2014 12 02 ТАСС: интервью «Позиция рок-музыканта — не бросать своих фанатов»

Первый за несколько месяцев российский концерт Дианы Арбениной и ее группы «Ночные Cнайперы» пройдет 3 декабря в столичном Crocus City Hall. Всю осень концерты музыкантов отменялись в российских городах под разными предлогами. О том, как группа пережила вынужденный концертный простой, что стояло за отменами выступлений, а также о своем увлечении виниловыми пластинками и воспитании детей Диана Арбенина рассказала в интервью ТАСС.

— Сейчас большинство музыкантов зарабатывают за счет концертов, а не за счет продажи дисков. Насколько ситуация с отменой концертов по всей стране вас в финансовом смысле подрубила?

— Тотально. Сейчас вся группа — десять человек — живет за счет моих сбережений. Я плачу людям зарплаты. А что остается делать? У нас был один концерт в Воронеже в сентябре и, я надеюсь, будут Москва, Питер и концерт в Екатеринбурге, который отстояли фанаты. Прям в буквальном смысле отстояли. Они ходили в администрацию, собирали бумаги, подписывали разрешения, и 18 декабря мы полетим туда, это наша победа! Ну вот пока живы.

— Ну непонятно же, когда перестанут отменять концерты.

— Непонятно.

— А с какой формулировкой отменяют?

— На местах это происходит так. Сначала отваливается муниципальная площадка, где должен состояться концерт. Люди говорят: «Вы знаете, мы забираем площадку под городские нужды, внезапно нам понадобилось именно это число». Мы говорим: «Хорошо, когда мы сможем выступить на этой площадке?» Нам говорят: «Никогда». Хорошо. Мы переносим концерт в клуб, но там звонят человеку, который держит клуб, и говорят: «Отменяй, потому что будет пожарная проверка, если не пожарная проверка, мы еще к чему-нибудь придеремся, в общем, снимай. А ты жить здесь хочешь, в этом городе?» Люди, конечно, хотят жить в своем родном городе, вот и снимают концерт.

— Вам как-то компенсируют издержки?

— Нет, конечно. Мы подписываем договор, это все легально, платим налоги, вся схема четкая и хорошая. Когда организатор берет у нас дату, он платит нам то ли 30%, то ли 50% за то, что забирает время. Но вот когда у нас отменили 30 концертов за эту осень, мы вернули все предоплаты организаторам, и, я считаю, это правильно. Сейчас мы, скажем так, в нуле. Я, условно, в минусе, а группа — в нуле. А организаторы априори в минусе, потому что они потратились на аренду, которую им не возвращают, рекламу и так далее. И еще их ставить на предоплату мне за концерт, который я не играла? Это такая скользкая ситуация, лучше не надо.

— Диана, так, может быть, подать в суд на НТВ, чтобы прекратить эту историю? С них же все началось.

— Я, безусловно, могу подать в суд за клевету. Но представляете, какая это тяжба, когда она закончится и сколько мне нужно будет на нее нанимать адвокатов и так далее? Я не буду с этим связываться, я просто в это не верю. Ну хорошо, в суде мне выплатят какие-то моральные компенсации, а концерты-то мне уже отменили. И я себя не позволю называть фашистом и человеком, который не любит свою страну. Я не буду мериться и напоказ признаваться и клясться в любви к своей стране, потому что это либо есть в крови, либо нет. Поэтому я с ними связываться не буду. Зачем? И потом, они же всей этой желтизной живут.

— Вы же уже не раз объясняли, что на самом деле произошло. Почему на это никто не отреагировал?

— У нас люди все-таки верят телевизору. Но что самое интересное, вот ко мне недавно в детском саду подошла женщина, обняла меня и сказала: «Держитесь». И ко мне никто ни разу не подошел с оскорблениями. Представляете, формулировка: моя политическая позиция заключается в том, что я поддержала нелегитимную власть в Украине?!

— Но вы же совсем не то говорили?

— Да! Во-первых, я вообще не знаю, что такое «нелегитимная власть». Во-вторых, я не лезу в Украину в принципе, потому что у них там такой бардак происходит. И в-третьих, где политика и где я?

Я ставлю пластинки и от этого потею, мне кайфово, понимаете? Тот, кто хочет сидеть в Думе, пусть он там и сидит. По большому счету меня подставили средства массовой информации. Это так называется. Потому что они мне на голову налили интересных фактов и еще обвинили в том, чего я не делала. Может, моя беда в том, что я не побежала сразу скандалить и выяснять с ними отношения? Но понимаете, я, когда посмотрела фильм на НТВ, я смеялась, просто реально хохотала, и тут мне звонит мама и говорит: «Доченька, это конец». Я говорю: «В смысле?» — «Это конец». — «Почему?» Она говорит: «Все, считай, никаких концертов у тебя больше не будет, тебя сделали врагом народа». Я говорю: «Мама, это же чушь, что они там сказали!» — «Но это — все, ты увидишь». Представляете, и стало сыпаться все.

