2003 06 28 Наше Радио: Сурганова и Оркестр в программе «Воздух»

СС – Света Сурганова.

ДГ – ведущий Дмитрий Гройсман.

РС – радиослушатели

 

ДГ: Здравствуйте. В эфире программа «Воздух», меня зовут Дмитрий Гройсман, а в гостях у нас «Сурганова и оркестр». И мы сразу начнем с песни. Напомню только одну вещь: эфирный номер телефона 105 04 44.

Предчувствие смерти» – исполняется в виде рэпа, в конце очень длинный проигрыш)

ДГ: «Сурганова и оркестр». Только что прозвучала песня первая в нашей передаче под названием «Воздух», меня зовут Дмитрий Гройсман. Ребята у нас в студии. Привет, как вы добрались?

СС: Привет, Дима, привет все-все-все. Отлично добрались, очень было все комфортно, великолепно выспались.

ДГ: Это здорово. Музыканты выспались великолепно, добираясь до Москвы.

СС: Совершенно, да. Вот, нетипичная ситуация. Коллектив, музыканты, шесть здоровых парней, и все выспались.

ДГ: Пацаны, а не было, я не знаю как там, от Питера до Москвы, всего две бутылки водки и кусок селедки…

Кто-то из оркестра: Было пять.

ДГ: Понял. Поэтому спали отлично. На этом тему алкогольную закончим и перейдем, все-таки, к самому оркестру. Потому что, насколько я знаю, в ближайшем будущем на «Нашем Радио» будет премьера песни с нового альбома, и хотелось бы поговорить о вас, ребята. Оркестр новый, молодой, питерский. Ну и первый вопрос – не избежать этой темы, и чтобы ее сразу начать и в начале закончить, хотелось бы спросить, чисто по-человечески, Свет…

СС: Да?

ДГ: Что испытывает человек, пройдя путь с самого начала до всеобщего признания, и по тем или иным причинам которому приходится оставить то, что он делал, и вот остаться одному. Что чисто по-человечески происходит внутри человека? Что ты ощущала?

СС: Чисто по-человечески? Человек испытывает чувство глубокого удовлетворения. От того, что прошло, и от того, что еще предстоит.

ДГ: То есть…

СС: Говорю чистосердечно.

ДГ: …не было никакого сожаления, не было какой-то боли…

СС: Была боль,  было сожаление, было чувство досады и… Но все это ничто по сравнению с тем чувством благодарности, которое я испытывала, испытываю и буду испытывать по отношению к тем людям, с которыми я сотрудничала последние 10 лет, с кем-то чуть меньше… Просто закончился один этап моей жизни, и вот сейчас, вероятно, начинается другой.

ДГ: Тогда скажи, пожалуйста…

СС: Мгм.

ДГ: За достаточно маленький период времени, от момента, когда ты осталась одна и до сегодняшнего момента, когда ты с группой и со своим репертуаром, и с практически записанной пластинкой, при этом вокруг тебя людей технических, административных… и вообще, коллектив как полагается, при полном параде, при полном объеме… За такое короткое время ты опять возвращаешься в шоу-бизнес. Но я когда-то вот, один раз краем уха, чуть ли не в частной беседе вот слышал о том, что тебя вот в шоу-бизнесе что-то не устраивает. Ты вернулась, чтобы исправить шоу-бизнес?

СС: (смеется) Может быть, исправить какие-то собственные ошибки. Как участница шоу-бизнеса. Скорее всего, так. Это работа над ошибками, не более.

ДГ: Я понимаю. Это неплохо. Но тогда давай следующую песню.

СС: С удовольствием. Цезария Эвора. Наш духовный учитель, в какой-то степени. Песня называется «Мой взгляд». Хотя она уже была когда-то опубликована в акустическом альбоме «Ночных снайперов» «Капля дегтя в бочке меда» под названием «Пороховая».

