2003 08 Yтро: «Забравшая женственность с собой»

корреспондент — Дмитрий Борисов

Настоящую женскую чувственность и нежность, которые были концептуально не свойственны «Ночным снайперам», Светлана Сурганова унесла с собой, покидая этот коллектив, и очень удачно воплотила в своем сольном творчестве. Кроме того, отвечая на все вопросы про Арбенину и разрыв с ней, Света чисто по-женски взмахивает рукой и говорит: «А, к черту!» А бывшую коллегу по группе называет исключительно по имени и отчеству. В то же время Сурганова и ее «Оркестр» не по-женски уверенно взбираются на верхние строчки всевозможных хит-парадов, оставляя позади «мужественных» «Ночных снайперов».

Мы заранее договорились со Светой, что тему ее ухода из «Снайперов» в нашей беседе постараемся опустить.

«YTPO»: «Неужели не я» — очень красивое название для твоего альбома. Но расскажи, в чем смысл придуманного тобой изначально названия «Одиночный окоп», и почему оно не сохранилось?

Светлана Сурганова: Да, название очень хорошее было. А нашла его директор нашей группы Дина Аветисян. Просто листала какой-то словарь и наткнулась на это словосочетание – «одиночный окоп». Меня это название очень развеселило. Тем более что все происходило вскоре после нашего расставания с Дианой Сергеевной, мы же теперь сидим каждая в своем окопе. Да и военная тематика мне всегда была близка. Но дистрибьюторы пластинки засомневались, название сочли некоммерческим. А оставили строчку из заглавной песни с альбома – «Неужели не я».

«Y»: Ты очень быстро нашла себе прекрасных музыкантов. Откуда взялся твой «Оркестр»?

С.С. : «Оркестр» я не собирала. Это музыканты из питерской группы «Север Комбо», которая уже два года играет изумительную музыку в латиноамериканской эстетике, очень живую, очень зажигательную. А с ребятами меня познакомил Валера Тхай, с которым мы дружим лет двадцать. Он просто пригласил меня на их концерт, и я с первого раза влюбилась во всех этих семерых мужчин как в музыкантов. Получается, что я сама к «Оркестру» прилипла.

«Y»: Откуда у тебя лично страсть к латиноамериканской музыке?

С.С. : Знаешь, это что-то в крови, наверно. Это очень долго во мне тлело. Даже еще в «Ночных снайперах» страсть прорывалась в некоторых композициях – «Африканские мальчики», «Магаданская». Это всегда жило во мне, а расцвело только сейчас.

«Y»: Ты как человек, приобретший некий опыт в составе «Ночных Снайперов», должна была задумываться, насколько коммерчески выгоден твой сольный проект? Ты реально видишь свою аудиторию, своих покупателей?

С.С. : Хорошо, что они меня видят, видят мои кассеты и покупают их. Это приятно. А если бы я задумывалась хоть над чем-нибудь, у меня ни черта бы не вышло. Просто взяла и сделала. Обычно в экстремальных ситуациях я не задумываюсь, я просто действую.

«Y»: Почему ты вдруг резко отказалась от скрипки?

С.С. : Ну, пока не отболела. Потому что скрипка – это был голос моего второго «я», который аккомпанировал голосу Дианы Сергеевны. Дуэт распался, меня попросили из коллектива, и голос умолк.

«Y»: Почему бы не найти для «Оркестра» хорошего скрипача? Уж в этом смысле твой вкус не подвергается сомнению…

С.С. : Есть, есть такая идея. Мы сейчас готовим к 20 сентября грандиозный концерт в питерском ДК «Ленсовета», это будет наш первый концерт в таком огромном зале на две с половиной тысячи мест. Вот там я планирую привлечь струнный квартет.

«Y»: А как он будет коррелировать с латиноамериканскими ритмами «Оркестра»?

С.С. : Я думаю, что очень хорошо. Это будет такая феерия разнообразных музыкальных стилистик, жанров. То есть получится такой мини-фестиваль.

«Y»: Что с твоей домашней студией?

С.С. : Она благополучно пережила последний этап ремонта и сейчас готова принять некоторых очень интересных питерских авторов, продюсированием которых мы хотели бы заняться с Валерой Тхаем. Мы хотим людей познакомить с их творчеством. Параллельно будем готовить наш следующий альбом – может быть, он будет инструментальным, может быть, песенным, посмотрим, к чему душа ляжет. Понимаешь, нет теперь счетчиков в глазах, когда записываешься на чужой студии и знаешь, что за каждый час — 15 долларов. Здесь мы чувствуем себя спокойно и можем творить в любое время суток, любое количество часов.