— На концерте в Киеве вы говорили о своих коллегах?

— Да, если сказать конкретно, то 3 июля я приехала на запланированный концерт в Киев, вышла на сцену и сказала, что я против братоубийственной войны. А я против братоубийственной войны! И против войны как таковой! Кто вообще это когда-либо поддерживал?

«Меня никто об этом не просил, — сказала я, — но я хочу попросить прощения за своих коллег по цеху, которые не приехали к вам и не поддержали вас в страшное для Украины время». Вот что я сказала. Я повторяю еще раз, что позиция, в особенности рок-музыканта, должна заключаться в том, чтобы не бросать фанатов — не страну, не Украину, не Зимбабве, а тех людей, которые тебе когда-то поверили. И не надо их делить на национальности. Это последнее дело!

И после этого меня обвиняют в национализме, в фашизме? Это чушь! При том что, самое интересное, когда на местах вся эта ахинея начала происходить, я подумала: «А ведь на самом деле они идут против государственной политики, потому что Владимир Владимирович Путин на Совете по правам человека сказал, по-моему, так: » Мне грустно смотреть на то, что происходит между народами, и нам нужно как можно скорее прекратить кровопролитие и отчуждение братских народов».

А представляете, если бы я взяла эти слова и пришла в администрацию города Орел или Иваново или в город Владимир, где знаете что делали? Где собирали подписи, чтобы у меня не было концерта. Ходили по квартирам вечером и собирали подписи. Поставили мою ростовую фотографию, с которой рядом стоял чувак и говорил: «Подпишитесь — вы за концерт или против». И вот я прихожу к мэру и говорю: «Хочешь проблем? Я сейчас просто скажу, что вы идете вразрез с государственной политикой». Я ведь так могла сделать, правда? А теперь задайте вопрос: кто это сделал? Кто мне испортил всю осень 2014 года? Я могу вам сказать: страх! Страх вот этих людей на местах, которые, просто пытаясь в чем-то перестраховаться, вот так взяли и подмяли под себя коллектив и еще попытались запятнать мое имя. Я-то его запятнать не дам. Но не походами по судам, а тем, что сейчас стою и кручу пластинки, потому что я совершенно нормальный, адекватный человек.

— А как вам кажется, после большого концерта в Москве выступления в регионах перестанут отменять?

— Думаю, да. Они посмотрят на Москву и дадут задний ход, потому что состава преступления нет, преступления нет. И я буду выступать в этих городах, где мне плюнули в душу. Ради своих фанатов. Я их 20 лет зарабатывала. Это армия, которая мне верит. И я ими дорожу, это не просто так, я же не дешевка, понимаете, которой наплевать на всех.

— Давайте про музыку. Расскажите, что вы готовите своим фанатам на предстоящем московском концерте?

— В прошлом году режиссером концерта был Кирилл Серебренников, там был театр и все такое. В этом году мы хотели сделать просто рок-н-ролльное масштабное рубилово в хорошем смысле слова, но со всеми этими отменами очень опасаемся, что этот концерт сорвут. Такая цепная реакция, потому что Ледовый нам в Питере сняли. Там просто решили, что со мной опасно связываться, я, наверное, кусаюсь, и концерт перенесли в один из клубов.

Короче говоря, вся режиссура порушилась. Но для Москвы мы придумали концепцию звука и решили сделать то, что не делали наши музыканты в «Крокусе», я имею в виду дополнительные сценические конструкции, скажем так. Не хочу сейчас называть вещи своими именами, лучше 3 декабря убедиться, что все будет хорошо. И мы поставили в этом году на интерактив, на взаимодействие с людьми, потому что все остальное нам просто не дали сделать.

— Получается, в этом году вы без режиссера?

— Да, в этом году я решила все сделать сама.

— Диана, вы думаете, что вам и 3-го сорвут концерт? Прямо уже по ходу действа?

— Нет, во время — нет.

— Есть всякие активисты…

— Ну этим активистам нечего мне предъявить. Одно дело Макаревич, который высказывает свои политические мнения и суждения, а другое дело то, что мне навалили на голову.

— А песни на концерте вы будете играть старые и с нового альбома?

— Да, еще будет две премьеры.

— Недавно вы дебютировали в качестве диджея: ставили виниловые пластинки из своей коллекции. Как чувствуете себя в новом амплуа?

— Мне было очень интересно. Я профессионально этим не занимаюсь. Просто люблю музыку. Я видела, как работают диджеи, так, что у них все классно вылетает. Вот и я попробовала.

