2002 10 Журнал «ТВ-Парад»: интервью «Зоркий глаз, твердая рука»

Корреспондент — Алла ЗАНИМОНЕЦ

Однажды Диана Арбенина призналась: «Когда я песни пишу, я юбку надеваю. А иначе, если в брюках, то словно бы от мужского лица получается». И это при том, что во многих ее текстах монолог действительно идет от лица мужчины. Почему так? «Иногда просто рифму надо какую-то подобрать. Вот и все!» — объясняет Диана.

Им трудно приклеить ярлык «попсы», «рока» или «андеграунда». Хотя хочется уже как-то определиться. Они смешали западные и восточные мотивы – агрессивный панк и нежный городской романс, приправленный залихватской цыганщиной. Пронзительный женский вокал и завораживающую скрипку (их музыку не спутаешь ни с какой другой). А главное, они хорошо владеют собственными голосами, инструментами и делают грамотные аранжировки. Света и Дина встретились 10 лет назад в Санкт-Петербурге. Музыканты, разбавляющие женский костяк группы, приходили и уходили, а Диана и Светлана, строгие, по-юношески дерзкие, оставались. Ведь «Ночные Снайперы» — это в первую очередь они.

— Только недавно у нас сложился коллектив, который, надеюсь, и будет длительное время называться «Ночными Снайперами». За 10 лет у нас было очень много потерь. Мне тяжело говорить на эту тему, увольнять людей не так-то просто, но любые разногласия в группе являлись следствием небрежного отношения к работе. Либо мы делаем хорошую музыку, либо ходим в кафе. На дружеских посиделках деловые качества не важны, а в работе они необходимы.

— Название вашей группы что-то означает?

— «Ночные Снайперы» — это философия…естественности, доброты и силы. Понимание того, что сегодняшний день не вернется и его надо прожить по максимуму. Мне уютно с этим названием.

— Дина, я слышала, что все песни ты пишешь за семь минут?

— Ну, это по-разному…»31-я весна», и правда, была написана с ходу. Дело же не в скорости! Я всегда тщательно взвешиваю, что пишу и о чем говорю. Конечно, если что-то тебе подсказывает: «садись и пиши», то можно что-то сочинить и за 10 минут. Так у меня случилось с песней «Розы». Все мои музыканты кричали поначалу: «Ты что, Арбенина? Так хорошо пишешь, а сейчас тебя переклинило?!» Слава Богу, оценили потом. (Смеется.) Главное, не высасывать песню из пальца и ничего не делать на спор. Надо чтобы все было естественно. Хотя, признаюсь, я очень азартный человек.

— А что делать, если песня коллективу все-таки не нравится?

— Так я же не приношу ее музыкантам на обсуждение! Идет репетиция, мы делаем перерыв минут на 20, я сажусь и наигрываю песню, которую, к примеру, ночью сочинила. А ребята между делом спрашивают: «Ты чего, новую песню написала? Подожди, потом». Я и жду. На людей нельзя давить.

— Дина, тебя часто обвиняют в том, что все твои тексты… тяжелые.

— А я воспринимаю песню целиком. Если она меня цепляет, значит, мне нравится в ней абсолютно все. Сначала появляется текст, а потом музыка. Одно питает другое. Мы не стремимся к вульгарной доступности. Когда я пишу песни, я вообще о публике не думаю. Песня складывается так, как складывается. Не слушают ее, что же, не надо!

— На альбоме «Капля дегтя в бочке меда» вы, раздувая щеки, имитировали партию саксофона. Не проще было бы обратиться за помощью к профессиональным музыкантам?

— Когда я записывала альбом, мы действительно хотели ввести саксофон в одну из песен. Взяли девочку из Баварии, играющую на саксе, которая прониклась Питером и нашими песнями. Она не была профи, но так горела идеей, что я не устояла. Как мы сыграли, так оно и вошло в альбом. Народу нравится.

