2014 07 02 Портал «Связной»: интервью в программе «Утренняя добавка»
СТРИНАДЮК: Друзья, сегодня среда, а это значит, что у нас рубрика «Звёздный гость». Когда приходят к нам такие люди, которых я вам сейчас представлю, у меня начинает дрожать голос и трястись руки. Друзья, сегодня у нас в гостях музыкант, певица, поэт, лидер группы «Ночные снайперы» Диана Арбенина!
ДИАНА АРБЕНИНА: Добрый день! Я еще, кстати, каши хорошо варю.
СТРИНАДЮК: Диан, не будем откладывать в долгий ящик причину вашего сегодняшнего визита и сразу перейдём к событию года, может быть даже десятилетия, а может быть даже и всей карьеры. Мы, естественно, говорим о выходе Вашего сольного альбома.
ДИАНА АРБЕНИНА: Я на самом деле сделала себе подарок, потому что в этом году мне исполняется сорок лет, и я подумала, что надо, наверное, обратиться к самой себе и понять, что есть музыка для меня конкретно и что такое музыка без прямой апелляции к «Ночным снайперам». Я записала сольную пластинку, 9-го числа будет презентация, приходите, будет кайфово. При том, что я на гитаре в этой пластинке играю в одной песне.
СТРИНАДЮК: А в остальных?
ДИАНА АРБЕНИНА: А в остальных я пою. Но будет интересно. Во всяком случае, это такая свежая музыка и свежие песни абсолютно.
СТРИНАДЮК: Это кардинально будет отличаться по звучанию, по содержанию?
ДИАНА АРБЕНИНА: Кардинально отличаться ничего не может, потому что всё же «Ночные снайперы» – это я, а я – это «Ночные снайперы». В данном случае, это не кокетство, и это невозможно считать нескромностью, потому что 20 лет назад это получилось всё… В этом году заканчивается этот юбилейный год, причем заканчивается фундаментально – мы собрали в декабре «снайперский» хор, в этом году закрываем одиннадцать самых крупных рок-фестивалей – «Нашествие» – и «снайперский» хор будет стоять вместе с нами на сцене всю программу. Это очень кайфово. Самое главное не сольная пластинка и не эти 40 лет, бог с ними, а когда ты видишь, как люди тебя любили на протяжении всего этого времени, и вот они вместе с тобой стоят на сцене – это потрясающая энергия. По большому счёту, ради этого всё и делалось.
СТРИНАДЮК: Ну, а непосредственно с «Ночными снайперами» всё остаётся, всё продолжается?
ДИАНА АРБЕНИНА: Конечно. 8-го мы сыграем деньрожденческий концерт, такой же весёлый и находчивый, как мои дети. Я под впечатлением от общения с детьми – 23-го июня у нас закончился садик, и вот мы теперь постоянно вместе. Поэтому, сначала мы сыграем концерт на День рождения с «Ночными снайперами, и 9-го мы также со «Снайперами» будем играть пластинку, всё в порядке.
СТРИНАДЮК: «Мальчик на шаре» называется Ваш альбом. Какой я по счёту, который спросит, почему «Мальчик на шаре»?
ДИАНА АРБЕНИНА: Первый. Мы, кстати, об альбоме по большому счёту не говорили, потому что надо сначала выпустить, а я тут недавно полиграфию увидела и поняла, что это, наверное свершится, поэтому уже можно сказать. Почему «Мальчик на шаре»?
СТРИНАДЮК: Ответ – Пикассо?
ДИАНА АРБЕНИНА: Не, это Экзюпери всё же больше. Если говорить про какие-то мысли по этому поводу, то мне кажется, что этот возраст, к которому я приблизилась вплотную уже, он такой очень ранимый для всех людей. Мне кажется, что в этом есть очень много «Маленького принца». Если говорить про стихи, то это, конечно, небесные стихи, а шар нас как раз туда и поднимает. Понимаете, тут очень много можно пытаться объяснить своё настроение и всё будет верно.
СТРИНАДЮК: Почему все треки, все названия песен с маленькой буквы?
ДИАНА АРБЕНИНА: Я к большому отношусь с большой печалью, думаю, зачем тратить силы?
СТРИНАДЮК: Я понял. Давайте мы прервёмся на первую композицию, которая называется «Да, так начинается жизнь» – это как раз с «Мальчика на шаре».
СТРИНАДЮК: Диана Арбенина сегодня у нас в гостях. «Да, так начинается жизнь» только что мы с вами прослушали, и мы продолжаем общаться в преддверии выхода сольного альбома под названием «Мальчик на шаре». 9-го числа будет презентация, и сразу же восемь концертов, насколько я помню.
