2002 12 19 Газета «Покровка, 7»: «Если ты не сексуален, тебя никто не будет слушать»
«Ночные Снайперы» выпустили новый альбом
Официальной датой образования группы «Ночные снайперы» считается 19 августа 1993 года. Именно в этот день Диана Арбенина и Светлана Сурганова впервые встретились в типичной коммуналке в городе Санкт-Петербурге. Диана в то время гостила в Питере на каникулах, куда приехала из Магадана. Далее девушки довольно продолжительный период выступали дуэтом на всевозможных фестивалях авторской песни, выпускали самопальные пластинки («Капля дегтя в бочке меда», «Детский лепет»), жили то в холодном Магадане, то в промозглом Питере, который в конце концов и выбрали в качестве постоянного места обитания.
«Снайперы» перестали бояться быть беззащитными
Новая история в жизни группы началась с решения перейти на электрические рельсы и стать рок-группой. После того как к «снайперам» присоединилась ритм-секция «Наутилуса Помпилиуса» — ударник Алик Потапкин, бас-гитарист Гога Копылов, соло-гитарист Иван Иволга и группой начала заниматься экс-директор «Ноля» Света Лосева, дела у авторов «31-ой весны» пошли значительно лучше и вскоре группа заключила контракт с компанией Real Records на выпуск своего первого электрического альбома «Рубеж». Пластинка стала известной в основном благодаря двум песням — «31-ая весна» и «Кошка», которые активно исполнялись по радио и на которые были сняты клипы, а «снайперы» благодаря многочисленным «живым» выступлениям значительно расширили свою аудиторию.
Свою новую пластинку «Цунами» «снайперы» писали в Питере. В качестве эксперимента по примеру многих отечественных музыкантов две песни девушки решили сводить на одной из лондонских студий. Но, разочаровавшись результатом, принялись переделывать «лондонское сведение» в Киеве, на студии известного украинского саунд-продюсера Евгена Ступки. На альбоме 14 песен, и, по словам «снайперов», он будет несколько отличаться от того, что мы слышали на «Рубеже».
— На новом альбоме намного меньше чисто рок-н-ролльного драйва. Мы стали нежными и перестали бояться быть беззащитными. Что касается драйва вообще, то он, безусловно, присутствует, но он повзрослевший», — говорит Диана о новом альбоме.
Накануне выхода альбома «Цунами» главное действующее лицо группы «Ночные снайперы» Диана Арбенина поделилась с корреспондентом «Покровки, 7» мыслями о «женском роке», сексуальности в рок-музыке и новых песнях.
«Мужской» стихотворный размер
— Что изменилось в вашей жизни с того момента, как о вас узнала вся страна и вы стали звездами?
— Да по большому счету ничего и не изменилось. Просто ответственность за песни и за самих себя возросла на несколько порядков, и свободного времени стало намного меньше.
— Переход из акустики в электричество был вызван желанием расширить свою аудиторию?
— На тот момент акустику мы играли уже шесть лет и начали застревать на этом этапе. Поэтому и решили попробовать что-то иное. Альбом «Рубеж» пробный и далеко не многим нравится. Это лишь переходный этап, когда электричество у нас еще не сформировалось как таковое, а акустика уже стала тесной. А вот альбом «Цунами», мне кажется, первый наш взрослый альбом.
— До того как вы перешли из акустики в электричество, многие критики определяли вашу музыку как бард-рок. Что вы взяли из бардовского прошлого в рокерское настоящее?
— А у нас не было бардовского прошлого в чистом виде. Я все-таки всегда себя ассоциировала с какими-то более жесткими стилями. И вообще, кто такие барды? Люди, которые поют под гитару, как Булат Окуджава. Бардовская песня — это прежде всего личность и городская песня. Владимира Высоцкого, по-моему, нельзя отнести к бардам — это вообще первый рокер в нашей стране. Поэтому барды нас не увлекли, а вот личности на нас всегда влияли.
— Существует ли понятие «женский рок»? Может ли рок-музыка быть женским занятием? Останется ли женщина женственной, исполняя рок-музыку?
