2005 10 12 Интервью в Самаре: «Снайпер Арбенина! Упала-отжалась!»

Ходить на концерт «Ночных снайперов» раз в год по осени – это стало в Самаре уже доброй традицией. В этом году «Ночные снайперы» прокатились на арендованном автобусе по городам России с новой акустической программой «Тригонометрия 2». Продолжая традицию мхатовских акустических выступлений, Диана Арбенина за вечер в Самаре успела спеть в одиночку и с залом, отжаться 31 раз от пола в гримерке и получить в подарок куклу из папье-маше – свою копию в детстве.

Но все по порядку. Отжималась Арбенина в гримерке по просьбе журналистов – точно так, как она делает каждое утро. «Я могу и больше, просто времени жалко. А вообще размяться перед концертом очень люблю» – заявила Диана. Кроме физических упражнений, осталось время и пообщаться.

— Диана, ты же не в первый раз в Самаре – может, есть какие-то традиции пребывания?

— Традиций нет, но Самаре мы до сих пор безумно благодарны за нашего барабанщика Митю Горелова, мы познакомились в 1993 году. Самара — всегда хлебосольна для нас, это приятно.

— Как считаешь, Самара – музыкальный город?

— Я сегодня перед концертом ездила на «Наше радио», у меня там был эфир, то по дороге встретила человек пять с гитарами. Даже в Питере я такого не встречала! Так что с музыкой у вас все в порядке.

— Ты была когда-нибудь в том городе, где родилась?

— В Воложин я приезжала как-то семь лет назад на один вечер, а утром уехала. Да его, по сути, и нет уже, этого города. Ну то есть он существует, но в большом упадке, потому что это такая белорусская глубинка, что дальше некуда. Ни о каких наших концертах там и речи быть не могло – туда может приехать только какой-нибудь белорусский государственный хор. О другой цивилизации говорить не приходится.

— А какой город считаешь своей родиной?

— Никакой. Так уж сложилось. Родители, наверное, тому виной – мы постоянно переезжали. Мне хорошо там, куда я приезжаю, я – счастливчик. И еще — мне нравится жить в России.

— У тебя сейчас большое гастрольное турне по России. Случались какие-нибудь курьезы?

— Можно кое-что вспомнить. Когда мы ехали из Перми в Ижевск, то по дороге увидели поля капусты. И что-то мне захотелось залезть прямо в это поле и подарить кочанчик организаторам концерта. И мы забрели далеко в поле, перемазались все. А за нами ехал лимузин, на котором я потом должна была отправиться на другую программу. Представьте, как они удивились, когда я села к ним в салон вся в репьях!

— А телефон ты не там потеряла?

— Нет, не там, но потеряла действительно! А еще две куртки и штаны спортивные. Одежда нашлась, слава богу, мне вернут ее в Москве уже. Так что ничего особенного в турне не случилось – так, растеряла весь гардероб и скакала по полям.

— В Самаре купила себе что-нибудь?

— Вот нашла после долгих поисков новый альбом группы «Океан Эльзы». Его еще не выпустили, а у вас он уже есть! Телефон покупать здесь не буду, хотя он нужен, конечно. Я, по сути, отрезана от своей семьи, но с другой стороны – без него так хорошо, тихо и спокойно. Меня раздражает чрезмерная зависимость людей от сотовых телефонов – не было их раньше, и ничего, обходились!

— А для тебя имеет значение модель телефона?

— У меня всю жизнь была Нокиа, но сейчас я хочу Моторолу! А мне сказали – да там меню другое, ты не сориентируешься. Я говорю – ну спасибо за оценку моих мозгов!

— А как ты относишься к своим мелодиям на мобильных телефонах?

— Я их просто не узнаю. Поставили мне одну мелодию – я говорю: «Ну да, это «Асфальт». Нет, говорят, это «31-ая весна». Вот так. А однажды сама записала на диктофон в телефоне песнопения одного моего друга, которому медведь там наступил на что-то. Хотела ему потом записать и подарить.

— Скажи, жизнь после 30-ти для тебя изменилась? Есть такой рубеж – тридцатник или нет?

— Пока я его не чувствую. Я знаю, что там должен быть кризис какой-то, но у меня времени нет даже подумать об этом. Я живу на той же скорости, что и раньше, и даже быстрее. Мне кажется, нужно петь, пока поется. А если голос потерян в силу возраста, допингов или еще чего – тогда все, кранты.

