2016 04 02 Теленеделя: «Лучшее средство для снятия стресса — подвигать мебель»
«Я переехала в загородный дом и решила, что здесь, в тишине, на природе, будут отлично писаться новые песни. Но это оказался самообман», — улыбается Светлана. Мы побывали в ее новом доме и выяснила, как следует воспитывать мейн-кунов, чем развлекать себя в спортзале и что делать, когда жизнь в городе кажется беспросветной.
Корреспонденты «ТН», прикинув по московским меркам время, которое, возможно, придется провести в питерских пробках, решили выехать к Светлане пораньше. Она живет во Всеволожске, в 25 км от Петербурга. Рассчитывали ехать часа полтора, но оказались на месте минут через тридцать (все же в Северной столице движение не такое плотное). Хмурость низкого питерского неба исчезла, за городом проглядывало солнце. Светлана, несмотря на неурочный час, встретила нас с улыбкой и, не дослушав извинений за раннее появление, предложила вместе позавтракать. Стол в центре кухни был уже накрыт: в стеклянном чайнике заваривался крепкий чай, источал аромат большой воздушный кекс. Не успели мы взять в руки чашки, как Фокс, огромный кот породы мейн-кун, с разбега прыгнул на стол и с удовольствием проехался по нему пузом, сметая все по пути. Мы замерли: ох и достанется же сейчас кому-то! Но хозяйка засмеялась: «Обычный трюк Фоксика. Я забыла вас предупредить».
С кошачьей темы и началась наша беседа.
— По всей видимости, я плохой воспитатель, раз решила воспитывать Фокса, как японцы своих детей, — без замечаний и нотаций. Не браню, не упрекаю, когда он радостно скачет по столам, дерет мебель и ведет себя как хочет. Фоксик — ребенок, очень ласковый, незашуганный, доверчивый.
— Японцы вроде бы с пяти лет начинают воспитывать своих детей. Фоксу скоро год, по человеческим меркам — семь. Когда же наступит «час икс» и ему объяснят правила приличия?
— Боюсь, поздно приучать его к этикету. Для меня главное, чтобы он не был злобным, не боялся рук. К мейн-кунам, этой дивной породе, похожей на рысь, я давно питаю слабость. И как-то рассказала о них своей мамуле. Добавив, что это уникальная порода: берешь одного котенка, а в итоге получаешь полтора кота. (Смеется.) Мамочка заинтересовалась, и когда неожиданно ушел из дома и не вернулся наш горячо любимый Хрюндель — русский голубой 13 лет от роду, она затосковала и сказала: «Подари мне мейн-куна, только обязательно рыжего с зелеными глазами». Я быстренько нашла такого в московском питомнике. Уже по фотографии поняла, что он философ и личность неординарная. Несмотря на убедительную цену, котенок вскоре был у нас дома.
— Вот парадокс! Переехала за город и стала реже бывать на свежем воздухе. В доме так хорошо и уютно, что лишний раз выходить не хочется. Фото: Андрей Федечко
— И поселился за городом. А почему не у мамы в Питере, раз он — подарок?
— На самом деле мамочка, Лия Давыдовна, живет здесь, со мной. В данный момент ее нет, потому что уехала к себе, в городскую квартиру на Кавалергардской. У них там с подругами намечается девичник по поводу ее 81-го дня рождения. Фоксика мы решили туда-сюда не мотылять, он прекрасно вписался в наш дом, полюбил его всем сердцем, обожает долгие прогулки по саду. Если бы я не построила этот дом два года назад, вряд ли смогла бы завести такого большого кота. Но все сложилось самым удачным образом.
— Раз теперь позволяет площадь, можно и собак завести. Как говорил папа дяди Федора, «надо, чтобы в доме и собаки были, и кошки, и приятелей целый мешок».
— Собаки — не моя философия. Я люблю свободолюбивых ласковых животных — а собаки именно такие, — но они слишком преданны. Для кого-то это качество со знаком плюс, а для меня нет. Не нужно мне много преданности, тем более от животного. Ну и потом — собаки же лают! А я к любым звукам отношусь крайне трепетно. Мамуля моя упивается тишиной, всякий раз говорит: «Боже, неужели такое возможно, чтобы от тишины звенело в ушах?»
Единственный минус в нашем раю — военный полигон в десяти километрах, откуда время от времени доносятся неожиданные взрывы. Причем такой силы, что дом содрогается.
— А вы не знали, когда покупали землю?
— Не знала. Но вряд ли меня бы это остановило, поскольку в остальном здесь одни плюсы. Мои близкие и друзья просто влюбились в это место, обожают тут бывать. Это к слову — про «приятелей целый мешок». (Смеется.)
