2017 09 25 Мастер-класс в «Федеральной Школе Радио»
Светлана Сурганова и Валерий Тхай
записала и отредактировала: Рина Моф
Екатерина Седова: Если бы Вы создавали свою радиостанцию и имели бы возможность в эфире поговорить, о чём был бы этот разговор?
Светлана Сурганова: Вот мы с Валерочкой уже на протяжении 15 лет пытаемся совместить эстраду с эвм. И далеко не секрет, что наши музыкальные корни во многом с Валеркой пересекаются. Это и советская эстрада в том числе. О чём бы я поговорила? Я бы поговорила об этом времени, которое я застала. О том, что было хорошего в советский период, о советских композиторах-песенниках, о классических музыкантах, потому что мне обидно слушать нарекания и какую-то порой очень несправедливую критику по отношении к тому времени: коммунистическая прогнившая начинка и так далее, политики лучше касаться и не будем. Я бы хотела как раз из того пласта времени и культуры выбрать самое лучшее и обратила бы внимание на лучшие образцы того времени: на актёров, музыкантов, поэтов, философов. И я уверена, что в том куске времени есть, чему нам нынешним поучиться. Что-то утрачено абсолютно безвозвратно, что-то мы ещё можем наверстать и усилить и улучшить свою нацию, свою духовность, потому что всё это было в очень хорошем, пропорциональном количестве в те времена.
Вопрос из зала:
У нас есть «Школа радио», наша, федеральная, петербургская. Откройте радиостанцию, у Вас такие мысли шикарные, мы к Вам пойдём.
СС: Пока робею, пока робею.. Накапливаю опыт житейский. И вы, собственно, этому очень способствуете. Всё это назвать мастер-классом, конечно, нельзя, будем это расценивать как приятная, постпохмельная, «про себя» встреча.. Осень, понимаете?
ЕС: Прозвучала такая ностальгическая нотка по поводу советских времён. Я сама тоже из этого времени, когда все боролись за свободу, как казалось тогда, в подростковом возрасте. А сейчас начинаем ностальгировать по тому, что сейчас утеряно. Слово патриотизм, конечно, «затёртое», но всё-таки: Вы патриот? Если да, то что это для Вас?
СС: Наверное, я всё-таки патриот.
Валерий Тхай: Безусловно.
ЕС: Валера, а Вы патриот?
ВТ: Безусловно. Определения, конечно, не дам, а вот мысли всякие, желания — это обогатить. Я, например, хотел бы, чтобы у нас этническая культурная планка была бы поднята. Потому что мне жалко смотреть на людей, которые сидят на концертах популярных артистов.. Политики не будем касаться. Это был бы мой патриотизм, что я мог бы дать. Я этого тоже дать не могу, но могу как-то посодействовать, всё время это декламировать.
СС: Я за слово, за поэтическое слово, в первую очередь, потому что в нашей стране, в нашем городе есть все предпосылки не только для «культурной столицы», а ещё и для «поэтической столицы». Я в какой-то момент увлеклась различными развлекающими программами, подсела на «Викиум», всё пытаюсь развить своё внимание, память и мышление. Там ряд всяких упражнений. Ты сидишь в компьютере и их выполняешь, какие-то баллы зарабатываешь. Я какое-то время посвятила этому. Потом случилось предложение: «давай почитаем стихи», как мы это делали с Кирой Левиной 5 лет тому назад на малой сцене театра Ленсовета. Окей, почему нет? И конечно, мне пришлось восполнять некий поэтический пункт, повторять стихи. И когда это было проделано, я снова вернулась к «Викиуму». Вы не представляете, как возрос мой коэффициент мышления, памяти, внимания. Я сделала очень простой вывод: никакие развивалки, никакие компьютерные игры так не развивают память и мышление и так не тонизируют, как чтение стихов и желательно их заучивание и повторение старого материала. Это гармонизирует, это развивает, (сейчас включаю немножко доктора), это развивает ваши нейроны, создаёт новые нейроны. И конечно, настоящая, глубокая поэзия, она действительно как молитва, она меняет структуру вашего тела, которое состоит на 80 процентов из воды. Доказано учёными, японскими и российскими, что классическая музыка, поэзия и молитвы правильно структурируют воду, это очень важно. Поэтому если говорить о патриотизме, а я люблю страну, моя любовь заключается в том, что я хочу, чтобы каждый житель этой страны был счастлив и здоров, развит максимально в своих потенциальных возможностях, поэтому один из путей такого саморазвития я вижу в стихах, в поэзии, в изучении поэзии, в учении поэзии и ещё желательно – в умении читать, произносить. Очень важно читать вслух, дарить эту энергию. Пожалуйста, читайте, учите стихи и не стесняйтесь читать друзьям, любимым, маме, дедушке, папе, ребёнку своему. Обязательно это дарите.