— Группе почти 10 лет, а вы только-только стали штурмовать большие площадки. Не долго ли шли?

— Я считаю, это нормально. Двигаясь, не успеваешь смотреть по сторонам, понимая при этом, что ты честен перед собой и не конъюнктурен. Если это так, то слушатели будут точно так же любить тебя и через 5, и через 10 лет.

— Дина, когда лучше пишется – днем или ночью?

— Лет 5 назад я бы ответила: конечно, ночью. А сейчас мне нравится раннее утро, когда город просыпается и солнце встает. Бешеный прилив энергии! Раньше, когда я в Питере жила, мы часто с друзьями гуляли ночами по крышам.

— Любовь к крышам, откуда она у тебя? На крыше, насколько я знаю, снимался ваш последний клип…

— Одни любят небо, а другие – глубину. Мне очень хорошо на высоте. Чем выше, тем спокойнее.

— Если ты любишь небо, то, наверное, и на больших площадках себя ощущаешь комфортно?

— Мы подросли и стали выступать на площадках с большей охотой, чем раньше. Выходя на большую сцену, ты чувствуешь космос и в такие моменты понимаешь, зачем живешь.

— Дина, говорят, что женщины не умеют дружить, а вы со Светой 10 лет вместе и до сих пор не рассорились.

— Женщины не умеют дружить, когда их связывают магазины и тряпки. Когда занимаешься творчеством, то проблем не возникает. Если мы и ссоримся, то только по работе. Раз уж вопрос о расколе до сих пор не вставал, значит, «Ночные Снайперы» не исчерпали своих возможностей.

— Света играет на скрипке, а ты – на гитаре. Вы принципиально не используете инструменты, на которых не умеете играть?

— Мы обычно используем то, что под рукой. Если я вижу, что песня не ложится под гитару и скрипку, я беру саксофон. А делать музыку подручными средствами я не собираюсь.

— Могла бы ты сказать, что музыка – это твоя профессия?

— По профессии я филолог-переводчик, а Света – врач-педиатр. Я училась, отдавая дань родителям, которых я очень люблю. Помню, получила диплом и отправила в Магадан с припиской: «Простите за то, что шел так долго». При этом у меня и мысли не было работать по специальности.

— А запеть по-английски, чтобы хоть как-то применить полученные знания, тебе не хочется?

— Я не знаю, сколько должно пройти времени, чтобы песни на иностранном языке стали у нас пользоваться спросом. Любое копирование вторично, а петь нам по-английски -это бесперспективно и смешно.

— Дина, я, конечно, понимаю, что существует всего семь нот, но все-таки, почему ваша «Кошка» так напоминает агузаровское: «Кошки не похожи на людей…»?

— Все идеи витают в воздухе. Если они иногда пересекаются, это совсем неплохо. Хотя, скажу честно, я никогда не думала, что моя «Кошка» похожа на чужую.

— Дина, многие почему-то считают тебя эдакой…сторонницей однополой любви. Ты что, давала повод?

— Никакой скандальности и быть не может! А все эти разговоры…Может, и хорошо, что они есть, значит, людям интересно.

— Какими были ощущения, когда ты держала в руках свою первую кассету?

— Я долго не хотела записывать свои песни, но один наш поклонник, его звали Ренат, занимался компьютерами и предложил нам свою помощь. Это был, наверное, единственный случай, когда весь альбом мы записали с первого дубля. Не представляю сейчас, как можно такое повторить.

— В вашей команде всегда 5 человек. Ты считаешь это оптимальное соотношение музыкантов в коллективе?

— Я всегда исхожу из песни. Музыкантов ровно столько, сколько требуется инструментов. Не нужны барабаны – не будет барабанщика. Если понадобится флейта, то нас будет шестеро. Но это всегда будет мужчина-музыкант. Я не доверяю женщинам вообще, а в музыке и подавно.

10.2002