2005 10 07 Портал КМ.РУ: «Русского рока не существует вообще»

Корреспондент — Денис Ступников

В октябре увидит свет запись акустического концерта «Ночных Снайперов» во МХАТе им. Горького «Тригонометрия-2». В преддверии этого события корреспондент КМ РУ пообщался с приятной во всех отношениях собеседницей – Дианой Арбениной.

КМ РУ: В августе вы посетили Японию с концертами. Как ощущение от этого тура?

— Грандиозное было мероприятие, я даже не ожидала. Меня настолько это впечатлило! Мы выступали на местном рок-фестивале. Вы можете себе представить: 150 000 зрителей, огромный палаточный городок, шесть огромных сцен и шесть площадок поменьше. Несмотря на такое большое количество народа, никто из людей не толкался и не пихался. Я не видела ни одного пьяного человека и ни одной выброшенной пустой бутылки, ни одного бычка в траве. Таков японский менталитет. И это притом, что на фестивале выступали такие монстры, как Coldplay и Foo Fighters. Я до последнего не верила, что мы туда поедем, потому что русского рока вообще не существует, а уж для японцев – это тем более весьма странная штука. Тем не менее, принимали нас с бешеным восторгом и ажиотажем. Хотя мне вообще редко устраивают мои выступления на полную катушку, тем не менее, на этом фестивале мне понравилось всё. К тому же мы поём с японским рокером Миядзавой-сан очень широкую песню «Симаута», которую японцы воспринимают на ура. Не сказать, что они нас принимали лучше, чем местные группы (там была мощная азиатская коалиция), но гораздо теплее, чем я ожидала. На нашем выступлении присутствовал консул России в Японии. Здорово! В толпе из русских было лишь 4 человека.

КМ РУ: Вы выступали на основной сцене?

— Нет, у нас была сцена третья по величине. По заполняемости всё выглядело так: первая сцена собирала 50 тысяч, вторая где-то 20, а нас слушало примерно 10 000 человек. Это называлось «Красная Сцена». Ещё были Белая и Зелёная. Было очень здорово, отыграли удачно. Мы вышли, как жахнули – камня на камне не осталось. Публика – очень благодарная. Дали массу интервью японцам, что тоже более чем прикольно. Потом мы пообедали и стали лавировать между фестивальными мероприятиями. Например, мне удалось послушать Coldplay.

КМ РУ: Насколько я понимаю, к вашему визиту в Японию «Ночные Снайперы» там уже были достаточно известны.

— Разумеется, мы играли не с чистого листа. До этого мы играли концерт в Токио в апреле в одном из клубов вместе с Миядзавой. А к нашему августовскому визиту у нас уже вышел там альбом лучших песен. То есть японцы всё делают очень основательно. Что, конечно, по-хорошему шокирует – так это отсутствие пьяного быдла на тамошнем фестивале и толпы, которая бычит (тут Диана колоритно изображает наезд нетрезвого гопника: «Я ващеее ничё не па-ны-ма-ю!!!» — прим. Ред.). Нет, на фестиваль пришли совершенно дисциплинированные японцы, которые цивилизованно купили билет за 350 долларов на 3 дня. Эту суму ведь ещё надо заработать! Приезжают со своими палаточками, всё очень организованно. Специальной охраны нет – одни волонтёры. Молодые мальчики и девочки с палочками указывают тебе путь. При этом зрители умудряются сохранять оптимальную дистанцию, не толкая друг друга даже в толпе. Соприкосновения друг с другом они очень не любят.

КМ РУ: А насколько, на ваш взгляд, удался опыт телемоста «Япония – Россия» для вашего совместного исполнения с БИ-2 песни «Медленная звезда» на фестивале «Нашествие».
— Я пересмотрела ещё раз запись телеверсии и осталась крайне недовольна звуком. Мне очень обидно за парней, потому что БИ-2 обычно как раз славится качеством своего звука. Я так и не поняла, в чём дело и кто это так свёл. Именно на их сете произошёл резкий просад по уровню звука.

КМ РУ: Ага, я смотрел телеверсию – там вообще что-то страшное происходило…

— Да вообще, развалились – кошмар!!! К тому же у них барабаны отставали на пару секунд. Не только на дуэте со мной это произошло – и, когда они пели с Линдой и Желанной, я не поняла ни одного слова. Я смотрю, они отрываются, Шурик там прыгает со своей гитарой и думаю: ребята, вас кто-то реально подставил. Уж какие у нас бывали обломы с телеверсиями (в иных случаях у меня портилось настроение на 5 месяцев), но у БИ-2 всё оказалось гораздо хуже. Всё было нормально, стабильно, а тут – такая шняга.