Вопрос из зала:
Кто Ваши любимые авторы, поэты?
СС: По-прежнему Бродский, по-прежнему Марина Ивановна Цветаева, очень нравится из современных Полозкова. (Сейчас надену очки и стану прям совсем доктором). Я совершила чудеснейшие открытия благодаря Кире Левиной. Соловьёва, Мария Махова — такие имена для меня открылись, Михаил Щукин — современные поэты. Они будут звучать как раз 30-го во дворце Белосельских-Белозерских. Кто сможет зайти — заходите. Вообще очень много хороших современных поэтов. По всей видимости, это связано и с развитием уличной поэтической культуры — рэп, баттлы. Это тоже невероятно заражает своей брутальностью, подачей, очень интересно. Не со всеми ритмами я согласна, но я сама себя смело могу назвать бабушкой российского рэпа, потому что песня «Весна» — это ни что иное, как рэп: «процент сумасшедших в нашей квартире увеличится, если ты не придёшь»- очень быстро сказано.
Вопрос из зала:
Оксимирона слушаете?
СС: Оксимирона слушала, очень умный мальчик и, конечно, его многолетнее пребывание за рубежом, образование — всё это читается, всё это вызывает у меня колоссальное уважение. Немножко надо разобраться в жизни, он пока тёмный, но у него есть все предпосылки стать светлым. Но задаток колоссальный. Мне было очень интересно послушать. Пару раз я послушала альбом, третий раз не смогла, какая-то чернота на меня напала, подумала, что ещё немножко, и свихнусь, надо передохнуть. Но он, конечно, словесный эквилибрист.
Вопрос из зала:
Светлана, прозвучала определённая ностальгия по ушедшей эпохе. Сейчас современное искусство находится тоже в каком-то хаотичном моменте, а где-то оно политизировано. Что для Вас безнравственно в искусстве?
СС: Какой сложный вопрос.. Безнравственно продаваться, не иметь своего мнения. Можно глубоко ошибаться, бить себя пяткой в грудь, но нужно делать всё искренне. Безнравственно врать и поддаваться в угоду какой-то высшей славе и предавать самого себя. По поводу ностальгических ситуаций. Буквально вчера был потрясающий концерт Иосифа Кобзона, многочасовой, удивительный. Он гигант, мощь. Но в какой-т момент к Козону в нашей стране стали относиться немного с иронией: «как не остановить бегущего бизона, так не остановить поющего Кобзона». Но вчера я в очередной раз убедилась и была в полном восторге от того, как он в свои почтенные 80 лет держит публику, как он прекрасно владеет вокалом. Он не забыл ни одной строчки, у него не было ни одной подсказки, огромное количество песен и всё наизусть, с потрясающей подачей, никаких внешних спецэффектов. Сдержанно, очень сдержанно, минималистично. И на лице, и в пластике. Слушаешь и абсолютно заворожён. Я не могла все эти 3,5 часа оторваться, потрясающе! А какое удивительное отношение к семье. И какие прекрасные номера, посвящение жене, серенада, посвящение дочке, своим внукам. Такая теплота и душевность, фантастический человек!
ВТ: Добавить могу. В детстве удалось у родственников быть в Узбекистане, в городе Самарканд. Был год 1983-1984, я ещё был маленький и тётя решила посмотреть, что идёт в театрах и на концертных площадках, и обнаружила, что в данный день выступает Кобзон. Купили билеты и пошли туда, пришли, а там сидит, наверное, человек 8, с нами стало 11. И было понятно, что навряд ли артист будет выступать, потому что нет смысла. Уже думали, что ничего не состоится, но вдруг вышел ведущий и представил: Кобзон. Он пел 2 часа для 11 человек. В детстве меня это очень тронуло. И когда его сейчас во многом ругают, в том числе за политические взгляды, я всегда вспоминаю, как он работал, потому что прежде всего он всё-таки артист, и для меня это более, чем убедительно. Я на всю жизнь это запомнил.
