ОМСК-1998

27 апреля 2010

Апрель продолжает исследования раннеснайперского творческого периода.

На этот раз объектом нашего интереса стало такое событие как омские гастроли Ночных Снайперов 1998 года.

Что нам известно об этих гастролях?

Как ни удивительно, от этого давнего события сохранилось довольно много сведений и артефактов. Вот, например, какие материалы нам доступны:

– «Снайперизм как образ жизни»: публикация в двух частях в омском городском еженедельнике «Времена года» (часть 1 – Н. Кожевникова, биографическая статья; часть 2 – П. Сидоров, интервью);

– «Ночных снайперов в Омске любят больше, чем в Питере»: статья Е. Винт на портале APN;

– видеозапись интервью «в черном» и небольшого выступления для омской прессы;

– видеофрагменты двух акустических концертов – в клубах «Underground bands» и «Баобаб».

Известно также, что эта поездка была – фактически первыми официальными гастролями Снайперов после появления у них нового директора – С, Лосевой; организатором выступлений стала недавняя на тот момент знакомая девушек – Наталья Кожевникова, представитель компании «2000 оборотов в секунду».

Но недавно нам удалось совершенно случайно встретить в одном из блогов человека, бывшего очевидцем, и даже участником этого момента Снайперской истории. В разговоре он мимоходом упоминал о том, что несколько лет назад ему довелось отвозить с концерта на квартирник двух никому еще не известных девушек-музыкантов, которых впоследствии страна узнала как «Ночных Снайперов».
Конечно, такая информация не могла не заинтересовать!
Этот человек согласился уделить некоторое время тому, чтобы окунуться в это, уже далекое, прошлое… результатом этого стала новая апрельская легенда!

Итак, знакомимся:

 

Саид Абишев (в жж – omskvich)

 

– режиссер, оператор, видеодизайнер; участник создания таких фильмов как «Дневной дозор», «Гибель империи», «Фабрика грез», автор ряда документальных и спортивных фильмов, лауреат профессиональных конкурсов и фестивалей.

«…лет 12 назад возил по Омску пару девушек, которые проездом, чуть ли не стопом, ехали из Владика в столицу. По дороге давали акустические концерты — гитара и скрипка. В Омске они сперва выступили в каком-то ДК, потом их надо было отвезти на квартирник. На том квартирнике даже пел/играл с ними немного. После квартирника отвез их к какой-то их знакомой, у которой они остановились.


Девушки были очень необычные, необычные были у них и песенки, поэтому название запомнилось — Ночные Снайперы»

***

– Как Вы познакомились со Снайперами?

– Незадолго до этого в Омск приезжали «Чиж и Ко», по стечению обстоятельств я был их водителем/возителем по городу, вдобавок совсем неожиданно случилась накладка с гостиницей, и ничего не оставалось, как принять их у себя дома. После этого ко мне неоднократно обращались за помощью по такому поводу – видимо, прошел слух, что я особо приближен к известным людям, и с ними я запросто.

Так что в «Металлист» меня позвали именно в этом качестве – после концерта отвезти музыкантов на квартирник в Нефтяники (это периферийная, в ту пору — труднодоступная после 21 ч. часть города).

 

 

– Известно, что в ходе тех гастролей в Омске прошли такие выступления Снайперов: студ.клуб «Underground bands» при ОГУ — 6 ноября; ДК «Металлист» — 7 ноября; клуб «Баобаб» — 8 ноября. На каких из этих концертов Вы присутствовали? Были ли какие-то запомнившиеся моменты выступлений, фишки, особенности?

