2003 06 03 «Музыкальная газета»: «Вся правда о Диане Арбениной»

Наш корреспондент отыскала белорусские корни «Ночных снайперов»
Накануне своего выступления на сцене к/з «Минск» лидер группы «Ночные снайперы» Диана Арбенина призналась, что приглашение выступить в Минске она приняла с возгласом: «Наконец-то!» Было чему обрадоваться: за десять лет существования «снайперов» группа ни разу не выступала на белорусской сцене. Этот факт кажется тем более странным, что родом Диана Арбенина — из Беларуси…
О тайнах семейного рода, о «снайперской» музыке и ее белорусских корнях мы поговорили с Дианой АРБЕНИНОЙ и ее отцом Сергеем Ивановичем КУЛАЧЕНКО.

НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ в Минске — любопытный повод посетить их концерт! Жаль, что в КЗМ. Я окончательно разочаровалась в этом концертном учреждении. А «снайперы» были катастрофически прекрасны!

«Алле!» — говорила в трубку звонящего в здании КЗ «Минск» телефона Диана Арбенина за полтора часа до концерта: было видно, что она в отличном настроении. «Глухо!» — объявила «снайперша», а это значило, что отключение «казэшного» аппарата прошло успешно и беседу можно было начинать. В кабинете советского дизайна собрались в 17.30 странного состава люди, кипела подготовка, пытался свершиться разговор.

— Правда, что вы родились в Беларуси, или это Интернет соврал?

— Конечно, правда. Я родилась в городе Воложине Минской области. Другое дело, что я там мало прожила…Мы потом уехали в Борисов, потом на север…

— Говорят, ваш отец здесь живет?

— Да. Вот он — Сергей Иванович!

Оказывается, в белых одеяниях С. И. сидел в другом конце кабинета и наблюдал за тем, как интервьируют его дочку.

— Рояль был в кустах!

— Пап, ты рояль!

— Причем белый! Диана, какими были ваши первые слова, когда вы услышали в трубке: «Место назначения — Минск».

— «Ну наконец-то!» Потому что группе уже 10 лет, электричеству нашему 3 года, а мы ни разу не играли в Беларуси. Часто в последние моменты что-то отменялось-откладывалось, и то, что мы наконец-то приехали, — мне это очень по духу.

— Как вам организация?

— Пока все хорошо. Организаторы нам нравятся, они очень милые ребята. Единственное, что… Вот у меня есть друг, он собирает фигурки кошек из дерева, стали так далее. Мы заходили в ГУМ, который на Ф. Скорины, там нету…Но это к организации не имеет никакого отношения.

— Вы озвучивали мультик…

— Жаль, не «Винни-Пуха». Из меня такой Чебурашка получился бы!

— Не сложно комбинировать виды деятельности?

— Очень легко. Если есть время, если затея состоятельна, то все получается. Что касается мультика, было очень сложно, но прикольно, потому что я раньше никогда не озвучивала мультиков. Помню, было 2 смены и одна длилась 7 часов. Я после нее свалилась и поняла, что больше не смогу.

— А чего ждать в плане музыкальном?

— 4 октября выйдет кассета — НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ, акустика «лайф», «живая» акустика из МХАТ, от 15-го мая — называться будет «Тригонометрия». А летом, я думаю, надо садиться и записывать новый альбом, потому что «Цунами» был уже давно. И я трудоголик. Когда я работаю, я забываю обо всем. Мне нравится работать!

— Вот любопытно, когда вы пишетесь в студиях: вы принимаете позу лежа, сидя, стоя? На каком расстоянии держите микрофон?

— Есть так называемая профессиональная часть работы: например, на каком расстоянии держать микрофон, я уже знаю. Вторая часть — это… Естественно, в музыку вкладывается душа. Я частенько в студии забываюсь и веду себя естественно, но соответственно тем или иным образом в зависимости от песни. Другое дело, что лежа писать нет смысла… А вот концерт — другое дело!

— Да, майки вы на себе порвать любите.

— Ну, майки девушке как-то сложно на себе рвать. Но на самом деле, если мы заводимся, это заметно, да.

— Диана, если не секрет: расскажите предысторию песни «Катастрофически».

— Я что хочу сказать по поводу этой песни. Я вообще не собиралась ее записывать! Просто друзья послушали и сказали: «Слушай, а ведь классная песня!» Они и настояли на том, чтобы мы записали именно ее. И, если честно, после прослушивания записи я сама обалдела! Она мне очень нравится. Причем, несмотря на кажущуюся трагичность, она для меня светлая. Она написана «после». Никаких бросков с крыши она не предполагает, просто песня, отражающая сильные эмоции человека. ХА! (Диана сменила тон философа на привычный разговорный и «доброжелюбно» улыбнулась.) Во объяснила! Никто ничего не понял, и я тоже!