Мой взгляд»)

ДГ: Здравствуйте, программа «Воздух», меня зовут Дмитрий Гройсман, продолжаем беседовать с «Сургановой и оркестром». Но я вам могу сказать, можете мне точно позавидовать, потому что то, что я здесь вижу, вы даже себе представить не можете, как это здорово и как это завораживает.  А скажи, пожалуйста, ты знаешь, что поклонники тебя прозвали ласковой кличкой Сурик?

СС: Да, я в курсе.

ДГ: Скажи, пожалуйста, ты разрешаешь им себя так называть в глаза или нет? Или они себе этого не позволяют?

СС: Господи, как можно вообще что-либо запретить людям? Во-первых. А во-вторых, даже если они меня будут называть Сурик-дурик, что тоже в рифму (смеется), я на них не обижусь.

ДГ: Понятно. Хорошо. Тогда, говоря уже о поклонниках, а поклонники довольно молодые люди… я прочитал один раз такое… 12 постулатов, что можно посоветовать молодым людям на сегодняшний день, как жить и каике правила к себе применять. У меня есть… хотел бы просто уточнить один такой седьмой пункт. «Знать свое продуктивное время».

СС: Ага.

ДГ: «Остальное – для размышлений и секса.»

СС: Абсолютно справедливое замечание. Это кто сказал?

ДГ: Это ты сказала.

СС: А-а? Правильно сказала.

ДГ: Скажи, пожалуйста, может, мне все прочесть? Но вот я бы хотел просто уточнить. Вот знать свое продуктивное время – это понятно. А вот остальное – это сколько, и чего больше у остального – секса или размышлений?

СС: А разве невозможно размышлять во время секса?  По-моему, секс и размышления – это настолько взаимопотенциирующие два процесса…

ДГ: Точно?

СС: Ты не пробовал?

ДГ: Ты знаешь, мой папа мне всегда говорил, что если ты едешь в машине, одной рукой держишь руль, а второй рукой держишь женщину, то и ту, и другую работу ты выполняешь одинаково плохо. Поэтому выбери что-то одно.

СС: Мудрый папа.

ДГ: Ну, ладно тогда, у нас сегодня звонок в студию…

СС: Уже?

ДГ: Да, у нас звонок в студию. Егор, говорите, пожалуйста, вас слушают.

РС: У меня вопрос вот к Свете. Какие у нее события в быту, в творчестве связаны вообще с Питером. 300 лет, в общем, городу, и интересно очень.

СС: Спасибо большое за вопрос. За вопрос, связанный с Питером. Мой родной и самый любимый город, из которого я никогда не собираюсь и никогда не соберусь уехать и переехать тем более. А быт мой сейчас, последних месяцев, связан, как ни странно, с записью моего альбома, и 300-летие Питера. День города, 27 мая я встретила в своей домашней студии, на Кавалергардской, в городе. Питер для меня все: воздух, дом, все влюбленности, вся любовь, жизнь и смерть. Питер для меня все. Пока.

ДГ: Это серьезно. Это даже более откровенно, чем…

СС: …предполагалось?

ДГ: … чем что ты чувствуешь боль… А скажи, пожалуйста, удели вот тоже 10 секунд, проходит 300-летие Питера. Какие у вас, у питерцев, по этому поводу настроения, состояние, вы радуетесь или радостно уезжаете оттуда, или наоборот, стараетесь побыстрее вернуться, чтобы продолжить праздновать со всеми вместе?

СС: Мы стали на столетие старше. Но радует то, что праздник проходит, тьфу-тьфу-тьфу, с минимальным количеством каких-то эксцессов и жертв. Огромное количество людей гуляет ночами, все набережные просто заполнены людьми, приезжими, пьяными, трезвыми… Кирилл вот сейчас обрисовывает жестами менее радужную картину…

ДГ: У Кирилла просто такой монотеатр (смеется)

СС: Помимо того, что Кирилл великолепно владеет, наверно, всеми возможными, которые только человечество придумало, перкуссионными инструментами, он еще великолепно владеет языком жестов. Жаль, вы нас не видите.