– Я был только в «Металлисте». Там было немного народу – может человек 150, вряд ли больше.
Сам концерт происходил очень небольшой аудиторией, все поместились на сцене. Девушки были в белых костюмах, похожих на пижамы, это удивило, но одновременно в этом был какой-то шарм. Да и с первых минут выступления стало ясно, что пришел не зря.
Хотя шел с предубеждением – женские дуэты в ту пору мертво ассоциировались с «душевными» песенками в три аккорда о безысходной лубве канарейки к веточке, что-то такое и ожидал услышать. К счастью, обломался, послушал с удовольствием. Фанатом я не стал, но был приятно удивлен необычной музыкой, песнями и, самое главное, отличной, профессиональной игрой на инструментах. Я к тому времени отсидел в нескольких жюри омских рок-фестивалей и тупой фузовый гитарный дребезг не переношу на дух и поныне.
После концерта поехали в Нефтяники. К кому именно – я уже не вспомню.

 

 

– Что известно об этих концертных площадках? Там обычно выступали профессиональные музыканты, или это скорее клубы для любительского творчества?

– Могу сказать только про «Металлист». «Металлист» — это было такое заведение, уж не знаю, кто там был руководителем, но надо отдать должное этому рисковому человеку — были там и необычные, экспериментальные спектакли, и что-то еще очень шумное, с соотвествующей публикой. Надо иметь определенное мужество, далеко не везде такое могло прокатить.

Там постоянно были разные мероприятия, в том числе – перфомансы и рок-концерты, на которые я с удовольствием ходил, а в некоторых, вроде, и участвовал. Для профессионалов это была слишком маленькая и удаленная площадка, а для молодой публики – самый андеграунд. После пожара он стал еще более «андеграундным».

– Чем понравилось/ запомнилось/ заинтересовало творчество Снайперов? Интересна ли Вам их музыка сейчас?

– Я не стал их фанатом тогда, не был им и позже, но при случае всегда слушаю их с большим удовольствием. Необычные песенки, необычные авторы. Акустика, электричество или просто интервью – не разделяю, они все делают со вкусом и безупречным чувством стиля, во всем – четкий эксклюзив, а от этого и кайф. Когда одаренные люди, правильно распорядившиеся своим талантом, безо всякого эпатажа и дешевых скандалов получают успех и заслуженное всеобщее внимание – есть в этом что-то справедливое. С уважением отношусь к ним.

 

 

– Из Вашего комментария стало известно, что кроме этих трех выступлений состоялся еще минимум 1 квартирник. Какого числа он состоялся (или, может быть, их было несколько?) На чьей квартире он проходил, как был организован, кто участвовал в нем, кроме Снайперов?

– Квартирник был после выступления в «Металлисте», в обычной однокомнатной квартире. Присутствовало человек 15 (больше не поместилось бы), квартирник как квартирник – кой-какая снедь (времена были очень небогатые – 98 год), незначительный алкоголь. Снайперы были уже уставшие, между песнями отвечали на вопросы, зрители были очень доброжелательны к ним, музыканты отвечали тем же. Никакой халтуры по поводу, дескать, «для своих поем» – не было. Какие песни пели – те же, что на концерте или другие – не вспомню. Но драйв был душевный, честный, открытый. Сами Снайперы оказались откровенно умными девушками, слушать их речь было отдельное и редкое удовольствие.

 

 

– Возможно, что помимо перечисленных, были еще какие-то мероприятия в Омске с участием Снайперов? Или просто какие-то запомнившиеся моменты общения с ними?

– Снайперы тогда были неизвестны – за исключением, наверное, узкого круга фанатов, которые, наверное, и проложили им дорогу в Омск. Лично я услышал их тогда впервые, сам концерт, как я уже сказал, был малочисленным. О том, что у них будет какое-то известное будущее… думаю, об этом вряд ли кто предполагал. Я, во всяком случае — и до них, и после — видел и слышал музыкантов невероятно одаренных – и никто о них так и не знает до сих пор, к сожалению. Поэтому никакого особого внимания к тому концерту лично у меня не было, несмотря на то, что Снайперы приятно удивили. Я, правда, потом долго рассказывал друзьям о том, что был такой необычный концерт.

