2005 10 16 Интервью «Москва — Питер — Москва: Когда пришли поезда»

Это произошло! Я до последнего сомневалась, что все же получится, но «НЕБЫВАЕМОЕ БЫВАЕТ». Мы сидим в холле гостиницы, в которой остановилась Диана. Я гадаю, одну и ту же мы гостиницу имели в виду, когда назначали встречу, или нет. Ужасно волнуюсь, как все будет. Открывается дверь лифта, и появляются они с Л. Пальцевой. Диана говорит, что у нас минут пятнадцать, а вышло около сорока 🙂

ОНА подходит, невысокая, со взъерошенными волосами, серьезно предлагает нам присаживаться. В ней нет абсолютно никакой звездности, пафоса, резкости. Она такая своя, что мое волнение улетучивается. Достаем свой списочек вопросов, говорим, что подготовились, она, зря, люблю экспромт. Милая lerot, тут же порывается убрать список, но Диана говорит, что не стоит от него отказываться, раз уж готовились 🙂 Но предупреждает, что сейчас утро 11:00, что они только с поезда и она не очень быстро соображает, на что мы понимающе киваем и отвечаем, что тоже с поезда и более того кое-кто из нас вчера посетил трех часовой концерт в Горбушке. Мы сочувственно переглянулись втроем и приступили к интервьюированию. Правда, журналистами нам не быть, и это получилась беседа о любимом городе. Диана отвечала на вопросы серьезно, иногда улыбалась нашим репликам, внимательно выслушала наши предложения на счет залов в Питере и обещала подумать над этим 🙂
На прощание она нам пожала руки, опять эта теплая сухая ладонь… печально-радостно-усталая улыбка… и взгляд этих глаз…
Вновь мелькает мысль, как же здорово, что она есть вот такая, странная и своя собственная ни на кого не похожая.

Расшифровка разговора с ДА

L — lerot
M — mason
ДА — Диана Арбенина

ДА: что это у вас? вопросы? Вы что, готовились?
*убираем со стола вопросы*

L: хорошо, пусть будет экспромт, нам не слабо 😉
ДА: нет, ну раз готовились то! давай их обратно

M: если бы Вам пришлось проводить экскурсию по Питеру, куда бы Вы отправились?
ДА: ну вот если бы я приехала на поезде, положим, да, то я бы, конечно, прочесала бы весь Невский, через мосты на Ваську. Петроградка. Чёрная речка. И конечным пунктом был бы, конечно, залив. Там, где вода, мне просто легче. Легче дышится. Не пошла бы на Выборгскую сторону. Не люблю. Лесная, Выборгская — к этим местам у меня как-то не лежит душа.

L: мог ли снайперизм родиться в Москве? или это всё-таки питерский ребёнок?
ДА: к сожалению, я думаю, что мог бы везде.
L:почему?
ДА: не знаю…мне кажется, что в данном случае место только помогает, но никак не определяет сознание. И всё вообще началось в Магадане. Собственно, вот вам и ответ на вопрос. И абсолютно всё равно, в каком ты городе живёшь. Главное — как ты себя чувствуешь.

M: И что есть в Питере такого, чего больше нигде нет?
ДА: В Питере? Ну, это конечно совершенно особая атмосфера. Это абсолютно неповторимый город. Изумительный, неповторимый город. Ну, разве что Венеция с ним может как-то сравниться — но это только то, что касается архитектуры, не более того. Питер — совершенно отдельный город, его ни с чем сравнивать невозможно.

L: а чего-нибудь в Питере не хватает сейчас?
ДА: Рок-н-рола практически не осталось, конечно. Всё, что было, мне кажется, метарморфизировалось в какие-то гламурные штуки, с выхолощенным смыслом. Я это наблюдаю, мне это не нравится. Но Питер, всё равно он держится. Этот дух ведь не истребить.

L: как Вы относитесь к таким местам, как ГЭЗ на Пушкинской?
Вы же играли там когда-то. На Пушкинской 10.

