2003 09 08 Gorod-SPb.ru: «Кто не с нами, тот слушает нас»

Как Светлана Сурганова пережила уход из «Ночных снайперов»

Этим летом Светлана Сурганова, бывшая участница дуэта «Ночные снайперы», записала свой первым диск «Неужели не я» (бренд «Снайперов» остался за второй половинкой дуэта Дианой Арбениной). Дебют оказался неожиданно сильным. От Сургановой ожидали рефлексии, а получили оптимистичную пластинку, в которой единственная печальная песня — на стихи Бродского. Теперь Сурганова вместе со своим оркестром готовится к концерту в ДК им. Ленсовета, который состоится 20 сентября.

— Как публика отреагировала на ваш уход из «Ночных снайперов»?

— Ой, у меня чудесные отношения с поклонниками. Я всегда выхожу на поклон, на бисы. Жлобских замашек у меня никогда не было. Но и такой публики, как у меня, нет ни у одного музыканта. Она абсолютно сплоченная. Там есть креативное ядро, и эти несколько человек обладают просто уникальными организаторскими способностями. Раздали шестьсот бубнов, и на одной из песен шестьсот человек стали нам аккомпанировать. Или все в зале надевают белые перчатки с сердечками на ладонях. Что ни концерт — то сюрприз для меня. Невольно просится слеза!

— Вы что-то приобрели как музыкант за недолгое время одиночного плавания?

— Квартиру!

— Неплохо.

— Шучу, конечно. Основное приобретение — музыканты, которые всячески меня поддерживают. Я не думала, что так быстро найду людей на запись нормального альбома. Но и «Снайперы» были для меня полезным приобретением — как любая суровая школа выживания. Да, наверное, я сильно обломала тех, кто думал, что после разрыва с группой, Сургановой больше не будет.

— Так этот разрыв был спланированным?

— Я ничего не планировала — вот вам крест. Мне до сих пор очень нравится музыка «Ночных снайперов». Я с большим удовольствием на протяжении десяти лет там музицировала, проявляла себя как аранжировщик — я жила этим.

— И зачем же вы ушли?

— Я не имею права развенчивать официальную версию — влезать в какие-то истинные, глубинные причины разрыва. Я обозначаю это просто: меня попросили удалиться, я ушла.

— То, что «Снайперы» делает сейчас, вам нравится?

— Из последних работ я слышала только композицию «Когда ты умрешь», и она мне понравилась. Там очень хорошая аранжировка. Но это такая песня, которую сложно испортить. А вот на концерте «НС» я пока не была, хотя очень хочу.

— По билетам пойдете?

— Обязательно! Мы, правда, пытались уже один раз по билетам пойти, но нас и с концерта попросили. Мне это не особо обидно, потому что там ставка делалась не столько на выступление, сколько на здоровый бокс — в боксерском клубе было дело. И Диана Сергеевна исполняла песни в основном из репертуара группы «Рефлекс», с которой боролась на ринге.

— Вам не боязно выходить на сцену такого крупного зала, как ДК им. Ленсовета? Это же ваше первое большое выступление.

— Конечно, я ужасно боюсь. Я уже предлагала: давайте запустим платных, бесплатных — всех, кто хочет. Нет ничего хуже, чем петь для полупустого зала. Но так я боюсь каждый раз. В «Б-2» — это такой московский клуб — неизменно достаю всех вопросами: народ-то хоть есть? А выхожу на сцену — биток. Но Ленсовета будет для нас мощнейшим экспериментом к которому мы очень тщательно готовимся.

— Каким же образом?

— У нас кредо — ни один концерт не повторять копейка в копейку. Обязательно какие-нибудь сюрпризы надо вводить, музыкальные новшества. Новых песен не обещаю — их у меня просто нет. Зато есть хорошо забытые старые композиции, которые и для меня уже в новинку.

— Вы уже заключили с кем-то контракт — как водится, кабальный?

— Да не то чтобы контракт и не то чтобы кабальный. Центр музыкального сервиса под руководством Алексея Никитина просто купил у нас альбом — право использования фонограммы на три года. Со всеми юридическими выкладками. Эта компания оказалась самой лояльной и удобной для нас. Она выполнила все свои обязательства и уложилась в точные сроки. А продюсера заводить я пока не хочу — зачем?

— Ну, вы ж не можете заниматься и записью, и выпуском, и продвижением своих альбомов в одиночестве?