Вопрос из зала:
Осень у нас на дворе, мы говорили о ностальгии, о воспоминаниях, о прошлом. Можно личный вопрос? Есть какое-то воспоминание из детства, которое характеризует для Вас осень? Запах варенья, которое варится дома, или что-то ещё? Помимо 1 сентября..
СС: Листва. Поздняя осень. Листва такая уже пожухшая, совсем опавшая под ногами, совсем коричневая, источающая особый аромат пряный. И конечно, в Таврическом парке, потому что всё своё детство я прожила на Кавалергардской по соседству с Таврическим парком, очень любила там гулять. Потом в какой-то момент разлюбила, потому что вдруг захотелось стать спортивной девушкой. Решила, что каждое утро в 6 утра буду бегать там, по тропинкам Таврического парка. И как на грех почему-то все собачники примерно в это же время решают выгулять своих питомцев любимых и почему-то обязательно без ошейника, без поводка. Своих немецких овчарок. Я бегу, и вдруг бежит она. Мы были не готовы к этой встрече, поэтому друг друга испугались. Я из-за этого побежала ещё сильнее, а ей только это и надо было. И она, конечно, стала на меня нападать со страшным лаем, такая «Собака Баскервилей». У меня только одна была мысль: руки, беречь руки, пальцы — это моё всё. Я бегу, а она то за локти, то за задницу меня хватанёт. Но на моё счастье прибежал хозяин, в общем всё обошлось, руки целы.
Вопрос из зала:
Какой совет дала бы доктор Сурганова нынешней молодёжи?
СС: Слушайте, молодёжь, пользуйтесь тем, что имеете. Столько возможностей, огромное количество спортивных центров, безумное количество красивых и разных велосипедов и самокатов. Для активного образа жизни делают всё, что угодно: и квесты, и спортивные площадки. Или просто ходьба пешком. Просто максимально двигайтесь, будьте в движении, сидите на попе ровно только когда вы действительно очень устали, восполняйте силы.
Вопрос из зала:
Продолжая тему молодёжи. В одном из своих интервью Вы сказали, что новое поколение безоговорочно всегда лучше предыдущего. Чем Вас восхищает, восторгает нынешнее поколение?
СС: Умение работать с информацией. Большой информационный поток, и разобраться в этом, систематизировать — это нужно иметь определённый склад ума. И мне нравится, что современная молодёжь это делает намного лучше, чем поколение старшее. Я краем глаза слушаю какие-то новости. Сейчас образуются какие-то научные общества, молодёжь понимает, что будущее наше за наукой, за профессионализмом. Уже прошло то поколение, когда каким-то баловством занимались. Мне кажется, что будущее всё-таки за профессионализмом, умением работать с информацией, структурировать.
Вопрос из зала:
Появилось такое удивительное явление, как «хайп». По-моему мнению, это «украсть кусок чужой славы, что-то делать на успехе другого». Этим пользуются в основном артисты сейчас или какие-то медиа-лица. Я бы назвала это, как это раньше называлось, плагиатом. Сейчас это называется «хайпануть», это очень модно, это каким-то общим искусством стало.
СС: Это тоже какой-то мир, тоже какая-то игра. Наверное, она оживёт в своё время. Это тоже от недостачи собственных идей, харизмы, опыта, поэтому люди пользуются другими. Почему нет? Я не осуждаю. Главное в этом не застревать. Можно поиграть, а дальше надо уже идти своими мозгами.
Вопрос из зала:
Нескромный вопрос. Вы всё записываете в блокнот, что ещё можно найти в этом блокноте?
СС: Это мой дневник, ежедневный. У меня приступами: то пишу, то не пишу. Стихи каких-то любимых людей, просто понравившиеся мысли, что-то своё. Например, вот, Адольф Сакс, мне не известный был товарищ.
Вопрос из зала:
Скажите, пожалуйста, в детстве были какие-то книги детские, спектакли, которые были для Вас очень важны и оказали большое влияние?
СС: Спектакль, уже во взрослом состоянии. Это, конечно, «Оскар и Розовая дама».
-Вы плакали?
СС: Я очень стесняюсь это делать, к сожалению, но всё внутри меня просто разрывалось. Внешне как-то я держалась.
Вопрос из зала:
Я хотел спросить по поводу Вашего дневника. Вы говорите, что у вас там есть какие-то стихи. Интересно в Вашем прочтении услышать, Вы не могли бы прочитать любимое стихотворение?