Когда я сюда переехала, надеялась, что в тишине, на природе, будут отлично писаться новые песни. Но это оказался самообман. (Смеется.) Я гостеприимна и очень люблю друзей, а они любят меня, в общем — не было еще ни дня, чтобы я осталась одна. Конечно, я гостям рада, но… В плане музыки пока каких-то отчетливых идей здесь не народилось.
Вообще песни пишу где угодно, лишь бы рядом никого не было. Есть такая замечательная фраза, приписываемая Грете Гарбо: «Оставьте меня в покое, но не оставляйте меня одну». Это точно про меня. В идеале должно быть так: гости съезжаются, тусят, веселятся, играют в разные игры, жарят на мангале мясо, а я как бы в стороночке. Захожу, чтобы полюбоваться на близких, чем-то помочь, и — шмыг, прячусь в норе. Наверное, мое коммунальное мышиное сознание голос подает: 25 лет прожила в коммунальной квартире.
Пока мамочка в городе, я перебралась в ее домик. (Светлана показывает на улицу, где в десяти шагах от большого дома стоит небольшой сруб). Там уютно и есть все, что надо для жизни: спальня, кухня, ванная. И все уместилось метрах на двадцати. Недавно купила книжечку афоризмов и вычитала там фразу Леонардо да Винчи про то, что большие пространства растрачивают мысль, а маленькие ее собирают. Это так верно! Думаю, рано или поздно я из большого дома переберусь в тот маленький. Кстати, у нашего кота тоже мышиное сознание — он обожает тесные уголки. Можем поспорить, что обыщете весь дом, но его не найдете. Потому что он спрятался, как и положено коту, за печкой, пусть и микроволновой.
— Где-то вычитала, что большие пространства растрачивают мысль, а маленькие — собирают. Как верно! Думаю, со временем из большого дома переберусь в тот — маленький.
— Вы сразу решили построить маме отдельное жилище? Или по ходу дела поняли, что детям с родителями лучше жить на расстоянии?
— Изначально предполагалось, что мамуля поселится здесь на первом этаже. Но потом она подумала-подумала и решила, что свой дом — пусть и небольшой — лучше. Захочет — приляжет, телевизор посмотрит или за кроссвордами посидит. Ну а если соскучится, пойдет к нам. К тому же к ней нередко ее чудесные подружки наведываются.
— Светлана, интересно, как вам, коренной петербурженке, пришла в голову мысль уехать из города?
— Пять лет назад я стала счастливой обладательницей маленькой уютной однокомнатной квартиры в Купчино. Там всего ничего — 46 кв. м, но для одного человека — прекрасно. Это мое первое в жизни собственное жилье! Раньше, как я упоминала, мы с мамулькой и бабулей жили в коммуналке, где занимали две смежные комнаты и которую я в итоге выкупила, расселив соседей. Теперь там на 74 кв. м царствует Лия Давыдовна. Жить вместе мы с мамой не собирались, и я, поменяв за последующие годы десяток съемных квартир, наконец купила однушку в Купчино. Но спустя короткое время вдруг совершенно четко поняла, что страшно устала от города.
— Ни с того ни с сего?!
— Да, просто ехала на машине, и вдруг озарение: не могу, нужен загород! И все — собственно, уже через день искала в пригороде Петербурга подходящее место.
— И сколько участков посмотрели? Два-три или пятьдесят?
— Я живу по принципу «пришел, увидел, победил». Стоило мне зайти сюда, вдохнуть кристальной чистоты воздух, побродить между соснами, растущими прямо на участке, как я совершенно очаровалась и решила, что остаюсь. Сам участок непростой: он не привычно квадратный, а треугольный и смотрится интереснее.
Вдобавок поблизости есть красивое озеро — я мечтала кататься вокруг него на велосипеде. Правда, позже выяснилось, что местность настолько рельефная, что делать это трудно…
Отсюда всего 9 км до КАДа (Кольцевой автодороги) и рукой подать до музыкальной студии и до нашей старой квартиры, где иногда остается мама. Стоило мне перебраться за город, как мои зрительные рецепторы мгновенно освежились. Теперь я смотрю на город более влюбленными глазами, чем делала это последние 47 лет. (Смеется.) Ушло раздражение, и каждый выезд в Санкт-Петербург — отдельное приятное событие. Так что если вам тягостна городская жизнь, вы знаете, что следует сделать. (С улыбкой.)
Вообще-то я попала сюда по протекции семейства Костягиных, с которыми давно приятельствую. Они живут здесь уже несколько лет. Лиза, лидер группы «MONOЛИЗА», посоветовала мне посмотреть этот поселок. Когда я определилась, она порекомендовала мне архитектора — Варвару Климову.
