2005 08 Журнал «Неон»: «Диана Арбенина ходит по граблям»

Корреспондент — Маргарита Петрова

В отличие от других героинь шоу-бизнеса Диана Арбенина не прогибается под продюсеров и не стремится к деньгам и славе любой ценой. Однако цену себе знает. Такой уж каламбур получается.

Диана, ты играешь рок, а не поп-музыку… Зачем же ты посещала «Фабрику звезд»?
Для меня не существует «попсы» и «рок-н-ролла». Есть только хорошая или плохая музыка. Я не хочу огульно охаивать что-то, не разбираясь в этом. Поэтому, чтобы понять, что «Фабрика» — это шняга и мыльный пузырь, мне нужно было прийти туда и увидеть все самой.

Зачем же было наступать на эти грабли второй раз?
Я была абсолютно обескуражена тем, что «Фабрик» не одна, не две. А целых пять… Я видела, как все было в самом начале. И, узнав, что последнюю «Фабрику» курирует сама Алла Пугачева, я подумала, что, вероятно, произошла эволюция. Пришла – и поняла, что ничего не изменилось.

Ты негативно отзывалась о группах «Корни», «Звери», Umaturman. Кто же заслуживает твоего одобрения?
Мне нравится Леонид Агутин, Валерий Меладзе, «Моральный кодекс», «Океан Эльзы». Хорошая музыка – это харизма, талант, внутреннее чутье, вкус. У музыканта должна быть высокая планка. Вот «Корни» — очень симпатичные ребята, но я вижу их «потолок» и понимаю, что за их творчеством не стоит ничего серьезного.

Ты считаешь, что коммерческая, сделанная на заказ музыка – изначально плохая?
Ну почему же? Вот недавно мне заказали песню для фильма. Я прочитала сценарий, съездила в Швейцарию, где будут проходить съемки, прониклась атмосферой. И потом написала песню «Актриса». Выйдет зимой фильм – решите, насколько она хорошая, хоть и написана по заказу.

Тебя раздражают сравнения с Земфирой?
Нет. Но я не вижу у нас ничего общего. Может быть, некий энергетический посыл… Вообще за 12 лет сравнений было очень много. Я не имею в виду девушку из Уфы. Из лестных сравнений – Вертинский, Высоцкий (после песни «Охота на волчат»)… С Еленой Камбуровой сравнили как-то.

Почему разрыв со Светланой Сургановой вызвал больше интереса и разговоров, нежели приход новых музыкантов?
Разрыва не было! Мы просто устали друг от друга и разошлись в разные стороны. Разошлись, а не «разорвались». А вообще, смерть всегда вызывает более сильные эмоции, нежели рождение…

Может, песни стали хуже, поэтому поклонники так хотят, чтобы вы снова работали вместе?
«Просто они очень любят нас — меня и Светку. И очень верили в ту большую дружбу, которая была у нас раньше. Музыка же моя стала намного лучше, чем была, а про музыку Сургановой лучше спросить у нее самой.»

Как ты думаешь, какой «срок хранения» у твоих песен?
Все-таки я думаю, то, чем я занимаюсь – не сиюминутно. Я вижу, что люди буквально живут моими пенями, и ни за одну из них мне не стыдно. Время покажет, но, скорее всего, мои песни- долгожители.

Ты – единственная женщина в группе. По мужскому самолюбию музыкантов не бьет то, что популярность достается тебе?
Музыканты реализуются каждый в своем инструменте… Может, в глубине души у кого-то и саднит, но мне этого никто не показывает. А Федор Васильев, наш бас-гитарист, был одним из трио «Круиз», суперпопулярного в 80-е годы. Он – настоящая звезда. Не знаю, насколько высок уровень амбиций у ребят, но сейчас я чувствую от них только поддержку.

Влияние продюсеров – это благо или зло для музыки?
Хороший продюсер – это просто отлично. Мы очень плодотворно сотрудничали с Евгением Ступкой. Я знала его прошлые работы с «Океаном Эльзы», «Воплями Видоплясова» и пришла к нему поучиться. Он вложил в нашу группу массу знаний и душевных сил. Вот это называется «музыкальный продюсер». А у нас часто продюсером называют человека, который диктует, как ты должен одеваться, что говорить, заказывает песни у автора, который строчит их десятками. Начинается чес, продажи. Артист соответственно – никто. Вот это меня коробит. Хотя тут речь уже идет не о музыкантах, не о группах, а о «проекте». Они обычно быстро сдуваются.

Думаешь, все проекты изначально низкого качества?
Нет. Скажем, Дима Билан умеет петь. Это отличный пример слияния выдающихся продюсерских мозгов и изначально хорошей натуры. Симпатичный, пластичный парень, у него очень хорошие вокальные данные. Работа Айзеншписа с Биланом приносит отменные плоды.

