2002 12 Газета «ТВ плюс»: интервью «Заниматься любовью нужно шепотом»

Ольга Шестопалова

ДИАНА АРБЕНИНА: «ЗАНИМАТЬСЯ ЛЮБОВЬЮ НУЖНО ШЕПОТОМ»

Есть две новости. Одна из них точно хорошая. А что получится из второй — покажет время. Первая новость очень долгожданна. Это выход альбома «Цунами» группы «Ночные снайперы». А вторая новость — сенсация. Эту самую группу покинула «скрипка» Светлана Сурганова.

«Сейчас у меня появилось много свободного времени, — говорит она, — и я реализую свои музыкальные идеи с питерскими друзьями-музыкантами, которых знаю очень давно». Диана Арбенина тоже утверждает, что у каждого из них своя дорога. «А время — самый мудрый лекарь — расставит всё на свои места».

— Диана, как настроение?

— Офигительное.

— Это правда, что ты человек настроения?

— Это правда, — что я человек.

— Насколько настроение влияет на твоё желание общаться?

— Ты знаешь, у Раков настроение меняется действительно очень быстро. Но я абсолютно этим не спекулирую. Мне очень плохо, когда всё сразу и очень быстро у меня меняется.

— Наконец вышел «Цунами», с чем можно поздравить и тебя,…

— Спасибо:)

— …и тех, кто любит и слушает. Почему же так долго тянули с выходом? Ведь ещё с февраля всё было готово.

— Я могу тебя разочаровать — ответ будет совсем коротким. Дело в том, что мы записали пластинку очень быстро — за две недели. А все остальное — просто были протяжки со стороны нашей выпускающей компании «Real Records».

— Господа хотели максимально накрутить вас в материальном плане?

— Ты знаешь, мне абсолютно всё равно, что они там хотели. Главное — что альбом вышел и главное, что эту пластинку люди могут слушать во всех городах, включая Донецкую область.

КАССАНДРИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ

— После затяжного невыхода вы будете продолжать работу с «RR»?

— На самом деле они сначала меня очень разочаровали в своём отношении к нам, а потом очень очаровали, потому что оказались вполне вменяемой компанией. Поэтому не исключено, что какое-то количество альбомов я ещё с ними выпущу.

— А почему для «Цунами» были отобраны четырнадцать только твоих песен и ни одной песни Светы?

— Дело в том, что мы со Светой расстались 17-го декабря. Она больше не играет в «Ночных снайперах». И то, что мы готовили альбом только из моих песен, — это было в какой-то мере кассандрическим решением.

Кассандра — это такая девочка, которая знает всё наперёд. Но почему мы отобрали именно мои песни, я, честно говоря, не знаю. Но так получилось. И, как показывает сегодняшний день, — выбор был правильным.

— Ты всегда пропускаешь всё через себя, через свои чувства, — а стало быть, с Сургановой вы расстались прежде всего на личной почве…

— Нет. Просто мы пообщались как музыканты и решили, что у каждого своя дорога. При чём здесь личная почва?

— В дальнейшем вы не будете никак соприкасаться?

— Для чего?

— Для совместной работы. Хотя бы…

— Нет. Я думаю — зачем? Этого не будет. Поскольку у меня совершенно классные музыканты и мне этого достаточно.

— То есть на данный момент состав сменился окончательно?

— Он не то чтобы сменился. Он просто изменился. И вместо пяти человек в нём стало четыре.

— А слухи о том, что на смену скрипке придёт контрабас, — не более чем шутка?

— Да, мы просто пошутили.

— Ты называла «Рубеж» своим первым зрелым альбомом. Теперь от этого отказываешься и говоришь, что счёт ВЗРОСЛЫМ альбомам следует вести с «Цунами»…

— Ну почему же?

— Если просмотреть все твои интервью с той поры, то увидим, что «Рубеж», оказывается, непутёвый — по твоим словам.

