2003 05 Молодежный проспект: интервью Светланы Сургановой
— Почему новый проект назван столь непритязательно: «Сурганова и оркестр»? Не хотелось ли вам…
Светлана Сурганова: Выпендриться как-нибудь? Абсолютно не хотелось. Выпендриваться надо не в названии, а в хорошем смысле – на сцене: приятно удивлять, шокировать своих слушателей и зрителей.
— «Оркестр» подразумевает постоянный состав, или у других профессиональных музыкантов есть шанс попробовать себя в этом оркестре?
С.С.: Безусловно. Опираясь на предыдущий опыт, я теперь вообще боюсь говорить о постоянстве – в музыкальном составе в том числе. Сама музыкальная идея должна диктовать состав инструментов и музыкантов. Если потребуется симфонический оркестр, то будет симфонический оркестр, если потребуется 35 арф, то будет 35 арф. Сейчас нас семеро на сцене: саксофон, барабаны, перкуссия, бас-гитара, аккордеон, клавишные и соло-гитара. Пока это оптимальный вариант, но если появятся другие идеи… В общем, если понадобится дудук, я приглашу господина Гаспаряна.
— Вы отбираете музыкантов исключительно по профессиональным качествам, или для вас важны личностные качества человека?
С.С.: Так получилось в данном составе, что все привлеченные музыканты – очень хорошие профессионалы и удивительные люди, с прекрасным чувством юмора, великолепные в общении. Психологически мне с ними очень удобно.
— Расскажите, как в такие рекордные сроки удалось собрать их, таких кайфовых и профессиональных вместе?
С.С.: Есть такое понятие, что если ты занимаешься своим делом и все делаешь правильно, то тебе все идет в руки само.
— Они проходили у вас под окном и услышали звуки скрипки?
С.С.: Я буду несправедлива, если не отмечу роль Валерия Тхая. Это соло-гитарист, музыкант, с которым я очень давно знакома. Он был первым, кто поддержал меня духовно и музыкально в ситуации, когда пришлось расстаться со «Снайперами», и предложил мне поиграть с этими музыкантами, поскольку давно знаком с ними, играл с ними.
— А не будет выступлений именно с Тхаем, в акустике? Те МР-З, которые висят в интернете, вызвали реальный ажиотаж. И когда люди пришли на концерт, они ожидали акустики. Тот же самый «Мураками» — абсолютно разный в акустическом варианте и с оркестром. Не только с профессиональной точки зрения, но и с эмоциональной…
С.С.: Я ни в коем случае не буду отказываться от акустичеcких выступлений, как это было в «Ночных Снайперах» — там на 2 или 3 года был установлен мораторий на акустику, но все зависит от площадки, от спроса. Я буду работать как минимум в двух ипостасях.
— По вашему мнению, «образ артиста должен сочетать в себе опыт и неискушенность»?
С.С.: Да. Просто хочется не уставать от жизни и уметь удивляться и радоваться. Как правило, опыт притупляет такие качества и способности.
— Говорят, ваше творчество будет разительно отличаться от того, что вы делали на сцене последние 10 лет?
C.С.: Во-первых, состав музыкантов и инструментов в «Оркестре» будет отличаться от состава «Ночных Снайперов». Я уже привлекла перкуссию, саксофон, аккордеон — не роковые инструменты. Я умышленно ухожу от эстетики жесткого звука. Я хочу, чтобы на моих концертах люди танцевали — такая у меня мечта. Поэтому мы будем играть вещи и с латиноамериканскими ритмами, и с колумбийскими мотивами. Меня потянуло в разножанровость с этническим уклоном.
— Ваше нынешнее творчество – смесь различных стилей?
С.С.: Да, полный винегрет.
— А от панка там что?
С.С.: Некоторые песни исполняются в подаче, приближенной к панковской, с драйвом, с хулиганскими нотками, поведением. Кто из нас не любит похулиганить?
— Напрашивается аналогия с Гариком Сукачевым…
С.С.: Безусловно, это комплимент. Я очень люблю бывать на концертах Гарика Сукачева, его живые концерты – это просто шедевральные шоу.
— Кто входит в состав новой группы?
С.С.: Кирилл Ипатов – наш маэстро перкуссии. Он не любит хвастаться своими регалиями, но мне удалось выяснить, что он участвовал в записи альбома Земфиры. Александр Арсеньев, аккордеон, участвовал в создании группы «Ленинград», стоял у истоков. Валерий Тхай, может быть, не известен так широко и не успел засветиться в каких-то известных командах, но это трудяга, который отыграл огромное количество концертов, начиная с ресторанов и кабачков. Он работал с известным питерским бардом Димой Григорьевым. Я не случайно называю Валерия Тхая лучшим гитаристом. Его уникальность заключается в том, что он из любого, даже самого дешевого инструмента, способен извлечь совершенно фантастические звуки.
— В середине лета выходит ваш новый альбом. О чем он и будут ли на нем авторские песни?