Ты участвуешь в политических акциях, агитационных конвертах?
На Красной площади еще не играла… Я ездила на фестиваль, организованный Абрамовичем. Но это была не политическая акция. Выступить за партию могла бы, ечли бы мне была близка ее программа. Я не аполитичный человек. Не хочу находиться на обоичне, закрывать глаза на то, что происходит в стране, в той же Чечне. Другое дело, я не пускаю политику в творчество.

Какие музыкальные издания ты знаешь?
Кроме Неона? Fuzz, Rolling stone, Play. Вот вроде и все…

Они формируют музыкальные вкусы читателей?
Нет. Сейчас у печатного слова мизерная значимость. Я даже не говорю про книги. Все что угодно можно скачать и увидеть в Интернете. Слово задушил телевизор.

Музыкальный критик – нужная профессия?
Был в одном журнале критик… Как же его фамилия… Не помню… В общем, писал очень злободневные рецензии, всех опускал, все ему не нравилось. Я читала и с опаской думала: «Ну надо же, какой умный!» А потом узнала, что он сам музыкой занимается. Принесли мне его альбом, и услышала я ЭТО… В большинстве своем – это люди, которые сами ничего делать не умеют, только критикуют. На 90% — все это графомания. Даже не профессия по большому счету.

Твои родители – журналисты. Значит, у тебя нет неприязни к представителям этой профессии?
Есть. На мой взгляд, это такие страдающие, болеющие люди, ищейки… Хороший журналист – умный, образованный, умеющий слушать, кропотливо работающий. Я говорю сейчас о музыкальных журналистах. А то группе уже двенадцать лет, и каждый второй спрашивает: «А почему группа называется «Ночные снайперы»? Люди не удосуживаются даже подготовиться»! Поразительное дилетантство.

В твоих интервью часто встречаются слова «меня предали», «я обожглась». Может быть, ты просто собственница и проявления инакомыслия воспринимаешь как предательство?
Не скрою, я деспот и тиран (улыбается). Да. но в последнее время научилась прощать. Стараюсь понять, почему человек поступил так или иначе. Раньше я просто разворачивалась и уходила. Один раз действительно меня предали, это очень меня впечатлило. Этот случай растиражировался во многих интервью – так ведь вопросы задают одинаковые, приходится отвечать.

Диана, ты стала католичкой, хотя живешь в православной стране. Почему?
Мне понравилось отсутствие пафоса. Показалось намного проще прийти в католический храм. Не могу сказать, что в православии мне что-то претит. Может, не доросла еще.

Раньше актеров отлучали от церкви…
Легкомысленно прозвучит, но это дела давно минувших дней. Конечно, моя профессия лицедейская, но моя совесть абсолютно чиста.

Но ведь и однополые отношения не приветствуются?
Что ты имеешь в виду?

Я слышала, что твоя спутница жизни — Лариса Пальцева.
Пальцева?! Это мой настоящий друг, я ее очень люблю! Как ты сказала, спутница жизни? Я теперь всегда так буду ее звать! На самом деле, она мой директор, мы познакомились четыре года назад. Раньше она работала с Аллой Борисовной, потом с Земфирой, теперь со мной. Мне очень повезло этот человек так беззаветно предан делу и верит в нас. Наши успехи — во многом ее заслуга. Спутница моей жизни.. Да она теперь со мной на людях перестанет показываться!

Но мужчин рядом с тобой что-то не видно.
Ну, я обожглась пару раз… (улыбается) Даже замужем была, почти семь лет назад. Такой вот жизненный опыт у меня. Мне было несусветно неприятно разводиться. Нас эти бабушки в загсе даже разводить не хотели. Говорили: «Вы так друг другу подходите! У вас даже почерк одинаковый в заявлениях о разводе!» И теперь понимаю, что к замужеству я, может быть, и готова, но второго развода я не переживу. Не хочу ничего загадывать, но любимый человек у меня есть. И крыша над головой есть, и собака. Сейчас я очень довольна собой и своей жизнью.

Почему же в твоих песнях иногда слышится такой надрыв?
Я абсолютно одинакова на сцене и в жизни. И мои песни всегда честные. То спокойствие и тот ренессанс, которые я сейчас переживаю, дались мне с трудом, поэтому тем больше я буду их ценить. Сейчас у меня наступил период, диаметрально противоположный тому, что было. Мы с тобой говорим как раз об истоках, а я сейчас нахожусь в самом начале моего нового самоощущения. И новые песни будут другие.

08.2005