— У вас большая коллекция винила?

— Ну смотря с кем сравнить. Я всегда любила винил, это не дань моде. Хотя если вдруг настроение публики сейчас такое, что все обратились к винилу, я только за. Потому что меня лично цифра очень сильно достала. Я тоскую по тем временам, когда мы писали, и крутились эти огромные бобины, и был действительно живой звук.

То, что сейчас происходит, — это такая стерильная музыка, просто вылизанная. Перед тем как ставить пластинки, я готовилась. Составила список из 15 своих любимых песен, причем подбирала их по тому, как они подходят друг другу, не так, что просто налепила в одну кучу. Публика, конечно, очень заводит, помогает играть. По большому счету это немножко смахивает на концерт или на экзамен.

— Есть ли в вашей коллекции пластинки ваших российских коллег?

— Бутусов, «Кино» — старые пластинки, и их французская пластинка, которую Джоанна Стингрей с ними выпускала, Пугачева, конечно же, Высоцкого очень много. Женя Маргулис летом подарил мне свою пластинку.

— А что бы вы хотели еще в вашу коллекцию приобрести?

— Да все! Есть такой анекдот про двух милиционеров: «Пошли на день рождения, а что подарить? — Книгу. — Так одна у него уже есть». Так вот я все хочу, я всеядная. Поэтому у меня очень портится настроение, когда я прихожу в книжный магазин: понимаю, что все, что хочу, не унести. Я очень люблю бумажные книги, не признаю ридеры. Но сейчас все потихоньку девальвируются — и музыку будут только слушать, а не держать пластинки в руках. Но лично я продолжаю это делать.

— Как вы относитесь к антипиратскому закону, который с 1 января будет распространяться и на размещение музыкального контента в интернете? Тут есть две позиции. Первая — что нелегальное распространение музыки мешает музыкантам зарабатывать деньги, а вторая — таким образом музыка совершенно точно найдет своих слушателей, потому что не каждый может позволить себе пластинки, диски или условный iTunes. Вы какой придерживаетесь?

— Хотелось бы, чтобы наше общество было готово к антипиратскому закону. Чтобы люди понимали, что, выходя на сцену, мы не просто тешим свое эго, а вкалываем. Так же вкалываем, как все остальные люди на своих работах. Я со своих пластинок вообще не получаю роялти. Но мне очень жалко тех людей, которые не могут себе позволить купить музыку, потому что одно дело Москва и Питер, а другое — вся страна. Какие там пластинки?! Ко мне подходят люди после концертов с МК-60, с кассетами! У некоторых остались кассетные магнитофоны, представляете? Они не знают, что такое iTunes.

Поэтому заставлять этих людей покупать диски и пластинки язык не повернется, поэтому я не отношусь к тем артистам, которые видят паленку и отказываются подписывать ее. Но с другой стороны, я повторяю, что сама музыку никогда не тырю. Вот сейчас слушаю последний альбом U2, купила его за 149 руб. Я могу себе позволить купить его и слушать, и он кайфовый такой, вообще нереальный. Еще очень классная последняя пластинка Кейва и Pink Floyd. Ну они в своем духе: последний трек вокальный, а так — все больше инструментал.

— Мы сегодня видели ваших замечательных детишек. Сколько им уже?

— Через два месяца будет пять лет.

— Вы довольны собой как мамой?

— Хорошая ли я мама? Сложно сказать. Потому что объективным быть сложно. Но я думаю, что этим детям повезло, потому что я постоянно хочу быть лучше, хочу быть для них самой правильной, самой счастливой и самой доброй, они получают максимально того, что я могу им дать. Я не ворую.

— А вы в себе и своем творчестве почувствовали изменения, когда появились дети?

— Я стала нормальным, адекватным человеком. То, что у меня было до 35 лет… Ну дети не могли бы появиться, это точно. Потому что такое количество, так сказать, рок-н-ролла в жизни девушки с детьми как-то совершенно не коррелирует. А в данном случае все произошло таким образом, что я просто поняла, что опускаюсь на дно, совсем на дно.

Я распустила коллектив, уехала на Южный полюс, там мерила постоянно кругами эту территорию и пришла к выводу, что надо все менять. Вернулась, собрала коллектив, мы записали альбом, я забеременела и родила детей — это если так сухо, по фактам. И все прекратилось. Вся бессмысленность, порожняк, который наполнял жизнь, — непонятные люди, непонятные вечера, когда приходишь и думаешь: «А зачем я сегодня вечером там была?» Это закончилось. При этом веселья в моей жизни стало намного больше. Причем хорошего, нормального веселья, от которого утром у тебя ничего не болит.

Корреспонденты — Светлана Вовк, Мария Токмашева

02.12.2014