2004 10 26 Портал «Звуки.Ру»: интервью «Поворот истории»

Мы собирались беседовать с Дианой Арбениной в кафе, однако там не было мест, и в итоге все интервью прошло в машине. Это, впрочем, разговору ничуть не повредило, а, пожалуй, даже придало ему некоторого «дорожного» колорита. За окном моросил московский осенний дождь, в салоне было тепло, постоянно звонили мобильные телефоны и решались всякие важные вопросы — у Ночных Снайперов нынче горячее время. 21 октября вышел их новый альбом «SMS», и в связи с этим, понятное дело, много чего нужно решить и организовать. Вот так, пробиваясь сквозь пробки, мчась по тоннелям, мы и разговаривали с Дианой о ее музыке, поклонниках, вкусах и взглядах. И, несмотря на все сопутствующие помехи, беседа получилась вполне содержательной и честной.

Звуки.Ru: Давай начнем собственно с нового альбома. Ты говорила, что вы его необычно долго записывали, кропотливо в студии работали… Как так получилось, и почему не удавалось этого сделать раньше?

Диана Арбенина: Дело в том, что мы подписали очень удачный контракт, который позволил нам абсолютно не зависеть от всяких денежных средств, от времени, и полностью предоставил нас самим себе. Собственно говоря, мы этой возможностью воспользовались и поэтому писали альбом очень для нас долго. То есть, «рыбу» набросали где-то недели за две, а потом уже просто все доводили до ума. Я ездила в Германию, пробовала примочку, потом возвращалась, мы переписывали бас там, где нам не нравилось, и так далее… Но я это говорю не к тому, что мы так собираемся продолжить впредь. Думаю, что следующий мы будем писать быстро, потому что все-таки так долго работать мы не привыкли.

Звуки.Ru: А что от этого меняется? Чего позволила добиться такая долгая запись?

Диана Арбенина: Ну вот, например, пластинку «Рубеж» мы писали по ночам. Когда ты поешь часов в 5 утра, и связки уже спят, — это называется наступать на горло своему собственному организму. Очень неудобно. Вообще, результат пластинки зависит от того, насколько каждый из участников записи себя комфортно ощущает и чувствует. Когда за твоей спиной стоит дядя или тетя с пистолетом и говорит: «Быстрей! Гитару! У нас на смете 300 долларов на нее!!!» — то, разумеется, ты будешь думать о том, чтобы быстрее все записать. А тут… Ну, разумеется, балду не пинаешь, но ты имеешь возможность что-то попробовать. Мне кажется, у нас все хорошо сложилось, и уже нужно следующую пластинку писать.

Звуки.Ru: А у этого альбома есть какая-то концепция, общий сюжет, или это просто некий набор песен?

Диана Арбенина: Дело в том, что самое главное для музыканта — собственно музыка: звук, которым он распоряжается, набор инструментов, который он считает нужным использовать. В этом альбоме мы сделали одну принципиальную вещь: намеренно отказались от всех струнных. Раньше у нас играла Света Сурганова, потом, на альбоме «Цунами», она сыграла так, что в итоге все переписывали-переигрывали украинские музыканты: Короче, на «SMS» струнных вообще нет. Там есть духовые, контрабас — а ставку мы сделали на клавиши, на чистый рояльный звук. И, разумеется, присутствует некоторая электроника, хотя мы никогда ею не злоупотребляли — мы живой коллектив. Что касается песен, то все они имеют абсолютно четкий, как я его называю, «снайперский» стиль, от него никуда не уйдешь. По сути, это такой взрослый брат альбома «Цунами».

Звуки.Ru: Он же такой более жесткий по звуку, гитарный?

Диана Арбенина: С одной стороны, мы там не поскупились на всякие гитарные штуки, которые абсолютно не нужны, как я понимаю, нашей стране и нашей музыке российской… Но, по большому счету, наплевать, главное — делать то, что ты считаешь нужным, и все. С другой стороны, он более мелодичный, потому что рояль и вообще клавишные, на мой взгляд, дают возможность достичь большей музыкальности.

Звуки.Ru: А почему ты считаешь, что эти гитарные штуки не нужны?

Диана Арбенина: Да потому что Россию заливает попса. О чем говорить, если у нас рок-группой считается группа «Звери»? Это же бред собачий! Группа «Звери» — это попсовый коллектив, который поет шлягеры для детей рабочих окраин. И я снимаю шляпу перед продюсером этого коллектива Александром Войтинским, который его сделал от начала конца и отправил их альбом в «районы — кварталы — жилые массивы». И вот это считается у нас рок-группой? — о чем речь, это же смешно!

