Полет Икара: воспоминания

27 июля 2009

Началась эта история в мае 2005 года. То есть, на самом деле она началась намного раньше, но для нас, апрельцев, – именно в 2005 году, когда в сети появился видеоклип на песню «Питерская». Прежде он упоминался в каких-то биографических статьях, о нем все что-то слышали, но никто не видел. Но вот, очередной артефакт стал достоянием фанатской общественности.

Клип был необычным. Даже те, кто не знал, что это и откуда взялось, ощущали, что это не самостоятельное произведение, а часть какого-то большего целого. А об этом «целом» было известно только то, что снят был этот клип – как фрагмент фильма «Полет Икара», что этот фильм определяют как «Питер глазами митьков»… и пожалуй, на этом все. Сам фильм полностью никто не видел, а клип оказался вырезанным не непосредственно из него, а из какой-то передачи, где его показали как иллюстрацию к интервью Снайперов на одном из петербургских телеканалов.

Узнать больше об этом фильме – а также о некоторых других событиях в жизни Снайперов в то время – мы теперь можем благодаря любопытству и упорству ugo88. Я не верила, что из этой затеи что-нибудь получится, и даже пыталась отговаривать ее от этого дела – как совершенно бесперспективного… Однако ей удалось найти координаты режиссера фильма «Полет Икара», списаться и созвониться с ним. Потом – встретиться и взять у него диск с фильмом. Потом – договориться о следующей встрече, на которую можно было бы прийти с диктофоном и взять интервью… Это интервью мы пришли брать вместе. 9 июля 2009 года, в день перед питерским концертом Дианы в «Мюзик-Холле».

Все что нам удалось узнать в этот день – в нашей легенде.

Итак: эксклюзивное интервью сайту «Апрель» режиссера фильма «Полет Икара» – Виктора Тихомирова.

***

Тихомиров Виктор Иванович – художник, писатель, кинорежиссер, сценарист.

Родился 13 мая 1951 года в Ленинграде. Окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной.

С 1984 года – один из создателей и участник художественного объединения «Митьки». Постоянный участник всех митьковских выставок, акций и альманахов.

Член Союза художников. Провел ряд персональных художественных выставок, издал несколько альбомов своих работ. Преподавал в студии живописи студенческого клуба Санкт-Петербургского университета экономики и финансов.

Режиссер ряда художественных и документальных фильмов; автор нескольких книг; колумнист журналов «Петербург на Невском» и «Время СПб». Сотрудничал с рядом других журналов и газет как журналист и иллюстратор.

Мы разговариваем в его мастерской, и это правильно, потому что – где еще разговаривать с художником? На стенах – десятки картин; какие-то в шутливом митьковском стиле, другие – совершенно серьезные, реалистические. Под стать картинам и замечательные виды из окон – мастерская находится где-то недалеко от центра Петербурга…

— Вот прямо здесь и были те съемки, со Снайперами, – говорит Виктор Иванович. – Сидели они и пели вот на этом столе у окна.

(Такая вот неожиданность: мало того, что интервью – да еще и в таком историческом месте!)

— А «Полет Икара» я снимал долго, лет семь, потихонечку, по кусочку, накапливал материал. Вышел фильм только в 2000 году, а начал я его снимать еще в 1993-м. Когда мне показалось, что материалов накопилось достаточно, я предложил московским продюсерам, с которыми познакомился совсем по другой линии, по линии живописи, смонтировать такой фильм. Они согласились, и я начал монтировать.

Но по ходу дела стало ясно, что надо бы еще что-нибудь подснять. И я подснял Снайперов, потому что я с ними как раз недавно познакомился. Девушки они были общительные. Я про них тогда написал статейку, они у нас выступали в «Ставке» митьковской. Я предложил им поучаствовать в фильме – они согласились.

— А когда и где Вы с ними познакомились?

— Помню, выступали они на какой-то художественной выставке – вот там и увидел. Они тогда еще дуэтом пели, без группы. Дату я не помню, и даже год… по впечатлениям – зима была.

— Эта выставка случайно не была связана с Вальраном? Снайперы ведь долгое время сотрудничали с его «Арт-коллегией»…

— Да, действительно – именно с Вальраном. С ним я хорошо знаком, хотя сотрудничать и не приходилось. На концерте в его галерее мы и познакомились. И поскольку я уже тогда вел авторскую колонку в одном журнале, то задал им несколько вопросов и написал о них статью. Тогда мне не понравилось их название (оно мне и сейчас не нравится), а все остальное понравилось. Я им и сказал, что неплохо бы его поменять, но… дело хозяйское.