ДА: Да! но Пушкинская 10 тогда была совершенно иная…
L: да, я знаю — я там выросла.
ДА: Да? Здорово!
L: Не хочется сейчас сыграть в каком-нибудь таком месте?Вот на Пушкинской совсем недавно сделали зал, с хорошим звуком. ГЭЗ-21 называется. Галерея Экспериментального Звука. Что такое 21, не знаю. Наверно, раньше там квартира была какая-нибудь №21.

*начинает падать стол. Вроде, что никому не досталось:)*
ДА: спокойно! снимаю! 🙂

ДА: мне абсолютно не слабо. Другое дело — что я не знаю об этих местах. И хорошо, что они есть. Потому что, на мой взгляд, сейчас наблюдается такой дефицит площадок и сцен, и в Питере, и в Москве, и вообще — везде. Я помню, я играла в котельной, где работал Цой — на «Камчатке», мне, например, очень понравилось.

L: надо повторить:)

ДА: да, можно и повторить. Просто не было в планах. Другое дело, что там немножко сыровато, конечно.

L: да, вопрос в связи с необычными местами: играли ли Вы когда-нибудь на филфаке, на факультете, который закончили?
ДА: на филфааааааке? Вы уверены? Мне кажется — нет. Я как-то приходила с гитарой, ещё Гусь был тогда жив. Был день рождения однокурсницы. Я помню: я села на стол, и мы там что-то пели, но официально, по-моему, нет, не играли. У меня хорошая память. Может, я забыла…

L: да, мне тоже так кажется 😉

ДА: подожди-подожди, ну-ка расскажи
L: я просто нашла человека на этом факультете, который помнит этот концерт.

ДА: так, и что, я прямо в зале играла??
L: Даже не одного человека, а нескольких.… Но поговорить об этом поподробнее так и не удалось.
ДА: может быть, я и забыла…Это очень плохо.

M: А Вы знаете какие-нибудь оставшиеся в Питере неформальные места? Например, Лестница Дьявола. Было такое место раньше, на Гороховой, да и сейчас есть, но туда попасть нереально.
ДА: На Гороховой? Нет…На Гороховой у нас была именно снайперская крыша. Сейчас почему-то бытует мнение, что снайперская крыша — это на Казанской, но мы туда как-то не особенно ходили. У меня любимая крыша — на Гороховой, но там тяжело опять же

L: и скользко…
ДА: да ладно, даже бог с ним, что скользко — я просто там давно там не была. Мне кажется, что с каждым годом это всё сложнее сделать, потому что на них вешают замки и — до свидания.

M: а у нас народ с ломом ходит…
ДА: *с непередаваемой интонацией и улыбкой* — прааавильно!
а где эта лестница то?

M: это почти до набережной надо дойти. Самое интересное, что там жилой подъезд — а лестница винтовая, этажей там 4 или 5 — и написано «оставь надежду всяк сюда входящий». Мне всегда хотелось узнать, как они это написали, потому что там до потолка метра 2 и вниз метров 10. говорят, там и Б.Г. играл…А в полночь появляется Воланд.
ДА: Клааааасно! а там надо справа или слева? Вот ты стоишь лицом к Адмиралтейству — правая рука или левая?

L: справа вроде…
ДА: по правую рукуууу… Точно не знаю. А как её найти?

M: это почти последний дом. Но вся фигня в том, что там закрыт подъезд.
ДА: я знаю такое место. Это тоже Гороховая, только в другой стороне, около Кулька. Вот там все собирались. Там была большая тоже лестница, винтовая, большие такие пролёты. Но там то мы как раз играли пару раз даже. Ну, опять же, как играли — пришли и поиграли.

M: а в “трубе” играли когда-нибудь?
ДА: где это?