— Тема допинга к тебе имеет отношение?

— Я не курю вообще. Кто-то говорят, табак не сажает связки, но голос-то грубеет. По поводу выпить-закусить – я редко пью вино, оно опять же портит голос. Если нужно пить много – то, конечно, пьешь водку. Если немного – то лучше 50 грамм хорошего коньяка, это тоже для голоса. Я стараюсь быть очень осторожной.

— В планах есть спеть с какими-то группами или исполнителями?

— Я никогда ничего не предугадываю – понравится песня, и спою. Мой последний проект с японским музыкантом Кадзуфуми Миядзава – это тоже спонтанно, он очень интересный человек, и я решила попробовать спеть с ним вместе.

— Программа с названием «Тригонометрия» – это твое увлечение точными науками?

— Да нет, мы так назвали живой концерт во МХАТе в 2003 году, так и пошло. В Самару привезли акустический концерт, но и электрики в нем тоже будет предостаточно. Мы не каждый день в Самару приезжаем, поэтому петь буду все песни, которые хочет услышать народ.

— То есть электричество от Арбениной тоже будет?

— Да я на него срываюсь постоянно. Могу посидеть на стуле, спеть три песенки – и все, поехало!

— Может ли в «Ночных снайперах» запеть кто-то, кроме тебя?

— У меня уже был второй голос, хватит. Если я вдруг напишу песню с многоголосием, то это будут люди с реальными голосами, профессионалы. И только мужчины!

— Как ты планируешь выступление – спонтанно, или уже готов список песен и роздан музыкантам?

— Я еще пока сама не знаю, как будет проходить концерт. За 10 минут до концерта мы обычно составляем некую программу, но для этого нужно «понюхать» сцену, чтобы понять, что ты хочешь петь. А составлять единый трек-лист и ездить с ним по всем городам – это не про нас. Хотя у японцев вот именно так все происходит.

— Проекты с ТВ или кино у вас есть?

— Сейчас это набирает обороты, и в двух-трех фильмах уже есть наши песни. Сниматься тоже приглашали, но какая я актриса? Я – музыкант.

— А если б не стала музыкантом, кем бы стала?

— А вот не терпит природа сослагательных наклонений! Вот стала музыкантом — и все. Родители очень долго не могли с этим смириться, постоянно пытались меня привести к естественному для них знаменателю, но у них не получилось.

— В каком настроении ты пишешь свои песни?

— Оно не радостное и не грустное, не веселое и не печальное. Запредельное какое-то. Откуда то это приходит – я сижу, записываю и все. Перед концертом, который проводил Миша Козырев, у меня был некий мандраж – я села и написала песню «Сенбернары» – о собаках и не только и них. А потом мне подарили настоящего сенбернара – он очень большой, весит уже 90 кг, узурпирует всех подряд, слушается только меня.

— О будущих планах можешь рассказать?

— 14 октября выйдет альбом «Тригонометрия-2», туда войдут песни, которые не поместились на первой пластинке. К новому году выйдет еще и японский альбом – в Токио он уже есть. И во всех городах, которые были заявлены, мы дадим концерты.

— Свободное время остается?

— Очень мало. Я мечтаю дома побыть пару вечеров, послоняться, погулять с собакой. Иногда читаю, хожу в кино и на выставки – ничего сверхъестественного. Дожить бы до января – и вместе со всей страной ничего не делать!

А дальше – полуторачасовой концерт и песни, которым подпевал весь зал. Еще были цветы и подарки, вспышки фотоаппаратов, довольно лояльная охрана (чего не скажешь о прошлогоднем концерте) и куча эмоций. Спета была и заявленная акустика на высоком стуле, пронзительные песни о войне, самые забойные хиты и пара-тройка новых песен, которые как всегда встречали с восторгом. Как водится, «Снайперы» уходили со сцены и возвращались вновь, отстрелялись до последней строчки и последнего патрона. Им стала известная песня «Кошка», которую зрители, встав с мест, слушали уже из динамиков. Диана Арбенина на сцену больше не вышла, но пока звучал голос «одинокой снайперши», зал не покинул никто – до последних аккордов.

12.10.2005