А Дания — такая процветающая страна, мне их совсем не жалко. Кстати, они русских перестали пускать (Смеется). Наверное, плейеры кончились.

— Любимые твои отечественные исполнители и песни?

Д. А.: Нравится мне очень «Темная ночь» в исполнении Бернеса. А вообще люблю низкие, настоящие мужские голоса. Никаких фальцетов не признаю. Что касается женского вокала, то это Агузарова и Пугачева.

— Не совсем женский вопрос твое отношение к оружию?

Д. А.: Не совсем женский ответ: очень пристрастное. Очень хочется, когда отдам долги за машину, купить себе пистолет. Я очень люблю оружие и все, что с ним связано. Мы же «Ночные снайперы»!

— Какое собственное произведение вызывает гордость?

Д. А.: Ну, опер я вроде не писала, полонезов тоже… Пожалуй, неплохие песни «Рубеж» и «Не ищу».

— И традиционный последний вопрос что в жизни больше радует?

Д. А.: Тут ответ в вопросе. Положительные проявления жизни. Мне очень нравится, когда люди улыбаются. Когда интересно. Мне все время нужно играть.

P. S. Когда я попросил девушек из «Ночных снайперов» поделиться своими кулинарными премудростями для нашей рубрики «Нагрянули друзья», то выяснилось, что Диана сверхъестественно жарит картошку, но ее секрет — в руках, и даже у людей, повторяющих за ней все точь-в-точь, так не получается. А Светлана вообще готовить не умеет. (На что, кстати, она обиженно заметила: «Я отлично варю сосиски».) Так что надежда снова на вас, дорогие читатели. Пишите, дерзайте, и воздастся вам.
Вот и все на сегодня. Думаю, новая встреча не за горами. Как на страницах «НР», так и на волне «Русского Радио» в Нижнем на частоте 102,9 FM. Опасайтесь солнечного удара. Остаюсь вечно ваш друг Алексей Полковник. Пока.
Выходите строиться!

12.05.2001