ДИАНА АРБЕНИНА: На День рождения будет 5 концертов – в Москве, в Питере, в Сочи, в Киеве и в Одессе. Но у нас обычно было так. Я говорила: «Что делать-то на День рождения? Выпивать как-то не охота и уже неинтересно. Чем бы заняться? Понятно, что самое лучшее место для меня – это сцена. А в каком городе играть? Вообще, «Снайперы» – питерская группа, я – питерский человек. К сожалению, в Москве я до сих пор себя странно чувствую, несмотря на то, что Москву люблю, и она мне ничего плохого не делала. Ну, давайте сыграем в Москве, потому что больше людей съедется со страны и так далее. А как же в Питере-то не сыграть? В Питере тоже надо сыграть – два концерта получается уже. А как же пластинку не сыграть? Получается три концерта». В прошлом году мы стояли в пробке, я помню, около Тушино, и я сказала: «Слушайте, а почему только Питер и Москва? Может еще где-нибудь сыграть? Давайте в Одессе сыграем, хороший город». Сыграли три концерта на День рождения. А в этом году энтузиасты из Киева и из Сочи обратились к нам и сказали: «Слушайте, где три, там и пять».
СТРИНАДЮК: Знаете, когда у нас, допустим, выбирали стадионы для Чемпионата мира по футболу в России в 2018 году, сначала выбрали Ростов, а потом сказали Ростову нет, и весь Ростов разом обиделся. Такого нет? Вот Екатеринбург, город рока…
ДИАНА АРБЕНИНА: Так это отличная мысль. Будет же ещё и 41, я надеюсь. Так можно расширять географию бесконечно.
СТРИНАДЮК: А не жаловались «почему Сочи»?
ДИАНА АРБЕНИНА: Жаловался только Питер всегда. Начиналась рубилова по поводу того, какой город первый. А я говорила: «Ребят, не надо садиться на шею. Между прочим, первую песню я написала в Магадане, но мы же молчим по этому поводу, в Магадан никто не сможет долететь, билеты дорогущие и всё такое». Короче говоря, как есть. На сегодняшний день такая цепь городов.
СТРИНАДЮК: А как-то для себя разделяете: «туда ехать не хочу, там мне в прошлый раз не понравилось»?
ДИАНА АРБЕНИНА: Вообще не было таких городов. Лет пятнадцать, наверное, назад, на заре «Ночных снайперов» мы выпустили альбом и поехали зачем-то в такой тур: «Праздник футбола – оле Кока-кола». Каждую субботу мы играли в каком-то городе. Мы приезжаем, по-моему, в Новосибирск. А я была такая зелёная, совершенно неопытная, пороху не нюхавшая как таковая. И тут мне не понравилось, как встречал зал. Точнее, не зал, это были открытые площадки, и я один-единственный раз в своей жизни не дала автограф. Люди бежали за автобусом, а мы уехали, и я говорила: «Нет-нет». Я потом так себя корила, и так себя за это ругала, вы себе не представляете.
СТРИНАДЮК: А была в своё время звёздная болезнь?
ДИАНА АРБЕНИНА: Какая звёздная болезнь? У нас никогда не было продюсера, никто не вкладывал никаких денег. Не было такого, что ты сегодня разговариваешь по радио, а завтра просыпаешься такой знаменитый. У нас всё поступательно. Самое главное, это испытание славой. Очень многие на этом, мне кажется, спотыкаются, и потом уже не встают. Поэтому звёздной болезни нет. А автографы мы даём везде, и все города хороши, конечно.
СТРИНАДЮК: Понятно. Давайте послушаем следующую песню, которая называется «Горыгоры». На «Связной радио», от Дианы Арбениной.
СТРИНАДЮК: Среда, «Звёздный гость», Диана Арбенина у нас сегодня в гостях. Диана, ещё раз доброе утро!
ДИАНА АРБЕНИНА: Доброе утро!
СТРИНАДЮК: И мы продолжаем общаться на тему нового сольного альбома, который называется «Мальчик на шаре». Мы, в принципе, всех спрашиваем: у Вас музыкальная семья?
ДИАНА АРБЕНИНА: Образование музыкальное, по-моему, только у меня.
СТРИНАДЮК: А как так изначально случилось, что «пойду-ка я играть, петь, гитара…»?
ДИАНА АРБЕНИНА: Извините, может кого-то сейчас обижу, но большинство самых классических нормальных пап играют на гитарах. Во всяком случае, хоть как-то играют. И, вот у нас в семье это случилось, он мне показал три аккорда, и я пошла дальше.