L: это на Гостинке переход.
ДА: Да, конечно, мы играли. Это было…
L: а где мы были?? 🙂
ДА: да вас не было и в помине. Это было в 94 или 95 году.
L: господи, насколько же мы выглядим! нам 15 лет на двоих, не больше!
L: а вот это беганье по крышам, думаете, можно когда-нибудь перерасти? вот мне все говорят: тебе сколько лет то? а ты всё как пацан по крышам.
ДА: я нет, я не могу перерасти. А зачем перерастать вообще? Зачем вообще стремится ко взрослости и старости в последствии.

M: есть такой питерско-московский словарь и там написано, что если девушка из Питера говорит «да», то она имеет в виду «нет». Правда ли это?
ДА: девушки в Питере, кстати, очень витиеватые, надо сказать. Это особая порода девушек, которых вообще просто не схватить за хвост, потому что…вообще в женщине смысл найти сложно, потому что она вот такая *жаль, видеокамеры у нас не было;)* Что касается питерских, то это просто какая-то неистребимая выживаемость, живучесть. Логика мне очень часто непонятна. Лучше сразу капитулировать.

L: вообще, существуют ли для Вас различия в языках Питера и Москвы? или это только придумка дотошных филологов?
ДА: мне кажется, есть…

L: ну кроме шаурмы и булоШной:)
ДА: ну а поребрик, например, парадная. Конечно, язык отличается. И мне это нравится, кстати.

M: да, мы вот с утра приехали из Москвы. Концерт, кстати, классный был.
ДА: мне тоже понравился. Такое впечатление, что 7 минут назад закончился. Я ещё не отошла, кстати.

M: а Москва, это же куча людей, какие-то бесконечные подземные переходы…Вас это не напрягает?
ДА: Напрягает, конечно. Я очень устаю. В одном переходе можно ходить часа полтора, потому что там вот эти развязки все. К тому же я страдаю топографическим кретинизмом. Я захожу и сразу забываю: если мне нужно вот туда попасть, то куда мне нужно сейчас свернуть, направо или налево. И вроде бы всё нормально, маршрут выверен, да, выходишь в другом месте и думаешь: «Да ёлы-палы, лучше пройти по земле». Москва это очень большой город, не то слово — город, мегаполис, который ну просто всё в себя заглатывает.

L: москвичи говорят, что питерское метро непонятное, что в нём легко заблудиться. Всё время удивляются, что у нас нет кольцевой линии. «Как вы — говорят — живёте без кольцевой? Это же невозможно!»

ДА: Клааассно! Я никогда не путалась в метро, ни в московском, ни в питерском. Засыпала там, правда. На кольце, кстати сказать. Очень удобно: проснулся «ах, чёрт, опять проехал!», потом опять проснулся и опять проехал. В Питере засыпала, кстати: ехала утром после дня рождения какого-то, всё такое, я не спала и утром поехала, это станция метро Рыбацкая. Куда же я ехала? Ну короче, в совершенно другой район города и уснула. Проснулась без рюкзака. Причём, это было в 6 часов утра, я первая зашла в метро. Просыпаюсь, открываю глаза, смотрю: напротив сидит пожилая пара, мужчина с женщиной, и говорят: «Такая хорошая девочка и так уснула». Я говорю: «А вы рюкзак не видели», они говорят «нет». Я вот сейчас тоже замечательно съездила в первую часть тура: у меня пропал телефон, 2 куртки и спортивные штаны. Куртки вроде нашлись, а телефон канул. К тому же мне очень не хочется покупать новый, но не потому, что мне жалко денег, а я как-то остыла просто. Я не хочу телефон, хотя это конечно необходимость. Очень напрягает то, что вот мы с вами сидим, например, разговариваем и вдруг раздаётся звонок и человек говорит «да да да конечно» и пошёл. А потом ведь раньше же люди жили без мобильных телефонов, всё нормально было, все были живы-здоровы.

