2004 11 01 Радио России: интервью в программе «Особое мнение»

Время Ночных Снайперов

корреспондент — Михаил Зеленский

21 октября в Петербурге группа «Ночные снайперы» представила свой новый альбом под названием «SMS». Московская публика услышит его 5 и 6 ноября на концертах в ДК им. Горбунова. Сегодня в гостях у Михаила Зеленского лидер группы – Диана Арбенина.

М. ЗЕЛЕНСКИЙ: Ты участвовала в программе «Форт Баярд». Ты вообще легко соглашаешься на подобные авантюры?

Д. АРБЕНИНА: На эту конкретную я согласилась потому, что там изначально должно было быть все по-честному. Ведь, знаешь, есть очень много телевизионных проектов, куда приезжаешь, думая что будет тяжело. А там, оказывается, все подстроено, легко и неинтересно. Что касается французов, то у них мне действительно было тяжело. Я там была первый раз, да еще и после своего дня рождения, и много чего не смогла сделать, но очень рада, что попала туда.

М. ЗЕЛЕНСКИЙ: На самом деле, я собирался начать разговор с совершенно другого вопроса. О твоем новом альбоме. После питерской премьеры, музыкальные журналисты заговорили о новом подходе «Снайперов» к музыке и о том, что из песен Дианы Арбениной исчезла присущая им ранее безысходность. А как ты сама оцениваешь эту пластинку?

Д. АРБЕНИНА: Во-первых, она удалась. Во-вторых, там действительно есть революционные для нас вещи, например, мы полностью исключили струнную группу и сделали ставку на рояль. В одной песне использовали контрабас и изумительный армянский инструмент дудук. Так что даже в части музыкальных инструментов это нечто новое для нас. Что же касается песен, их 16 и они все написаны в разное время. Среди них есть действительно пара легких и веселых. В целом альбом очень мелодичный и очень драйвовый, как это у нас принято.

А что касается этой якобы безысходности, то любой журналист всегда по-разному определял то, что я делаю, то по большому счету, мне все равно. Потому что главное — это писать песни, и делать это честно. Может быть, они для кого-то и были безысходными, но для меня все мои песни веселые, светлые. Может быть, с долей нашей снайперской фатальности, но там нет ничего угрюмого.

М. ЗЕЛЕНСКИЙ: Для многих осень — это грустная, тоскливая пора. Глядя на тебя, так не скажешь. Ты цветешь, пишешь новые песни, выпускаешь клипы, а кроме того, еще и выпускаешь книгу. Эта книга — это своеобразный восклицательный знак? Вроде — закончился новый этап, я дарю вам эту книгу…

Д. АРБЕНИНА: Абсолютно точно. В эту книгу вошли все наши песни со всех наших семи альбомов. Еще там есть стихи, которые я называю антипеснями. И еще там есть героическая живопись. Я абсолютно не умею рисовать и очень люблю это делать. Книжка называется «Катастрофически» и выпустил ее Александр Житинский — наш питерский издатель, издательство «Геликон Плюс». Книга пользуется успехом, ну, она хорошо получилась.

М. ЗЕЛЕНСКИЙ: А для тебя, как для музыканта, человека, такая этапность имеет значение? Важны ли для тебя эти «знаки препинания»?

Д. АРБЕНИНА: Что касается знаков препинания, я принимаю только точки и двоеточия. А что касается этапов, то для меня очень важно время. У меня даже нет часов, но я всегда знаю, который час. Ну а что касается музыкальной деятельности вообще, то тут самое главное — не бояться экспериментировать. Не бояться того, что тебя не поймет твой слушатель, зритель. Нужно всегда идти вперед. И я никогда ничего не подгадываю специально.

М. ЗЕЛЕНСКИЙ: То есть принцип «слушатель всегда прав» — не для тебя?

Д. АРБЕНИНА: Мне кажется, что люди, которые друг друга любят, должны допускать некую степень свободы — раз, и свободы эксперимента — два. И прежде всего понимать друг друга, и лишь затем пытаться рассказать о каких-то слабых сторонах друг друга. Вот этого я хочу от зрителей. И, кстати, получаю. У меня замечательная публика, за последнее время она заметно повзрослела. А разлет аудитории — от 12 до 75 лет.

