2014 10 Журнал «Курсив»: «Все российские рокеры хотят концертов в Украине»

Корресопндент — Штритер Елена

В 2013 году Диана Арбенина — музыкант, лидер группы «Ночные Снайперы» — отпраздновала 20-летие своей жизни на сцене. А заодно решила сделать грандиозный подарок своим поклонникам – юбилейный тур, с которым группа проедет полмира. Хельсинки, Стокгольм, Берлин, Нюрнберг, Вена, Прага, Варшава, Рига, Таллин, Вильнюс, Антверпен, Лондон, Париж, Тбилиси, Батуми, Ереван, Тель Авив , Кейптаун… Еще одной точкой на карте тура стал Алматы, встретивший юбиляров 21 октября.

Говорить о музыке Дианы Арбениной можно часами. У Дианы есть песни, которые зал поет хором. А есть песни, под которые зрители боятся даже вдохнуть. Сама Диана то поет свои пронзительные хиты, то дерзко-откровенную акустику, а то резко сворачивает в поэзию и читает то, что сама называет «антипесни». И каждый раз время с первых нот до последних аплодисментов ужимается до размера мгновения…

С Дианой мы встречались почти год назад. И, как и тогда, пресс-конференция снова была недолгой. В этот раз Диана очень торопилась – ей хотелось успеть съездить с детьми и мамой на «Медео». И снова первый вопрос пресс-конференции прозвучал с ее стороны: «Ребят, а сколько отсюда до «Медео» ехать? … Минут 25-30? Тогда давайте я быстренько отвечу на ваши вопросы и мы поедем».

Диана, многие группы в свои дни рождения устраивают совместные…

Пьянки?

… выступления с другими группами, которые перепевают песни юбиляра. У вас ожидается что-нибудь подобное?

Ничего подобного не будет. Потому что пить нет смысла никакого. Все равно уже знаешь, как это будет: сначала хорошо, потом плохо, потом опять хорошо и опять плохо. Зачем? Глупо… Что касается песен, то я выпустила сольный альбом «Мальчик на шаре». А на самом деле, знаете что – я праздников не люблю. Я не знаю что делать. И фуршеты я не понимаю – брать канапе, рюмочку и со всем этим разгуливать… Для меня это скучно. Для меня самый главный кайф жизни в буднях и работе. С годами я даже прониклась понедельником. Раньше было «понедельник – день тяжелый», а теперь как-то здорово.

Диана, нельзя не задать вопрос об Украине. Сейчас многие музыканты все чаще высказываются в защиту украинского народа…

Я по сути первая это сделала.

Но за это иногда приходится платить довольно высокую цену.

Владимир Путин – наш президент – на заседании Совета по правам человека сказал, что самое страшное – это отчуждение русского и украинского народов и стоит сделать все, чтобы это прекратилось. По большому счету нас всех рассудит история. Но я в истории останусь человеком, который в 2014 году призвал всех к миру. Хотя на самом деле в этом нет ничего геройского. Просто очень многие об этом забыли. То, что сейчас происходит в Украине – это страшно. Потому что это разгул фашизма и действительно непонятно какой власти, которая постоянно меняется. Я очень сочувствую украинскому народу и я очень поддерживаю украинский народ в это страшное для их страны время. Мне кажется, любой сделал бы на моем месте то же самое.

А как Вы считаете, можно примирить противников?

Конечно можно. Я считаю, что по большому счету эти противники, если говорить про нормальный простой народ, как мы с вами – это надуманно. Видите ли, моя бабушка, которой исполнилось бы 95 лет – она умерла 2 года назад – просто не поняла бы, если бы ее внучка пришла и сказал, что у нас есть не украинский народ, а «укры»… Я думаю, она дала бы мне по лицу. И была бы права. Мне кажется, что здравый смысл, в конце концов, должен возобладать. Мы же все хотим жить в мире и растить детей, ездить на «Медео» и с концертами. Поэтому, я думаю, вся эта истерия пройдет.