После этого разговора, я взял у них какой-то телефончик – позднее я связывался с ними и напрямую, и через директора Лосеву (с ней я знаком был еще с тех времен, когда она работала с группой «Ноль»). И через некоторое время пригласил их выступить в «Ставке» у митьков.

«Ставка» — творческая мастерская «митьков» в мансарде дома № 16 по ул. Правды.

Помещение было выделено творческому объединению тогдашним мэром Петербурга А.А. Собчаком в 1996 году.

«Ставка» служила митькам не только мастерской, но и галереей, музеем, концертным залом, где выступали как малоизвестные музыканты, так и настоящие звезды: «Аукцыон», Борис Гребенщиков, Сергей Чиграков.

В 2005 году, в связи с имущественным конфликтом, митьки лишились этого помещения, и в настоящее время «Ставка» расположена по адресу ул. Марата, 36.

— В «Ставке» был такой принцип – любой музыкант мог прийти и выступить. Бесплатно. Договаривались через друзей, знакомых. И я порекомендовал тогда Флоренскому, который распоряжался там музыкальными программами: что есть такие интересные девушки, стоящие, и стоило бы их пригласить послушать.

Зал в «Ставке» небольшой, но публики всегда хватало; и параллельно с концертами у нас там всегда какие-нибудь выставки проходили. Так было и на выступлении «Снайперов» — зал был заполнен, свободных мест не было. Приняли их очень хорошо, хотя они тогда вообще были неизвестными, не то что сейчас.

Еще одна наша с ними встреча: я пригласил их на презентацию своей книги «Золото на ветру». Случилось это где-то перед самым новым годом (Приблизительно 27 декабря 1999 года – ФК).

«Золото на ветру» — книга В.И. Тихомирова.

Издательство Гранд, 1999 год.

Включает одноименную авантюрно-приключенческую повесть, а также сборник рассказов, миниатюр и статей автора, написанных в разные годы.

О презентации подробнее здесь.

Ну а потом я пригласил их поучаствовать в фильме. Снимали клип здесь, в этой мастерской. У меня даже где-то фотографии сохранились в альбоме – может быть найду…Презентация была в Петербургском Госуниверситете, в Петровском зале – это их самый красивый исторический зал. Мероприятие было шикарное – его организовывал какой-то спонсор, который не пожалел средств; и я пригласил огромную толпу народу – всех знакомых музыкантов, художников, журналистов; телевидение там было, снимало… Из известных людей выступали, например, Леонид Федоров из «Аукцыона»; Михаил Боярский – выступил экспромтом, сочинил прямо там песню про мою книжку… Студенты разыграли пару сценок по главам повести.

Снайперы исполнили на этой презентации песен пять; когда они только вышли, их сразу очень тепло стали принимать, поэтому они еще что-то спели, и еще… А вот что именно пели – этого я уже не помню.

— Не сохранилась ли запись этого мероприятия?

— Нет, к сожалению. Я и сейчас не очень фиксирую, что у меня происходит. Если есть что-нибудь стоящее – потомки раскопают. А если не стоящее – то и наплевать. Я считаю, что лучше двигаться вперед, не оглядываясь на свои прошлые достижения. Надо успеть больше сделать за свою жизнь, тогда и все остальное потом раскопают.

(вот это был просто настоящий подарок судьбы – сохранились еще и фотографии! Более десятка черно-белых фотографий. Вот Диана и Света что-то играют и поют – то что мы видели и в клипе… вот они запечатлены вместе с Виктором Тихомировым и звукорежиссером картины… Кстати, благодаря надписям на оборотной стороне, выяснилась и дата съемок: 29 февраля 2000 года.

Сканера у нас с собой не было, так что переснять фотографии удалось только на фотик: качество изображения поэтому – не очень, но другой возможности пока не было).

— Поиграли они сидя, стоя… ничего такого особенного не делали, потому что я больше надеялся на монтаж. Исполнили где-то пару песен. И сначала я хотел использовать для фильма прямо эту записанную здесь песню. Но не вышло: выяснилось, что у звукооператора сломалась аппаратура, и поэтому они играли без записи. Сохранилось только изображение.