КМ РУ: Свою партию для телемоста вы записали заранее или пели синхронно с БИ-2?

— Там было комбинированно, но как всё сделали технически – мы сами не поняли до конца. Но этим Шурик БИ-2 рулил. Я думаю, надо припереть его к стенке и задать этот вопрос. Нам он лишь говорил, что техническое обеспечение данного процесса оказалось весьма проблематичным. Шурик очень деятельный: отличный организатор и прекрасный гитарист. Как его на всё хватает, я не представляю. Меня бы, наверное, не хватило.

Традиция акустических концертов — достаточно домашняя

КМ РУ: На днях выходит ваш новый акустический альбом «Тригонометрия-2» с записью весеннего концерта «Снайперов» во МХАТе. Обложку первой «Тригонометрии» вы нарисовали собственноручно, со второй, насколько мне известно, история аналогичная. Это принципиально для вас?

— Мне кажется, что это – естественно. Жанр предполагает. На мой взгляд, традиция акустических концертов — достаточно домашняя. Это же не какой-то там электрический экшн, а всё очень мило, кулуарно, по-домашнему. Мы ведь даже, по сути, никак не рекламируем этот альбом, потому что я прекрасно знаю: все, кто любит акустику и купил когда-то первую «Тригонометрию», сейчас поёдёт и купит вторую. Я не собираюсь бегать по улице с флагом и кричать: «Ой-ой!! Выходит «Тригонометрия-2». Это за меня сделает пресс-служба выпускающей фирмы Реал-рекордс (смеётся). Это, кстати, не единственный мой дизайнерский опыт. Для моих больших друзей – клуба «Дума» — я составила рукописное меню, в котором у тому же с приколами обозначила названия некоторых блюд. Как вам, например, японский салат «Симаута»? Однако напитки я переиначивать не стала, это для меня совершенно невозможно.

КМ РУ: Насколько «Тригонометрия-2» привязана к первой части в плане дизайна и контента? Или же это – самодостаточный продукт?

— Если первая «Тригонометрия» была оформлена чёрным по белому, то здесь будет всё наоборот. Что до контента, что изначально планировалось, что во вторую часть войдёт только то, что не попало в первую. В итоге мы почему-то вдруг взяли и решили записать некоторые песни повторно. Как обычно, прошло очень много времени, и я посчитала, что наша первая запись уже не очень актуальна, и мне далеко не всё там нравится. По большому счёту. Мы решили начать всё сначала и на базе нашего второго акустического выступления во МХАТе сделали эту пластинку. Так что некоторые песни пересекаться будут, но сейчас они прозвучат совершенно по иному. Абсолютно другое настроение. Ну и, конечно, сюда войдёт много такого, чего в первой части не было. Для альбома подготовлено примерно 27 песен, но, сколько войдёт в результате, мы ещё решили не до конца.

КМ РУ: А насколько для вас принципиально ранжирование песен по электрическим и акустическим ипостасям?

— Безусловно, это важно. Я всегда изначально знаю, какая песня может иметь электрическую аранжировку, а какая – нет. Например, песня «Холмы», вошедшая в первую «Тригонометрию», никогда не сможет быть электрической. То же касается и песни «Травы». К ней я никогда не буду специально привязывать электрические инструменты – зачем?!

КМ РУ: Послушав ваш альбом «SMS», я очень удивился, когда не услышал там многих песен, которые активно раскручивались до этого на концертах, типа «Когда ты умрёшь», «Я играю в клубе Б2», «Травы» и т д. какова судьба этих композиций?

— Не влезли песни в «SMS» (смеётся). А если серьёзно… «Когда ты умрёшь» к моменту выхода альбома уже была выпущена отдельно для фильма Александра Хвана «Кармен». А я заинтересована в том, чтобы как можно большему количеству песен дать жизнь. Пластинка ведь – не резиновая. Что касается «Трав» — то это только акустическая песня. «Я играю в клубе Б2» — это вообще прикол. Я довольна ей, конечно, но ничего особо выдающегося в ней всё-таки нет. И, опять же, она – только акустическая. Максимум, туда можно добавить ещё одну гитару.

КМ РУ: Значит ли это, что «Травы» обречены существовать исключительно в концертном акустическом варианте?

— Да, в студийном, виде их, наверное, не будет. Мне очень хочется включить её во вторую часть «Тригонометрии», потому что песню-то давно пора издать. По большому счёту, это – программная такая песня.