В декабре 2013 года в одном из интервью вы сказали, что понимаете Украину, понимаете, почему она тянется к Евросоюзу, а сейчас говорите о близости славянских народов…

И где здесь противоречие? Они сами запутались. Они подумали, что им будет хорошо в Европе и президент им пообещал, что они присоединятся к Европе. Но этого не произошло. И молодые люди этой страны, которые хотят учиться в университетах вроде Сорбонны, вышли на Майдан выразили свою позицию. А дальше начался кровавый ад, который не прекращается до сих пор. И по большому счету к Европе это уже не имеет никакого отношения. А она призадумалась, как мы все знаем. После того, как европейцы увидели, что происходит в Украине – стране, которую они хотели взять к себе, под свою опеку, в свое лоно, они призадумались и остановились. Потому что, вероятно, Украина не готова. А не готова она потому, что у власти там совершенно непонятные люди, которые в последнюю очередь думают о нормальных простых людях. И о молодежи в том числе. Поэтому я бы посоветовала нам всем вообще не лезть туда. Оставаться в рамках свое страны: Казахстана, Франции, России… Неважно. Им надо разобраться в самих себе и прекратить истерию в самой стране. Сейчас это уже очень сложно, потому что с момента Майдана уже прошел год. Я помню, у нас был тур по Канаде, и я смотрела в «Фэйсбуке» как они стоят на Майдане. И с тех пор прошел уже целый год! Целый год эта страна не может сама в себе разобраться!

Понимаете, я не политик. Я политикой не занимаюсь – упаси, Господи… Я ращу двоих детей и вот уже 20 лет занимаюсь музыкой. Я в этом совершенно счастлива и мне большего не надо. Но я не понимаю, как за год можно не разобраться? И что делать тем людям, которые уже целый год своей жизни убили на вот это состояние, когда ты нормально за круасанами выйти не можешь. А тебе 20 лет и ты в гробу видал все эти политические дрязги и инсинуации, к которым ты не имеешь отношения. Да тебя туда никто и не пустит…

Вот представьте себе, что вас зовут Вика Бугаева и вы живете в Киеве. Это моя ученица с «Голоса» Украины – я там провела 2 сезона и, кстати, мы там хохлов «сделали». Дважды. И они об этом помнят. Так вот она пишет, что вышла как-то на улицу, а рядом прогремел взрыв… И в этот момент я подумала, что никого из нас это, слава Богу, не коснулось. А вот воспитательницу моих детей коснулось – она была в конфликте Абхазии и Грузии. Это везде. Но пока самих нас не касается, мы уверены, что все в порядке.

А вы планируете посвятить какую-нибудь песню ситуации на Украине?

Я никогда ничему песни не посвящаю. Я не конъюнктурщица! Я пишу из влюбленности. Вот если я влюблюсь в украинца (чего до сих пор не было), то, может, напишу песню, посвященную именно этому человеку. Если влюблюсь в казаха, напишу песню, посвященную ему. А что касается концертов, то я очень хочу концертов на Украине. И, поверьте мне, все рокеры в нашей стране хотят того же. Они просто сидят и выжидают. Сидят, выжидают и молчат. А я вот думаю, выжидать – это одно, а зачем молчать-то? Почему не сказать: «Ребята, мы вам сочувствуем»? Ну, такая вот ситуация на сегодняшний день…

В рамках юбилейного тура вы даете акустические концерты? И отличается ли аудитория, которая приходит на «акустику», от аудитории на «электронике»?

Да все те же! Я очень люблю акустические концерты. Они строятся совершенно по другим законам. В них меньше расстояние между тобой и публикой. Я больше, конечно смущаюсь… В «электронике» ты выходишь на сцену, там такая армада звука, а за тобой стоят три парня и ты действительно играешь рок-н-ролл, выращенный в лучших традициях рок-н-ролла… Мика Джаггера, допустим… А «акустика» — ты сидишь с баяном и думаешь: собьюсь – не собьюсь… Но на самом деле я люблю и то и другое. И там и там ты выражаешь себя. Это как сын и дочь. Тема, Марта, кого я люблю больше?

Дети: Обоих.

Конечно. И в юбилейной программе, разумеется, будет и «акустика» и «электрика».

Диана, а вы часто берете с собой детей на гастроли?

