2013 12 04 Газета «Вечерняя Москва»: «Органично чувствую с минимумом волос»

Корреспондент — Марина Миславская

5 декабря Диана Арбенина дает большой концерт, посвященный 20-летию творческой деятельности.

«Акустика. Песни как они есть» — так называется новый, двойной и действительно акустический – сольный, живой, под гитару! — альбом Дианы. Его-то она и презентует.
В преддверии этого этапного концерта певица дала эксклюзивное интервью корреспонденту «ВМ»:

— В ваш новый альбом вошли раритетные, написанные в разные годы песни, ранее никогда публично не исполнявшиеся. Какие из них наиболее дороги вам, имеют непосредственное отношение к конкретным обстоятельствам вашей жизни?

— Все они в равной мере мне дороги и написаны из событий жизни. Все они суть атмосфера, меня окружающая в тот или иной временной отрезок. Я помню предтечу каждой из этих 30 песен. И абсолютно все важно.

— Как вам далось «ностальгическое» возвращение к акустике?

— Было тонко и трогательно. Особых трудностей в техническом плане не возникло, разве что мотоциклист постоянно гонял под окнами, что нервировало звукорежиссера, а меня веселило. Однако я четко ощутила нехватку той свободы, которая была 20 лет назад, когда писался первый акустический двойник «Капля дегтя в бочке меда». Там было море безнаказанной, безбашенной, щенячьей неотесанности. Теперь, после 20 лет, я по-иному себя ощущаю. И каждый вздох что-то значит.

— Второй диск двойного альбома — «Между нами» — состоит исключительно из новых композиций, созданных за последние полгода- как изменился ваш творческий почерк за последнее время?

— Не мне судить – я чувствую только огромную страсть к написанию песен и трепетно отношусь к моменту их создания. Остальное — аранжир, концерты, репетиции — значат для меня, увы, намного меньше. Вот так случилось. Самое интересное – наедине с собой «ощущать нить»…

— Ваш литературный труд, четвертый по счету сборник «Спринтер», включает рассказы и стихи – и ни одной песни. Собираетесь продолжать работу в этом направлении?

— «Спринтер» — это первая книга из двух планируемых. Во второй должны быть исключительно песни. Просто издательство в силу необъяснимых и глубоко ранящих меня причин сделало все, чтобы максимально затянуть выпуски этих двух книг. Однако «Спринтер» мне пообещали 1 декабря. Надеюсь, после этого интервью они не сделают ход назад. Книга сделана на совесть — любовно и творчески. Я очень жду ее рождения.

— На сцене сегодня вы тяготеете к концерту-спектаклю. Насколько эта театральность по душе вашим фанатам?

— Фанаты всегда непросто принимают перемены, и это вполне объяснимо: у них абсолютно детская настороженность к новому. Однако стоит появиться чему-то следующему, они тотчас начинают боготворить то, что только что пинали. Так было всегда, начиная с того момента, как «Ночные снайперы» впервые переосмыслили свою музыкальную составляющую и взялись за альбом «Рубеж». «Рубеж» не понравился. Записали «Цунами» — стали хвалить «Рубеж». Записали «SMS» — боготворят «Цунами». Забавно, не так ли? Однако концерт “Мотофозо” в постановке Нины Чусовой они приняли на ура. Любят театр, любят. Хотя в моем варианте это все же фьюжн жанров. А 5 декабря концерт ставит Кирилл Серебренников. Он никогда не работал рок-концерты. Я никогда не работала с ним — обоюдная смелость!

— Вы участвовали в ряде популярных телепроектов – пели в шоу «Две звезды», были в жюри «Минуты славы».Что вам дало телевидение?

— Телевидение — мощная империя. Главное — не терять себя и не соглашаться на все, что тебе предлагают, в угоду популярности. Чтоб не было стыдно и не коробило впоследствии. Больше всего мне нравилось в украинском проекте «Голос краiни». Я поняла, что мне есть, чему учить тех, кто хочет петь. Это здорово.

— Когда вы начинали свою песенную карьеру, вашим фанатам было по 18. Сейчас им под сорок — кто сегодня ваши слушатели?

— Те, кому сейчас под сорок — но не только. Нашу музыку слушают, к примеру, друзья моего брата, которым сейчас 25. Люблю и публику моложе — 15-16 лет. Однако особый трепет вызывает взрослая аудитория. Она любит акустические песни, и я им за это очень признательна.

— Есть мнение, что композиции «Я люблю того, кто не придет» и «Сливки со льдом» из нового альбома «Тени в раю» — «почти романсы, возможно, навеянные творчеством Бориса Гребенщикова». Согласны с такой оценкой?

— «Сливки» — охотно допускаю. Такой стеб, мне кажется, в его духе. А вот «Я люблю того…» — не вижу родства атмосферы. В целом же считаю Бориса Борисовича одним из самых тонких, умных и сексуальных мужчин в русской музыке.

— В песне «Sumarok» из альбома «Между нами» достаточно неожиданно используются цыганские заговоры и элементы этнической обрядовой песни — откуда в вашем творчестве цыганская тема? Может быть, вас что-то связывает с ней?

— Не исключаю. Цыгане для меня — самый свободный, самый веселый и самый грустный народ в мире. Эти ноты мне близки. При этом не думаю, что песня-заклинание всех матерей мира «Sumarok» была соткана из плача по сыну. Это глубинный язык сердца. Он — за рамками стилей, жанров и лингвистического ряда отдельно взятого народа. Боль не имеет национальности.

— У вас было интересное детство: родились в Беларуси, затем переехали с родителями
на Дальний Восток; жили на Чукотке, на Колыме, в Магадане – в суровых краях… Что прежде всего вспоминается из детства?

— Север. Именно он. И город Борисов в Белоруссии, в котором прошло мое детство, Точнее, дом бабушки. Мне очень жаль, что мне не дали возможности его спасти, отремонтировать и сделать родовым гнездом.

— Вашим малышам – Марте и Артёму – уже по 3 года. Какими они растут? Похожи на маму — внешне и «по натуре»?

— Им уже 3 с половиной. Они очень бурно развиваются и социализируются. Артемка – открытый, светлый мальчик. Мартиша – вдумчивая, нежная девочка. Читаю им сейчас Хармса – “Иван Топорышкин пошел на охоту” — хохочут. Читаю Бродского “Балладу о маленьком буксире” — сидят серьезные, не дышат. Марта мгновенно запоминает рифмы, Артем быстрее складывает слоги. Захожу сегодня к ним ранним утром перед самолетом на гастроли – спят, сладенькие такие, и ножки голенькие торчат. Я пяточки поцеловала, а они пахнут земляникой…

— Вы на редкость постоянны в своем внешнем имидже, прическе — не собираетесь что-нибудь изменить?

— Да нет — как раз этим летом мы всей семьей опять очень коротко постриглись. И я себя очень органично чувствую с минимумом волос. Ничего не мешает думать, знаете ли.

— Совместно с фондом «Линия жизни» вы участвуете в ряде социальных и благотворительных проектов, которые направлены на лечение детей, страдающих болезнями сердца. Почему вы выбрали именно этот вектор благотворительности?

— Фонд «Линия жизни» занимается сбором денег на высокотехнологичные операции, которые всего за 30 минут делают ребенка с пороком сердца здоровым. Когда у меня появились дети, я поняла, как важна жизнь ребенка. Поэтому вместе с фондом “Линия жизни” и теперь компанией “Билайн” я предлагаю своим поклонникам отправить sms на номер 7878 со словом «лайф» и каждый месяц подтверждать списание всего 30 рублей на то, чтобы этих операций проходило больше.

04.12.2013