Звуки.Ru: Но с другой стороны, есть же не менее популярные Король и Шут, которые вполне себе жесткие…

Диана Арбенина: «Король и Шут» — это же не рок-группа, это панки. Русский панк-рок. Это, конечно, жесткая музыка, она популярна, да, но она популярна по своей идеологии, а не по музыке. Она популярна среди подростков, которые хотят выпустить пар на концертах — что, собственно, и делают. Но это не попса, конечно. А что касается вообще жестких гитар, то я не удивлюсь, если через некоторое время в нашей стране закроют радио «Ультра».

Звуки.Ru: Почему?

Диана Арбенина: А такая радиостанция никому в этой стране не нужна. Она нужна моему брату, который сюда приезжает из города Рязань, где он тоскует по нормальной альтернативной музыке. И вот он приезжает, его невозможно оторвать от приемника, он его слушает постоянно. Но таких людей очень мало, а в основном молодежь сейчас предпочитает «Зверей» и Фабрику звезд — вот и все.

Звуки.Ru: Но ведь, собственно, популярность «Ночных снайперов» началась с альбома «Рубеж», который взялось раскручивать «Наше Радио» — ну и так далее. А теперь «Наше Радио» занимается раскруткой групп «Звери» и Уматурман. Как ты считаешь, почему так вышло — ты же, наверное, внутри всего этого механизма находишься?

Диана Арбенина: Нет, я не нахожусь внутри совершенно. Я не делаю ставку на те или иные радиостанции. Я знаю, что у меня есть публика, которая меня абсолютно никогда не сдаст, неважно, будут меня крутить по радио или нет. Эти люди пойдут со мной до конца, потому что они меня знали еще 11 лет назад, когда были акустические альбомы и акустические концерты. Вот такие расклады. По большому счету — может, я ошибаюсь, может, это мое самое глубокое и ужасное заблуждение, — но мне кажется, что мы не то чтобы «популярны», мы просто есть и все, мы вне времени. Ну, мы же не модная группа, да? Мы группа, которая существует и почему-то собирает залы, черт его знает, почему. Мы никогда не делали каких-то громких пиар-ходов, скандалов. Как писала я такие песни, так и пишу до сих пор. Как играл у меня соло-гитарист на гитаре Gibson, которая у него одна, так и до сих пор играет — хотя, конечно, он развивается. Но вот этой одной гитары ему достаточно, хотя есть куча гитаристов, никому не известных, у которых по 30 гитар, и они все на стене висят… Мне кажется, все зависит от честности и актуальности, честная музыка всегда будет востребована.

Звуки.Ru: Но был некоторый переломный момент после альбома «Рубеж», когда группа перестала быть «широко известной в узких кругах» и вышла на новый уровень?

Диана Арбенина: На самом деле, конечно, радиостанции помогли донести нас более широкому кругу публики, но, в то же время, произошел такой интересный момент — люди, которые слушали нас раньше, вообще начали отказываться от электричества, и альбом «Рубеж» мало кто из них принял. А я тогда сказала: «Вам не нравится электричество? Хорошо, вы будете слушать только электричество!» — и полностью заморозила акустику. Мы работали-работали и доработали до альбома «Цунами», который был на голову выше альбома «Рубеж» — а «SMS», кстати, еще круче. Но я благодарна радиостанциям за то, что они нас не игнорируют, я не считаю, что очень клево сидеть в подполье. Публика должна слушать песни, которые я для нее пишу.

Звуки.Ru: А оттого что так возросла аудитория, контакт со слушателями не теряется?

Диана Арбенина: Да нет, как-то это все прошло очень мягко, такая бархатная революция. Я очень комфортно себя чувствую как на электрических, так и на акустических концертах. Мне вообще почему-то легче играть, когда слушают 3000 человек, а не 100, допустим.

Звуки.Ru: То есть то предубеждение против электричества удалось побороть, и теперь снова можно играть акустику?

Диана Арбенина: После альбома «Цунами» я выпустила на волю акустику, потому что посчитала, что снайперское электричество состоялось. Теперь уже можно спокойно вести эти две истории, притом что песни-то у нас не пересекаются. Я абсолютно спокойна в том смысле, что тот, кто меня хочет по-настоящему услышать, — он позволит мне экспериментировать. Я тоже имею право меняться, почему люди хотят слышать от меня то, что привыкли слышать, почему они не дают мне свободы выбора? Это же самое интересное для музыканта.