Позади Дианы и Светы — тот самый звукорежиссер

Пришлось попросить их потом – прислать отдельно аудиозапись «Питерской», и уже ее наложить на видеокадры.

Вскоре после этого работа над фильмом была завершена.

«Полет Икара» — документальный фильм, посвященный митькам, их художественным акциям и перформансам.

Автор сценария и режиссер — В. Тихомиров. оператор — П. Медведев, продюсер — В. Рузин. Киностудия «Центр СКИП Фильм».

Состоит из пяти серия по 26 минут каждая: 1. «Хвостенко у Митьков», 2. «Митькиреволюшн», 3. «У Митьков», 4. «Ура флоту!», 5. «Полусухариный сад».

Премьера фильма состоялась в сентябре 2000 года на международном кинофестивале «Киношок» в Анапе.

С готовым фильмом я пришел к ним в гости – они тогда жили в квартире у Казанского собора. Серию со своим участием они посмотрели, но к другим частям отнеслись не слишком внимательно – наверное, потому что в основном-то там речь про митьков идет, им это было не близко.

А этот фрагмент, с песней «Питерская», я дал им отдельно, на бетакаме. У нас сразу была такая договоренность, что они могут его использовать как свой собственный клип – в любых передачах, где захотят. Но я его потом нигде так отдельно не видел.

— В начале 2001 года он использовался как клип в передачах на петербургском телевидении, — уточнили мы. – И в официальных биографиях группы упоминался.

— А, вот это хорошо, это приятно. Ну а фильм потом по телевидению показывали: на НТВ, на СТС. По «Культуре» — кажется даже не один раз. И на кассетах он продавался. Участвовал он и в нескольких кинофестивалях – и в неформальных, и во вполне официальных. Например, в Анапе проходил международный кинофестиваль с участием стран СНГ и Балтии – «Киношок». И там «Полет Икара» получил приз. Точнее, не весь фильм – там ведь 5 серий. Жюри выбрало и наградило серию «Ура флоту!». Это как раз та серия, в которой снимались «Снайперы».

И был еще один момент нашего с ними пересечения. С моей подачи они попали как-то на радиостанцию «Маяк», в московский эфир (21 мая 2000 года – ФК).

Есть у меня одна знакомая – известная московская теле-радио-журналистка Ольга Галицкая. И как-то раз она мне позвонила и спросила: есть ли у нас тут какие-нибудь новые хорошие, интересные группы? Желательно с женским вокалом – такую передачу хотели сделать. Я ей сказал, что из лучших сейчас в Петербурге – «Колибри», «Пепси»… и вот появилась недавно еще одна новая группа, со странным таким названием – «Ночные Снайперы» — но очень хорошая. Я считаю, что они тогда и были самыми лучшими.

Когда мы встретились с ними перед интервью, они как раз готовились к концерту в каком-то студенческом клубе (Вероятно, клуб «Плеханов», 20 мая 2000 года – ФК). Народу было совсем немного… или я путаю, и это была только репетиция, а на самом концерте зрителей было побольше. Тогда я их впервые увидел вместе с группой – до этого вдвоем только.

И по моему предложению Галицкая сделала со Снайперами большое интервью для «Маяка». Я тоже в нем участвовал – так мы втроем и говорили, в том числе и про этот наш фильм. Я их там старался хвалить всячески: ведь тогда они еще были малоизвестными. То есть, известными, конечно, но в узком кругу. Сейчас-то их всякий знает, а тогда для них еще важно было каждое такое упоминание.

***

И с тех пор мы с ними почти не виделись. Бывали, конечно, случайные пересечения. С Арбениной один раз вместе в поезде ехали, поболтали. Потом, позднее намного, были с ней вместе в жюри какого-то московского кинофестиваля (Кинофестиваль «Московская премьера», 26 августа – 4 сентября 2005 года – ФК). Друг друга узнали, поговорили. А с Сургановой как-то не пересекались с того времени, не было случая.

У них своя дорога, музыкальная; у меня своя. И они занятые люди, и я занятый человек. У нас с ними мало общего. Нам, естественно, нужен достаточный повод для того, чтобы встречаться или водить дружбу. Не думаю, что я сыграл какую-то крупную роль в их истории. Обычно какое-то крупное воздействие оказывают люди, которые много общаются. Даже не назовешь словами, в чем это воздействие состоит, но тем не менее оно происходит, люди даже становятся похожими друг на друга. А я не могу на это претендовать.