2016 01 28 Комсомольская правда: «В апреле я всегда влюбляюсь!»

Светлана Сурганова с презентацией своего нового альбома #МируМир в гостях у Антона Арасланова на Радио «Комсомольская правда»

Арасланов:

— Я с большим удовольствием представляю гостью программы Светлану Сурганову.

Сурганова:

— Здравствуйте, Антон, здравствуйте все радиослушатели.

Арасланов:

— Несмотря на то, что наш эфир выходит в записи, но записывались-то мы в очень интересный день. Я захожу на официальный сайт «Сурганова и оркестр», открываю раздел новости и что я там вижу?

Сурганова:

— Что сегодня четверг, 28 января. И сегодня день рождения моей мамы. Я хотела остаться в Питере, дома мамульку поздравить самолично, но ничего – сделаю это послезавтра.

Арасланов:

— Она обиделась, что вы не рядом?

Сурганова:

— Она с пониманием отнеслась. У нее сегодня будут подружки, я думаю, она не будет скучать.

Арасланов:

— Здорово! То есть, мы как бы уже поздравляем с наступившим днем рождения?

Сурганова:

— Да, да. Мамуль, с днем рождения! Будь!

Арасланов:

— Да, дай бог, в первую очередь, здоровья, естественно.

Сурганова:

— Да. Спасибо. Я думаю, ей приятно услышать почти от всей страны, да, на всю страну поздравления с днем рождения.

Арасланов:

— О, да, сеть Радио «Комсомольская правда» — это широкая сеть.

Слушайте, ну, когда только задумывался музыкальный проект в рамках «Культурных людей», вы, естественно, были в ряду самых желаемых гостей. Это факт. Почему? Потому что есть два вида артистов. Первые – они пытаются делать что-то в угоду, они пытаются поймать момент и тем самым зацепить на крючок этой самой угоды аудиторию. А есть артисты, которые годами, планомерно, нудно и тяжелым трудом и работой эту самую аудиторию себе зарабатывают. И самое-то главное – ее воспитывают. Почему-то мне кажется, что вы относитесь ко второму разряду артистов. Согласитесь, что есть такое разделение между артистами или это моя такая журналистская попытка слишком все упростить?

Сурганова:

— Не мастер я классификаций. Потом, я, наверное, вообще воздержусь, но про категорию артистов, которые зарабатывают свою благодарную, верную и преданную публику годами – да, мы действительно относимся к таким коллективам. Единственное, я бы не согласилась с одним вашим словом в перечислении вот этих прилагательных – муторно, вы сказали, зарабатывают свою аудиторию. Это очень поступательный и очень светлый процесс. Да, он длится годами. Да, он очень неторопливый, но он очень вдумчивый и это то, что, поскольку это годами нарабатывается, это на годы и остается.

Арасланов:

— На годы останется и песня, уже ставшая хитом. «Мураками». (звучит песня).

Послушал «Миру мир» с большим удовольствием.

Сурганова:

— Спасибо.

Арасланов:

— Настолько он современный! Тенденции музыкальные, мне кажется, вы отслеживаете очень четко. Мне так показалось. И если говорить о тенденциях, во-первых, мне бы очень хотелось услышать ответ на вопрос, что и какие тенденции определяют сейчас музыкальное развитие у нас в стране? Мне кажется, что один из самых популярных альбомов прошлого года – это Вера Полозкова. Удивительная история. Такое ощущение, что народ возвращается к поэзии.

Сурганова:

— Я не слышала. Какой ужас, я до сих пор не слышала!

Арасланов:

— Обязательно послушайте.

Сурганова:

— С удовольствием! Потому что Веру Полозкову очень люблю и с большим интересом отслеживаю ее творчество. А тут как-то вот… прокол…

Арасланов:

— Я не думаю, что это прокол и какой-то ай-ай-ай…

Сурганова:

— Но зато какой культурный шок меня ждет впереди и какое удовольствие!

Арасланов:

— О, да, я почти уверен. Такое ощущение, что одна из тенденций – это возвращение к поэзии. Потому что вот Вера Полозкова сделала один из успешнейших альбомов прошлого года и рэп – посмотрите, «Баста» на Первом канале. Рэп-альбомы, там «Скриптонит» вообще строчка номер один до сих пор. Это тоже поэзия!