День рождения – это всегда очень тяжёлый праздник

КМ РУ: А по какой причине вы в этом году перенесли традиционный концерт по случаю своего дня рождения из Б2 в «Точку»?

— В Б2 мы успешно продолжаем играть концерты, простоя не зацикливаюсь на каком-то одном месте празднования моего дня рождения. И, конечно, мы хотели попробовать другие стены и, когда наш директор Лариса Пальцева начала делать мониторинг подходящих клубов для празднования дня рождения, выяснилось, что Б2 не сможет вместить то количество людей, которые захотят прийти. Когда я вышла на сцену в «Точке», то я поняла, что это так. Была такая духота, что, по большому счёту, меня туда можно было вносить.

КМ РУ: Праздник в «Точке» удался?

— Это новое место, я не могу сказать, что мне не понравилось. Что касается звука, то тут все вопросы – к нашему звукорежиссёру, который там пытался делать всё, что мог. Но вы не знаете самого интересного. На следующий день мы играли концерт в питерском клубе «Порт», по сравнению с которым «Точка» просто отдыхает. Я два раза падала в толпу, в какой-то момент выкинула кроссовки. Утром ко мне приехали друзья, которые мне дали тапочки, чтобы я могла дойти до ближайшего магазина и купить новые кроссовки. Там уже было полное разгуляево. Я этого не скрываю, потому что день рождения – это всегда очень тяжёлый праздник. Слава Богу, что он прошёл.

КМ РУ: Жёлтая пресса писала, что на августовском концерте в Б2 вы выразили тоску по Светлане Сургановой и даже посвятили ей песню. Можно ли этому верить?

— Песню не посвящала, но, конечно, я вспомнила 19 августа – в день рождения группы – и о ней, и о нашем экс-басисте Гоге Копылове. У нас всё очень спокойно, я не могу сказать, что я очень тоскую по тем временам, но не отдать должное – это смешно. Но, чтобы надевать белую рубашку, выходить на сцену и с трагическим видом говорить: «А сейчас я спою песню о Светлане» — такого нет. Время прошло, страсти улеглись. Нелепый скандал, который мы спровоцировали нашим расставанием уже, слава Богу, никому не интересен. Мы играем совершенно разную музыку – и всё продолжается.

Живи своей жизнью

КМ РУ: Может быть, несколько необычный вопрос, но меня он волнует довольно давно. Как вы относитесь к тому, что некоторые девушки один в один «снимают» ваш имидж и манеру поведения? Например, Солнце из проекта «Дом-2»…

— Я не знаю. Во-первых, я этого не вижу. Со стороны всегда виднее. И объективно можно судить, опять же, со стороны. Конечно, я понимаю, о ком идёт речь, потому что мне об этом говорили достаточно часто. Но, если честно, я сама этого не вижу.

КМ РУ: Ну, а если вы напрямую сталкиваетесь с явными случаями закоса, вас это злит?

— Меня это не злит абсолютно. Если уж говорить о том, какие это может вызывать эмоции, мне, конечно же, очень любопытно. Когда я слышу знакомые интонации, у меня это вызывает улыбку. Но, мне кажется, что это такой возрастной момент. В итоге люди зачастую отпочковываются и идут своей дорогой. Ведь ценность каждого из нас в том, что мы не похожи друг на друга. Живи своей жизнью, как говорится.

КМ РУ: В прошлом году вы стали лауреатом премии «Триумф», к которой я отношусь с большим пиететом. Фактически, это знак признания вас официальной культурой. Какие вы испытываете от этого ощущения?

— Было очень волнительно. Я была, конечно, ошеломлена и очень тронута. А после этого я ощутила просто колоссальную ответственность, которая лежит на мне. Не могу сказать, что я избалована какими-то премиями. А о присуждении «Триумфа» я узнала совершенно случайно, когда мы стояли в автобусе шесть часов на перевале в Тюмени. Мне позвонила моя приятельница из кинокомпании «Слово» и сообщила об этом. Поскольку было очень плохо слышно, я сразу об этом забыла. Но потом, когда это подтвердилось, я испытала такое эмоциональное потрясение, как на электрическом стуле. Не было даже слёз – потому что ощущения были гораздо выше. Я с большим пиететом отношусь к учредителям премии. Это остаётся на всю жизнь. Церемония вручения прошла нормально, а потом был концерт, на котором я ТАК волновалась. Я долго извинялась перед публикой, за что потом заслужила порицание от одного из учредителей премии Аллы Демидовой.

07.10.2005