2016 05 12 Фонтанка: «Рецепты счастья от Светланы Сургановой»

18 июня российская певица, музыкант Светлана Сурганова предстанет перед зрителями в новом для себя амплуа драматической актрисы. В Петербурге, на сцене музея современного искусства «Эрарта» состоится премьера философского спектакля «Моя счастливая жизнь», где рок-певица сыграет вместе с актрисой Светланой Иванниковой. Светлана побывала в гостях интернет-канала [Фонтанка.Офис] и рассказала об актуальных проектах и планах на будущее.

— Расскажите о проекте, с которым вы приедете в Петербург 18 июня.

— Фактически это будет моноспектакль, моя роль там скорее вспомогательная, совсем небольшая. Моя заслуга только в том, что я спровоцировала создание этого спектакля. У меня есть давний прекрасный друг, талантливейшая актриса, ведущая на ТВ Светлана Пронина (Иванникова). Вместе со своим мужем они долгое время вели передачу «Рижский бальзам на русскую душу», в гостях у них были и шахтеры, и президенты, и актеры, и писатели. Впоследствии они создали две книги по этим интервью. В последнее время Светлана не играла на сцене, и я предложила ей сделать спектакль на двоих – актриса и рок-певица. Идея воплотилась в моноспектакль «Диалоги по поводу американского джаза» по пьесе Елены Ерпылевой. Эта пьеса, кстати, уже игралась в Петербурге, в театре «Мастерская» Григория Козлова. Это был моноспектакль Полины Сидихиной.

Со Светланой Иванниковой – совсем другая история. У нас текст Елены Ерпылевой разложен «по темам», там много элементов импровизации, сам спектакль держится на харизме и личном опыте Светланы. И с позволения автора пьесы мы ввели в спектакль еще одного персонажа, который раньше только упоминался. Так на сцене появилась я – типа подруга главной героини Сонечка, с которой они как-то нелепо расстались, по поводу чего главная героиня очень переживает. У меня тут будет свой монолог, который мы придумали сами. Монолог насыщен автобиографическими данными, в смысле, моими личными. Спектакль максимально приближен к реальной жизни. Он так и назван: «Моя счастливая жизнь». Это реплика автора, которую мы вывели в заголовок, чтобы подчеркнуть позитивные моменты всей той мелодрамы, которая разворачивается. Дело в том, что пьеса состоит из нескольких маленьких пьесок. И вроде всё хорошо, но как-то всё и плохо. И в конце совсем все плохо. Но тут появляюсь я, и все становится хорошо. Вот такое краткое содержание.

— Мы говорим и о спектакле, и о прошедшем туре в поддержку альбома «Миру мир». Наши пользователи пишут: «Позади 40 выступлений в разных городах. Если подытожить этот непростой тур: довольны ли вы им? Удалось ли донести до зрителей то, что вас тревожило и вызвало к жизни эти песни и этот альбом?».

— Да, я довольна туром, довольна реакцией залов, ребятами-музыкантами. Хороший альбом, хороший коллектив, приличное звучание, честные и чистые эмоции. Каждый день, прожитый в мире, – это отчасти и маленькая-маленькая наша заслуга. Слушайте эту пластинку, вникайте и всем сердцем желайте человечеству и планете Земля мира.

— Ну с миром все не так гладко. По-моему, у нас нет такого дня, когда бы что-нибудь негативное не происходило. Как вам удается оставаться в таком «улыбающемся» состоянии? Вы прямо излучаете добро.

— Может быть это мое неведение? У меня достаточно замкнутый образ жизни. Может, это свойство моей нервной системы – сохранительный эффект. Я стараюсь слушать лекции Михаила Казиника – великого, на мой взгляд, современного просветителя, культуролога, музыканта. Я общаюсь с прекрасными людьми. Стараюсь больше находиться на свежем воздухе. А еще я придумала очень хороший антидепрессант для себя и, надеюсь, для своих друзей: полеты в аэродинамической трубе. В Петербурге труба лучшая в Европе по аэродинамическим свойствам. Я бы не отказалась, чтобы в Петербурге построили еще парочку, потому что в единственной существующей время расписано по минутам далеко вперед, несмотря на дороговизну аттракциона. Это совершенно чудесное времяпрепровождение, отличный фитнес, абсолютно иное ощущение тела в пространстве. Мозг начинает по-другому мыслить. Я как доктор вам скажу: крайне полезное дело.