СС: «У меня сегодня день хороший!
Всех безоговорочно люблю!
К пиджаку в оранжевый горошек
Рыжую герберу прицеплю!
Пронесусь по улице, шальная,
Согревая встречных взглядов лёд!
Каждою ресничкой ощущая
Чудо, что вот-вот произойдёт!»
Меня, конечно, гербера и носки в оранжевый горошек совершенно покорили. Это Олечка Виор. Ещё стихи Ольги Липич. Совершенно чудесный товарищ, журналист, очень интересные статьи пишет, теолог, прекрасно разбирается во всех конфессиях, к тому же ещё пишет интересные стихи.
Вопрос из зала:
Когда пишется легко? Это состояние боли или состояние радости?
СС: Состояние сотрудничества. Раньше было, конечно, «дайте мне тишину, отстаньте от меня, лист бумаги, карандаш, тишина и гитара». Даже малейшая шёпотная речь или работающий телевизор за стенкой – всё очень мешало. Сейчас с этим попроще. Сейчас мне интересно со-творить. Я приглашаю к сотворчеству своих прекрасных друзей и говорю «вот такая есть идея, такая мелодия», потому что сейчас чаще появляется мелодия, на которую надо написать текст. Это несколько сложнее, чем наоборот. Я приглашаю друзей, они мне подкидывают какие-то идеи. Может быть, ни одна строчка, ни одно слово не подойдёт, но факт в том, что они мои соучастники, они меня поддерживают, заряжают, они меня куда-то направляют. Это в итоге даёт очень неплохой результат, который вы сможете скоро услышать. 6-го числа выйдет трибьют – это недоальбом, EP, несколько песен. 10-12 – полноценный альбом, а у нас их 6 и 5 наших реинкарнированных, хорошо вам известных давних-давних песен, которые преобразились: «Сохрани мою тень», «Предчувствие смерти», «Shuffle», «Я иду по дороге». Эти песни уже звучавшие, но они абсолютно мне нравятся. И новые.
Вопрос из зала:
У Вас есть песни, написанные не в тишине, а под воздействием каких-то очень сильных эмоций?
ЕС: Думала, что сейчас скажешь «сильных препаратов».
СС: Сильные препараты тоже были. Сильные — это около 40 градусов. Но как показывает практика, всё в корзину, большая часть в корзину. Лучше писать в неизменённом сознании. А если говорить о каких-то сильных лирических балладах, они, конечно, были написаны под сильными впечатлениями, переживаниями: и «Рейс 612», и та же «Весна».. «процент сумасшедших в нашей квартире».. И текст Бродского. Это как будто из меня что-то вынутое. Меня часто спрашивают: когда Вы напишите ещё песни на стихи Бродского? Я не пишу, как это делает Елена Фролова. У неё много циклов: и Цветаевский цикл, и на стихи Иосифа Бродского. Пишет много, она прямо пишет. Это вызывало во мне поначалу какую-то ревность, потому что мне всё казалось, что эти песни на одну мелодию, три аккорда. Потом я немного повзрослела и более внимательно постаралась вникнуть и я получила удовольствие. Она, конечно, молодец. Я не пишу целенаправленно: «сейчас надо песню на стихи Цветаевой» — нет, совершенно случайно мне подбросили текст, я даже не листала, вижу текст «Дождь». «Есть в дожде откровенье..» — всё, взяла гитару и спела.
Вопрос из зала:
Скажите, пожалуйста, как Вы преодолеваете трудности жизненные, депрессивные состояния, ведь с каждым бывает, и менялись ли методы в течении жизни?
СС: Метод один. .. Мужик сказал – мужик сделал. Как давеча..
ВТ: Вот вы пили, а я воду пью сейчас. А я-то не пил как раз.
СС: А я вчера даже встать не могла. Вчера была назначена встреча с Валеркой. У нас репетиция, у нас трансляции, живые концерты в акустике. Надо повторять, собираться, разучивать и вспоминать аккорды. И вчерашний день как раз был на этом принципе: мужик сказал – мужик сделал. Через «не хочу», через «не могу», просто необходимо, слово дал – держи.
Вопрос из зала:
Вы настолько всесторонне гармонично развитая личность, вы кладезь знаний, нового. Есть желание из детства заниматься чем-то? Если бы времени много было.