ДГ: Этот жест мы не будем рассказывать. Договорились, ребята. Ну что, давай ты сыграешь нам еще одну…

СС: Хорошо не в ящик. Хотя у нас есть одна песня, которая исполняется на ящике. Такой совершенно естественный ящик, который исполнен из фанеры и шурупов.  А называется… нет, не этот… Он такой конусообразной формы, называется кахон.

ДГ: Это Кирилл сейчас, он дал жесты…

СС: Но сейчас да, мы сегодня с собой не привезли кахон, мы сегодня… Кирилл будет играть… ну ящик, он и есть ящик. Африканская народная песня, называется «Птицы». Соло на «некахоне» – исполняет Кирилл Ипатов. Вот у него его инструмент, уже в его промежности. Готов. Поехали.

(все смеются)

(«Птицы». Проигрыш сопровождается визгом.)

ДГ: Здравствуйте еще раз. Программа «Воздух». Все, кто только-только к нам присоединился, в гостях у нас «Сурганова и оркестр», и это – по-настоящему оркестр. Больше того, даже не просто оркестр, это ансамбль танца народов…

СС: Народов Африки и Латинской Америки.

ДГ: Народов Африки, да. Мимо пробегают туземцы, в общем, здесь весело, красиво и здорово.

СС: Мгм.

ДГ: Скажи, пожалуйста…

СС: Да, я вся во внимании.

ДГ: На предпоследней твоей работе, если смотреть на сцену, ты была чуть левее от центра и со скрипкой.

СС: Да, было такое.

ДГ: А вот я пытаюсь здесь рассмотреть – есть где-то скрипка, или нет, но…

СС: Не пытайся. Не найдешь.

ДГ: Как ты себя чувствуешь сейчас фронтмэном? Абсолютно…

СС: Фронтвуменом.

ДГ: А, да, фронтвуменом, извини, пожалуйста.

СС: Так же… Неплохо… Как и чувствовала себя несколько левее и со скрипкой в руках. Мои ощущения совершенно не разнятся. Я как была, так и буду, как была, так и есть… Когда человек выходит на сцену, неважно с чем, с гитарой, с голосом, со скрипкой, и что-то хочет сказать миру и…просто собравшимся людям… он, мне кажется, как бы степень ответственности и самоощущение от этого совсем не меняется. Неважно, в какой роли и в какой значимости он выходит на сцену. Степень ответственности та же, мандраж тот же, количество выделяемого адреналина и пота абсолютно такие же.

ДГ: Скажи, пожалуйста, но скрипка все-таки останется?

СС: В памяти народной – да.

ДГ: А то есть, в оркестре ее уже не будет.

СС: Не люблю категоричных заявлений. Пока нет.

ДГ: Пока нет. Я понял. У нас звонок. Алло!

СС: Здравствуйте.

ДГ: Алло, Саша.

РС: У меня вопрос к Светлане. Светлана, вы живете одним днем или загадываете вперед, планируя что-то надолго?

СС: А… Спасибо за вопрос, я его услышала. Саша задал вопрос по поводу планирую ли я что-нибудь, загадываю я что-нибудь в дальнейшем, или живу сегодняшним днем, если я правильно поняла… Мне 34 года. Я ничего не планирую, ничего не загадываю, я живу сегодняшним днем.

ДГ: Ну а ты вообще любишь выстраивать какие-то планы, вот не знаю, на ближайшие… Вот собирая ребят, ты же там планировала какое-то движение, или нет? Или это вы как получилось, так получится?