Сурганова:

— Вы знаете, я сейчас обращусь к находящимся здесь друзьям и помощникам – «Скриптонит» — для меня это новые слова, боже мой, какой удачный эфир, какое удачное и полезное для меня интервью – я столько нового узнаю… Альбом записан, теперь я смогу уже культурно развиваться дальше. Рэп – да, это очень ритмическая поэзия, даже иногда наделена смыслом.

Арасланов:

— Иногда?

Сурганова:

— Я так иронизирую немножко. Но это такая поэзия сиюминутная, на злобу дня, это такая очень рефлексивная, мне кажется, эстетика поэтическая, которая очень эмоциональна и которая вот здесь и сейчас, то, что со мной происходит – такая описательная. Это мое восприятие. Я, может быть, и ошибаюсь, ни в коем случае не хочу навязывать свое мнение. Да, обращение к слову и повышенный интерес к поэтическому слову наблюдается уже на протяжении нескольких лет. Меня эта тенденция очень радует, очень хорошо, потому что поэзия – это, наверное, наивысшая точка развития словесности и умственных интеллектуальных возможностей человека. Поэзия – это вершина литературного интеллектуального искусства. Мало того, что ты должен сформулировать свою мысль, свою идею, ты ее еще должен ритмически сорганизовать в определенном ритмическом каркасе. И это достаточно сложно. Я ни в коем случае не умаляю достоинства прозаической литературы, прозы как таковой, потому что есть проза под стать поэзии. Вот читаешь прозу как поэзию и наслаждаешься эстетически. Но опять же, поэзия – это проза в ритмическом каркасе, так скажем. Очень грубое определение, но – тем не менее. Поэтому очень хорошо, что повысился интерес к поэтическому слову, это значит, что общее развитие интеллектуальное аудитории, наверное, улучшается, растет, повышается качество, люди становятся более искушенными и более восприимчивы к тонким материям.

Арасланов:

— К слову о поэзии. Давайте заглавную песню альбома «Миру мир» послушаем…

Курс рубля, непростая ситуация вокруг Украины – вообще, в принципе, вот эта напряженка общемировая, геополитическая – она тоже не может не влиять. Например, «Миру мир» посыл этот я очень четко поместил вот в те рамки и те условия, в которых мы живем. Разве нет?

Сурганова:

— Безусловно, это вот отрефлексирована ситуация, которая сейчас происходит. Но опять же, надо как-то находить в себе силы не поддаваться общей нервозности, панике и оставлять место для здравого смысла и каких-то позитивных идей, мыслей, настроя общего какого-то гуманистического направления.

Арасланов:

— Но любви в «Миру мир» много.

Сурганова:

— Обязательно. Вот только она и спасет мир. Пока мы не научимся друг друга любить, принимать таковыми, какие мы есть, не получится на земле без катаклизмов.

Арасланов:

— Я понимаю, что не очень справедливо с вами так поступать, но, тем не менее, я попрошу вас выбрать. Есть три формы высказывания артиста, на мой взгляд. Первую очень ярко демонстрирует Гребенщиков. Взять его «Соль» последнюю – это вот прямо в песне его отношение к тому, что сегодня происходит. Прямо очень четко это читается. Второй вариант – Макаревич, который в интервью, в постах, в соцсетях высказывается о том, что происходит – не в песне. Песня чуть в стороне. Творчество чуть в стороне. И есть третий путь, который опять же очень ярко демонстрирует, и сейчас странная у нас получится тройка – Бред Питт, который в одном из интервью, когда его спросили, а как вы относитесь к политике какого-то президента, он говорит – ребята, я мужик, который просто читает чужой текст, чего вы меня о политике спрашиваете? Вот из трех, по-вашему, сейчас артист в нынешних условиях, сейчас, в России, вот какой из трех вам ближе?

Сурганова:

— Может, я вас удивлю, может, разочарую, но все-таки Бред Питт. Мне кажется, каждый должен быть на своем месте и абсолютно искренен и честен. Если ты действительно далек от политических вопросов и мало что в них понимаешь, то, наверное, нет особого смысла разглагольствовать на эти темы. Я абсолютный дилетант, невежественный в вопросе политики и я могу оперировать только теми данными, которые мне преподносят СМИ. Но у каждого своя правда и я могу различный источники выслушивать – сначала могу этим поверить, затем этим – очень сложно разобраться. Специалисты-то, политологи однозначно не могут найти решения и вообще охарактеризовать ситуацию, поэтому мне, по крайней мере, лучше в это не лезть. Я должна заниматься своим делом, я должна продуцировать любовь через музыку, через тексты, я должна призывать людей слушать друг друга, слышать друг друга, с какой-то терпимостью относиться друг к другу, с уважением. На этих, может быть, моментах акцентировать внимание?