Звуки.Ru: А какие вообще влияния ты испытываешь, кого слушаешь? Ты вот говорила, что песню «Юго 2» написала, посмотрев клип Pink, в комментариях к одной из песен упоминаются Muse…

Диана Арбенина: Мне кажется, что на нас влияет вообще все. Влияет дорога, влияет количество пробок, скорость движения, да любые звуки вообще. А что касается того, что мне нравится слушать, то вышеперечисленные имена — да, действительно. «Muse» — это вообще мои фавориты. Сначала были Radiohead, затем появилась группа «Muse», их сравнивали, а потом, когда вышла вторая пластинка, я поняла, что их пути-дороги разошлись. Мне ближе Muse, так получилось. Я слушаю очень много музыки, мне даже сложно что-то конкретное выделить, перечислить. Сейчас я слушаю очень много японской музыки, потому что мы готовим очень интересный проект с японскими музыкантами. Русская публика, я надеюсь, с ними познакомится в феврале, они играют вообще все подряд: сальсу, самбу, румбу, рок-н-ролл, ориентальную свою музыку, все, что угодно. Ну, дальше… Мне нравятся Coldplay, Maroon 5. Ник Кейв (Nick Cave), конечно, но это если уж говорить о тех людях, на которых я воспитывалась…

Звуки.Ru: Ну да, можно и о них.

Диана Арбенина: Хорошо… Ник Кейв, Siouxie & The Banshees, Энни Ленокс (Annie Lennox), Лори Андерсон (Laurie Anderson)… Группу Queen я не упоминаю, потому что это непристойно стало…

Звуки.Ru: Почему?

Диана Арбенина: Ну, так как-то. В общем, Фредди Меркьюри (Freddy Mercury) — хороший был человек, и пел неплохо. Джим Моррисон (Jim Morrison) опять же.

Звуки.Ru: Ну да, понятно. А ты ходишь на какие-нибудь концерты? На Кейве вот была?

Диана Арбенина: Да, конечно. Вот, кстати, я думаю — интересно, а что говорит Кейву его публика? Ведь он был абсолютно запредельным, жестким чуваком — и привозит сейчас в Россию очень нежную программу. И что, его публика, она тоже его прессует: «Почему ты стал так мягко играть, вот сыграй, как раньше! Хотим, как раньше, вот De-anna!!!»? А он приезжает, сидит за роялем, курит постоянно и тихо себе спокойно поет, фактически, госпел. Все, вышел в тираж? Слушайте, ради бога, если вы любите человека, вы посмотрите, как он меняется, и радуйтесь, что он себя не повторяет. Досадно просто, потому что я тоже через это прошла и все время прохожу.

Звуки.Ru: А что, сейчас тоже что-то такое происходит?

Диана Арбенина: Естественно! Стоит вот, например, «Ночным Снайперам» прийти в какую-нибудь музыкальную передачу Первого канала, как тут же мне начинают задавать вопросы: «А почему вот вы туда пошли? Вы что, стали попсой, что ли?. Слушайте, ребята, ну а что, если ты сидишь где-нибудь Воркуте, у тебя есть только ящик, только Первый государственный канал? И почему бы мне там не сыграть, чтобы люди это услышали?

Звуки.Ru: А вот участие в «Форте Байярд» — это для тебя что?

Диана Арбенина: Это очень хорошая игра, она настоящая, там классные французы, там тяжело. Это такое испытание, мне было очень по приколу туда съездить.

Звуки.Ru: Ты упомянула совместный проект с японцами — а можно поподробнее, об этом, кажется, пока ничего неизвестно?

Диана Арбенина: Поподробнее пока нельзя, потому что я только сейчас вернулась оттуда, мы провели первые переговоры, вот, наверное, где-то к декабрю об этом уже можно будет что-то говорить. Но это будет интересно и здорово, я уверена.

Звуки.Ru: Был эпизод, когда песня «Ночных Снайперов» вошла в саундтрек к фильму «Кармен». Тебе вообще интересно работать для кино, есть какие-то планы на этом месте?

Диана Арбенина: Да, я собираюсь записать пластинку для кино. Более того, я уже все для этого сделала, мы уже практически знаем, что это будет за музыка. Что касается музыки к фильму «Кармен», то я вообще саундтреком его не считаю. Потому что саундтрек — это музыка, которая проходит через всю картину, а когда это одна песня, а во всем фильме музыка Гладкова — это не саундтрек. Я ее раньше написала, но когда Саша Хван её послушал, он обомлел, потому что она как-то идеально совпала просто. Вплоть до цвета рубашки главной героини.