— Расскажите, пожалуйста, о вашем выступлении на «Максидроме». Говорят, проблемы какие-то были…

— Какие проблемы? Может, у «Максидрома» и были, у нас проблем не было. Мы вышли, спели песни. Причем придумали такую очень простую фишку: на песню «Розы» я швыряла со сцены лепестки роз — они тяжелые такие…А что касается вообще «Максидрома» — очень хороший фестиваль, на мой взгляд. Единственно, что мне непонятно, почему в этом году хэдлайнером российского фестиваля была приглашена группа H.I.M. Мне кажется, Россия такая большая! Зачем было звать H.I.M…

— Выступающие коллективы чувствовали себя как будто… на разогреве?

— Нет. Каждый там действует в своем русле. Сразу после нашего выступления я поднялась в комнату, где можно было посмотреть прямую трансляцию MTV, посмотрела на Сашку Васильева и поняла: наши ребята любят НАШИХ! А что касается этих заезжих гастролеров… Посмотрим, где они будут через 10 лет!

— Вы сегодня в Минске, завтра в Москве. А на праздник города в Питер попасть не планируете?

— Нет. Нет потому, что я в корне не разделяю политику, которую проводит правительство Петербурга. Это праздник, который должен быть в первую очередь для жителей, а не для саммита, не для президентов, которые туда приехали, отметились и поехали дальше. И многие мои друзья сказали: «Сейчас мы в деревнях пересидим, потом вернемся». И я их прекрасно понимаю. Трехсотлетие… До конца не отреставрировали то, что было запланировано. ДОРОГИ не отремонтировали. Есть в Питере такая улица — Металлистов. Мы как-то по ней ехали — ну НЕРЕАЛЬНО!!! Подвеску можно оставить! Мы здесь от бабушки из Борисова ехали — и то лучше!!! Лорка ( Лариса Пальцева, директор НС. — Прим. авт.) говорит, что эту улицу надо переименовать в улицу имени трехсотлетия Петербурга! Потом у них явно не хватило времени, чтобы реконструировать дома. И они начали их… мыть! Не красить, а мыть! Причем мыть по ходу движения президента. Запретили Шевчуку 31 мая проводить классный и абсолютно безопасный фестиваль.

— Праздник не города, а непонятно чего…

— Да! Получается какая-то, я прошу прощения, лажа. Но мне кажется, люди это понимают. Город и не такое переживал.

— Несмотря на 10-летний музыкальный стаж, вы наверняка что-то постоянно открываете для себя в музыке. Самое большое для вас открытие за последний, скажем, год.

— Мне кажется, это альбом «Цунами». Несмотря на то, что я трепетно отношусь к «снайперской» акустике, альбом «Цунами» — лучшая наша работа. Очень хочется, чтобы следующие были не хуже.

— Вы поддерживаете сейчас отношения со Светланой Сургановой?

— Мы друг другу не звоним, и, в принципе, не особенно хочется. Вероятно, были настолько концентрированными эти годы, что никакого желания продолжать общаться нету. Было бы — звонили бы. Дело в том, что если расходятся творческие взгляды, нужно останавливаться. Например, когда мы писали альбом «Цунами», ей там многое не нравилось, а какие-то ее идеи просто не находили откликов. И получался, короче, полный абзац. Если человек себя не реализует и чувствует свою невостребованность, лучше расходиться.

— Это было ваше предложение?

— Мы сели за стол, выпили по 50 граммов коньячку и решили расстаться.

— Вы говорили, что бессмысленно сейчас ставить скрипку в концерты. Можно придраться к словам?

— Можно.

— Что значит «бессмысленно»? Как вообще может сочетаться «скрипка», НС и «бессмысленно»?

— Должно пройти время. Начинать работу с какими-то новыми музыкантами, которые могут «снять» Светкины партии, — вот это бессмысленно. Нужно что-то поконкретнее.
И еще по поводу скрипки. Если песня предполагает 15 баянов, то они должны присутствовать. Если песня не предполагает скрипки, например, то ее и не должно быть. Это глупо привязывать музыку к одному какому-то инструменту. И песни на это обижаются. Нужно исходить из того, что написано… Мне нужно бежать, а то там саунд-чек…

— Спасибо за интервью! И напоследок: что больше всего вас в последнее время порадовало?

— Ты знаешь, я че-то постоянно в последнее время радуюсь! После выхода «Цунами» во мне что-то сильно изменилось. Я стала свободной… Это сложно объяснить, но хотелось бы нести это ощущение максимально долго.

03.06.2003