Арасланов:

— Как вам это удается? Как вам удается делать абсолютно конъюнктурные вещи и при этом оставаться в стороне от шоубиза? Я объясню, что я имею в виду. Допустим, дуэт с Шурой, допустим, концерт в Кремле, допустим, участие в Живом звуке на Втором канале. При этом напрямую Сурганова и оркестр с махровым понятием шоубиза не ассоциируется вообще никак. Как это вообще возможно?

Сурганова:

— Ну, сами по себе немножко… знаете, вы меня прямо поставили в тупик, я не знаю, как ответить вам на этот вопрос. Вот у нас такой путь, по всей видимости. Во-первых, шоу-бизнес не самоцель. Если какой-то достойный и интересный проект и мы не находимся в туровой поездке, для меня всегда приоритет – это концерты, которые уже объявлены, которые уже подготовлены и те города, где нас уже ждут. Я никогда не отменю концерты и тур, если, например, Первый канал предлагает участие в шоу «Две звезды» или еще что-нибудь. У нас уже объявлен тур и я поеду в тур. Вот так расставлены приоритеты, а дальше уже…

Арасланов:

— Ну а Живой звук-то вам зачем нужен?

Сурганова:

— Видать, вот мы как раз были свободны в этот момент и все так удачно сложилось, я не без удовольствия, так скажем, поучаствовала в этом проекте и совершенно очарована Стояновым… надеюсь, он мной тоже.

Арасланов:

— Правильно ли я понимаю, что, поскольку грядет ба-а-альшой тур, в проектах мы не увидим вас ни в каких?

Сурганова:

— Пока нет. Не ждите нас. Но ждите просто в городах, на живых концертах. Мне кажется, это намного ценнее. Вот телевизионное шоу – это то, что может увидеть большое количество людей, а вот то, что люди придут на живой концерт – это такой мега-эксклюзивчик, это только здесь и сейчас, и только вы это сможете увидеть. Мне кажется, в этом есть своя ценность, так что не надо упускать этот момент.

Арасланов:

— Который, мне кажется, несколько размывается сейчас. Этот момент эксклюзивности очень быстро уходит, когда у каждого есть камера в мобильном.

Сурганова:

— К сожалению, да. Вот мы сегодня с ребятами уже обсуждали этот момент. Вот чихнул – и все, ты уже, считай, на весь мир чихнул… Да, это непростой вопрос. Я бы все-таки хотела сохранить таинство и эксклюзивность живых концертов, эффект присутствия в данном концертном зале, вот этим воздухом одним подышать – это все-таки отличает от просто просмотра того же концерта на видеозаписях, в Ютюбе и т. д.

Арасланов:

— К разговору об альбоме «Миру мир» вернемся. Альбом действительно особенный, во-первых, потому, что большую часть и большой вклад в него музыканты ваши внесли, в отличие от предыдущих работ, когда вы в основном материал приносили… А во-вторых, потому что там есть пять песен от особого для вас автора, я так понял?

Сурганова:

— Да, Юл Абрамов. Спасибо, что вы на этом делаете акцент. Это действительно так. На мой взгляд, очень талантливый автор. К сожалению, в нашей стране не очень многим известен. В 2015 году печальная дата – 10 лет, как его не стало, он тяжело уходил, у него была меланома, это онкологическое очень серьезное заболевание, очень тяжело и очень достойно уходил, потому что те боли и муки адские, которые он терпел, это, конечно, никому не пожелаешь. Даже врагу. И он оставил после себя очень красивые песни. И я просто хочу, чтобы они дальше жили, чтобы их слышала, как минимум, наша аудитория и мы пять песен саранжировали и я, конечно, с особенным трепетом их исполняю на концертах.

