2002 11 28 Портал «Звуки.Ру»: интервью «Всегда готова»
Санитар леса
НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ: ВСЕГДА ГОТОВА
Выстрелившие пару лет назад из засады элетрическим альбомом «Рубеж» Ночные снайперы мучительно ждут права второго выстрела. Альбом «Цунами» пролежал на полке от зимы до зимы. От зимы до зимы снайперы давали концерты и интервью. В том числе и Звукам.Ru, которые решили в последние дни перед выходом диска встретиться с Дианой Арбениной.
Звуки.Ru. В составе группы «Ночные снайперы» достаточно часто происходят замены. Особенно заметны проблемы с басистами. Не так давно появилась информация о том, что вы вообще решили отказаться от бас-гитары, заменив ее контрабасом.
Диана Арбенина: — Дело в том, что у нас действительно были какие-то кармические проблемы с басистами. Но сейчас мы пригласили Диму Честных, который имеет большой опыт работы во всех направлениях, как басист, — играл как панк, так и блюз, такой незакостенелый музыкант. И он сейчас играет у нас на басу. Точка. Абзац. Что касается контрабаса, то это полная шняга средств массовой информации, к которой мы не имеем никакого отношения. Я таких слов не произносила, это просто кто-то придумал.
Звуки.Ru. Тогда еще о средствах массовой информации. Появление музыкантов в таких, в общем-то, немузыкальных или околомузыкальных передачах как «Смак» или «Два рояля»…
Диана: — «Смак» музыкальнее. Там достойный человек ведет, все-таки. И потом я ничего не вижу плохого в том чтобы интересные люди являли еще одну свою сторону. Что касается передачи «Два рояля», то нас просто подставили, я туда идти не собиралась. Я вас прервала, извините.
Звуки.Ru.: — Суть вопроса была в том, что публика воспринимает эти пояления как некую PR-акцию. Согласны ли вы с такой трактовкой?
Диана: — Я повторяю: мне было интересно познакомиться, пообщаться с Андреем Макаревичем. Мне было прикольно туда приехать. Было лето, жарко, мы долго не могли найти где они базируются: Я ничуть не жалею — он действительно интересный человек, умный, взрослый. Что касается передачи «Два рояля», я ничего не говорю о тех людях, которые продюсируют эту программу, может у них свое поле интересов, но я могу сказать, что это один из наших очень существенных промахов. Я думаю, что надо исправлять свои ошибки и идти дальше.
Звуки.Ru.: Если бы вы знали, что получится, вы бы не пошли на эту передачу?
Диана: — Конечно. Я отказалась уже. Мне позвонили в 9 часов утра и сказали: «Ты обязана туда приехать, потому что мы не хотим портить отношения с каналом перед выходом альбома «Цунами». Я поехала. Потом оказалось, что в картинке должно находиться два человека. Ни одного музыканта — ни Сургановой, ни Вани Иволги, никого — не было в городе, поэтому я набрала первый попавшийся номер знакомого человека, достаточно коммуникабельного, в результате и получилось то, что вы видели.
Звуки.Ru.: Значит, история о том, что у группы Ночные снайперы появился хореограф…
Диана: — А это я прикололась. От безвыходности. Потому что такой маразм, что просто атас. Надо же мне было еще как-то куражиться по этому поводу. Вот я и придумала. Просто подошел Валера Сюткин, против которого я ничего не имею, он ведет программу по каким-то своим соображениям, и спросил: «Кто эта девушка?» — «А, это наш хореограф». А поскольку он абсолютно не в формате, он не знал, что за группа Ночные снайперы, он не удивился. Но если бы это был человек, который нас знал, он бы, конечно, посмеялся. Потому что Ночные снайперы и хореограф — это yes!, это супер.
Звуки.Ru.; По какаим критериям вы отказываетесь от подобных акций?
Диана: — Беспринципность программы, желтизна. Такого сейчас очень много на нашем телевидении — различные ток-шоу и так далее.
Звуки.Ru.: Когда-то вы начинали как акустический дуэт. Освоение «электрического» формата помогло вам выстрелить, но команда до сих пор не воспринимается как единое целое. Акустика же популярна и до сих пор. Акустический концерты собрали полные залы и во МХАТе, и в Ленсовете. Это не вызывает желания вернуться к акустическому варианту существования Ночных снайперов?
