2002 10 13 Газета «Сегодня»: интервью «На гребне цунами»

Корреспондент — Ольга Семидочная

В одно из апрельских воскресений нынешнего года, когда в глазах тлели остатки зимы и заново рождались надежды, я искала во взглядах прохожих хрупкое тепло — и находила. В одно из апрельских воскресений нынешнего года, когда казалось, что расплата за веру в мечты нехотя поплелась следом за поздней осенью и хриплой зимой, выпал снег. Тишина в квартире. Отчужденность за окном. И вдруг — из динамиков льется: «Необъяснимо: на воскресенье нелепо выпал карающий снег… Это осень. Апрельская осень. В доме зябко тебе…» Не верю ушам. По-снайперски — в самую душу.

Капризная реальность: мы встретились с Дианой Арбениной и Светой Сургановой на съемках программы «tviй формат» музыкального канала М1.

Как девушки нашли друг друга? Встретились летом 93-го в коммуналке, где студентка Питерской педиатрической академии Сурганова «давала концерты». А Дина Арбенина, студентка Магаданского пединститута, приехала в северную столицу прожигать каникулы. Познакомиться им помогла девчонка, почитавшая творчество Светы и живущая в обоих городах одновременно. Будущие «Снайперы» сыграли вместе и поняли, что дальнейшая творческая жизнь врозь невозможна.

— Света, чего вам стоило путешествие вслед за Дианой в Магадан?

С.:— 740 рублей за билет на самолет. И принять решение.

— А из-за чего вы бы никогда не уехали?

С.:— Ради Динки можно бросить все. Я очень люблю ее.

— Никто не может определить жанр вашей музыки. А вы сами?

Д.:— Никак не определяем. Главное, чтобы очень нравилось то, что делаешь. А если нравится, то все равно, в каком жанре это происходит, и, поверьте мне, публике тоже все равно — она способна отозваться на эмоцию в любом жанре.

— Один журналист как-то «Снайперов» с БГ сравнил…

Д.:— Но людям же свойственно сравнивать. Если сравнил, значит, понял, и становится проще. Меня забавляют сравнения. Веселюсь, когда слышу какие-то новые версии по этому поводу. Больше всего нравится сравнение с группой «Любэ»…

С.:— И с Вертинским нас тоже сравнивали.

— Почему вы перешли к электрической музыке?

Д.:— Мы проиграли в акустике лет шесть и в какой-то момент подумали: зачем топтаться на месте? Мы уже достаточно много достигли в акустическом жанре. Пригласили ритм-секцию, соло-гитариста. То, что сейчас получается — просто этап. Мы в самом начале пути.

— Что вас вдохновляет?

Д.:— Источником вдохновения для меня является все, и я не знаю, в какой момент какая песня может получиться. Это самое главное, такое своеобразное ноу-хау. Если тайну разгадал, то уже не интересно. А пока ты не понимаешь, как пишешь песни, ты будешь писать.

С.:— Вдохновению может служить все что угодно: ритм твоей походки, случайно изобретенный тобою аккорд, шокирующий психологический научный труд, случайный взгляд случайного человека или зона турбулентности, когда ты летишь в Боинге рейсом Москва-Киев.

— Кто вы изначально: музыканты или поэты?

Д.:— Я пишу песни. Стихотворения у меня есть, но я никогда не стремлюсь переложить их на музыку. Ко мне приходят и мотив, и слова одновременно. Они меня накрывают, и из мелодии какая-то строчка получается (или наоборот). У меня только две песни, написанные на стихи, и то не на мои — на Бродского и еще на одного автора. Трудно к стихотворениям, особенно чужим, подобрать какие-то музыкальные темы, очень сложно сделать так, чтобы автор не обиделся. Я безумно боюсь человека ранить.

— Вы довольны своим выступлением на фестивале «Просто рок»?

Д.:— Было очень смешно, потому что я уже забыла, когда мы первыми из российских команд открывали фестиваль. Наши взаимоотношения с Украиной только начинаются. В феврале в Киеве мы классно записали альбом со Ступкой. Он доволен материалом и мы довольны тем, что получилось. Мы первый раз приехали на фестиваль, нас хорошо принимали — все нормально. Только холодно было очень! Дубак.

С.:— Все это напоминает мне большой спорт. Я вообще не люблю такие мероприятия. Может, просто пресытилась этими «солянками».

— С кем бы хотелось на одной сцене выступить?

Д.:— Абсолютно разочарую: ни с кем. 1 ноября должна выйти новая пластинка, «Цунами» — столько проблем, что абсолютно не думается ни о каких других дальнейших планах. Я люблю двигать вверх — к ближайшей цели, идти на нее, ее бить и идти дальше. Сейчас нужно сделать так, чтобы вышла классная пластинка, чтобы она дошла до сердец людей.

Света училась играть на скрипке в питерской детской музыкальной школе №22 у Лидии Пиновны Митриковской и Виолетты Павловны Гозиянс. И у Дины за плечами музыкалка, только училась она играть на фортепиано, а на гитаре: «отец три аккорда показал — я запомнила и стала играть. Очень хотелось». Вокалу, как и игре на гитаре, девушки профессионально не учились, хотя голоса волшебные у обеих.

— Чего вы никогда не простите любимому мужчине?

Д.:— Уже простила достаточно.

— Но все-таки?

Д.:— Измену, наверное.

— А если мужчина способен оставить женщину, будь то просто коллега или любимая, поздно вечером на дороге, или усадить в сомнительную «пойманную» машину и отправить домой?

Д.:— Это трусость. Я один раз человека чуть не застрелила из-за этого. Не терплю в мужчине трусости вообще. Это просто нереально, даже не обсуждается.

В это октябрьское воскресенье тоже выпал снег. Осенний, но такой же нелепый.

13.10.2002