Звуки.Ru: А к какому кино-то музыку пишете?

Диана Арбенина: Мы сейчас думаем про кино, очень интересуемся, но что касается картины, то все только в начальной стадии. Нужно просто все это освоить, а времени-то никакого нет. Нужно быстро выпустить пластинку, сыграть какое-то количество концертов, Горбушка будет 5-6-го ноября. Сейчас мы репетируем параллельно акустику и электричество. Но про кино я думаю, это я не шучу.

Звуки.Ru: Поскольку ты ваш последний клип тоже называешь «кино», можно о нем поговорить. Он довольно занятный и для вас скорее нетипичный — а кто это все придумал?

Диана Арбенина: Придумали мы совместно, точнее, идея принадлежала нашему директору, Ларисе Пальцевой, а потом они познакомились с Кириллом Мурзиным — и они просто совпали в каких-то своих идеях. Ну и мне это понравилось, я с удовольствием поработала, и конечным результатом я довольна. Таких клипов у нас, в общем-то, и не снимали. И это для меня движение вперед, потому что «снайперы» вообще никогда клипами не увлекались, моего участия в этом процессе всегда было очень мало, за исключением, пожалуй, клипа на песню «Асфальт».

Звуки.Ru: Клип связан с переменой имиджа, с отказом от милитаризованности, с большей женственностью, ну и так далее. Видео, кажется, действительно на это работает, а в дальнейшем ты еще планируешь это делать?

Диана Арбенина: Каждый из нас меняется. Я вообще слово «имидж» не понимаю. Мне ближе слово «образ». Образ действительно может меняться, а что такое имидж — я не понимаю. Что, если ты всю жизнь носил ветровку, а теперь надел кожаный плащ — это у тебя поменялся имидж, что ли? Да нет, просто у тебя такое настроение. Собственно, у меня сейчас вот такое настроение, хотя я абсолютно по-разному одеваюсь. Лейтмотивом тут служит вот какая мысль: нужно постоянно меняться и не бояться экспериментировать. Стоять нельзя на месте, нужно как-то постоянно поворачивать свою собственную историю, тогда она будет занятной.

Звуки.Ru: Такой вопрос, может быть, странный немного: ты следишь как-то за политикой, тебя вообще волнует, что в государстве происходит?

Диана Арбенина: Безусловно, я не в лесу же живу. Мне непонятна позиция тех людей, которые, занимаясь музыкой, говорят: «Я музыкант, меня все остальное не колышет». В принципе, когда начнется война, наверное, колыхать начнет. Меня очень расстраивает то, что сейчас происходит, очень достали все эти теракты — хотя слово «достали» тут не очень уместно. Ну, просто какой-то беспредел! А что касается моего активного участия во всем этом, то, разумеется, я занимаюсь музыкой и политикой заниматься не собираюсь. Но новости я смотрю, газеты читаю и вообще в курсе того, что происходит. Особенно мне нравятся сейчас украинские события, то, что у них с выборами президента творится.

Звуки.Ru: Но в песнях отношение ко всему этому не выскакивает?

Диана Арбенина: Песню про президента Украины я ещё не написала… (смеется)

Звуки.Ru: Просто ведь есть идея, что рок — это определенный протест и т.д.?

Диана Арбенина: У меня есть, конечно, одна песня о государстве — «Россия, 37-й». Но я никогда ничего «в лоб» не пишу — мне кажется, это зачастую профанация и спекуляция. Надо же в первую очередь себя уважать, как я буду в глаза смотреть своим детям, если они мне скажут: «Нууу, и песню ты написала!». Но все влияет на тебя, от этого никуда не денешься.

Звуки.Ru: Ну и последний вопрос — альбом сопровождается всякими твоими комментариями и рисунками. Так вот, о песне «Сенбернары» ты написала, что это итог 13-летнего сонграйтерства — что имеется в виду?

Диана Арбенина: Да, рисунками, кстати, я очень горжусь, компания Real Records через два года устраивает мою персональную выставку! (смеется) А с этой песней странная история. Когда я её писала, она для меня была самой, с одной стороны, простой, и с другой стороны — сложной. Мне кажется, это некий итог, что дальше другие песни начнут писаться. Загадывать не буду, но думаю, что песня очень знаковая.

26.10.2004