L: странный немного вопрос: если бы у Вас остался один кадр в фотоаппарате и Вам надо было бы сфотать Питер и показать его человеку, который там никогда не был, что бы Вы сняли?
ДА: Наверно, я бы сфотала знаете что, кораблик на пике Адмиралтейства. Когда я ещё ни разу не была в Питере, мне приснился сон: Адмиралтейство, я только на картинках его тогда видела, я стою и не могу увидеть, где кончается оно. Это был потрясающий сон, по своей наклонности, по ощущениям. И когда я в первый раз приехала в Питер, я первым делом пошла именно к Адмиралтейству.

L: да, кстати, об Адмиралтействе, а где оно в Неве отражается? ни в одном времени года, ни в одном времени суток, ни при каком положении солнца, ни под каким углом оно там не отражается 🙂 я проверяла 🙂
ДА: Хорошее наблюдение, хорошее. Я могу вам, кстати, в пику: «летит самолёт из стали» вам нравится строчка?

M: мы думали: он долго летит? 🙂
M: Вы когда-нибудь были фанатом?
ДА: нет, никогда.

M: вот, нормальный человек, посмотри и запомни!
L: просто мы в последнее время думаем, что мы сошли с ума.

ДА: нееет, бегайте по крышам, всё хорошо.
M: хотели бы Вы задать какой-нибудь вопрос нам, фанатам?

ДА: очень, кстати, простой вопрос. Я бы хотела спросить, что они находят в этой музыке, каждый сам, почему они приходят, вот это меня очень интересует, потому мне кажется… вот, первый момент — я пишу песню, второе — я её пою, третье — мы разделяемся в разные стороны, вы понимаете своё, я понимаю своё. Есть ли точки соприкосновения у этих смыслов, пониманий? Потому что ту же 31 весну, ну не важно, любую песню, каждый понимает по-своему. Вот мне интересно: как. Мне очень интересно слушать, как поют мои песни. Это одно из любимейших занятий. Передают кассеты, я так сажусь и оооо.
L: у нашей Морковкиной целая кассета записана 😉

ДА: с песнями, да?
M: да, там ещё некоторые текст придумывали по пути 😉

ДА: На самом деле, захотите мне когда-нибудь сделать какой-нибудь подгон, хороший подарочек, запишите кассетку, я с удовольствием послушаю.
M: Как Вы вообще к переделкам песен относитесь? Не обижает?
ДА: спокойно. В принципе, мне кажется, это грань самоиронии, вот и всё. А потом — почему бы, собственно, и не поизощраться.

L: почему в Питере там мало акустики стало?
ДА: почему? вот сегодня будет.

L: нууу, это же БКЗ.
ДА: а какой зал ещё? куда идти то играть??

M: Молодёжный театр, например.
ДА: а, это амфитеатром который? лааадно, я сегодня, кстати, подумаю. Он мне нравится очень, хороший театр. На Фонтанке.

M: Интерьерный театр очень маленький, но там тоже хорошая акустика.
ДА: Я там не была никогда.

L: Это около Восстания, зальчик такой человек на 50.
M: есть ещё Театр Эстрады
ДА: я его не люблю.

M: У Финляндского Вокзала зал.
ДА: и этот тоже мне не нравится. Ну в общем, отлично поговорили: всё не нравится, всё не то. Нет, Молодёжный нравится, очень. Надо подумать. Я задам вопрос.

M: а вот, ДК Выборгский.
ДА: я один раз там была, какой-то был концерт, и очень замёрзла. Помню я, помню…

L: Ленсовета, говорят, скоро откроют. Уборщица из Ленсовета нам сказала, а они всегда всё знают. Особенно уборщицы и гардеробщицы 🙂 В Москву мы уже не можем ездить…
ДА: ладно ладно ладно, будем приезжать, что ж. Просто мы сами по себе такие…Во-первых, пластинка долго выходила, вторая Тригонометрия, потом Японский альбом, японская история она вообще полностью меня в себя втянула, потому что это бешеное количество времени заняло. Сейчас полегче будет, мне кажется.

M: почему в Японский альбом вошли именно эти песни?
ДА: это было коллегиальное решение…А вообще — какие ЭТИ? интересно:)
*наш дружный смех*
ДА: стоп-стоп-стоп, он ещё не вышел в России, come on!!!

