2005 07 Журнал «Атмосфера»: интервью «Кодекс самурая»

В конце июля в Японии состоится грандиозный фестиваль. Три дня на горе Фудзияма на многочисленных площадках будет греметь живая рок-музыка. В этом году в фестивале «Фудзи-рок» впервые примет участие группа из России. Диана Арбенина и ее «Ночные снайперы» собираются сразить наповал японскую публику…

Лучшая твоя цель — та, которую трудно обнаружить и еще труднее поразить. Не гонись за легкой добычей, она принесет тебе безумие и забвение».
Из кодекса профессионального снайпера.

Сначала Диана услышала музыку. Местами не очень понятную русскому, но цепко хватающую за то, что принято называть душой. На диске значилось неизвестное имя — Кадзуфуми Миядзява, из аннотаций следовало, что это известный рок-музыкант, такой японский аналог нашего Борис Борисыча Гребенщикова.

Тем временем рокеру из Страны Восходящего солнца тоже попался диск неизвестной ему российской группы «Ночные Снайперы. И тогда Диана Арбенина и Кадзуфуми Миядзава практически одновременно решили: надо бы попробовать поработать вместе. А что, интересный может получиться проект. Но для начала следовало как минимум познакомиться.

Диана: «И я полетела в Японию, гдее у Миядзава-сан было два концнрта: один — на огромнейшем фестивале в Токио (его ежегодно устраивает Иоко Оно в память о Джоне Ленноне), второй — сольник в городе Киото. Послушала его «вживую» и поняла: да, Миядзава-сан — настоящий самурай, надо обязательно с ним что-то замутить».

ОТВЕТНОЕ СЛОВО

«Самурай никогда не бывает в местах, пользующихся дурной славой, даже если его и приглашают, посему никогда не окажется он среди тех, чья репутация сомнительна, а дела и поступки неблаговидны, и не станет испытывать судьбу».
Из кодекса самурая.

И пришел черед ответного визита. «Ночные снайперы» как раз давали несколько концертов в Москве, после которых Миядзава-сан долго беседовал с Дианой о том, как может выглядеть их совместный проект. Было решено так: Диане переводят на русский язык тексты песен Миядзавы, а ему на японский — все, сочиненное «Ночными Снайперами». Японский рокер выбрал арбенинскую «Кошку», а Диана — японскую вещицу «Симаута», что в переводе на русский означает «Песня островов».

Диана: «Все-таки японцы — космические люди, они мыслят порой совершенно непонятными нам категориями. Например, Миядзава-сан сказал, что нашел в моей «Кошке» некий посыл. Когда позже мне перевели то, как он понял мой текст, я была поражена: его вариант мне понравился намного больше, чем собственный, — настолько это получилось тонко и поэтически глубоко. Сейчас «Кошка» в исполнении Миядзава-сан пользуется безумной популярностью в Японии. Сама видела, как громадный зал в едином порыве подпевал ему на концерте. Я стояла за кулисами и думала: это ведь моя вещь!»

Позже и сама Диана вышла на сцену перед японской публикой. И была сражена поведением местных меломанов.

Диана: «Иногда это доходит до муштры. Ты встаешь — и весь зал встает. Ты сел — и зал тоже. Наша, российская, публика весьма разношерстная, каждый ведет себя, как пожелает. В Японии если хлопают, то абсолютно все, если подпевают, то тоже одновременно. Я до сих пор не поняла, как к этому относиться».

Наверное, лишь один японский меломан вел себя на выступлении Арбениной не так, как все. В этом году «Ночных Снайперов» пригласили выступить на правительственном концерте. И премьер-министр Японии — большой фанат рок-музыки — в полной тишине начал радостно хлопать и пританцовывать.