М. ЗЕЛЕНСКИЙ: А что случилось с клипом на песни «Юга-2»? Во-первых, только ленивый не написал о том, как изменился имидж Дианы Арбениной, но клипа-то никто и не видел, потому что музыкальные каналы его почему-то не показывают.

Д. АРБЕНИНА: Ну, сейчас клип уже должен быть в ротации. Если честно, я не понимаю, что их шокировало, потому что замысел клипа очень простой: девушка идет по подземному переходу и повсюду ищет своего избранника, стремится к нежности и не находит ее. Ну и в результате улетает куда-то. По-моему, ничего страшного в этом нет.

М. ЗЕЛЕНСКИЙ: А что показалось неправильным в клипе тем людям, кто ставит сюжеты в ротацию?

Д. АРБЕНИНА: Честно? Не знаю. В клипе очень хорошая картинка. Работал над ним Кирилл Мурзин, отличный режиссер. Мне кажется, что ему бы даже понравился запрет, потому что это своеобразное свидетельство качества видеоряда.

М. ЗЕЛЕНСКИЙ: А не показывает ли твоя история с клипом того, что возвращаются времена, когда показывать или не показывать что-то решали так называемые худсоветы?

Д. АРБЕНИНА: Не исключено. Потому что время у нас сейчас неспокойное, а я не знаю, чем руководствовались те люди, которые его запрещали.

М. ЗЕЛЕНСКИЙ: Время неспокойное. А влияет ли оно на твои песни, или ты пишешь, ориентируясь только на то, что внутри тебя?

Д. АРБЕНИНА: Безусловно влияет. Я живу не в лесу, и у меня есть своя четкая гражданская позиция и я ее не скрываю. С другой стороны, я понимаю прекрасно, что если будет война — я пойду воевать. Но просто так лезть на баррикады я не буду. Чего ради? Я музыкант, я занимаюсь музыкой.

М. ЗЕЛЕНСКИЙ: Смена имиджа — насколько ты легко идешь на такие эксперименты и насколько уютно ты себя чувствовала в новом облике?

Д. АРБЕНИНА: Я сама это все продумала, мне это нравится. Это совместная идея нашего директора, режиссера и моя. Нам даже не нужен был стилист, хотя он был на площадке. Но вся одежда была моя, например. То есть никакого диктата. К тому же, я вообще не могу сказать, что я изменилась. Я какая была, такая и осталась. Просто сменилось время. И почему я всю жизнь должна ходить в джинсах?

М. ЗЕЛЕНСКИЙ: А окружающие тебя люди — они легко меняются? Легко ли ты меняешь их? Насколько просто ты с ними расстаешься?

Д. АРБЕНИНА: Расстаюсь тяжело, но очень конкретно. А что касается изменений, то я их всегда приветствую. Другое дело, что мне очень сложно понять какие-то негативные стороны человека. И если он был пару лет назад хорошим человеком, добрым, и я его за это принимала, а потом он стал (прости за слово) жлобом, то я этого не приму никогда.

М. ЗЕЛЕНСКИЙ: «Ночные снайперы» и российский шоу-бизнес существуют параллельно, независимо друг от друга. Как такое возможно?

Д. АРБЕНИНА: Абсолютно возможно. Более того, те люди, с которыми я общаюсь и которые представляют наш шоу-бизнес, только помогают мне сейчас. И для «Снайперов» это просто ренессанс. Такой степени свободы у меня не было никогда. Я точно знаю, что могу делать что угодно и никто мне не скажет, что я должна делать. Поэтому мне очень нравится все, что сейчас происходит, я всем довольна.

М. ЗЕЛЕНСКИЙ: Я видел, как ты взяла в руки гитару, чтобы спеть песню, и тебя буквально рвануло. На концертах происходит то же самое. Как ты восстанавливаешься после этого?

Д. АРБЕНИНА: После концертов? Сначала надо минут 30 посидеть помолчать, после этого у нас происходит музыкантский разбор полетов, а потом я уезжаю домой и сплю. Сон — лучшее средство для восстановления сил.

01.11.2004