L: Диана Сергеевна, Вы себе не представляете себе, что такое фанаты Ночных Снайперов! Ну Диан Сергевна, это же наивность, ну НА-И-ВНЯК полный! вы что??
M: это шизофрения, и она не лечится.
ДА: я вам завидую!!

L: кстати, как Вы относитесь к тому, что мы нашли Виолетту Суровцеву?
ДА: прекрасно. Кстати, Суровцева была вообще незаслуженно забыта. Потому что…
L: она была в шоке, когда я ей в первый раз позвонила 😉
ДА: а вы её видели вообще?
Да, мы к ней ездили в гости, чай пили, все дела…
ДА: а вы видели её сына?

M: да! классный такой, Егорка. Он боксировал булку, мы решили, что он будет боксёром. Мама взмолилась: нет, пусть он будет нормальным инженером!
ДА: клаааасно!

M: а как Вы относитесь к тому, что о Вас рассказывают?
*подходит Лариса Пальцева (ЛП)*
ДА: вот к этому я отношусь плохо. Потому что, конечно, стоит спросить. Ведь каждому из нас было бы, вот Лорке например, неприятно, если бы взяли и без её разрешения опубликовали. Лучше задать вопрос сначала.

L: а с Вами связаться сейчас практически нереально. Даже Виолетта сама сказала, что не может до Вас дозвониться.
ДА: ой, не надо рассказывать! *ЛП* — Сейчас, подожди немножко.

ЛП: шофёр ждёт уже
ДА: сейчас, подожди — мы разговариваем.

ДА: *ЛП* вот скажи, девчонки сейчас дозвонились снизу? Ну, и что? 790 99 34. Это телефон, который в принципе знает вся страна
ЛП: и который не даёт мне спать 🙂

ДА: Тот, кто хочет, дозванивается нараз. Другое дело, что человек может спать, но с ней телефон постоянно, а со мной — нет. Поэтому не надо рассказывать про Суровцеву, которая не может меня найти. Я ей сама, между прочим, звоню, а она *сонным голосом* : «А ты гдеее?».

L: и последнее, чем мы Вас помучаем. Такой ассоциативный блиц. Просто скажите первое, что придёт Вам в голову.
ДА: хорошо! Только со скидкой на то, что сейчас утро 🙂

L: и мы все приехали из Москвы. А я вообще в 5 утра…
ДА: в 5 утра?? Так, быстро и — отдыхать.

Питер — мосты

Москва — ну конечно Патрики

гитара — ой, слушайте, это очень сложно, на самом деле! гитара, отец наверно. Он же научил.

песня — чудо

мосты — мосты уже были!
нет, был Питер.
ну, я отвечу: барельеф.

имя — пустота

дорога — бесконечность, конечно.

зоопарк — зоопарк?:) Рабиспьюша напишите там

глаза — то, что смущает меня всегда

книга — волнение

Магадан — холодно

дом — давайте напишем — камин

мы — давайте напишем София Ротару, помните такая была песня? Не помните? Я, ты, он, она. Что касается «мы», давайте напишем — кулак…

ДА: отдыхайте, девчонки. Я тоже постараюсь сегодня хотя бы пару часов поспать. Всё-таки вчера мы пели три часа с копейками какими-то. Я, конечно, в какой-то момент поняла, что всё. Когда Волчата были и Чёрное Солнце, я так смотрю — у меня в списке песен 3 столбика — раз, два, три, Рубеж, Цунами, СМС, я смотрю, а это только середина второго блока, а там ещё столько песен и ещё третий.

M: а нет ощущения какого-то неадеквата со стороны публики?