СС: Дим, я не знаю, как тебе объяснить, у меня все несколько, может быть, иначе. Я планировала… не планировала, в общем-то, ситуация вынудила, и я этому рада, на самом деле. Я думаю, я надеюсь, что ребята тоже этому рады. Мы собрались, мы играем вместе, от этого получают удовольствие сами музыканты и, я надеюсь, те, кто приходят на наши концерты, вот. Мы получаем денежку за это… Какое счастье музыкантам выплачивать зарплату, Дим! Ты не представляешь. Хотя ты как раз, наверно, представляешь, какое это счастье.

ДГ: Я думаю, что слушатели просто не знают, но я это представляю. Особенно когда есть, что выплачивать. Просто счастье.

СС: Это просто счастье. Во мне, наверно, где-то там дремлет, или уже не дремлет, меценат. Я б с удовольствием была бы меценатом. Я вообще очень просто люблю раздавать деньги. Ради этого вообще, я готова… Ну, в общем, не знаю, на что я готова. В общем, я готова.

ДГ: Света, я с тобой согласен. Приятно. Приятно раздавать деньги, я они не кончаются.

СС: (смеется) А это вдвойне приятно!

ДГ: Понял. Ну тогда, я просто волнуюсь все время, что у нас … очень хочется еще и еще говорить, но я боюсь, что я у вас отрываю время от песен. Поэтому я скажу телефон в студии, звоните, а мы постараемся как можно больше спеть за отведенное нам время.

СС: Здорово.

ДГ: Программа «Воздух», «Сурганова и оркестр». Ребята, не останавливайтесь там. Это так здорово.

СС: Хорошо. Тогда мы исполним композицию «Друг для друга» – так она называется. Просто я соскучилась по мужским хорам. У нас парни не только великолепно играют, владеют своими музыкальными инструментами, еще они все владеют прекрасными баритональными дискантами – как один. Композиция исполняется в стиле «комби». Называется друг для друга».

(«Друг для друга»)

ДГ: Это программа «Воздух»  с Сургановой и с отличным оркестром.  И чем вот дальше слушаю, тем все больше и больше начинаю радоваться, что я первый, который все это видит и слышит, и прямо… вот если бы не клавишник, то у нас у всех отличное настроение.

СС: Не, не, не. Сашка – это мирный бронепоезд. Просто он всегда стоит.

ДГ: Я очень рад. Зато видишь, мы уже постепенно знакомимся. На перкашн – Кирилл, на клавишах – Саня. «Наши в городе». Хочется спросить такую вещь. Света.

СС: Да.

ДГ: В обычной жизни что ты любишь делать? Вот, например, любишь ли ты готовить?

СС: Ой, боже упаси! (смеется) Нет, не люблю.

ДГ: А что ты любишь…

СС: Я люблю употреблять.

ДГ: А-а… Тогда перечисляй что.

СС: Я, наверно, буду неоригинальной. В свете как бы вообще, общих таких тенденций модных… Я люблю суши, люблю японскую кухню. Да, я люблю японскую кухню. Простите. Но это так.

ДГ: А-а-а… селедку?

СС: С водкой? Да!

ДГ: Отлично. Тогда вопрос такой. А, например, вот кто дома у тебя убирается?

СС: Вот это не трогайте. Это святое. Вот все, что касается чистоты… Чисто. Ты.  Это моя история, я просто на дух не переношу всякого рода грязь, пыль…В буквальном, в переносном, вообще, во всех смыслах. И по мере своих сил стараюсь бороться.

ДГ: То есть, ты утром просыпаешься, умываешься…

СС: В качестве…

ДГ: … берешь тряпочку…

СС: Да, в качестве такой зарядки… думаю, что зря вот…

ДГ: Руками махать?

СС: Махать руками, пресс там качать, отжиматься от пола… все бесцельно! Взяла швабру, взяла пылесос… все это делать… пока все эти 72 квадратных метра уберешь, в общем-то, и вспотеть успеешь. Так что все нормально.

ДГ: А еще что…

СС: Калометраж выдержан.

ДГ: Скажи, пожалуйста, есть ли в твоей жизни традиции?