Приступая к строительству дома, я лишь в общих чертах представляла, как он должен выглядеть. Точно знала, что хочу жить в деревянном доме, пахнущем смолой. Размаха не хотела, решив, что и 250-300 кв. м мне хватит. Варвара начала с того, что нарисовала двухэтажный домик. Я внесла поправку, и он подрос еще на этаж. На самом вверху, в полном уединении, мне захотелось иметь спальню-кабинет.
Появились чертежи — все на бумаге, никаких новомодных 3D. Но я быстро научилась в них ориентироваться. Здесь санузлы, тут гостевая, котельная, сауна, тренажерный зал и так далее.
— Погодите! Можно подробнее, сколько в доме жилых комнат?
— На первом этаже гостиная-столовая-кухня с условными зонами отдыха. У окна — а-ля кабинет для тех, кто хочет посидеть за компьютером. Здесь же диван для любителей вальяжности и массажное кресло, которым все обожают пользоваться: отлично снимает стресс и избавляет от бессонницы. А там за дверью — вход в сауну. Люблю зимой после парилки выскочить на улицу и броситься в сугроб.
— Из соседских окон в бинокль не смотрят?
— Пока дом напротив нежилой. Но если чужие взгляды когда-нибудь помешают, что-нибудь придумаю. Пятиметровый забор, конечно, не возведу, но, возможно, посажу густые ели.
Мы идем наверх по узкой крутой лестнице, вдоль которой Светлана установила два ряда металлических перил, чтобы маме было удобнее подниматься.
— Вы не представляете, сколько новых знаний я приобрела за те два года, пока шло строительство! Теперь знаю, как закладывается фундамент, проводится канализация, устанавливается забор. Все дико интересно. Строительство — это искусство, похоже на рождение человека.
— Интересно: если дом — человек, то опишите, какой он? Кто у вас получился — мальчик или девочка?
— Однозначно парень, причем Скорпионишка, как и я. (Смеется.) Мы оба ноябрьские. Он деликатный, нежный и при этом крепкий и верный друг с чувством собственного достоинства и без выпендрежа. Они с Фоксиком похожи по характеру. Что кот, что дом — просто близнецы-братья. И цвет у них один — бежевый.
— На все ваши фантазии хватило средств? Или все же смету превысили?
— Денег, конечно, не хватило. Смета на выходе оказалась раза в четыре выше изначальной. Теперь я в долгах, как в шелках, но в неофициальных. Без помощи друзей не справилась бы.
Сама «коробка» из отечественного бруса не сверхдорогая. А вот коммуникации, отопление, электричество потянули на приличную сумму. Ну и интерьер… Хотя я особо не заморачивалась, пошла в ИКЕА и купила что надо, причем все — в один день.
— Наверное, на камине можно было бы сэкономить? Его строительство — дело хлопотное и затратное, а пользуются им обычно редко…
— Нет, что вы! Мамуля обожает камин и часто просит его разжечь. Для меня главное, чтобы ей было хорошо, чтобы улыбалась, чтобы каждый ее день был наполнен какой-то пусть маленькой, но радостью.
— Улыбается? Довольна мама домом, который построила дочь?
— Ой, она такую фразу смешную выдала! Когда мы сюда переехали и первый раз сели на кухне чаевничать, она сказала: «Ну что, дом у тебя хороший, крепкий, не хибара какая-нибудь, не шатается». Я говорю: «Мамуль, я запишу и буду цитировать». (Смеется.)
— Она думала, что вы в облаках витаете и на серьезное дело не способны?
— Не у каждого крепкого, здорового мужчины получается дом построить. А тут женщина. Да еще музыкант.
Несмотря на то что дом вышел таким, каким я его и хотела видеть, никак не могу поверить, что все это мое, и ощущать себя не гостем, а хозяйкой. Хотя прошло почти полтора года с того дня, как я, выпив для храбрости шампанского, осталась здесь первый раз ночевать. Образ жизни полностью изменился, я до сих пор в стрессе. (Смеется.) Чтобы его снять — постоянно двигаю мебель. Нет лучшего средства расслабиться! Друзья приезжают и поражаются: снова перестановка?!
Вот сегодня ночью мне не спалось — думаю: надо подвигать мебель. Переставила диван и сладко уснула.
— Расскажите о втором этаже. Сколько комнат вы здесь расположили?
— Две гостевые спальни, тренажерный зал и библиотека — мое самое любимое место в доме. Кое-какие книжки я перевезла от мамы, но в планах купить новые. Вот, например, недавнее приобретение — собрание всемирной литературы в 128 томах.
— Читаете?
