2018 08 02 Газета «Метро»: интервью «Сцена требует жертв»
Беседа состоялась в Баку на фестивале «Жара», в рамках которого Диана Арбененина принимала участие в творческом вечере Валерия Меладзе.
Достаточно неожиданно увидеть вас на фестивале «Жара» – рок-музыкантов тут встретишь нечасто.
Я не делю музыку на жанры, и не занимаю позицию: рок и ничего больше. Я люблю классную музыку, люблю open air. Поэтому я здесь. Мне кажется, это отличный фестиваль.
Но, наверное, в настоящее время все ваши мысли о концерте в «Олимпийском» в честь 25-летия группы. Как идёт подготовка к событию?
Да, 4 ноября у нас «Олимпийский», и именно этим я и живу. Мы готовим очень сложное большое шоу с четко выстроенной программой и это требует огромных усилий.
Уже знаете, что будете играть? Если не ошибаюсь, вы планировали записать новый альбом, приуроченный к юбилею.
В «Олимпийском» я буду играть хиты. Согласитесь, было бы странно на юбилейном концерте выдать 25 новых песен. В какой-то степени я даже наступаю на горло самой себе, потому что материала у меня накопилось больше, чем на один альбом. Я очень хорошо понимаю, что хотят услышать наши фанаты на юбилейном концерте. Поэтому сейчас я просто выпускаю синглы. Вышло уже три, осенью будет четвёртый. Полноценный альбом запишем, когда отъездим основную часть гастрольного тура.
За 25 лет «Ночные снайперы» успели сильно измениться, состав практически полностью обновился.
Да, в группе не осталось ни одного человека, с кем я начинала. Я простилась со всеми. Простилась, потому что заставила музыка. Не жизнь, а музыка. Сцена требует жертв. Нужно постоянно отдавать себе отчет, что ты не имеешь права любить что-либо или кого-либо так же яростно, как сцену. Иначе она тебе отомстит.
А у вас самой когда-то возникали мысли всё бросить?
Ни разу не было такого желания. Я могу в сердцах сказать: «Всё. Надоело, ухожу!», но это просто эмоции. От меня зависит огромное количество людей, на мне ответственность. Главное, я постоянно стремлюсь вперед. Я из того типа людей, которые..
не оглядываются?
А зачем? Это ни к чему не приводит. Ностальгия есть в сердце любого русского человека, но упиваться этим – не для меня. Я из тех, которые наслаждается процессом больше, чем результатом. Я не могу сибаритствовать, не могу долго смаковать победу. Мне уже через 15 минут становится скучно. Я думаю: «Так, мы это сделали, надо идти дальше».
Вы успели дойти далеко, стать одним из значимых имён в нашей рок-музыке. И достаточно странно наблюдать, как сначала Земфира, потом вы публично критикуете молодых певиц Монеточку и Гречку – выглядит, как будто старшее поколение таким образом не хочет уступать свои позиции.
Я согласилась с мнением Земфиры, потому что меня не впечатляет творчество, (пока, во всяком случае), ни одной, ни второй девочки. Я очень люблю молодых действительно талантливых людей. Но, когда человек ещё ничего не сделал, а его уже носят на руках – мне кажется, это преждевременно. В то время, как критика всегда на пользу. В своё время мои родители были категорически против, чтобы я улетала из Магадана в Питер, потому что не верили в меня. Их трезвое отношение меня как раз и закалило.
Одно дело родители, а другое – когда уже признанные музыканты так жёстко проходятся по начинающим. Вы сами когда-нибудь сталкивались с подобным отношением коллег?
Я сталкивалась с равнодушием. Мне казалось, меня вообще не замечали, не брали в расчет. И это, поверьте, намного ужаснее, чем, когда тебе говорят, что ты еще не написал свою песню. Не написал – напишешь, если ты действительно талантлив. А не замечать, бойкотировать..
Как вы из этого выходили?
Мне было сначала удивительно, потому что я думала, есть какое-то братство в профессии. А потом мне стало все равно, потому что есть люди, и их огромное количество, которые приходят на мои концерты, которые любят мою музыку. Мне очень нравится, когда ко мне подходят на улице и говорят: «Спасибо вам за ваши песни!».
В целом, как оцениваете происходящее в российской рок-музыке? Появились новые имена, которые вам интересны?
Мне нравится рэп. Я считаю, что это новый рок. В нем есть независимая подача, независимый образ мысли, нет желания всем понравиться. В рэпе гораздо больше правды, чем в роке. В рок-музыке остались все, кто был – Саша Васильев, БГ, Шевчук – но вот новых имен не могу назвать.
А из рэп-исполнителей кого выделяете?
Очень хорошие тексты у Хаски. Баста в прошлом году вообще написал гениальную вещь. Я была просто потрясена его «Сансарой». На минуту представьте что этот нежный проникновенный текст написал человек, который многое пережил и вынес на своих плечах. Такой вот брутальный парень. Такие вещи меня цепляют. Когда Баста предложил мне поучаствовать в ней, я посчитала это очень хорошим знаком.
Вы очень много работаете, часто уезжаете на гастроли. Насколько тяжело совмещать сцену и материнство?
Это сложно, я практически каждый день проделываю огромную работу, объясняя детям, почему меня так часто не бывает дома. Мне кажется, у меня получается. Во всяком случае, у них нет чувства оторванности, беспокойства, вопросов: «почему мамы нет». Они уже понимают, что мама – певица, у неё такая судьба. Приезжаю – они уже песни мои поют.
Но сами, наверное, скучаете, когда уезжаете?
Ужасно. Обычно первый-второй день ещё держусь, а уже на третий-четвертый замолкаю от тоски. Но домой нечасто звоню. Они не любят говорить по телефону. Обычно говорят: «Мам, все хорошо! Давай, пока!» – и убежали. Я как солдат, который выполняет свою работу, потом возвращается.
В своём движении вперёд вы строите долгоиграющие планы на будущее – представляете, что будете делать через 5, 10 лет?
5 лет?! Да я знаю только, что через 3 месяца будет «Олимпийский». Потом мы продолжим гастроли, а потом запишем альбом. Я иду своим путем, размеренно, без суеты – бежать не надо никуда. Главное, понимать, что твоё, что не твоё – только тогда жизнь твоя полноценна, тогда ты находишься в гармонии с самим собой.
02.08.2018