2006 07 «Культпоход»: интервью «С Робеспьером на поводке»

Корреспондент — Трифонов Алексей

Ее голос, то шершавый, то ласкающий, воспринимается не слухом, а, скорее, кожей. Стихи жарким, но обреченным августовским ветром обжигают лицо… В конце 2004 года Диана Арбенина удостоилась высшей награды — премии «Триумф». С тех пор многое изменилось в ее жизни.

В 1993 году вместе со Светланой Сургановой создала акустический рок-дуэт «Ночные снайперы». Правда, название появилось несколько позже. В Магадане. Как-то поздним вечером на одной из центральных улиц города случайный автолюбитель, увиден и руках девушек зачехленные инструменты, спросил: «Девчата, вы с охоты или на охоту?» Ну и понеслось… В 1998 году «Снайперы» записали первый акустический альбом. А потом песню «31-я Весна» услышал продюсер «Нашего радио» Михаил Козырев и посчитал, что ее нужно пустить в эфир. С тех пор группа прочно вошла в число самых любимых российских рок-коллективов, записала много альбомов и объездила с концертами почти весь мир. Некоторое время назад поклонники подарили Диане щенка сенбернара. С легкой руки Михаила Козырева его прозвали Робеспьюхой, он стал всеобщим любимцем в группе.
Диана Арбенина день своего рождения, 8 июля, старается отмечать на сцене, к очень здорово, что ей это удается. Раньше они проходили только в Москве. А в 2005 году день рождения Дианы отмечали и в московском клубе, и в питерском. Идея праздничных концертов в формате Москва-Питер так понравилась «Снайперам», что в этом году группа провела два концерта на открытых площадках — в Москве 8 июля в саду «Эрмитаж» и в Петербурге 9 июля в саду Молодежного театра на Фонтанке. Группа отыграла электрическую программу «Я пережил 31-ю весну» в преддверии выхода нового альбома!
Мы встретились с Дианой в московском клубе «Дума» незадолго до ее дня рождения, для которого она сама составила рукописное меню и придумала названия некоторых блюд.

-Что в твоих песнях рождается раньше — музыка или текст?

-Они вместе возникают. Сразу, как одно целое.

-А как песни возникают? Специально садишься и пишешь или можешь просто идти по улице, увидеть что-нибудь и вот оно…

-Ну потенцируется, конечно, все. Другое дело, как оно потом воплощается. Можно увидеть камень и через три года написать песню, И даже не помнить, что именно тебя натолкнуло… Так было с «Югой». Я увидела маленькую ацтекскую фигурку в Эрмитаже, а потом появились две песни. Почему — совершенно не понятно. На самом деле, даже не стоит об этом думать. Как только начинаешь анализировать — все сразу куда-то испаряется. Если бы я знала, как песни пишутся, я бы их перестала писать. Завеса таинственности была бы снята, загадки никакой не было бы…

-Почему свои стихи ты упорно называешь текстами?

-Есть тексты, а есть стихотворения. Когда я сажусь писать песню, я понимаю, что это будет текст. Хотя все говорят, что это стихотворение, но я сама это таковым не считаю. Что касается «антипесен», то есть произведения стихотворного жанра, которые никогда не становятся песнями. У меня не было еще ни одного стихотворения, которое бы я положила на музыку. Принципы сложения текстов и стихов очень разнятся — это не пересекающаяся история.

-Нужны ли тебе слушатели для того, чтобы петь? Если бы ты знала, что тебя никто никогда не услышит, продолжала бы петь? Писать песни?

-Да, это неизбежно.

-А состав группы будет как-то меняться?

-Да нет, не надо. Он уже столько раз менялся за последнее время… Другое дело, что для записи нового альбома я буду приглашать новых музыкантов. Например, нужна мне труба. Не могу же я от нашего клавишника требовать, чтобы он на трубе научился играть, или… на дудуке.

-Мне кажется, твое творчество очень близко творчеству Майка Науменко… А ты воспринимаешь себя музыкантом, играющим русский рок?

-То, что у меня получается, намного шире, чем русский рок. Почти все мои песни — разностилевые, разножанровые. И мне это очень нравится.

-А кто оказал действительно серьезное влияние на твое музыкальное развитие?

-Серьезное — никто. А мои корни — это ленинградский Рок-клуб, наши прекрасные барды — Окуджава, Высоцкий.

-На одном из концертов ты очень интересно экспериментировала со строгой чистой полифонией, выступая с хором «Капли дождя»…

-Мне всегда нравилось пение а’капелла. Ничего чище, ничего аскетичнее в музыке не бывает. Я от этой работы получила огромное удовольствие. В новый альбом, возможно, буду записывать с симфоническим оркестром. Вообще, хочу чаще ходить на концерты классической музыки. Очень страдаю без этого.

-В этом году ты не стала делать традиционный майский акустический концерт во МХАТе им. Горького. Почему?

-Я всегда стараюсь играть новые песни, но, похоже, новая акустическая программа будет еще не скоро. А выходить и петь одно и тоже — мне неинтересно. В новой акустике будет несколько чужих текстов — Бродского, Окуджавы, Вероники Долиной. Но основа программы — конечно, оригинальная.

-Ты так исполняешь песню Башлачева «Влажный блеск наших глаз», что даже многие твои поклонники полагают, что автор — ты.

-Да, я всегда объявляю, что это не моя песня, но мы настолько слились с ней, что получается очень органично.