— Поживем — увидим. Если нам удастся решить проблему с гастролями за пределами Москвы — Питера, вырулить на нормальные туровые рельсы, все будет хорошо и без продюсеров. Как показывает практика, туда, где мы побывали один раз, приглашают и во второй, и в третий. Когда этот механизм начнет работать, кататься можно будет не один год.

— Вы успели ощутить себя неотъемлемой частью шоу-бизнеса?

— Немножко рано об этом говорить, мне кажется. Мы пока всего лишь неплохо собираем маленькие залы. Что там будет дальше — понятия не имею. После удачного выступления в Ленсовета можно будет уже говорить о шоу-бизнесе. А сейчас мы — просто веселая компания.

— Почему вы отказались от скрипки во время записи альбома?

— Многие расценивают этот ход как хорошо продуманный и коммерческий. На самом деле, ничего сверхъестественного в этом не было. Мне просто надо было отдохнуть от инструмента. Это не значит, что скрипки не будет и в дальнейшем. Мы ведь еще планируем записать и инструментальный альбом, а без скрипки там никак.

— Инструментал у нас не пользуется шумным спросом.

— Да, эта практика не очень развита. Но поскольку меня инструментальная музыка всегда интересовала больше всего остального, будем развивать.

— Почему вы тогда не сделали свой дебютный альбом инструментальным?

— Начинать с инструментала сразу после разрыва со «Снайперами» я не могла — меня бы не поняли. Я не продала бы этот альбом — опять же в силу непопулярности направления, а также не имея за плечами ничего, кроме слухов и «снайперской» биографии. Поэтому требовались песни, понятные людям.

— Вам не кажется, что альбом несколько не собран? Там намешано множество всяких цитат, разных аранжировок, мотивов, стилей…

— Да уж. Я по большому счету вообще не называю это альбомом. Если ты говоришь —«альбом», то пластинка по идее должна быть выдержана в какой-то одной тональности. А у нас — азброд и шатание. Так что, скорей всего, мы записали сборник песен, начиная с 1812 года и по сегодняшний день. Естественно, я в течение этих лет менялась. Я вообще люблю быть разной — почему надо пребывать в каком-то одном настроении на протяжении альбома, дня, года или вообще — жизни. Меня разброс не смущает. Эта на первый взгляд несобранность даже стала своеобразной концепцией пластинки.

— А мне показалось, что вас десять лет держали в неволе, заставляли заниматься кондовым русским роком и внезапно выпустили на свободу.

— Я не могу ответить на вопрос, комфортно ли мне было в «Снайперах». Если я там какое-то количество лет была, значит, меня все устраивало. А если и не все, то это было совместимо с жизнью. Потом я стала несовместима с Дианой Сергеевной, которая удалила меня, как кариозный зуб. Но у меня и в «Снайперах» были совершенно безумные идеи, и многие из них были использованы. Особенно в последнее время, когда пошла тенденция шансонизации саунда, за что я и поплатилась. Меня стали обвинять в том, что я делаю кабак. Хотя вот песня «Розы» имела колоссальный успех у публики — совершенно некабацкой, надо заметить. Просто в силу своего характера Динка и музыканты склонны к более глобальным вещам, к жесткости.

— Со дня выхода вашего первого сольника прошло время. Какие ощущения от дебюта?

— У меня вообще что ни событие, то дебют. Если говорить об альбоме, то он оказался стопроцентным дебютищем. Мы сделали невозможное: с шутками-прибаутками взяли и записали хорошую пластинку в домашних условиях. Из подручных средств у нас имелись подиум — некое подобие сцены, компьютер и большое желание записаться. Все! Учитывая, что ни у кого из нас не было опыта создания аудиопродукта от начала и до конца, мы можем собой гордиться. Конечно, спустя время я вижу недостатки диска. Меньше всего претензий у меня к аранжировкам. А вот чисто технические вещи — звучание, сведение, мастеринг — явно недостаточно хороши. Но эти вещи мы исправим, поскольку грядет переиздание — таково было требование выпускающего лейбла. Во второе издание войдут бонус-треки, наверное — видеоклип. Первый же вариант — отличная художественная самодеятельность.

— Как вы критичны к своему альбому.

— Это цитата. Из Арбениной. То, что пластинка — глубоко художественная, однозначно. А самодеятельность… Если хорошо разобраться, самодеятельностью можно назвать все, что угодно.