СС: Традиции? Да. Конечно, есть. Вы хотите поговорить о традициях?

ДГ: Да.

СС: Традиционный секс. Традиционный способ отдыхать. В выходные.

ДГ: Ну вот…

СС: Да, я люблю  очень баню.

ДГ: Вот это уже то, что нужно. Вот что такое традиционный секс, я все равно не понимаю.

СС: Господи, как хорошо, хоть кто-то…

ДГ: Все же в сексе, насколько я думаю, все должно быть нетрадиционным.

СС: Что там, традиции – это неуместное понятие для секса. Секс и традиции – это взаимоисключающие понятия.

ДГ: Как люди традиционными не могут быть, так и секс. Что-то я вдруг заговорил о себе. Извините, ребята. Все о вас.

СС: Ну, мы же знакомимся.

ДГ: У нас звонок.

СС: Отлично.

РС: Добрый вечер, Светлана.

СС: Добрый вечер. Жаль, вас плохо слышно.

РС: У меня такой вопрос. Раз вот тут в дружеской беседе за рюмкой чая было высказано мнение, что каждый человек носит маску. Даже сам того не осознавая. И чем естественнее он себя ведет, тем сложнее эта его маска. Вот вы согласны с данной  теорией?

СС: Чем сложнее маска… Может быть, сложнее колорит и палитра этой маски? Может быть, она очень разноцветная и эклектичная? Хороший вопрос, огромное спасибо за него. Я на досуге подумаю на эту тему. Мне он очень понравился, вопрос.

ДГ: Ответ на досуге получим. Ну что. Немного возвращаясь к традиционной бане. Скажи, пожалуйста, что тебе больше нравится – русская баня или сауна?

СС: Я люблю и ту, и другую. Я вообще люблю потеть. Я даже на концерте, когда вот такое случается, как можно теплее одеваюсь, потому что вот такая редкая и прекрасная возможность все отдать, даже это!

ДГ: Ребята, то что я здесь вижу в студии, это нужно обязательно смотреть. Потому что, я думаю, на сцене это будет еще красивее. И мы не будем больше терять времени и сыграем еще. Ребята, играйте, это здорово.

СС: Хорошо. Какие-нибудь пожелания есть? Я хочу, чтобы мы сейчас сыграли «Апрельскую», но…в стиле меренги (смеется). Хорошо? Просто эта композиция у нас звучи в трех стилях: в меренге, в диско и в мейнстриме.

(«Апрельская». Припев – хором. Под конец Света начинает рычать.)

ДГ: «Сурганова и оркестр» – это очень здорово.

СС: Да, это очень смешно звучит. Апрельская-посевная.

ДГ: 105 04 44, это наш телефон в эфир, меня зовут Дмитрий Гройсман, мы продолжаем беседовать. Скажи, пожалуйста, что такое «ложная скромность»? У тебя один из постулатов есть – «Жить без ложной скромности».

СС: Правильный постулат. Когда человек талантлив, и он знает, что он талантлив, и когда ему говорят, «ах, как вы талантливы», он говорит: «ах, что вы, что вы, нет»… бред все это! Как минимум, как минимум и как максимум – просто: «Да, спасибо, я знаю». Или вариант ответа: «Да, стараюсь быть таким или такой». Или: «Да, я знаю, у меня много недостатков». Ну и так далее. И вообще, все, что угодно, но только не ложная скромность. А вообще, мне кажется, все нужно переводить на веселую волну, потому что иначе можно просто свихнуться.

ДГ: А скажи, пожалуйста…

СС: Да?

ДГ: Вот ты говорила, что все гениальное легко пишется. Вот Пушкин легко писал… Ты легко пишешь?

СС: Я не Пушкин.

ДГ: Без ложной скромности. У нас есть звонок в студию.

СС: Есть звонок.

ДГ: У нас звонит Дарья. Алло, Дарья, мы вас слушаем.

