2004 11 03 Газета «Газета»: интервью «Мне снилось такие классное море»

Корреспондент — Александр Зайцев

Группа «Ночные снайперы» выпустила новый альбом «SMS», который представит на концертах в пятницу и субботу в Горбушке. Накануне выступления с лидером группы Дианой Арбениной встретился корреспондент ГАЗЕТЫ Александр Зайцев.

— Процесс сочинения песен для вас скорее болезненный или приятный?

— Всегда по-разному. Процесс для меня настолько захватывающий, что это никогда не мучительно. Другое дело, когда ты сидишь и думаешь напряженно, и у тебя все кипит-кипит-кипит — это очень радостное состояние.

— Вы пришли в студию с уже готовыми песнями или сочиняли их в ходе записи?

— У нас вообще засада с этим: песен намного больше, чем альбомов. Это седьмой. Мы обычно садимся, и я говорю: «Ну что, пацаны, поехали?» Начинаем думать, какие песни пишем. Ну, доходим, например, до тридцати пяти. И начинаем: «Так, вот эту надо вычеркнуть, потому что…» Это мучительный процесс. Отбирается песен шестнадцать, и они записываются.

— Нет ли у вас «синдрома Ника Кейва», который утверждает, что каждый новый альбом записывает в процессе борьбы с недостатками предыдущего?

— «Цунами» мне нравится, я им до сих пор довольна. Что касается «Рубежа», он первый электрический и очень смешной. Я к нему нежно отношусь, но он абсолютно некоммерческий, в плохом смысле слова. А что касается «SMS», то это совершенно другое. Здесь есть плюсы, минусы, но я никогда не буду ничего переписывать. Пусть новые песни делают свои собственные ошибки. Я их за это пойму, кстати.

— Скажите, какую музыку вы слушаете сейчас, в эти дни?

— Я слушаю много кубинской музыки. Мне очень нравится Куба и кубинские музыканты. В свое время я просто подошла к продавцу и сказала: дайте, пожалуйста, пять-десять музыкантов Кубы, которые у вас рейтинговые. Они мне дали такую лабуду! Ну абсолютно не «нэйтив». Неинтересно. А потом познакомилась с настоящим кубинцем, отлично говорящим по-русски, и он мне дал тех музыкантов, которых вообще никто не знает и которые действительно кубинские. Ну, что еще… Люблю Ника Кейва, была на его концерте. Еще я слушаю японскую музыку, потому что мы готовим японский проект. Такой есть исполнитель Миядзава — может, он приедет в феврале, мы с ним сыграем концерт.

— А вы были на Кубе?

— Да, оттуда-то все и привезла. Я была там в январе два года назад. Есть очень мало стран и городов, откуда мне тяжело уезжать. Я постоянно двигаюсь дальше, и мне не хочется нигде оставаться. А вот в Гаване захотелось. Я со слезами уезжала оттуда. Может, вернусь, хотя очень долго лететь — часов двенадцать. Там очень нищие люди, при этом они жизнерадостные и щедрые. Я до сих пор под впечатлением — хотя, казалось бы, та же Япония, откуда я прилетела пару дней назад, намного колоритней. Но Куба меня… так царапнула.

— Когда вы жили в Магадане, общались ли вы с музыкантами — ведь в этом городе была очень сильная музыка?

— Не успела. Я была совсем маленькая тогда и песен не писала. Знала только названия: «Восточный Синдром», «Конец, Света!»…

— Лидер «Синдрома» Костя Битюков умер на днях.

— Да? Я помню, был еще Гена Вяткин (лидер группы «Миссия: Антициклон». — ГАЗЕТА). У него были очень лиричные песни, такие совершенно нестандартные мелодии — может быть, малость витиеватые.

— Одна ваша песня звучит в фильме «Кармен», и вы говорили, что собираетесь делать музыку к кино. А какое кино вы любите?

— Мне сейчас нравится вообще кино, потому что я раньше никогда не обращалась к этой области, в силу воспитания. А сейчас стараюсь много смотреть, и если меня вдруг уносит куда-нибудь недели на две, то я считаю себя вообще выпавшей. Навскидку из того, что понравилось в последнее время, — очень молодой фильм «11:14». Смешной, легкий, придурковатый, но я так думаю, что снимал его младший братик Тарантино. Все прихваты там очень похожи. Из наших понравился «Папа» Машкова. Я сейчас стараюсь смотреть кино в ретроспективе, потому что многого не знаю. Тот же Альмодовар — я только недавно в него въехала. Все хочу у родителей спросить: почему же они меня так обделили в детстве? Вообще ничего не показывали. Я только недавно узнала, что Индиана Джонс — это мужчина. Представляете?

— Часто ли вы видите сны? И любите ли их смотреть?

— Ой, сегодня видела — и плохой, и хороший. Плохой рассказывать не буду, он такой… ну, там подставили, и все такое. А в хорошем мне снилось такое классное море, и так его было много, что я поняла, что все-таки, может, я бы отдохнула какое-то время, дней пять. И уехала бы куда-нибудь — не на юг, а на север. Потому что в Магадане у нас там такая бухта была, туда спускаешься, сидишь там, о чем-то думаешь…

За рубежом

Диана Арбенина родилась и выросла в Магадане, училась на факультете иностранных языков Магаданского педагогического университета. В 1993 году вместе со Светланой Сургановой создала акустический дуэт «Ночные снайперы». В конце 1990-х «Снайперы» перешли на электричество, в прошлом году Светлана Сурганова покинула группу. Наиболее популярные альбомы «Снайперов» — «Капля дегтя/В бочке меда» (1998), «Рубеж» (2000) и «Цунами» (2002).

03.11.2004