СТРИНАДЮК: Это во сколько лет?
ДИАНА АРБЕНИНА: Ой, я уже была взрослой, мне было лет 13-14. Другое дело, что он мне показал три, а я стала подбирать песню «На фоне Пушкина снимается семейство» Булата Окуджавы, а она начинается с «до», но он такой аккорд не написал мне. Я к нему подхожу и говорю: «Тятя, «ля» не подходит, «ми» не подходит и «ре» тоже». Он говорит: «Я тебе три показал – вали». Ну, вот я и сделала это.
СТРИНАДЮК: Наша нынешняя рок-сцена кардинально отличается от того, что было, когда Вы начинали?
ДИАНА АРБЕНИНА: Очень много порожняка, если говорить по-русски. Очень много пустопорожней псевдо рок-н-рольной музыки, и она такая «причёсанная». Может играть стали лучше, может записываться стали лучше, но меньше стало сути – это раз, и на фоне этого те люди, которые в ту пору, когда я эти три аккорда пыталась взять на гитаре, уже были звёздами в самом лучшем смысле, а теперь уже легенды, они – как то: Макаревич, Гребенщиков, память светлая, Цой, Акинчев, – они никуда не делись, их никто не смог потеснить. А смена поколений всё-таки должна быть. Поэтому, с одной стороны, это здорово, потому что это то самое поколение, которое было честным и осталось, а с другой стороны, это несколько опасный момент, потому что глаз положить не на кого из молодых. И меня это, конечно, печалит. Мне кажется, что сейчас засилие попсы и совершенно непонятной музыки. Более того, мне всегда казалось, что мы должны смотреть на то, что происходит на Западе, потому что рок-н-ролл родился там, и как бы мы не пытались придумывать велосипед, у нас ничего не получится, потому что они там придумали рок-н-ролл, не здесь. У них никогда не получится родить Рахманинова и русский фольклор, безусловно. Но вот эти азы рок-музыки всё-таки нужно постигать там. То, что происходит здесь, мне, конечно, очень не нравится. Мне бы хотелось, чтобы больше наших групп играло на Западе. Не вот эти попсовые мальчики и девочки, которые пару песен спели на английском, ну понятно, что это не покатило никуда, потому что таких много и там. Но в рок-н-ролле ведь есть энергия, которой нет в попсе. Мне бы хотелось, чтобы наши таранили западные сцены именно вот этой энергией.
СТРИНАДЮК: А, может быть, этого не происходит, потому что большинство как Вы начинали: без продюсера, за идею?
ДИАНА АРБЕНИНА: Конечно. Вы знаете, я вот что думаю: на самом деле говорить о том, что нашу музыку не знают на Западе, я имею в виду рок-н-ролл, это странно. Например, когда приезжала «U2», с «U2» спел Шевчук. Они знакомы и прекрасно общаются. Я недавно летала на концерт «Rolling stones», это было буквально пару дней назад, а перед этим у нас был совместный концерт с Андреем Макаревичем, которого я безумно люблю. Я говорю: «Слушайте, можно я быстро спою, побегу домой, потому что мне нужно уложить детей, я завтра улетаю на концерт «Rolling stones». Он говорит: «Я с ними провёл три дня, классные ребята». То есть, наших людей, которые действительно люди, личности, на Западе знают. Другое дело, что музыка не так популярна, как те же самые рок-группы. Я повторяю: это контекст нашей страны.
СТРИНАДЮК: А то, что сейчас вся музыка ушла в электронную? Я не про электронную
музыку, а про то, что продажи ушли в электронную коммерцию: iTines, наш любимый svoy.ru.
ДИАНА АРБЕНИНА: Я выпускаю этот альбом с компанией «Universal», и они предложили мне вот такую штуку: сначала выпустить пластинку на iTunes. Это интересно. Но, живые носители всё равно не вытеснит сейчас вся это электронная штука, потому что Россия очень большая, и Россия это не Москва и Санкт-Петербург, и, когда мне люди на концертах, куда я приезжаю, приносят не только диски, но и кассеты, это говорит о том, что уровень платёжеспособности намного ниже, нежели в Москве и в Питере, это очевидно. Поэтому и то, и другое может иметь место, конечно.
СТРИНАДЮК: Давайте мы прервёмся на следующую композицию.
ДИАНА АРБЕНИНА: Это какая?
СТРИНАДЮК: «Фиеста».
ДИАНА АРБЕНИНА: Хорошая песня.
СТРИНАДЮК: «Фиеста» на «Связной радио» от Дианы Арбениной.