Стараюсь часто. Но все зависит от того, как они себя ведут (в сторону детей: как они себя ведут) и от того, как они себя чувствуют. В Воронеж вот их с собой не взяла – они разболелись. А сейчас у них каникулы в детском саду, которые начались вчера. В общем, удачно так все совпало.

Мне без них сложно, а когда они рядом… Так сегодня утром прилетели и – они спят в одной комнате, а я спальне – я слышу как они там пытаются угомониться и думаю, что у кого-то за стенкой было армянское радио, а у меня – детское.

Вы хотите, чтобы они пошли по Вашим стопам?

Тема хочет играть на барабанах, а если это намек, то я его приняла уже. Вообще мне кажется, что они должны сами выбирать по себе и мне бы хотелось чтобы они были счастливы в том, что они выберут. Тема, ты кем хочешь стать?

Тема: Боксером

Вот так вот. Марта, а ты?

Марта: Художником.

Ну здесь все ожидаемо…

Тема: Я пилотом хочу стать.

Тема, первое слово – дороже второго. Ты путаешься в показаниях!

Как изменилась Ваша жизнь и Ваше творчество с рождением детей?

Мне кажется, что каждый человек становится счастлив, родив ребенка. К женщине это относится в тройной мере. Когда ты ощущаешь материнство, ты понимаешь, что все песни, все страны мира, все обиды, все влюбленности – это все вторично. Я никогда так не влюблялась до рождения детей. Я влюблена в них по уши. Я говорю их фразами, я под них «подкашиваю». Они мне дают бодрость, доброту и бессмертие. Каждый человек, родив ребенка, обретает бессмертие. Мне кажется об этом не стоит забывать. Ведь самое главное – это семья. Не политика, не Укарина, не Россия, не Казахстан, а семья. Потому что семья может быть счастлива в любом месте.

На кого похожи Тема и Марта?

На меня. Это я, поделенная пополам. Тема взял от меня что-то одно, Марта – другое.

Диана, а в «Ночных снайперах» вы себя больше ощущаете лидером или частью большой семьи?

Я себя чувствую мамой. Я себя чувствую человеком, который приносит и от которого ждут новый материал. Я не имею права стагнировать. Но я постоянно пишу песни не потому, что от меня этого кто-то ждет а потому, что я чувствую какую-то ответственность и мне не все равно, что происходит в жизни. Поэтому мы каждый год выпускаем по альбому. На 20 лет у нас был двойной акустический альбом, потом «Мальчик на шаре», а сейчас мы хотим попробовать записать «электрический» альбом, одиннадцатый по счету. Размочить следующее десятилетие, в общем…

Как изменилась публика за последние 20 лет?

Публика стала более требовательной. И мне это нравится. То есть, если раньше, к примеру, берешь гитару и ты уже герой, то сейчас мы уже прошли такой путь, что ты берешь гитару и играешь, как Карлос Сантана, но ты уже не герой. Потому что Карлос Сантана – был. А ты кто? По большому счету важно найти верных три ноты. Максимум. А вообще лучше одну. И нужно приходить к самому себе. Сейчас этим занимается не очень много рокеров и за это аудитория их и наказывает.

Мне бы хотелось, чтобы мы все-таки не забывали, что в век научно-технического прогресса, когда каждый (каждый!) при желании может записать свою пластинку, очень важно не сдуться. Ведь аудитория это чувствует. Ее уже на мякине не проведешь. Взял красивую гитарку, поиграл – ну и что? Люди откликаются только тогда, когда они понимают, что человеку: а) есть, что сказать и б) ему от вас ничего не надо. То есть, понятное дело, вы платите за билет на концерт – мы прилетели и, стоя на сцене, работаем, но по большому счету я вам не хочу понравиться. Я такая, какая есть.