— Женщина не может быть женственной в рок-музыке. Но я не люблю определение «женский рок», потому что либо есть хорошая музыка, либо ее нет, и какая в принципе разница, кто ее несет со сцены. Есть очень много мужских коллективов — абсолютно невнятных, а женских — тем более, потому что музыка — это, конечно, не женское занятие.
— Считается, что в рок-музыку в основном приходят женщины с несчастливой личной жизнью, а женщины, у которых все в порядке, занимаются больше поп-музыкой или вообще сидят дома, растят детей…
— Что касается меня, то мне абсолютно не мешает классно чувствовать себя в личной жизни и думать о том, чтобы через пару лет, например, родить сына и заниматься рок-музыкой. Просто кому-то больше нравится шансон, кому-то рок-н-ролл, кому-то блюз, кому-то поп-музыка. Тут не нужно противопоставлять попсу рок-музыке и наоборот.
— А сексуальность и «женский рок» совместимы?
— Сексуальность — это вообще наиглавнейший фактор в жизни рок-музыканта. Потому что если ты абсолютно не сексуален, то никто тебя не захочет слушать. К счастью или к сожалению, но это так.
— У вас есть несколько песен, написанных от лица мужчины. Что стоит за этим перевоплощением?
— Так предполагала лирика. И ни с какими личными историями это абсолютно не связано.
— Я понимаю, что не связано. В нашей стране есть масса рок-музыкантов, которые поют о наркотиках, при этом наркотиков не употребляя, просто они эксплуатируют определенный рок-н-ролльный штамп «sex, drugs & rock-n-roll». Когда вы поете от мужского лица, это делается сознательно?
— Повторяю, что пения от мужского лица в моих песнях требовал лишь стихотворный размер.
— А кому посвящена песня с альбома «Цунами» «Ты дарила мне розы»?
— Никому не посвящена. Эта песня получилась совершенно случайно, из воздуха. Я определяю ее как песню-флирт. Нет в ней никакой подоплеки, никакой реальной истории. А многие пишут, что знают, как она была написана. Говорю вам из первых уст: я просто села и написала ее минуты за две, и дальше она уже полетела без меня.
— А кто из поэтов повлиял на вас больше всего?
— Александр Пушкин и Иосиф Бродский.
Хочется отрастить волосы до плеч
— Меня как меломана с определенным стажем при прослушивании «Рубежа» не устраивало отсутствие в песнях ярких мелодий. Мне показалось, что вы отталкиваетесь больше от текста песни, чем от мелодии. Это так?
— Это очень классное наблюдение! Вы так подумали из-за того, что на этом альбоме очень сырые, тягомотные аранжировки в духе самого натурального говнорока, в его самом худшем смысле. И очень жалко, так как эти песни намного богаче изначально, нежели та стилистика в которую мы их воткнули. Мне не нравится этот альбом. Он абсолютно… ну не о чем просто говорить. Давайте дождемся «Цунами». А что касается текста и мелодии, то не сразу все приходит, не одновременно.
— Известно, что вы обрились после того, как сдали диплом на тему «Семантические преобразования в творчестве Андрея Платонова». Сейчас вы переодически появляетесь то в подстриженном виде, то с длинными волосами. Больше не собираетесь так радикально стричься?
— После сдачи диплома по Платонову я уже успела обрасти пятнадцать раз и столько же побриться. Но больше я не собираюсь этого делать. Хочется отрастить волосы до плеч.
— Что вам больше всего понравилось из западной и отечественной музыки за последнее время?
— Отвечу не раздумывая: группа Muse. Это нечто новое в музыке. Они очень молодые ребята, но при этом классные профессионалы. Нам их никогда не догнать, никогда. Никто у нас в стране никогда не будет так играть на гитаре, как этот молоденький англичанин Мэттью Беллами. Это ни хорошо, ни плохо. Просто у нас страна другая. Также мне очень понравилась последняя пластинка Red hot chili peppers «By the way», по духу она очень похожа на Californication. Из наших я очень жду новой пластинки Найка Борзова, потому что мне очень понравилась песня, которую сейчас крутят — «Одна она».
19.12.2002