— Пользователи спрашивают: собираетесь ли вы быть на фестивале «Нашествие»?

— Планируем. Я пока не знаю конкретных дат, но никаких указаний свыше по поводу того, что мы не будем участвовать в «Нашествии», не было.

— Как вообще выглядит взаимодействие вас как музыканта с концертными площадками? Говорят, сейчас есть какие-то «стоп листы» для недостаточно патриотичных музыкантов. Пример – недавняя история с Гребенщиковым в Хабаровске.

— Уж если Борис Борисыч не патриот, то я не знаю, кого можно назвать патриотом. Мы пока с такими вещами не сталкиваемся. Пока открытых возражений со стороны площадок не было, скорее наоборот.

— Пользователи интересуются: пунктуальный ли вы человек в жизни? Случалось ли бежать на собственный концерт «галопом по Европам», на первой космической скорости настраивать инструменты и сразу же, с корабля на бал, выходить к ожидающим вас слушателям?

— Вот, как выяснилось, я не пунктуальный человек, на эфир опоздала на 15 минут. Тысяча извинений. Навигатор обманул. Однако стараюсь быть пунктуальной. Если и случалось врываться на сцену в последний момент, то не по собственной вине. Была у нас пара моментов в Иркутске, когда сломался автобус. А путешествовали мы зимой, ехать надо было порядка 800 км. И автобус по пути «замерз». Сетей нет, до ближайшей точки, где есть связь – километров 300. Людям пришлось нас подождать часа два, если не три. Однако дождались, за что огромное спасибо. И мы прямо с мороза, после условного саундчека, включились – и понеслась.

— Спрашивает девушка: Коснулся ли вас так называемый кризис среднего возраста, являющийся одной из тем спектакля. И каковы основные слагаемые вашей счастливой жизни?

— Мы отчасти уже проговорили «рецепты счастья от Светланы Сургановой». В добавок могу сказать, что нужно почаще посещать так называемые высокоэнергетивные места. Такие, как, например, Большой зал филармонии. Я уже вторую среду подряд туда хожу на «Солистов Санкт-Петербурга под предводительством Михаила Гантварга». Я получаю колоссальное удовольствие от этого коллектива. Очень люблю этого музыканта, скрипача, этот коллектив. Потрясающее исполнение и профессионализм в музыкальной палитре.

— Народ волнуется, что не сможет посмотреть спектакль и спрашивает: слышали ли вы когда-нибудь о таком проекте «Театральная Россия», когда спектакль в прямом эфире транслируют по всей стране. Может быть, у поклонников будет в прямом эфире возможность посмотреть «Мою счастливую жизнь»?

— Отличная идея! Я – с удовольствием! Если технические условия «Эрарты» это позволят, мы это обязательно сделаем.

— Накануне запестрили новости: Сурганова больше не будет выпускать альбомы. Только синглы. Как так?

— Ну, потому что предыдущий альбом «Игра в классики» – там 21 трек, альбом «Миру мир» – тоже 22, по-моему, трека. Надо сделать небольшой перерыв и сосредоточиться на одной-двух песнях. Но я надеюсь, что они станут ротационными, и мы сможем визуально их поддержать. У нас мало клипов.

— Новость про синглы меня сильно удивила. Потому что как материальный носитель формат сингла остался уже где-то на рубеже веков. Вы говорите о цифровом распространении треков?

— Да, я в меньшей степени сейчас задумываюсь о носителях как таковых. Хотя, конечно, материальная составляющая важна. Берешь в руки пластиночку – всё равно это некий артефакт, некий фетиш, который приятен.

— На синглы всегда можно лайф какой-нибудь добавить, ремиксы друзей…

— Почему нет? Да, конечно! Поэтому я считаю, что это хороший формат. И вот его-то мы и будем использовать в ближайшем будущем.

— Я подвожу к сообщению для коллекционеров: синглы Светланы Сургановой могут быть не только в цифровом виде.

— Да, они могут быть и на виниле, и на cd, и на флешках…

— В Петербурге, кстати, появилось предприятие, уже год работает – энтузиасты возобновили производство кассет.

— Ой, забавно. Здорово, у меня есть кассетный проигрыватель.

— А у меня есть кассета, которая называлась «Капля дегтя в бочке меда».