— Да, очень классный, кстати, вопрос. Потому что действительно, если полистать подшивку, если посмотреть то, что я говорила — действительно, я была очарована в своё время альбомом «Рубеж». Но это очень быстро прошло. Это прошло, как только мы его записали, — буквально через пару месяцев.

Да, это был действительно наш первый взрослый альбом. Но, знаешь ли, первый блин комом. И мне кажется, что у него очень много недостатков. Ну правда.

А что касается альбома «Цунами», то я всем довольна. Сейчас уже прошло около десяти месяцев, и я могу сказать, что вот эта работа — она наиболее раскрывает всё то, что мы хотели сказать.

КРАСНОЕ И ГОЛУБОЕ

— Наслышаны о твоём недовольстве по поводу чрезмерного количества скрипки…

— Да. Безусловно, на альбоме «Цунами» её, скрипки, к сожалению, до сих пор довольно много. И просто дело в том, что загонять себя в рамки двух инструментов смешно. Потому что музыка — она ведь очень полноценна и моногамна. А моногамность заключается не в том, что ты играешь на двух инструментах, и это всё самодостаточно.

Дело в том, что чем больше инструментов и чем более они сами с собой в ладу, тем удобней и удачней достигается именно однородность и моногамность звука.

А если просто себя заключать в рамки двух инструментов, то ничего не получится. Жизнь — она состоит не только из чёрного и белого. Есть красное и голубое.

— Прости, но никогда же не менялись инструменты. Всегда был весь ваш набор, весь спектр. И почему-то только теперь тебя стало это не удовлетворять.

— Нет, почему, это не так. Сначала, первый этап «Ночных снайперов» — это была скрипка и гитара. Гитара и скрипка. Второй этап — мы расширились: добавился бас, появились бас-барабаны. Третий этап — это бас-барабаны, скрипка и ритм-гитара, и соло-гитара — ещё одна краска в палитру.

Что же касается альбома «Цунами» — мы убрали тут всех. Потому что на альбоме «Цунами» появились кастаньеты, скрипичный оркестр, аккордеон, клавиши. Палитра абсолютно точно расширилась.

— Были сессионные музыканты или всё сугубо своими средствами?

— Музыканты были сессионные — киевские. Профи (голос заметно теплеет — прим.), я их обожаю.

Дальнейшая работа с ними? Не думаю. Зачем? Зачем входить в одну воду дважды?

ДИССОНАНСЫ ВЫСОЦКОГО

— Песня «Розы» на общем фоне всегда серьёзной вашей лирики — диссонанс. Не в плохом, правда, смысле…

— Ну почему же, правильно говоришь.

— И почему вдруг ты изменила курс? На фоне вечно граничащих с депрессией песен появилась рок-н-ролльная композиция «Розы»…

— Какой курс? Облегченный жанр, говоришь? Но скажи пожалуйста, когда Владимир Семёнович Высоцкий пел про Канатчикову дачу, когда все сходят с ума — это не являлось ли диссонансом по отношению, например, к песне «Охота на волков»? Я почему привожу такую ассоциацию — художник, настоящий художник, он — разноплановый. Невозможно постоянно писать о каких-то серьёзных переживаниях. Палитра не может быть однозначно однородной.

— Да согласна, конечно. Но потому и спросила, что со времён «Нашествия», когда мы с тобой беседовали о тех же «Розах» и ты ими восхищалась, твоё мнение изменилось. Невзлюбила ты эту песню?

— Да ничего подобного! Невзлюбила — это вообще не мой глагол. Я его никогда не употребляю. А что касается песни «Розы», то, может быть, в тот момент мне казалось, что её значение преувеличено для «Ночных снайперов». Поэтому для меня это только песня о флирте, не более того.

ДЕВУШКА — РЫБОКОШКА

— А клип — на мой взгляд, достаточно интересная работа.

— Спасибо.

— Кто работал над?

— Работал молодой режиссёр Дима Иванов.