Диана: — Я буду заниматься музыкой и разными жанрами в музыке. Я не знаю, что будет со мной дальше. Мне очень досадно, хотя это и объяснимо, что прошло уже два года, но коллектив не воспринимается однородно. И это очень жаль, потому что в коллективе не два человека, и очень давно. Времена акустики, по хорошему, прошли, но это не значит, что мы ее забросили. Просто постоянно вариться в акустическом соку мне было бы неинтересно, для меня это была бы стагнация. Сейчас мы имеем возможность развиваться в двух направлениях: и в акустике, и в электричестве. Это намного интереснее, нежели постоянно топтаться на одном месте. А что касается электричества… Мы встретились в очень благодатное для этого время, потому что мы только что отыграли два концерта (один в ДС Юбилейный в Питере, перед этим был концерт в ДК МАИ в Москве), в которых мы себя проявили как зрелая электрическая команда. И об этом нам уже многие говорили. Например Митя Радуга (лидер группы Жестокий февраль, работавший вместе с Дианой Арбениной над озвучанием мультфильма «Элизиум» — Звуки.Ru.) очень любит акустику, электричества вообще не признавал, после концерта он сказал: «Раньше я вас воспринимал как акустический дуэт, теперь я могу сказать, что вы электрический коллектив. Супер!». Ну, это тоже самое, как мать рожает, например, дочь, та достигает совершеннолетия, а матери хочется сына. И она начинает растить сына. Это не значит, что она забывает о дочери, она просто сразу двоих детей растит. Это здорово, это же интереснее.
Звуки.Ru.: Продолжая играть в электричестве, вы не собираетесь углубляться в эксперименты со звуком. Ведь «Цунами» вы записывали в Киеве у Евгена Ступки именно для того, чтобы достичь «живого» звучания.
Диана: — Да, и у нас это получилось. Я говорю не скептически, это действительно так, и причем, на мой взгляд, запредельно, потому что не используется никакая электронщина на этом альбоме. Сейчас я думаю уже про третий электрический альбом, который собираюсь писать в январе, и он будет абсолютно иной. У нас просто музыку воспринимают, как измену родине. Всякий раз, вот возмешь трубача, сразу (с аффектированным придыханием): «О, они взяли трубача!». Музыка должна быть разная. Постоянные эксперименты — они только развивают.
Звуки.Ru. Эксперимент для вас это, скорее, взять трубача, чем ди-джея, и слово «электронщина» носит какой-то негативный оттенок?
Диана: — Нет, почему? Очень-очень нравится мне. Я просто не хочу раскрывать карты, но третий альбом будет абсолютно иной, чем «Цунами». Ну, я постараюсь так сделать. Да и песни другие.
Звуки.Ru.: «Цунами» был задержан почти на год. За это время можно если не записать еще один альбом, то уж по крайней мере, набрать на него материал.
Диана: — У меня его не только на один. На много.
Звуки.Ru.: «Цунами»-то уже практически все знают.
Диана: — Ваши слова — правда. Ничего сказать не могу. Это были не наши проколы. Мы здесь абсолютно ни при чем, потому что мы в феврале были уже готовы явить миру то, что мы записали. Записали, кстати, очень быстро, за две недели. Ступка приехал в Питер в январе, провел с нами две репетиции, послушал материал, мы поехали к нему и записались.
Звуки.Ru.: Дату выхода альбома определяет компания. А песни для клипов тоже выбираете не вы?
Диана: — Нет, нам очень захотелось сделать видео именно на песню «Розы», потому что она, как гадкий цыпленок, торчит из всех четырнадцати, которые есть на альбоме. Ну, это нонсенс для Ночных снайперов — песня «Ты дарила мне розы». Она не романтическая, она смешная и прикольная. Она просто светлая, нормальная, позитивная песня. И мы решили — действительно, почему бы не поприкалываться до конца? Сделать видео, раз уж песня с такими духовыми конкретными записалась. И девчонки, которые там принимали участие, они оказались молодцы. Это было 12 октября, на крыше на Старом Арбате. Были выпиты три бутылки коньяка и литр виски, но никто не опьянел, потому что именно 12 октября наступили холода. И там в клипе голубое небо и жара такая, как будто тепло. На самом был такой дубак, что я чуть не свалилась с этой крыши. Там же нереально, скользишь еще… Так что я не жалею о том, что мы сделали. Конечно, это не песня, которая заставляет меня закрывать глаза спустя какое-то время, скорее это песня «Катастрофическая». Именно ее мы будем делать следующую. Там уже будет, конечно, совершенно иное.