Пока возил их – да, о чем-то трепались, но это был обычный треп незнакомых, но общительных людей, которые оказались в ситуации, когда молчать – невежливо, а чтобы о чем-то поговорить – не настолько знакомых. Было холодно и темно, поэтому показать город я им не мог.

 

 

– Как получилось, что Вы со Снайперами спели на одном квартирнике?

– После 5-8 песен Снайперы попросили перерыв – передохнуть и перекусить — и предложили кому-нибудь сыграть для них — интересно, что в Омске творится в этом жанре. Я к тому времени уже окончательно завершил свой рокерский патлато-раздолбайский период.

В рок-тусовку Омска занесло случайно – кто-то затащил на рок-концерт, неожиданно понравились несколько групп – «Кровавый утренник», «Коллекция Бабочек», еще кто-то. Я тогда, как раз, какие-то тексты писал, гитару терзал, блюзы мне тогда нравились. С кем-то репетировал, несколько раз выступили – пару раз на сцене, немного больше – на квартирниках и междусобойчиках. Ничего особенного. Рок – это вроде ветрянки, надо переболеть в определенном возрасте, чтобы седой бородой потом на сцене не трясти, дескать – во какой я молодой духом. Так что я вовремя этим переболел, своими экзерсисами, вроде, никого не травмировал, фанаток, тоже, насколько припоминаю, не было. Кто-то хлопал, кто-то критиковал – все как у всех. А к моменту такой мимолетной встречи со Снайперами я уже плотно погрузился в видео, чем и занимаюсь до сих пор.

 

В тот вечер петь-играть и в мыслях не имел, но кто-то из зрителей настоял – дескать, не ломайся, больше некому. Сыграл несколько своих блюзов, кто-то из Снайперов сказал что-то лестное, тешу себя и искренне надеюсь, что это не только от вежливости.

Так что, кроме меня со Снайперами никто в тот вечер, насколько помню, не выступал. При случае до сих пор в качестве прикола говорю: – Играл со Снайперами на квартирнике.
Сейчас, получается, что и на их гитаре я тогда играл – другой в той квартире не было.

Это такой – необычный – но эпизод. И в моей жизни, и в их. Я очень удивлюсь, если они вспомнят обо мне, собственно, не для этого мы все в этой жизни встречаемся, если уж говорить о встречах. И я бы, наверное, забыл тот концерт со временем если бы через полгода случайно по ТВ не увидел знакомые лица. Долго сомневался, пока их не представили – Ночные Снайперы. Вот тогда я удивился, как случайно можно так пересечься.

 

 

Так вот, о чем нам такие встречи.
Когда я вижу афиши или выступления Снайперов – часто вспоминаю тех музыкантов, которых я встречал – среди них были, честно сказать, и наделенные талантом и более толстого слоя, чем досталось этим двум потрясающим девушкам. Только что-то Снайперы сделали правильно, поэтому у них – срослось, а у тех – нет. Может – надо было рвануть, как они – из Владика в Москву на перекладных, через вот такие концерты на зашарпанных сценах и квартирниках на 15 человек. Может – что-то еще. И в каждый звук – вкладываться, без скидок – квартирник это или погорелый бывший дворец культуры. И тогда – все должно сойтись.

Где-то не хватило человека, который кому-то рассказал о вас – потому что не произошел концерт, на который этот человек мог бы зайти – вот также случайно, как и я. Где-то – не хватило вдохновения, чтобы у зрителей остался тот восторг, который заставляет говорить… Может – пить меньше надо перед концертами, может – порепетировать еще. У Снайперов – хватило, у них – получилось. Я видел их вот такими – известными в узком кругу, я вижу сейчас их афиши. Кто-то сейчас прочтет эти строки – и вместо пива еще гаммы поиграет или почитает умную книгу – я надеюсь.
Вот такой у меня вывод от этого небольшого случая в жизни.

***

(для оформления легенды использованы скрины с видеозаписей омских выступлений НС и фото из газеты «Времена года»)