2017 10 13 «Частник»: «Я исполняю только те песни, которые находят отклик в моем сердце»
Светлана Сурганова – личность многогранная. Об этом давно знают ее поклонники – она и музыкант, и поэт, и немного художник. А ее группа «Сурганова и Оркестр» давно уже стала образцом изысканного сочетания рокового звучания, проникновенных лиричных текстов и женской мудрости. Такую гармонию между простой, но эстетически заточенной мелодией и проникновенной «до мурашек» лирикой редко где встретишь. В преддверии концерта, который состоится уже 17 октября, Светлана любезно согласилась на интервью 37.ru.
– Важен ли для современного рок-музыканта качественный визуальный ряд, или это удел поп-исполнителей, а рокеру это не принципиально?
– Такова тенденция современного контента, современных сценических действий. Они все больше и больше визуализируются. Требуются спецэффекты, какие-нибудь световые пятна… Мне кажется, что на экране должен происходить перфоманс. Главное, чтобы это усиливало, оттеняло, а не перекрывало содержание самой песни, не нивелировало песню… То есть визуальный ряд должен дополнять, а не быть основой. Кстати, качественный видеоряд к песне – это еще и прекрасный способ развить зрительный анализатор. То есть, когда мы приходим на концерт, обычно по большей части слушаем, а благодаря визуализации задействуется еще один канал воздействия на зрителя, усиливается впечатление. Это здорово, это классно. Потому что позволяет донести до публики больше смысловых и эмоциональных слоев, заложенных в песне.
– Как поэту вам важно иметь объект, которому вы посвящаете свои строки или достаточно собирательного образа из своих мыслей/впечатлений?
– Да… Знаете, с возрастом произошла метаморфоза. Если раньше это персонализировано было, то сейчас это скорее собирательные образы и, может быть, мое творчество – это просто мое общение с человечеством в целом.
– Существует стереотип, что рок-музыкант только тогда честен, когда сам пишет песни, которые исполняет. Считаете ли вы возможным исполнение песен других авторов, насколько удается вам проникнуться чужим материалом?
– Совершенно не согласна с выражением, что «честен только тот, кто исполняет собственные песни». Например, в моем репертуаре немало песен других авторов, но я подписываюсь под каждой строчкой, под каждой паузой, под каждой взятой нотой… Потому что я исполняю только те песни, которые находят отклик в моем сердце. И фактически мое сердце присваивает их себе. Я ретранслирую чужие строки, вкладывая собственные переживания. И, конечно, отчасти они становятся моими. На самом деле, существует масса примеров, когда песня может проиграть или выиграть в зависимости от того, кто и как ее исполняет. Может быть, даже сам автор может менее выигрышно подать ее, чем другой исполнитель. Поэтому я думаю, что стереотип этот неправильный.
– В вашей книге «Тетрадь слов» немало очень интересной авторской графики. Не возникает ли у вас желания плотнее заняться изобразительным искусством? Как вы относитесь к «сомнительным» с точки зрения эстетов жанрам – например, к комиксам? Не посещала ли вас идея создать графический роман в стихах?
– Думаю, что графика для меня была «мимолетным видением». Если вы обратите внимание, все эти рисунки в книге – они были написаны на одном дыхании, одним днем – чуть ли не в течение одного часа. Это было какое-то приятное наваждение. И я не знаю, повторится ли когда-нибудь такое еще… (улыбается Светлана – прим. авт.). Что же касается комиксов, то, скажу честно, к ним я никак не отношусь. Мне почему-то никогда не хватает терпения их рассматривать. Может быть, дело и в том, что с возрастом подсело зрение (улыбается – прим. авт.). Да и вообще с листа любую более-менее мелкую визуальную информацию мне как-то сложно воспринять. Я даже книги теперь не читаю, а слушаю – аудиофайлами. Поэтому с комиксами у меня беда (смеется). Ну и, как следствие, естественно, я не задумываюсь о графическом романе.
– Наверняка у вас, как у всякого интересного человека, есть интересное хобби?
– Я очень люблю двигать мебель (смеется – прим. авт.), люблю обустраивать пространство. Не только собственной квартиры, но и даже где-нибудь в гостиничном номере. Если я понимаю, что мне некомфортно, что стол, к примеру, неправильно стоит по моим ощущениям, то я обязательно его передвину, обязательно создам комфортную себе геометрию пространства.
– Не хотелось бы вам попробовать себя в качестве композитора для фильмов и, если да, то какого жанра был бы этот фильм?
– Мне очень нравится эмбиент, мне близка медитативная, спокойная, тихая музыка с какими-то эмоциональными включениями, может, даже и не совсем традиционно музыкальных звуков. То есть я бы сказала, что мне интересен саунд-дизайн. Создание некоего звукового облака из спецэффектов, шумовых, музыкальных, природных звуков. Естественно, что основой этого будет служить музыкальная, мелодическая канва.
– А если бы вам предложили сделать саундтрек к фильму ужасов? Взялись бы?
– Боюсь, что я бы сама скорее испугалась!…
Автор: Константин Шаронин