Звуки.Ru.: По поводу позитивных песен. Какую музыку вы сейчас сами слушаете?
Диана: — Я постоянна в своих предпрочтениях. С ранней осени меня опять не отпускает Чезария Эвора (Cezaria Evora) и опять тот же Muse, о котором я говорю довольно часто. Меня дейстительно удивляет, почему Muse не стали по-хорошему популярны в этой стране, в России. Потому что ничего более фатального, виртуозного и, скажем, «снайперского» не появлялось за последнее время из новых команд. Народ их в России не особо понял, судя по всему. Жаль.
Звуки.Ru.: Музыка, которую вы слушаете утром, и музыка, которую вы слушаете в машине, — они отличаются по настроению?
Диана: — Ну, утро у меня начинается бодро. Во-первых, я включаю везде свет, все средства массовой информации, вернее, все источники звука и везде включаю воду. Я очень люблю утро, я люблю просыпаться, каждое утро у меня классное настроение. Сколько мне лет — столько вот так и происходит. Поэтому, музыка обязательно бодрая. Я могу включить, например, «Радио Максимум» и послушать «подонка Бачинского». Есть там такой Гена Бачинский, который называет себя подонком. Смешно. А в машине я перескакиваю. То диски, то кассеты, то радио…
Звуки.Ru.: Диски меняются так же быстро, как настроение?
Диана: — Да, настроение быстро меняется, это так.
Звуки.Ru.: На афише мультфильма, который вы озвучивали, написано «Диана Арбенина (лидер группы Ночные снайперы)»…
Диана: — Озвучивает всех, на разные голоса…
Звуки.Ru.: Теперь вашу роль в группе можно определить именно так?
Диана: — Не мои слова. Не я писала. Я вообще слово «лидер» не люблю. В коллективе должен быть идеолог, а не лидер. «Лидер»… как-то сразу хочется сказать «комсомольский актив».
Звуки.Ru.: Идеолог, по-моему, еще страшнее.
Диана: — Идеолог — это человек, который определяет политику, ты что! Это очень важно. Потому что когда у коллектива нет головы, в которой есть идея, коллектив очень быстро разваливается. Во всяком случае, в России. Потому что в России музыку не играют, в России играют песни. И тут, чьи песни хороши, тот и выживает. К сожалению, эпоха музыки в России еще не наступила. И я не думаю, что я доживу до того времени, когда мы будем ходить на концерты и слушать музыку, а не набор песен. Плохих или хороших — не важно.
Звуки.Ru.: А чем отличается музыка от песни?
Диана: — Все очень просто. Можно включить радио, наши радиостанции, и они крутят песни, в которых отсутствует музыка. Есть слова и есть аккомпанемент. Музыка — это абсолютно иное. Например, если бы в нашей стране вдруг появился Стинг (Sting), он бы на фиг никому не был нужен. Его просто бы не поняли. Он был бы скучен просто, вот и все. Это очень плохо. Вот это грустно. Поэтому радио я слушаю в машине редко, чаще Стинга.
Звуки.Ru.: И все-таки, если попытаться не иллюстрировать примерами, а сформулировать?
Диана: — Музыка — это свобода и фантазия. А песня — это архетип. Либо более удачного животного, либо менее удачного. Досадно, что последнее время такой упадок песенной культуры. Ладно, не будем говорить о музыке, будем говорить о песнях. Песенная культура находится сейчас в таком дауне, как не находилась даже пять лет назад, когда был жив рок-н-ролл. Сейчас же невозможно слушать, потому что выдают такое! И попса, главное, полезла в какие-то лингвистические дебри: Есть песня, которую какая-то девочка поет: «А я как Федор Михалыч со свои идиотом», какой-то кошмар! И очень много таких примеров.