— Какой раритет! Обложки первых экземпляров мы вообще рисовали от руки. Помню, рисовала силуэт Петропавловки на первой обложке.

— Не бывает ностальгии по акустическим временам?

— Мы с Валеркой (Валерий Тхай – прим. ред.) частенько выступаем с акустикой, например, на корпоративах. Поэтому свою ностальгию вполне удовлетворяем. Поигрываем.

— Спрашивают: Светлана, вы человек, дышащий музыкой. А есть ли инструмент, на котором вы только хотели бы научиться играть?

— Наверное, удивлю. Этот инструмент называется фортепиано. Я бы очень хотела научиться играть на нем. С годами нивелировался страх перед предметом ОКФ, который преподавали в музыкальной школе. И я очарована этим полифоническим мощным инструментом. Очень хотела бы прикоснуться к нему «на старости лет». У меня всегда был пиетет перед фортепианщиками: как можно сразу играть десятью пальцами – там мощно должны работать оба полушария.

— Соответственно, клавишной акустики нам тоже можно ждать от Светланы Сургановой?

— Я пока не строю таких планов, сейчас мои амбиции замыкаются на одиноком вечернем тихом музицировании для себя и для друзей. А дальше посмотрим.

— Продолжают поступать вопросы. В альбоме «Миру мир» много глубоких философских тем и размышлений. Что для вас в данный период жизни означает понятие «свобода», и как ее можно благоразумно использовать человеку, чтобы не идти на компромиссы со злом и не нарушать свободу другого человека?

— Какой хороший, философский, глубокий, многогранный вопрос. По нему можно трактат написать. Существует не очень большое количество правил. Они все в Библии прописаны. И если периодически их вспоминать и им следовать, то, в общем-то, эта свобода и обретется. А вообще весь социум и всё умение сосуществовать, мне кажется, стоит на самоуважении и уважении партнера. Если ты будешь уважать своего собеседника, своего соседа, своего коллегу, это уже будет гармонизировать сначала маленькое пространство, а потом все больше. И эта гармонизация и приведет к внутренней и внешней свободе.

— А вам не кажется, что это сложный процесс: исторически наши сограждане привыкли быть встроенными в систему. А вы говорите, что сам человек должен что-то сделать.

— Конечно, все нужно начинать с персоны, с собственного «я». Процесс надо начинать с самовоспитания. Никогда не поздно начинать с нуля. Вот я же начну осваивать фортепиано. И этого не стесняюсь. Я беру уроки, а рядом по коридору бегают милые 13-15-летние ребятишки. Некоторым из них я вообще уже в бабушки гожусь. Всё равно прихожу на урок и постигаю азы.

— А еще у Светланы Сургановой, выдам я секрет, есть теперь моторная лодка.

— О! Лодка у меня есть давно. Но к ней не было мотора и прицепа. А теперь всё это есть! И я мечтаю с друзьями ездить на Ладогу. Мне очень нравится Карельский перешеек, Ладога, Финский залив. Мне вообще очень нравятся водоемы и отдых на воде. Но такой тихий – не шумные грохочущие катера с сетями, а какая-нибудь тихая удочка. Причем когда я ее забрасываю, я только об одном думаю: хоть бы ты не попалась, рыбка! Потому что мне дико жалко. И если попадается, я все равно ее выбрасываю в воду. И это, кстати, о рецептах. Один еще пункт можно добавить. Помимо аэротрубы и филармонии, можно еще добавить лодочку с мотором, ну а лучше без, на веслах.

— У нас есть звонок слушателя: «Какие вы книги любите читать, и какую литературу посоветовали бы»?

— Всегда меня вводит в ступор этот вопрос. Потому что я тут же забываю о том, что прочитала даже накануне. И вообще когда-либо в жизни. Кроме как Азбука, ничего не приходит в голову. Но на самом деле, одна из последних книг, которую я прочитала, – про Петра Ильича Чайковского. Автор Клаус Манн, «Патетическая симфония». И еще рекомендовала бы почитать книгу питерского писателя Даниэля Орлова «Саша слышит самолеты». Очень милая литература, прекрасным языком написанная, с прекрасным чувством юмора.

— Будет ли выпущена в формате мини-альбома «Весна»?