— Пока любуюсь. Не уверена, что осилю когда-нибудь. Хотя мечтала и даже пошла на курсы скорочтения. Начала учиться и… разочаровалась в себе. Ничего не получилось: педагоги говорили, что слова надо видеть как картинку, не фиксируясь на буквах. А я читаю вдумчиво, проговаривая слова про себя, чуть не по слогам. Иначе не понимаю сути.
— В школе, наверное, были проблемы с чтением…
— Большущие. Собственно, поэтому школьная программа по литературе так и осталась непознанной. Надеюсь наверстать упущенное. А географию познаю теперь непосредственно в разъездах, в турах. Этот предмет в школе так же, как литература, был белым пятном.
— «Сурганова, — спрашивали вас, — а где находятся Уральские горы?» И вы не знали…
— Так оно и было. На втором этаже в коридоре я карту мира повесила на стену. Куплю флажочки-дротики и буду отмечать, где побывала.
— Светлана, у вас хорошо оборудован тренажерный зал. Интересно, часто ли вы здесь бываете?
— Да, причем с удовольствием. Я всю жизнь занималась настольным теннисом и очень люблю велосипед — он был моим основным видом транспорта долгие годы, пока не появилась машина. Ну а поскольку, как я сказала, здесь неровная местность, не приспособленная для велопрогулок, я активно пользуюсь тренажерами.
В любимцах — эллипсоид, имитирующий плавный бег. Стараюсь каждый день одолевать километров пять, иногда больше. Особенно если попадается интересное кино.
— В смысле? Вы смотрите во время пробежек фильмы?
— В основном DVD по истории живописи. Пытаюсь совмещать приятное с полезным и, пока качаю пресс, гребу на лодке или иду пешком, узнаю что-нибудь о Моне, Родене, Веласкесе. В детстве, к сожалению, музеи прошли мимо меня. Музыкой занималась с упоением, а вот своим культурным образованием не очень. Хочу подредактировать упущение.
— Одним словом, жизнь только началась. Скажите, много ли появилось новых привычек? Может быть, вы полюбили вставать на заре? Хотя творческим людям, тем более музыкантам, это не свойственно.
— Может, я не настоящий музыкант? (Смеется.) Слишком много занимаюсь спортом, рано встаю. И всегда была жаворонком. Фокс, кстати, тоже. Приходит ко мне ровно в 07:30, фыр-фыр, мяу-мяу, погладь меня,
накорми. Что касается привычек, то ввела в обиход поэтические вечера. Пока прошел всего один, но надеюсь превратить это в традицию.
Мы назвали вечер «Поэтические объятия». И друг друга обнимали стихами. Собралось человек пятнадцать, каждый читал что хотел, в итоге разошлись после трех ночи. Вот, пожалуй, и все новые привычки. Зато ушли старые. Например, много гулять. Казалось бы, парадокс! Переехала за город и стала реже бывать на свежем воздухе. Потому что в доме так хорошо, так уютно, что лишний раз выходить не хочется. В этом доме невероятная энергетика. Как бы я ни устала, здесь мгновенно восстанавливаюсь.
— Построив дом, человек часто задумывается о детях… Пусть не о своих, а о приемных. Смогли бы вы повторить поступок своей мамы, которая удочерила вас в младенчестве?
— Большой дом действительно навевает мысли о семье, о детях, которые здесь не бегают, но могли бы. Пока я не готова взять на себя такую серьезную ответственность. Если уж становиться мамой, то хорошей. Такой, какая проводит с детьми все свое время и действительно их воспитывает. Откровенно вам скажу, пока не чувствую в этом острой потребности и, возможно, никогда не почувствую.
Иногда вижу сон про детей-вундеркиндов. Они вокруг меня — такие красивые, умненькие. Но я им не мать. Скорее воспитатель. Реализуются ли когда-нибудь мои грезы? Не знаю. Если не в этой жизни, то в следующей точно.
Светлана Сурганова
Родилась: 14 ноября 1968 года в Ленинграде
Семья: мать — Лия Давыдовна
Образование: окончила музыкальную школу по классу скрипки, медицинское училище и Санкт-Петербургскую педиатрическую академию
Карьера: одна из основательниц группы «Ночные Снайперы». В декабре 2003 года создала группу «Сурганова и Оркестр», дебютный альбом «Неужели не я» разошелся тиражом более 100 тыс. экземпляров. Группа выпустила 7 студийных альбомов, каждый из которых получал статус золотого. Осенью 2015 года вышел новый альбом — «#МируМир». Автор книг «Тетрадь слов» (2012) и «Книга писем» (2013). Победитель шоу «Живой звук» (телеканал Россия)