Звуки.Ru.: И что же получается? Сломать эту ситуацию невозможно?
Диана: — Я жду. Это такая мутная грязная река, которая несет, несет: В этом году мы были в Израиле, там было очень теплое море, и по этому морю постоянно плавали какие-то грязные пакеты, расчески: Вот тоже самое сейчас происходит с песенным эфиром. Я когда начинаю его слушать, мне просто дурно становится. Я просто не засоряю себе мозги тем, что люди слушают по радио. Потому что это отсутствие голосов, отсутствие мозгов, таланта, музыкальности и вообще даже попытки чему-то научиться. Каждый, кто возьмет гитару, чувствует себя «Я — лидер группы Ночные снайперы!», в таком духе. Это же все очень плохо.
Звуки.Ru.: То, что делается в России из музыки, вообще не радует?
Диана: — Есть такая группа System Of A Down. Супер. Вот они мне нравятся, классные армяне.
Звуки.Ru.: Так они же не «наши» армяне.
Диана: — Но они армяне. Нет, что-то как-то все очень тухло. Я не верю просто — ни современной музыке, ни современным поэтам, ни современным прозаикам. Прозаики — это вообще атас. Такой поток мыслей нафталиновых и абсолютно несостоятельных. Даже не инфантильных, просто несостоятельных. Я очень радуюсь, читая того же Павича, Крапивина. Вот, было время нормальное абсолютно. На самом деле, просто время, наверное, не пришло. Мне кажется, что герой просто еще не появился. Но он должен появиться. Иначе быть не может. И я готова ждать сколько угодно. Настоящего человека, которому было бы, что петь. У которого был бы талант и который был бы избран для этого.
Звуки.Ru.: Себя вы в качестве этого героя не рассматриваете?
Диана: — Мы сейчас разговариваем, как два человека, которые обсуждают ситуацию в стране. Ты же не прешься от того, что происходит сейчас в России? И я не прусь. При чем здесь то, чем я занимаюсь? Об этом вообще надо забыть, мы сейчас разговариваем о том, что происходит вокруг нас. Если мне сегодня бог дает писать хорошие песни, а это так, то мне остается только молиться, чтобы не стать графоманом. Многие поэты, офигенно начав, потом скатываются, начинают писать такой бред. Потому что не могут не писать, потому что ждут, потому что от них этого постоянно ждут. А остановиться уже нереально.
Звуки.Ru.: Графоман же пишет не потому что от него этого ждут, а потому что остановиться не может. Здесь важно не внешнее давление, а внутреннее.
Диана: — Но это же обоюдоострые процессы. Когда человек заходит, а от него ждут песни. И он начинает мучаться, мучаться, мучаться, мучаться… И в какой-то момент этот гнет приводит к тому, что он просто садится и начинает писать. И даже понимает, что пишет плохо, но он все равно должен. Поэтому он активно это отстаивает. Но у меня против этого есть панацея. Я еще рисую картинки. Полностью надо будет отдаться графике. Поскольку рисую я из рук вон плохо, совершенства можно достигать всю оставшуюся жизнь.
Звуки.Ru.: То есть в вашем случае, картинки — это клапан?
Диана: — Да, чем писать плохие песни… Мне кажется, что у каждого человека, котрый чем-то занимается, что-то пишет или рисует, неважно, есть какой-то запас. Ему дано от рождения писать 40 лет — он будет 40 лет писать, дано 2 года — он будет писать 2 года. Неважно, сколько, важно, что время отмеряно. Не стоит это время растягивать, как презерватив. Не нужно этого делать и тогда все будет нормально. Людям, которые всю жизнь писали песни, неспособны в какой-то момент признаться в том, что «Надо же, я уже 5 лет ничего не пишу, а то что я пишу — это очень плохо». Это очень тяжело. Надо переключиться на что-то другое. Вот Сэллинджер — написал одну повесть. И какую… И за это попал в рай.
Звуки.Ru.: Вы уже готовитесь к этому?
Диана: — Я всегда готова.
Звуки.ру
28.11.2002