— Музыканты на крыше — это были…

— Это были не музыканты, это были люди, которые абсолютно не умеют играть на тех инструментах, которые мы им дали. И смысл клипа заключался в том, чтобы сделать комичную сцену. Поэтому были выбраны такие довольно… ну, такие музыкальные инструменты: туба, большой оркестровый барабан. Одна девушка, самая красивая из них, стояла со спиннингом и котом. Мы говорили, что она рыбокошка. Рыбокот, точнее.

Но задача была не показать, кто на каких инструментах играет — это всё ерунда! И когда я имитирую соло гитариста, это тоже очень смешно. А песня такова. Мы с этой точки зрения и подошли. А что касается девушек, — то это все мои друзья. И они питерские полностью. Мне было очень приятно их пригласить на эту работу.

ЗАПОВЕДНОЕ ВРЕМЯ. СОЛЁНОЕ

— На «Живом альбоме» песню «Столица» ты предварила словами: «У каждого своя родина». Так какой же город из трёх — Питер, Магадан или Москва, — самый главный для тебя?

— Пока не знаю, где моя родина. И когда определюсь — тоже не знаю. Может, позже скажу.

— Ну сердцу-то ближе какой?

— Конечно, Питер.

— Не испытываешь ли ты ностальгические чувства по тому же казино «Империал», где начиналась история группы? Или это прошло, и слава богу?

— Нет, не «прошло и слава богу». Это пройденный этап, безусловно. Никакой ностальгии у меня нет. Потому что было очень солёное и очень тяжёлое время. Для меня смысл — в движении вперёд.

— А почему тяжёлое?

— Гипертяжёлое время, потому что мне даже нечем было кормить своих родителей.

— А сейчас ты их кормишь?

— Нет, они сами, слава богу, трудоспособны. Но просто такое было время… совершенно заповедное в этом смысле. Не хочу вдаваться в подробности — это никому не интересно. А что касается сегодняшнего момента, то безусловно — я помогаю родителям.

ДВА РЕБЁНКА: МАЛЬЧИК И ДЕВОЧКА

— И как по-твоему, группа приобрела или потеряла после ухода от акустики и камерности ваших концертов, которые вы давали в институтах?

— А я не смешиваю эти жанры. Это совершенно иное. У тебя рождаются два ребёнка: мальчик и девочка. Ты же не можешь сказать, что ты мальчика любишь больше, чем девочку, правильно?

В акустике мы действительно многого добились. И я не собираюсь с этим делом заканчивать как-то. Просто сейчас больше всего сил я отдаю электричеству, поскольку его нужно ещё поднять и поставить на ноги. А что будет дальше — мы посмотрим.

— Открой тайну — песни для нового альбома уже пишутся?

— Они уже все написаны. На двадцать пластинок вперёд.

— Ничего себе! В «Пароходах» слова: «Ты знаешь, сколько мне лет. И я за это плачу». Угнетает ли тебя твой возраст?

— Абсолютно не угнетает. В конце концов, мне же только 80, а не 120.

— Из тебя так прёт дерзость, которой ты в себе упиваешься…

— …Хорошо сказала, мне нравится (улыбается — прим.). Это вообще первое, что мне понравилось за сегодняшний день. Умница.

— Спасибо:)

— Ну продолжай, говори дальше.

— Как ты считаешь, всё ли всегда нужно делать на пределе, и единственная ли это мера всех вещей? Или иногда можно скрасить тона, поубавить немного?

— А… Заниматься любовью нужно шёпотом. Это всё, — сказала я.

— Наверно это будет классный финал для разговора. И очень хочется побольше, поскорее всего — и концертов, и приездов на Украину.

— Спасибо большое. Я очень хочу к вам приехать опять.

— И привет от одесских поклонников. Ваше июльское выступление произвело фурор.

— Мы чуть не подохли, было очень жарко. Но был такой приём, что мама, не горюй! Супер!

— Дина, спасибо тебе большое.

— Тебе тоже.

— Успехов.

— Жму лапу. Пока-пока:)

12.2002