2014 09 24 Газета «Собеседник»: «Я вообще плохо ориентируюсь, что там, на Украине, происходит»

Корреспондент — Баканов Константин

Диана Арбенина, собирающая на концертах по несколько тысяч человек, неожиданно для себя оказалась «врагом народа». Концерты в России стали отменять один за другим. Об истинных причинах, как повелось у нас в стране, никто официально не говорит. Реальные более-менее понятны всем. Всем, кроме, пожалуй, самой Арбениной.

– Диана, у вас теперь философский фейсбук. Там ваш портрет с таким серьезным взглядом и надпись крупными буквами: «ЗАЧЕМ?» Ищете в чем-то смысл?

– Это не моя идея, а моих поклонников. Неплохой, кстати, аватар получился. И по-моему, не серьезный, а просто печальный взгляд. Ну, времена такие.

– То есть никакой философии? Поиск ответа на простой вопрос?

– Да, я не могу понять простую вещь: почему вокруг нашего концерта в Киеве поднялся такой шум? В чем заключается смысл этого, если я всего лишь обратилась к своим поклонникам: сказала, что не хотела бы, чтобы мы погибали – и украинский народ, и русский, что не нужно устраивать межнациональную рознь!

– В течение недели в Москве вы отыграли два сольника, и стихи читали в ЦДЛ, и презентация фильма-концерта Unplagged в парке Горького прошла…

– Да, но в регионах почему-то к нашим уже заявленным концертам относятся иначе. Там организаторы, владельцы площадок бьются за наши концерты. Им говорят так: «Нам нужна площадка под нужды города». Организаторы у нас там везде хорошие, они не сливаются, они поставлены в такие дикие условия. И непонятно: то ли людьми руководит страх, то ли они не дают себе труда разобраться, то ли выполняют чью-то команду. Между прочим, Министерство культуры России сделало заявление, что к срыву наших концертов оно никакого отношения не имеет. Вся эта ситуация, конечно, печальная. Но я надеюсь, волна схлынет: искать во мне политически активную гражданку, к сожалению для кого-то или к счастью, не получится. Как я играла рок-н-ролл, так и играю – и больше ничего не умею. Ну, детей воспитываю.

– На НТВ вышел фильм «13 друзей хунты», героиней которого вы стали…

– Ложь заключается в том, что я якобы поддержала нелегитимную власть на Украине, чего я никогда не делала. Я вообще плохо ориентировалась (да и сейчас не лучше) в том, что там, на Украине, происходит. Знала только, что там идет гражданская война и моим слушателям, а это обычные люди, не связанные никак с политикой, там нелегко живется. Я и сказала, что поддерживаю простых людей, но никак не политиков.

– Вы фильм смотрели в прямом эфире?

– Нет, я отдыхала с детьми на море, и о том, что это «произведение» появилось в эфире, я узнала от мамы, которая в это время была на даче.

– Погодите, дайте-ка угадаю: вы метались из угла в угол, обхватывая голову руками?

– Мама была в ужасе, а я, представьте себе… хохотала! Потому что всё, что они там сказали, – это всё вранье, за исключением того, что мои дети по стечению обстоятельств родились в Америке. Но я не ожидала, что кто-то поведется на эту муру. И что дело дойдет до санкций с угрозой отмены концертов.

– Лично я выловил трех «блох». Во-первых, вы якобы уехали в Киев, чтобы отметить день рождения, хотя известно, что каждый день рождения вы отмечаете концертом в Москве. Во-вторых, вы в Киеве делали заявления якобы для того, чтобы сохранить для себя украинские гастроли. И третье – что вам промыл мозги американский муж.

– Что до концертов, то в моем гастрольном туре до конца года был только один украинский концерт – в Одессе. Кстати, когда летом мы там были, то первые слова, которые я сказала со сцены, были слова соболезнования родным и близким людей, погибших во время известных и ужасных событий. Но эти слова почему-то никто не цитирует. А прицепились к извинениям, которые несли вполне определенный смысл: мне было обидно за людей, которые ждали своих артистов, моих коллег – рок-музыкантов. И только.

Представьте себе: вы живете в Киеве, покупаете билет на концерт, он отменяется, потом не приезжает ваша любимая группа. Перед концертом «Снайперов» мне позвонила наш организатор Катя Судоргина, ее знают все люди, которые играют рок-н-ролл, и спросила, точно ли я приеду. Когда я подтвердила приезд, я вообще не думала о политике. Это вообще-то не мое дело.

– В Одессу поедете?

– Сейчас концерт передвинули, так как в мой адрес поступила угроза: если вы туда полетите, то вы не доедете до площадки.

– Да, просто сказочные перспективы у вас в связи с «масштабными» украинскими гастролями открываются… Легкие денежки, и грести наверняка лопатой будете.

– Да, это один из пассажей в том самом «произведении» энтэвэшного искусства. И я негодую по этому поводу, потому что ничего, кроме призыва к миру, из моих уст не звучало.

– Диана, я тут подумал… Может, художник, которому чинят препятствия, получает творческий драйв? Может, травля в России – часть творческого процесса?

– Я выросла дома в атмосфере любви. У нас никто никого не третировал, не пинал и не травил. Поэтому сейчас, конечно, я чувствую себя странно.

Но я не сдамся. Меня не смогут закрыть, потому что, даже если меня везде запретят, я возьму гитару и поеду в город петь. Я помню, как пела в переходах, я помню, как пела на кухнях, и я знаю, что люди меня будут ждать в этих городах.

24.09.2014