СС: Я бы всё-таки занялась помойками.. Уборками, экологией и помойками, утилизацией. Мне кажется, что любая органика раз использована и может быть ещё раз использована. Наверное, учёные уже придумали какие-то методы.
Вопрос из зала:
Я как человек околоконцертный знаю, что музыканты сами на концерты других музыкантов ходят редко, потому что либо некогда, либо у самих суббота/пятница забиты. Ходите ли Вы на какие-нибудь концерты, может быть, в клубы?
СС: Ходила в клуб, СКК называется. На Depeche Mode.
-А на наших?
СС: У нас была дружеская пересиделка-перестрелка, перепосещение группы Звери, они как-то нас посетили, мы их посетили. Очень познавательно. Больше полугода назад Полозкова была. А вообще она великая, я всем говорю: Вера – это наше всё.
Вопрос из зала:
С Вами же играют сессионные музыканты?
СС: Кто вам такое сказал?
ВТ: Ну бывает.
-Я знаю. И эти музыканты играют в других тоже очень интересных проектах. Посещаете?
СС: Была у Елены Ваенги тоже, да. С удовольствием сходила.
Вопрос из зала:
Мы разговаривали про Кобзона, про публичных личностей. Какое главное качество человеческого характера должно быть у публичной, состоявшейся личности?
СС: Очень хороший вопрос. Доброжелательность. И желание развиваться, обучаться, готовность изменяться. И наверное, отсутствие категоричности и отрицания чего-то, потому что на данный момент может что-то показаться мне неприемлемым, вдруг проходит какое-то время и я понимаю, что это нисколько не так. Отсутствие категоричности.
Вопрос из зала:
Во что верит Светлана Сурганова?
СС: Я верю в дружбу, вот доказательство [Валерий]. Я верю в то, что это всё не просто так здесь создано. Этот удивительный, совершенно уникальный мир, который я начинаю с каждым годом, с каждым часом, минутой больше любить, больше и больше ему удивляться и восторгаться им. У меня, конечно, возникает вопрос: как вообще людям хватает злости, недоумия, узости сознания пытаться этот мир разрушить, посягнуть на него, на то, что Он создал? Я не могу сказать, что я человек верующий и верую в Бога, но что-то всё равно за этим стоит, что-то необъяснимое, и во что-то я верю. Я верю в какой-то высший разум, потому что так это всё красиво создать.. очень высший разум! Я надеюсь, что он нас не оставит, что он нас в конечном итоге как-то вырулит. Нам главное прислушиваться.
Вопрос из зала:
Как Вы относитесь к тому, что приезжая на гастроли куда-нибудь в глубинку, понимаете, что народ хочет слушать именно старые Ваши песни, когда Вы приезжаете с новой программой?
СС: Очень объяснимо, это понятно, потому что люди многого боятся, всегда, в том числе новых песен. Им нужно время привыкнуть. Он слушает новый материал, а у него ещё с этим материалом никаких ассоциаций не связано, никаких его любовных историй, переживаний, секса в машине не было с любимой девушкой под эту песню, ничего не было ещё, поэтому он интуитивно как-то это отторгает. Естественно, нужно публику обязательно кормить, докармливать этими переживаниями, с которыми она уже идёт. Это нормально, правильно.
Вопрос из зала:
Многие творческие люди в процессе своей деятельности часто меняют свой образ: причёску, стиль одежды. Задумывались ли Вы об этом? У Вас очень много песен лиричных, женских песен, которые когда слушаешь по радио, представляешь женственную девушку. Задумывались ли Вы об этом, может, когда-нибудь мы сможем Вас увидеть в платье.. с длинной косой?
СС: Сейчас вспомнилась передача, фестиваль в Азербайджане был [«Жара»], там Алла Борисовна в розовом платье выступала. В кринолине, на пуантах, ну может быть.
Вопрос из зала:
Светлана, Вы говорили о том, что к Иосифу Кобзон на концерт пришли 11 человек. Хотелось бы узнать, были ли у Вас в начале творческого пути такие ситуации, когда к Вам приходило мало людей? Насколько тяжело было с этим справляться и продолжать дальше свой путь?
СС: Во-первых, не в начале пути, а прямо совсем недавно, года 3 или 5 тому назад у нас был рекорд. По-моему, 110 или 140 человек в зале на 800. Живенько выглядит, но невероятный драйв. Это ещё больше меня как музыканта подзадоривает, потому что ты благодарен и этим людям, 11-ти, 140-ка – не важно, они пришли, и это классно, они смогли. Почему ты должен обижаться или злиться на тех, кто не пришёл? Бог с ними.