«Y»: Можешь назвать эти талантливые молодые группы?

С.С. : Так их никто не знает, тебе, например, ничего не скажет имя Юрий Абрамов, да и читателям тоже. Скажу только, что тут очень сильный материал. Знаешь, есть музыканты от бога, он пишет песни, как дышит. Самородок.

«Y»: Вопрос, чтобы расслабиться: ты учишься водить машину, зачем?..

С.С. : Ну, насколько смогла, научилась. У меня права уже два года, просто машины нет. Иногда на чужой катаюсь, перегоны большие были: Москва–Питер, к инспекторам попадала за превышение скорости…

Мне просто папа говорил, что пока две машины не разобьешь, не научишься водить…Мне осталось еще одну разбить.

«Y»: А еще я слышал, что ты «сова» и обычно не спишь до утра.

С.С. : Сова — не я. Я не сова. Мой биологический жаворонок мечтает найти себе соратника или соратницу по раннему пробуждению, но вокруг только ярко выраженные совы. Я пока слабее их.

«Y»: Давай поговорим немного на серьезную тему. Есть у тебя какие-нибудь слова, которые ты хотела бы донести до читателей, по поводу последних терактов на рок-концерте в Тушине?

С.С. : То, что сейчас творится – это просто какое-то заболевание. Общее тихое помешательство в общечеловеческом масштабе. Я надеюсь, что это заболевание не приведет к летальному исходу огромного количества людей, и человечество выздоровеет. Надо быть очень бдительным. Бороться с этим? (надолго задумывается) Ты, я – как мы можем? Участвовать в акциях протеста? Да. Не собираться больше трех? Да.

«Y»: …Квартирные фестивали устраивать.

С.С. : Да. Кстати, хорошая идея! Очень было грамотное решение — провести не настоящее «Нашествие», а виртуальное, в студии радио. А что делать с этим вселенским негативом? Надо, наверно, себя, своих друзей, свое окружение настраивать на позитивный лад, стараться создать ауру добра. Я верю, что это распространяется и позитивно влияет на общее настроение умов.

«Y»: Вернемся к музыке. Света, ты сейчас работаешь над своими старыми песнями как музыкант, а как же поэзия, ты совсем забросила роль автора?

С.С. : Ну что значит забросила? Это меня муза забросила, вот ожидаю на днях – не заглянет ли?

«Y»: Ты говорила, что шоу-бизнес – это «тяжелый хлеб». Тебе приходилось наступать песне на горло ему в угоду?

С.С. : Знаешь, не люблю давать интервью, если честно. Разве что это. Хотя я в последнее время втянулась, просто в любой процесс нужно втянуться. И уже сейчас общение с прессой меня в меньшей степени гнетет, даже иногда веселит.

«Y»: А что ты лично думаешь о состоянии русской музыки (скорее рока) на сегодняшний день?

С.С. : Выросла серьезно техническая сторона, люди наконец-то научились записывать и выдавать качественный продукт. У нас научились делать аранжировки, саунд стал приближаться к европейскому уровню. Что касается самого материала, то тут, на мой взгляд, дело хуже. Хотя, может быть, просто лично для меня мало интересного. А вообще, все развивается, мы переходим из первобытно-общинного строя музыки в средневековье (смеется). Просто в России всегда текстовая составляющая в рок-стилистике была важней музыкальной, а теперь, у меня такое ощущение, все наоборот…

Да, сейчас больше внимания стали уделять даже не музыкальной стороне, а скорее обрамляющей, аранжировке. Хорошо бы, если б за всем этим не протухли идеи. Я думаю, с креативом у нас тоже неплохо в стране.

«Y»: Света, а есть ли у тебя лично идея, сделать какой-нибудь безумный проект – например, записать пластинку вообще без вокала?

С.С. : Да, есть. Мы уже с Валерой начали работать над инструментальным альбомом. Просто не знаем, будет ли он следующим, или вторым станет обычная песенная пластинка. Материал на нее есть – это песни, написанные лет пятнадцать назад, но сейчас у нас с «Оркестром» свежий взгляд на эти старые вещи, и поэтому они звучат абсолютно по-новому. И главное – актуально.

«Y»: Ты, собственно, прошла вместе с «Ночными снайперами» все стадии шоу-бизнеса (от андеграунда до «Нашествия»). Не обидно ли начинать все с начала?

С.С. : Нет, я это так не расцениваю. Просто закончился один этап жизни и начался другой.