С.С.: Песни все будут авторские за исключением некоторых на стихи других поэтов — Иосифа Бродского («Неужели не я»), Татьяны Хмельник («Обещанный снег») и Светланы Голубевой («Ангел седой»). О чем эти песни? Разумеется, о любви, о человеческих отношениях — вечные темы.
— С кем вы предпочитаете работать: с известными или начинающими авторами?
С.С.: Если я увижу интересное стихотворение, и у меня родится на него какая-то мелодия, или даже понравится чужая песня целиком, я буду исполнять эту вещь. А насчет авторов — малоизвестные мне интересны больше.
— Т.е. любой современный автор может прислать вам свои стихи, и они могут быть исполнены?
С.С.: Да.
— Расскажите нам о себе: откуда вы родом, что закончили, когда началась сольная карьера?
С.С.: Я родом из Санкт-Петербурга. Когда я родилась, он еще назывался Ленинградом. Закончила музыкальную школу, общеобразовательную 10-летку, потом медучилище и мединститут. А «карьера» — слово какое-то смешное. Наверное, она только начинается, с сольного альбома.
— Сольные концерты – это серьезная голосовая нагрузка. Вам пришлось дополнительно заниматься вокалом?
С.С.: Нагрузка действительно очень серьезная. Раньше я специально вокалом не занималась, но планирую. У меня есть несколько знакомых учителей…
— Вы сказали, что в стиле VIP-панк-декаданс должна быть самоирония. В чем бы вы могли поиронизировать над собой?
С.С.: Да в чем угодно. Начиная с внешности и заканчивая поэтическими ляпсусами.
— А как вы относитесь критике со стороны?
С.С.: Я буду с любопытством выслушивать все замечания. Хотя к самой идее критики отношусь не серьезно. Вообще, изначально я просто хотела тихонечко, без широкой огласки записать мои собственные песни к 10-летию «Ночных снайперов». А тут события повернулись таким образом, что сейчас их может и, что главное, хочет услышать значительно большее число людей. А от критики меня не прибудет и не убудет. Мне интересно любое мнение, но даже самое жесткое и неприятное не может меня травмировать.
— У вас сложный характер? Случались ли разногласия в новой группе?
С.С.: О характере и его сложности должны говорить люди, которые со мной общаются. Говорят, что характер у меня сложный, но со мной легко найти общий язык. А в группе разногласий пока не было – мы ведь совсем недавно начали сотрудничать. Мне кажется, что у нас настолько хорошая психологическая совместимость в коллективе, что никаких разногласий и не предвидится.
— На скрипке какой фирмы вы играете?
С.С.: На любимой скрипочке немецкой мануфактуры первой четверти ХХ-го века. Она появилась у меня еще во времена моего обучения в музыкальной школе, мне ее купили мои родители, с тех пор я на ней играю. У меня были периоды, когда я играла на электроскрипке фирмы «Zeta» и «Yamaha»… Но я всегда возвращаюсь именно к этой. Она у меня недоросточек, маленькая, на 7/8. Кто из музыкантов, знает: есть скрипки на 3/4, скрипки на 4/4, половинчатые, а это недоросток — 7/8, она несколько меньше стандарта. Но у меня за много лет руки уже привыкли к ее грифу. Сколько я ни пыталась свои пальцы растянуть на более широком грифе — не получалось.
— Хватает ли времени на личную жизнь?
С.С.: Сейчас, конечно, я целиком и полностью посвящена группе. Это только ее начало, поэтому, наверно, моя творческая жизнь плавно перетекает в личную, а личная – в творческую. Значит, мне очень повезло.
— Каков ближайший гастрольный график?
С.С.: Собираемся посетить Гатчину под Санкт-Петербургом, Пермь, Екатеринбург.
— Планируются крупные выступления, или это будут клубные концерты?
С.С.: Это акустическая программа с Валерием Тхаем.
— Планируете ли вы приехать в Краснодар?
С.С.: Очень бы хотелось, но пока сложно говорить о какой-то конкретике. Мы ждем резонанса от уже прошедших концертов в Питере и Москве. Если появятся какие-то предложения, мы с удовольствием их примем.
— Как вы относитесь к телевизионным проектам «Фабрика звезд» и «Стань звездой»?
С.С.: Поначалу меня эта идея шокировала, но потом я сменила гнев на милость. Мне кажется, что в этом социо-культурном явлении много позитивных моментов: подобные программы показывают, что действительно каждый из нас может стать звездой, раскрыть свой творческий потенциал. Хорошая идея, в принципе.
— А как вам конечный продукт – эти группы?
С.С.: Кое-какие композиции мне нравятся. «Корни» на ухо ложатся хорошо, милые мордашки сияют, мелькают по телевизору. Но, по крайней мере, это не несет никакой агрессии. Может, это не особо питает душу и мозги, но это просто приятно лицезреть, и, значит, это уже имеет смысл. Если слушатель хочет более серьезных вещей, он всегда может обратиться к другим исполнителям, другим проектам.
— Ваш собственный рецепт – как стать звездой?
С.С.: В любом деле нужно огромное желание, вера и абсолютное осознание правильности выбранного пути. Только тогда можно всего добиться.
газета «Молодежный проспект», Краснодар