Диана: «Этот концерт был посвящен стопятидесятилетию торгового сотрудничества между Россией и Японией. Когда нас вызвали в МИД и дали почитать пресс-релиз о грядущем мероприятии, я даже опешила. Потому что многое в этой официальной бумажке оказалось лично для меня почти мистическим. Оказывается, российский адмирал Путятин приплыл в бухту Симода, чтобы заключить первый в истории наших государств торговый договор. Так вот, его фрегат носил имя «Диана». Судно адмирала разбилось в этой бухте из-за цунами («Цунами» — название одного из наших альбомов) а спасли его жители деревни, название которой созвучно с именем моего японского коллеги — что-то там Миядзива. Конечно, мы тут же согласились выступить на этом концерте. Он проходил на лужайке, присутствовали примерно четыреста человек, и все члены японского правительства и нашего посольства сидели на пластиковых стульчиках прямо на траве. Поначалу официальные лица не знали, как реагировать на наше выступление. Но когда премьер-министр начал громко хлопать, все сразу пошло очень бодро».

Свой новый альбом «Снайперы» будут записывать, учитывая японский менталитет. Что из
этого получится, пока не знает никто. Диана уверена, это — та цель, которую трудно обнаружить, но еще труднее поразить.

РОБЕСПЬЕР ОТ ФАНАТОВ

«Снайпер будет работать там, где для него есть добыча. Его всегда привлекут кухонные запахи — где пункт питания, там и скопление живых мишеней».
из кодекса профессионального снайпера.

Сейчас Диана буквально считает дни до отъезда в Японию.И даже не потому, что участие в Фудзи-фестивале — большая честь (в этом году, к примеру, вместе с «Ночными снайперами» будет выступать Моби).Просто эта страна — из тех, которые буквально засасывают, как в бездонную воронку. Побывав там однажды, хочется приезжать на острова снова и снова.

Диана: «Я не могу сказать, что в первый приезд Япония меня чем-нибудь поразила. Да, интересно, да, прикольно, но без потрясений. Однако чем больше времени проходит с момента моего возвращения в Россию, тем больше я скучаю по Японии. Чем дальше ты уезжаешь,тем сильнее тебя накрывает—будто, прошу прощения, цунами. Поэтому с этой страной нужно быть осторожным — как с рыбой фуга. Я понимаю, что во мне что-то очень неуловимо, но кардинально изменилось».

Перемены коснулись и всей группы, Диана ввела строгое правило: никому не опаздывать, жестко следовать графикам.

Диана: «А дома я стала постоянно пить японский зеленый чай, который почему-то очень
отличается от того, что подают в московских ресторанах. Вот только в кимоно ходить не стала: мне не так давно подарили собаку, поэтому я постоянно вся в слюнях и песках — какое уж тут кимоно? Только рабочая одежда — футболка и шорты».

Собаку, четырехмесячного щенка породы сенбернар, Диане преподнесли фанаты. Аккурат после того, как она спела песню «Сенбернары».Сейчас щенок, которому чуть больше года, неуклонно приближается к отметке в восемьдесят пять килограммов, а в холке — больше метра.

Диана: «Мне даже пришлось в срочном порядке переезжать за город, потому что содержать такую псину в городской квартире нереально. Собачку зовут Робеспьер, мы его зовем Робеспьюша. С ним я провожу сейчас все свободное время. Я и раньше-то не любила тусовки, а теперь вообще стала постоянностремиться домой. Обожаю моего Робеспьюшу и хочу быть с ним рядом как можно чаще».

Психологи в таких случаях ставят однозначный диагноз: барышне срочно нужно заводить
ребенка — столь трогательное отношение к собаке свидетельствует о нереализованном материнском инстинкте.

Диана: «Хотя такой диагноз не вполне верен — все-таки собаку я завела не сама, мне ее подарили, — но доля истины в этом есть. Ребенка очень хочу. А что вы думаете — мне уже тридцать один год, пора задуматься о потомстве. Вот даже сегодня с утра делала зарядку, а в голове почему-то одна мысль: надо родить сына. Причем о замужестве я пока не задумываюсь-я там однажды уже побывала, спасибо (очень прикольно, кстати). А вот дети — это да…. Если бы я смогла выйти из строя и позволить себе год отдыха, я бы это сделала прямо сейчас, не задумываясь. Но поскольку я вынуждена планировать свою жизнь надолго вперед, то понимаю: сейчас просто не получится. Однако я не зарекаюсь. Вдруг через два месяца я влюблюсь в какого-нибудь гарного хлопца, и все изменится. А может, в японца? Интересная, кстати, мысль, смешение кровей — это очень прикольно».

«ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА»

«Самураю должно заботиться о своем внешнем виде и соблюдать правила личной гигиены. Воинам надлежит мыть руки перед едой и ноги пepeд сном, регулярно купаться, носить одежду в соответствии с погодой и обстоятельствами».
Из кодекса самурая.

Пусть вас не удивляет пассаж про зарядку. Рокерша Диана Арбенина, которой вроде как по статусу полагается хлестать литрами водку, на самом деле старается вести здоровый образ, жизни. После концерта вместо алкоголя — стакан теплого молока с медом. С утра — вместо похмельной кружки пива — пробежка.

Диана: «Когда есть время, постоянно занимаюсь в фитнес-клубе. Началось это несколько лет назад. Я озвучивала мультфильм «Элизиум», и вместе со мной работал Володя Турчинский. Он начал меня зазывать в свой клуб: приходи да приходи. Я первое время отмахивалась, но потом поддалась его уговорам. Приехала, Володька тут же усадил меня на тренажер, меня обследовали со всех сторон— давление, пульс, биение сердца. С тех пор и пошло. Я занимаюсь бодибилдингом, кикбоксингом, иногда играю в теннис. Меня от спорта, прошу прощения, прет. Эго такой же адреналин, как сцена, как чтение книг». Или как полеты на истребителях. Есть у Дианы и такое милое хобби. Хотя из-за отсутствия все того же свободного времени летать получается не так часто, как хотелось бы, но свою дозу адреналина она получает стабильно. Диана: «Под Москвой есть аэродром «Мячково». Там работают классные парни, с которыми мы как-то подружились. Они и предложили совершить полет на военном учебном самолете. Меня посадили в кабину, и под руководством инструктора мы выполнили все фигуры высшего пилотажа. Во время первого полета был очень забавный момент. Мы с пилотом сидим в кабине, перед каждым — по штурвалу. Он объясняет мне тонкости высшего пилотажа, неожиданно раздается телефонный звонок — это у моего инструктора «проснулся» мобильный. Он отпускает штурвал и начинает разговаривать по телефону, лишь спокойно бросив мне: «Не волнуйся, давай лети пока сама». В первый момент я, конечно, жутко перепуталась, но потом даже сумела почувствовать самолет».

СНАЙПЕР,ЕЩЕ РАЗ СНАЙПЕР

«Не стреляй в женщин, они чужие на войне».
Из кодекса профессионального снайпера.

Имя Дианы Арбениной редко замешано в скандалах. Был только один, но его отголоски до сих пор бередят душу преданных поклонников. Больше года назад группа «Ночные Снайперы», которая состояла из двух лидеров — Светланы Сургановой и собственно Дианы Арбениной, распалась на две половинки. Раскрученное имя досталось Арбениной, Сурганова сейчас выступает с собственным оркестром, но не перестает повторять, как жестоко ее предали.

Диана: «Светка-то? Нормально поживает. Мы с ней буквально позавчера виделись. И у нее, и у меня вышло по альбому, поэтому были темы для разговора. Да нет между нами никакого конфликта. Более того.Сегодня, по прошествии энного количества времени, я могу с уверенностью сказать: наше решение расстаться было абсолютно верным. Мы просто устали друг от друга. О чем можно говорить, если мы приходили на концерт, в об- щей гримерке даже не здоровались, потом каждая брала свой инструмент и шла на сцену, где радостно улыбалась напарнице? Это же не попсовый проект, где один другого ненавидит, но вынужденно терпят друг друга, поскольку все «сидят» под одним продюсером. Зато сейчас и она, и я чувствуем себя превосходно.Хотя лично я никогда не стала бы публично говорить, что меня предали».

В последнюю встречу Сурганова и Арбенина съездили на Финский залив и потом долго сидели в местном ресторанчике.

Диана: «Там нас сразу же узнали и, наверное, долго удивлялись, глядя на девиц, которые до полуночи голосили на два голоса песню Аллы Борисовны Пугачевой про настоящего полковника».

…Кстати, еще один постулат из кодекса профессионального снайпера гласит: «Никогда не дели окоп с кем-то более храбрым, чем ты».

07.2005