СТРИНАДЮК: Продолжаем общаться с Дианой Арбениной сегодня на «Связной радио» в рубрике «Звёздный гость». Ещё раз здравствуйте тем, кто к нам только что прибежал.
ДИАНА АРБЕНИНА: Доброе-доброе утро.
СТРИНАДЮК: Диан, на себя хватает времени? На хобби? Бросить всё и поехать в Египте поваляться?
ДИАНА АРБЕНИНА: Поскольку у меня очень много работы по профессиональной деятельности, то я могу сказать, несмотря на то, что это прозвучит сейчас крайне странно, что моё хобби – это мои дети. Это лучшее, что может придумать бог для женщины сто процентов. Я никогда не поверю женщинам, которые скажут: «Вот, у нас только карьера, нам дети не нужны, они раздражают», – и так далее. Значит, ещё час не пробил. Мой пробил в 35 лет: я вдруг поняла, что есть такие маленькие, которые ходят под столом и им хватает роста. Я затосковала со страшной силой. И вот, бог дал мне двойню. Я могу сказать, что это и смысл жизни, и всё свободное время, и, по большому счёту, это все мои интересы, потому что я в них прорастаю тоже, это ведь будущее. Всё, что я делаю, я делаю со ссылкой на то, что делают они. Вот, например, хобби. Я очень люблю читать, я научилась читать в три года, ну, так получилось. И, вот сейчас они читают, можно сказать, что мы читаем вместе, но разные книги. Я люблю очень живопись, я тоже таскаю их с собой в музей и так далее. Всё можно делать вместе. Другое дело, что на общение с друзьями времени практически не хватает. Но, понимаете, когда в 35 лет ты понимаешь, что загибаешься от бесконечного количества пьянок-гулянок, общений и так далее, а потом ты остаёшься один на один, а в данном случае ещё хуже – одна, ты понимаешь, что у тебя вообще ничего нету, потому что всё приходящее. Конечно, нужно выбирать себя и свою семью.
СТРИНАДЮК: А на ближайшие концерты с собой?
ДИАНА АРБЕНИНА: Они будут. Вы знаете, я так тосковала, особенно этой весной, ну просто уже были края. Мы пошли к нотариусу и сделали доверенность. И ко мне просто их семья привозит. В пятницу они в садик не ходят, потом суббота и воскресенье, потом мы пропускаем понедельник и приезжаем во вторник. Они со мной и, что касается летних концертов, и 8-го, и 9-го я их, конечно, возьму, да и на «Нашествие» я их тоже хочу взять, ну а что?
СТРИНАДЮК: А на сцену ещё сами не просятся?
ДИАНА АРБЕНИНА: Они в кулисе стоят, и я только посмотрю направо, и они сразу мне машут руками. Мы недавно были в Белоруссии, а они вытащили на сцену какой-то каравай… Они такие, очень подвижные дети. На сцене очень Тёма любит барабаны, просто звереет от барабанов, при том, что у него неплохое чувство ритма. И на сцену они пару раз – совершали диверсии, – выбегали. Есть такая песня у нас – «Ты дарила мне розы». Там уже рок-н-ролл, и, вдруг, я вижу, что уже [выбегает]… Это было весной, у Марты были такие высокие девчоночьи сапоги, и она в «спичка»х в этих сапогах, очень было смешно.
СТРИНАДЮК: iPad тоже крадут, наверное?
ДИАНА АРБЕНИНА: Нет, у нас нет iPad’а.
СТРИНАДЮК: А я как раз хотел спросить, как вообще с этими, новомодными?
ДИАНА АРБЕНИНА: Никак. Никаких iPad’ов, никаких телевизоров, ничего такого. Если только мультики включить, но мультики тоже не вот эти вот: *стук по столу*. А наши всякие, вот знаете, «Чебурашка»…
СТРИНАДЮК: Диан, у нас, к сожалению, время нашего эфира подходит к концу. Мы с большой буквы благодарим Вас, что Вы к нам сегодня заехали.
ДИАНА АРБЕНИНА: Спасибо большое.
СТРИНАДЮК: Друзья, все ждём выхода альбома, который случится 8-го числа, который называется «Мальчик на шаре». Заходим на наш портал svoy.ru, оставляем предзаказы, качаем, слушаем, наслаждаемся и продолжаем жить этим летом. Диан, спасибо Вам ещё огромное.
ДИАНА АРБЕНИНА: Огромное спасибо, что вы меня пригласили.
СТРИНАДЮК: До свиданья, пока-пока.
02.07.2014