-Мне кажется, у тебя прекрасно получилась бы и «От винта»…

-О, да! Я когда-то в юности пела ее, ну и «Время колокольчиков», конечно, тоже. «От винта» мне всегда очень нравилась — такая «кровавая» песня.

-А как программу концерта составляешь?

-Перед концертом я не знаю точно, что именно буду петь. Пишу программу минут за десять до начала. Нужно «понюхать» сцену, понять, что хочешь исполнять.

-Ты играешь концерты по всему миру. Насколько отличается публика в Москве, и, скажем, Нью-Йорке или Тель-Авиве?

-Публика везде почти одинаковая — русская. Конечно, за границей она ностальгирует по России, и концерты получаются более проникновенные. Когда некоторые наши «рок-герои» говорят, что за границей их слушает местная публика — это полная туфта, по тому что на 90 процентов там на концертах русская публика. Зато в России больше драйва.

-А по какому принципу участвуешь в фестивалях?

-Фестивалей, на которых нам хочется сыграть, на самом деле, не так много. Я перестала участвовать в фестивале «Крылья» в Тушино после трагедии, которая там произошла. Остались «Нашествие» и «Максидром». Стараюсь в них участвовать, если график гастролей позволяет. В прошлом году мы были в Японии, и на «Нашествии» пришлось делать телемост.

-А как, на твой взгляд, изменилось «Нашествие» с уходом Михаила Козырева?

-Миша не особо переживает по этому поводу. Он сейчас вообще книгу пишет. Но фестиваль-то должен существовать. Все осталось так же. Я сама определяю, какие песни хочу исполнить. Главное, — я умею изменять энергетику публики под себя, и мне не так важно, кто передо мной выступил. Во всех «сборных солянках» мне не нравится только одно — качество звука. Я столько раз ругалась и чуть не дралась со звукорежиссерами… На настройке все нормально, а выходишь на сцену — совсем плохо.

-В начале музыкальной карьеры ты очень много перемещалась — жила то в Магадане, то в Питере, потом в Москве. Как эти города на тебя повлияли?

-Я северный человек. Север дал мне хорду, выносливость, целеустремленность. Но не Магадан, а те маленькие посёлочки, в которых мы жили, Я ведь несколько лет прожила в Анадыре и Лаврентии. Питер мне подарил начало песен. Это теперь я могу песни писать везде, а поначалу это только в Питере получалось. Москва сделала меня широкой, подарила мне свободу.

-В Москве появилось ощущение «дома» или это все равно такой перевалочный пункт?

-Конечно, появилось. Здесь собака… люди, которые меня любят, они окружают меня своей любовью. Другое дело, что в Москве бываю не так часто, как хотелось бы. Сейчас очень много времени в Питере провожу.

-Некоторое время назад ты из Москвы перебралась в Подмосковье, почему?

-Мне подарили собаку, и она начала так расти, что пришлось срочно переезжать за город. Как у нас это получилось, волшебство какое-то… Зато Робеспьюхе теперь там хорошо — здоровый, бегает, прекрасно себя чувствует.

-А как дом обживала? Ведь все-таки новое место…

-Ой, знаешь, я такой человек: куда ни прихожу, сразу все и обживаю. Есть люди, которые очень долго въезжают куда-то, инородность ощущают… А я очень быстро перекраиваю пространство под себя. Хотя, конечно, поначалу вещи не
найдешь. Где моя кепка, где моя куртка… Все разбросано по разным углам. А углов там много. Кстати, а где моя кепка? (Лариса, директор «Ночных снайперов», отвечает: «Да в Питере ты ее оставила»).

-Ты все время в работе — концерты, записи.. Отдыхать получается?

-Знаешь, предпочитаю смену занятий — это лучший отдых. Меня очень утомляют пустые дни, к счастью, их почти не бывает. Иногда, когда время есть, люблю рисовать.

-А почитать что-то удается?

-Есть много литературы, которую мне уже не прочитать, потому что постоянно появляется что-то новое. Сейчас вот читаю «Эротические рассказы» Павича, а до этого «Шелк» Алессандро Баррико с удовольствием прочитала. Из наших очень нравится Михаил Шишкин, у пего прекрасный русский язык, давно такого не встречала.

-Как относишься к театру?

-Мне сегодня снилось, что кто-то говорит: «А ты любишь ходить в театр?» Вот супер! Мне очень хочется попасть на спектакли Фоменко. Ни разу еще у него не была. К тому же в театре собирались ставить спектакль по «Венерину волосу» Шишкина. Когда маленькая была, с родителями постоянно в театр ходила. Потом была такая лакуна… А теперь — почему нет?

-А самой в спектаклях поучаствовать не хотелось? В том же «Дне Радио»?

-Мне кажется, что я — нулевая актриса… И даже мысли такие в голову не приходили.

-Если забыть о гастролях — ты все время путешествуешь. Удается что-то посмотреть, просто побыть туристом?

-Я стараюсь не замыкаться па тех странах, куда езжу работать. Когда на гастроли приезжаешь, почти ничего не видишь. Я очень люблю путешествовать, это духовно обогащает. Меня очень впечатлила Америка. В свое время в Нью-Йорке я успела побывать на башнях-близнецах, такая красотища. Лифт, который вмещал около 20 человек, поднимался с такой скоростью, что закладывало уши. В Америке совершенно иная атмосфера — ощущение какой-то тотальной свободы. Люблю ездить в Израиль. Причем с Израилем происходит абсолютно мистическая вещь — как только я чувствую, что мне необходимо опять поехать в Иерусалим, тут же звонят и говорят – приезжайте с концертами.

07.2006