И если бы у нас были такие рок-герои, как Шевчук, БГ, которого я очень уважаю, а не те однодневки, которые сегодня – герой, а через пару лет – тусует по клубам и ему больше нечего сказать, тогда все было бы лучше. Ведь рок-н-рол – самая честная музыка. Так придумала история. Не поп-музыка самая честная. Поп-музыка для того, чтобы после концерта, например, в Алматы мы поехали в районы, забились в кабинку, выпили водки и тут включился Лепс и спел про рюмку водки на столе. А на рок-концерт вы же за другим приходите, правда? Мне бы очень хотелось, чтобы больше было людей, которые бы отвечали вашим нуждам, которые хотели бы что-то сказать.

Диана, очень многое в музыке зависит от оранжировки. А кто ваш оранжировщик?

Сами. Очень много пластинок мы записали с Евгением Ступкой. Первым альбомом, который мы с ним записали был «Цунами», а дальше и сами писали, и к нему возвращались. «Мальчик на шаре» записан с другими музыкантами, а не с моими парнями – на тот момент не было нормальных отношений в коллективе. На сегодняшний день мы хотим записать одиннадцатый альбом без участия кого-либо. Главное определиться, где писать. Я не люблю в этом смысле ни Москву, ни Питер. В Москве пока до студии доедешь, складывается ощущение, что все уже записал. Думаю, все-таки в Питер перебраться.

Какие планы на следующие 20 лет?

Замечательный режиссер Вуди Ален как-то сказал, что если ты хочешь насмешить бога – расскажи ему о своих планах. Я не стратег. Я – женщина и в первую очередь полагаюсь на свою интуицию. Вот мне захотелось записать пластинку самой – я ее записала. И я к ней не возвращаюсь. Иду дальше. Из точки А в точку Б я двигаюсь исходя из того, что мне сейчас интересно.

Есть ли молодые группы, которые Вам нравятся?

Когда мне присылают диски и просят послушать, я очень боюсь обидеть… Но есть множество групп, которые просто хотят играть (это к вопросу о том, есть ли что сказать) и не знают вывезет их это или нет. На сегодняшний день могу сказать, что в России меня не зацепил никто. При том, что я смотрю «Голос» — там неплохие ребята, но они надеются, что придет какой-то дядя и все для них сделает. А ничего не происходит, потому что ты должен сам…

Что касается команд, которые за границей, то здесь просто «обнять и плакать». Они действительно кайфово играют. И ты смотришь на них и думаешь, Боже мой, мне сорок лет и мне не слабо начать заново… Те же Muse. Я помню, как они прилетали в Москву и мы играли в Крылатском в одной программе. И на велотреке в Крылатском было всего 150 человек. А сейчас они собирают стадионы.

Мне бы очень хотелось, чтобы появлялись люди, которые бы занимались звуком и собой. Поэтому я говорю – присылайте свои записи. Мне не слабо прослушать и помочь, но не как добрый дядя, а я действительно могу натаскать. Я люблю учить. Ведь самое страшное – когда нечего слушать. Включаешь телевизор, а там «Золотой граммофон». Без обид. Я не хочу сказать, что «Золотой граммофон» — это плохо. Но есть шоу-бизнес, а есть Владимир Высоцкий. Кесарю – кесарево.

А почему вы покинули шоу «Артист»?

Что значит покинула? Я не покинула, а меня оттуда выкинули. Это связано с тем, наш прекрасный канал «НТВ», на котором пробу ставить негде сообщил все стране, что у меня есть американский муж и я кем-то там завербована. Там сидел такой дядя в очках, который на полном серьезе на «голубом глазу» всей стране врал. Просто сидел и врал. Я смотрела эту программу и хохотала. Поначалу. Потом мне стало грустно. Так вот, он говорил, что меня подвели к американскому мужу и заставили завербоваться американские спецслужбы. Это бред сивой кобылы. К сожалению, у меня мужа нет. К сожалению потому, что я бы может и вышла замуж. Мне не слабо. Но зачем же сразу отдавать меня замуж за границу? Потом про этот несчастный тур по Украине… В общем, наврал с три короба. Ну, канал «НТВ» этим славится, собственно. Поэтому я ничего и не сказала. Что с ними связываться – только руки марать. А после этого мне позвонили ребята из шоу «Артист» и сказали, что я больше в нем участия не принимаю. Такая вот история.

Ну все – время уже… Мы поехали. Добра вам и мира, ребята!

10.2014