ДА: я не слышу! Потому что у меня очень громкая мониторная линия, потому что у нас Федя очень громко играет на своём инструменте, и Митя очень громко играет на барабанах. Я кроме сцены, ну вы знаете да, что существует отстройка звука на сцене — это то, что слышим только мы, и в зал — порталы, то, что слышит публика. Мне конкретно не хватает ощущения того, что люди поют. Потому что я ничего не слышу.
Вот это, кстати, к разнице ощущений: вот вы понимаете совсем по-другому какие-то песни. То же самое, совершенно разная картинка на концертах. Вот, например, первый день в Горбушке мне конкретно не понравился.

L: мы на нём не были.
ДА: слава богу. Я как-то вышла с таким ощущением, что мы ничего не сделали. Но что касается второго, я реально устала, когда начались волчата, просто какая-то безнадежность меня накрыла, а потом как открылось второе дыхание, где-то в середине СМС, и нас понесло. вшшшш.хорошо…Классный зал Горбушка.

M: грустно, что в Питере нет такого зала…А ЛДМ — кранты?
ДА: нет, не кранты. По сравнению с Малой ареной Юбилейного…

L: не, в Манеже кадетского корпуса — хуже 😉 Кошмар.
ДА: в Манеже кошмар, я с вами согласна. Москвичам везёт, Горбуха это такой…

M: москвичам вообще везёт…
ДА: да ладно, у них тоже…Я вообще не понимаю, как они живут в этом городе, я имею в виду, в Москве. Если там можно ехать с одного конца города на другой 6.5 часов на машине.

L: может, напишите что-нибудь для Апреля?
ДА: а какой адрес у сайта?

a-p-r-e-l…….

ДА: слушайте, а это вы с Сандовским беседовали?
L: да, я.

ДА: он был трезвый?
L: он сломал пять ложек, пока мы сидели…

ДА: странно, я…
L: Вы полностью читали интервью или обрывками? Его надо полностью читать, иначе впечатление ошибочное будет…

ДА: Полностью я не читала, потому что меня не было вообще в России.

L: может, Вам его принести? 😉
ДА: нет!! спасибо большое :))

*кашель*
ДА: не болейте!

M: мы вчера вымокли в Москве капитально. Два дня в столице дождь шёл. Пили в Макдональдсе коньяк 🙂
ДА: В Макдональдсе? Коньяк? 🙂

L: из пластмассовых стаканчиков для кофе 🙂
М: ой, а можно ещё автограф вот на этой афишке?

L: о, мы стащили их из кассы в Москве:)
М: для Ларисы…
ДА: Пальцевой? 🙂

L: нет 🙂 В Москве есть такая Larena. Они, кстати, с Mereng’ой снимают концерты и делают супервидео 😉
ДА: здорово! Я очень хорошо отношусь к этому. Нам не хватает видео.

L: кстати, а на тригонометрическое видео мы можем надеяться? или ещё столько же будем его ждать, сколько альбом ждали?
ДА: не вы одни такие, мы его тоже ждём…Дело в том, что ОРТ обещало показать вообще этот концерт полностью.

L: летом обещали ещё, я помню, да…
ДА: ну, как всегда. Я всё-таки надеюсь, что это когда-нибудь случится.

****

L: спасибо Вам
ДА: *жмёт руку* всего хорошего 🙂
L: по-немецки больше не буду заставлять писать 😉
ДА я всё помню, помню…

lerot:
Расставаться не хотелось. Сорок минут как один вздох. Времени уже совсем нет, а так хочется многое спросить! А «машина ждёт», стоит у дверей, заведённая, а наши вопросы ещё не кончились…Мы хотели взять интервью, у нас был с собой диктофон и список вопросов, а получилась дружеская беседа – ни о чём и обо всём. Мне в какой-то момент даже показалось, что Диана задаёт нам больше вопросов, чем мы ей 🙂

Нас объединяла Москва за плечами, усталость после поезда и возвращение в Питер. И здорово, что получилось поговорить именно в это утро, «когда пришли поезда». О Питере и о Москве. Какой-то ниточкой через весь день протянулся лейтмотив двух столиц – перрон Московского вокзала – разговор о городах – и песня на концерте, самая долгожданная, Москва-Питер-Москва 🙂

16.10.2005