РС: Здравствуйте.

СС: Добрый – я не знаю, что сейчас – день, вечер, ночь… привет.

РС: Я хочу задать вопрос, значит, как вы относитесь к фанатам, и вообще вот, образно выражаясь, если после концерта вам снимут номера с машины, образно выражаясь… И второй вопрос. Вот вы на форуме спб.ру писали, что вы любите небольшие концертики, то есть, такие теплые, дружеские, человек на 100, 150, а сейчас вы, выступая с «Север-Комбо», у вас, наверно, увеличится аудитория, и вам придется… Ну, там молодые люди, которые, наверно, стремятся к славе, стремятся попасть на большие площадки… Как вы будете разбираться с этим?

СС: Дарья, спасибо большое за вопросы. Касаемо первого. К фанатам отношусь очень тепло, почти по-матерински. Если они, конечно, не наглеют. А то, что касается площадок 100-150 человек, может быть, не расслышали, может быть не дочитали, может, я недосказала. До 3 тысяч. Я считаю, что самая оптимальная – максимальная-оптимальная для нашего проекта площадка – ДК Ленсовета в городе Санкт-Петербурге. Вот там, мне кажется, нам будет очень уютно. А Ледовый там, прочие стадионные площадки – мне кажется, это слишком. Идет такое рассеивание энергии – непонятно куда, непонятно зачем, кому… вот так вот.

ДГ: Спасибо. Скажи, пожалуйста…

СС: Да.

ДГ: Будем ли мы что-нибудь снимать? Клип… Вот ты сказала, что не планируешь… поэтому без планов.

СС: Хорошо. Без планов. Не планирую. Просто, на мой взгляд, если снимать клип, то снимать его очень хорошо, очень качественно, очень дорогим и главное – содержательным. Мне очень нравится вот эстетика клипов Милен Фармер, но м не можем себе позволить пока… реализовать, например, такой клип. Поэтому, лучше ничего, чем то, что я вот вижу сейчас по МТВ, по МузТВ. Приходите на живые концерты – вот лучший клип, пожалуй.

ДГ: То есть, музыкантам деньги раздаем с удовольствием, а режиссеры пусть пока подождут.

СС: Всему свое время, наверно.

ДГ: Тебя называют неисправимым оптимистом.

СС: Да?

ДГ: Да. Бывают моменты, когда твой оптимизм тебя покидает? Или все же ты такой человек, который никогда самообладания не теряет?

СС: У меня есть волшебная формула. Заключается она в одной фразе. Не имею права. Точка.

ДГ: Жестко. Скажи, пожалуйста, а можно воспользоваться при случае?

СС: Конечно.

ДГ: Спасибо. Я буду всем говорить, что это твое.

СС: Авторство не обязательно указывать.

ДГ: Нет, у нас… Я всегда указываю. Потому что последний разговор, когда я разговаривал с Гребенщиковым о своих взаимоотношениях с дочерью, он сказал: «Что бы вы ни слушали вместе – у вас обычаи разные». Я запомнил…

СС: Хорошо.

ДГ: … у нас обычаи разные. Гребенщиков. Ну что, ребята. У нас осталось совсем немного времени. Давайте сыграем.

СС: Давайте. Композиция называется «Мураками». Поехали.

(«Мураками». На проигрыше в конце Света представляет музыкантов, каждый исполняет соло.)

СС: Саксофон – Иван Нехлюдов… Соло-гитара – Валерий Тхай… Клавишные, аккордеон – Александр Арсеньев… Бас-гитара – Игорь Шмаров… Перкуссия – Кирилл Ипатов… Барабаны – Данил Прокопьев…

ДГ: Это была «Сурганова и оркестр», программа «Воздух», Дмитрий Гройсман ее вел. Спасибо, что вы нас слушали. Ты прощаешься?

СС: Ой… До новых встреч.

ДГ: … в эфире.