Арасланов:

— Мне кажется, что ситуация, когда за последние 2-3 года, ну, чего греха таить, непростая ситуация у всех, даже если кого напрямую курс рубля не касается, сам информационный фон негативный. В основном он негативный. И мне кажется, именно поэтому многим людям, которые нас слушают, было бы очень важно от вас услышать слова, а как лично вы смогли побороть… вот все прекрасно знают, что, когда вам было 27, был поставлен этот диагноз и вы с честью и достоинством все это прошли. Вот что бы вы сказали людям, которые сейчас тоже эту непростую ситуацию переживают? Вот что вам лично помогло и что бы вы могли этим людям сказать, чтобы поддержать их?

Сурганова:

— Сложно отвечать на подобные вопросы, потому что у каждого свой путь. И то, что меня подвело к той ситуации, вернее, то, как я себя вела в этой ситуации, это тоже какие-то наработки, которые требовали определенного воспитания, определенного общения, определенных книг, определенных просмотренных фильмов. Родители, место рождения, мои учителя… Это такой очень сложносочиненный получается рецепт. Но общий вектор… Вот есть трудность – нужно поблагодарить господа бога за эту трудность, значит, он оказал тебе честь испытать именно это, которым не каждому дано испытать. Потом, если тебе оказана такая честь, конечно, максимально достойно неси эту ношу и не мешай работать специалистам. Я в данном случае говорю про врачей. Стоически просто выноси определенные процедуры, операции, восстановительный период. Нельзя допускать какого-то негативно упаднического настроения. То есть, то, как ты выстроишь свой вектор – вот у меня было совершенно четко – я не имею права выйти из строя, во-первых, я не имею права умереть, потому что тем самым я очень расстрою маму и какое-то количество друзей, я не имею права ныть и на что-то жаловаться, потому что это действительно нервирует врачей, это мешает им работать. Ну, собственно, вот этих двух моментов достаточно, чтобы «хвост трубой и – полный вперед». «Сжав зубы, кулаки – ну, потерпи! Пройдет и это. На сухом асфальте я целовала пятнышко воды». Но это уж Ахмадулина «Сказка о дожде».

Арасланов:

— Это правда. В апреле 13 лет группе?

Сурганова:

— Да, вы представляете, мы входим в стадию такого активного пубертата, медицинским языком выражаясь. Мы такие уже окрепшие подростки. У нас сейчас будет взрыв гормонов.

Арасланов:

— Бодрые! В меру наглые!

Сурганова:

— Да, и сейчас попрет гормон, сейчас будет такая активность – ух!

Арасланов:

— Дата классная. Как отметите?

Сурганова:

— Ну, как, концерты, уже ставшие хорошей традицией, Москва-Питер. Причем, в Москве, по всей видимости, это будет акустический концерт, чего мы давно уже не делали, не позволяли себе. Наша аудитория всегда с интересом жаждет и ждет именно акустических концертов. А Питер – я думаю, это будет электричество, хотя, может быть, мы какую-то сделаем интересную компиляцию. Посмотрим. Я на самом деле так далеко не загадываю, но то, что традиция и то, что мы не будем изменять традиции и эти концерты состоятся, абсолютно однозначно. Апрель месяц – это наш месяц, это мой любимый лично месяц, потому что он абсолютно всеобъемлющ, многогранен и там есть дни и весенние, и осенние, и зимние, то есть, вся палитра года, все времена года представлены в апреле. И за это я его очень люблю. И в апреле я всегда влюбляюсь! Ничего не могу с собой поделать! Вот мне всегда это буйство каких-то чувств, всплеск эмоций, влюбленности, и поэтому апрель обожаю. И всех приглашаю на наши апрельские концерты!

Арасланов:

— Спасибо большое! Это была Светлана Сурганова!

Справка КП

Светлана Сурганова – певица, музыкант, автор песен. Биологическая мать отказалась от нее при рождении, ее удочерили в три года. Своих настоящих родителей Светлана никогда не видела. Приемная мать – Сурганова Лия Давыдовна. В 27 лет Светлана узнала, что у нее онкологическое заболевание. Встала на ноги после клинической смерти и серии операций. До 2002 года была солисткой группы «Ночные снайперы». После распада творческого союза с Дианой Арбениной создала собственную группу «Сурганова и оркестр». В 2003-м команда выпустила дебютный альбом «Неужели не я?». А в конце 2015 года вышла седьмая студийная пластинка группы «Миру – мир».