Вопрос из зала:
В начале нулевых вышел замечательный фильм [«Питер ФМ»] про наш любимый город. Он был наполнен любовь, радио, наполнен песнями, это целое поколение. Мне кажется, что прошло лет 15, и сейчас новое поколение пришло. Что бы Вы сказали, если бы была вторая часть фильма? Как бы Вы признались в любви городу или, может, хочется что-то молодёжи сказать? Как бы Вы ответили им на ряд вопросов с помощью фильма?
СС: Моя любовь к городу – она скромная. Я даже фантик не могу выбросить на улице, я стараюсь не мусорить, я стараюсь что-то где-то подправить. У меня в принципе такое правило по жизни: если не можешь сделать лучше – оставь, как это было до тебя. Конечно, лучше как-то преобразить и улучшить. Это касается и моего города. Я переживаю, когда сносят старые постройки. Да, возводят точные копии, но от нового материала совершенно другая энергетика. Я понимаю, что с финансовой точки зрения это намного проще: здание под ноль и выстроить копию,- но это неправильно. Нужно максимально сохранять то, что есть, особенно в центре, потому что всё это наполнено энергией.
Вопрос из зала:
Я в первую очередь хочу выразить большую благодарность за Вашу поющую душу и творчество, с которым росли мы и растут дети. Если бы вселенная Вам предложила поиграть в две жизни, что бы Вы воплотили такого, чего не было или, может быть, прожили бы что-то заново?
СС: Ещё 2 жизни? Я стала бы космонавтом. Мне прям ужасно интересно, как там, я давно туда стремлюсь. А вторую жизнь я бы, наверное, с лассо, на конях, в ковбойке..
Вопрос из зала:
Светлана, какие положительные и отрицательные качества Вы приобрели, став публичной личностью?
СС: Отрицательных никаких. По-моему, это очевидно:) Я как кошка, которая хорошеет с годами. Никакая публичность не свернёт меня с пути истинного, не запудрит мне мозги. А что улучшилось? У меня просто до обмороков был страх публичных выступлений. Мне кажется, что я немножко преуспела его урезонить.
Вопрос из зала (Рина Моф):
Светлана, кто является для Вас «героем нашего времени» в музыкальной области и почему?
СС: В музыкальной области и не только в музыкальной, и в философской, и в поэтической, и в общекультурологической для меня это Михаил Казиник. Я считаю, это учитель современности, чуть ли не один. Я всем настоятельно рекомендую, у кого есть дети, кто только собирается стать мамой, родителями, давайте слушать его лекции, Михаила Казиника, который рассуждает о музыке и не только. Это великий педагог современности. Он родился в Ленинграде, сейчас многие годы уже живёт в Стокгольме, разъезжает по миру с лекциями, концертами. Потрясающее выступление у него в Думе относительно недавно было. По поводу культуры и что с этим делать, о том, что оставляет после себя страна, культурный пласт, а не груды разорванных бумаг и металла. Мне очень нравится Татьяна Черниговская, если говорить не о музыке, а об учителях современности. Мне очень интересны её лекции. Это физиолог, нейролог, педагог, профессор, удивительные эмоциональные лекции у неё, очень интересные и познавательные. Мне очень нравится Дмитрий Быков, его лекции, прямая речь, тоже учитель современности, преклоняюсь, с большим интересом его слушаю. Улицкая. На самом деле, так много удивительных людей, которые могут очень содержательно наполнить наш каждый день и дать огромное количество поводов для размышлений.
Вопрос из зала:
Совет от врача Светланы мы получили. А что может получить наше поколение, сумасшедшее, амбициозное, желающее всего и сразу, но в то же время очень ранимое и вспыльчивое, от Светланы – человека с бесконечно прекрасной вселенной внутри? Если бы это была всего одна фраза, которую вы могли бы сказать нашему поколению, как бы она звучала?
СС: Любите жизнь. Познавайте её. Она удивительна! Все войны от какого-то недоумия, от узости сознания. Расширяйте своё сознание, восхищайтесь этой жизнью и вы никогда не будете одинокими. Вы всегда найдёте лекарство для себя, никогда не будете болеть. Только похмельем.