— Может быть, даже и не только «Весна», потому что в последней программе, которая, надеюсь, не последняя, была еще пара-тройка находок интересных. И, может быть, в каком-либо сингле, либо таким довесочком к очередному альбому мы включим эти переаранжированные песенки, в том числе и «Весну».

— Вас когда-нибудь что-то цепляло за живое сильно? Если да, то что?

— Если совсем из ранних впечатлений, то был такой югославский фильм «Пришло время любить». Я помню, что смотрела его раз 6 или 8, ходила в кинотеатр, так он меня пронзил. Еще из юношеских сильных впечатлений, конечно, фильмы и спектакли с Алисой Бруновной Фрейндлих. И по-прежнему этот человек, эта актриса вызывает у меня незабываемые впечатления. И ее спектакль «Алиса», и спектакль «Война и мир Толстого» в БДТ вызывают в моей душе яростный резонанс.. Жаль, что спектакль «Оскар и розовая дама» сейчас уже ушел со сцены. Это великая работа великого актера.

— Вопрос из Киева: Муза – дама капризная, но и непредсказуемая. На чем самом необычном вам приходилось записывать тексты?

— На туалетной бумаге и на манжетах – нет, не приходилось, скажу сразу. Я очень люблю большие листы, формат А4, либо широколистные блокноты. Я не люблю писать на маленьких клочках бумаги. Мне нужно пространство. А так – всё равно. И желательно, чтобы без линейки и без клеточки, абсолютно чистый лист бумаги. Линейка – это сразу становишься слишком правильной. Боишься допустить орфографические ошибки, и муза тут же куда-то улетает.

— Слушатели спрашивают: Возникало ли у вас желание остановить время и остаться в каком-то определенном моменте своей жизни? Чтобы технологии не превалировали.

— Какие-то моменты ностальгические вроде традиции собираться на кухне, общаться не онлайн, а вживую, – это есть. Вот эта культура общения «кухонного», она, по-моему, сейчас уходит на второй – тридцать второй план. И я всегда предпочту живое общение переписке в интернете или даже по телефону. Когда люди живут в одном городе, в одном районе и весь вечер переписываются в скайпе – я этого не могу понять. Встречи вживую всегда энергоемкие, там много тепла, много любви. Даже невербальное общение. С друзьями мы можем просто сидеть и друг на друга смотреть. И это будет незабываемо.

— А я вот вспомнил, что пару лет назад Светлана Сурганова принимала участие в проекте «Поздравления оттуда сюда», когда музыканты из России и Украины друг другу записывали обращения, каким-то образом пытаясь удерживать живой диалог, хотя бы с помощью цифровых технологий. Сейчас эти контакты остаются человеческими? Сейчас бы вы поучаствовали в таком проекте снова?

— Конечно! Я вообще за здравый смысл. И когда создаются какие-то искусственные ситуации, которые сталкивают людей разных стран лбами, у меня это вызывает как минимум досаду. Так не должно быть. Поэтому, когда меня просят высказать какое-то собственное отношение, я всегда за позитивный диалог. Потому что чего воевать-то? Ради чего? Нельзя себе позволять промывать собственные мозги. Надо все-таки очень серьезно относиться к фильтрации информации. У меня это убеждение – на подсознательном уровне, какой-то чип во мне с рождения вшит. Я фильтрую информацию, не позволяю себе поддаваться негативной волне, у меня всегда есть собственное мнение, меня очень трудно убедить в плохом. Одним словом: думайте своей головой!

— Зная о вашей страсти к Марине Цветаевой, что из последнего вы открыли для себя в ее творчестве?

— Пока ничего. Я с удовольствием читаю ее прозу. В какой-то момент случилось это очарование, и оно держится. Это колоссальная поэтическая величина, ее хочется изучать. А еще мне интересно изучать ее как мать, как воспитательницу своих детей. По-моему, она была потрясающим педагогом.

— Как замечают слушатели, в одном интервью вы говорите, что не любите, а порой боитесь замкнутого пространства. А в других интервью – что вы любите, как мышка, сидеть в своей норке. В вас эти по сути разные вещи сочетаются или ваша норка не представляет собой замкнутого пространства?

— Проявления моей клаустрофобии скорее касаются каких-то ограничений в передвижении в пространстве. Или, не дай бог, свяжут мне руки, закроют глаза. При этом я лифтов не боюсь, люблю небольшие помещения, такие кельи.

— И еще вопрос от пользователей: чувствуете ли вы, что после всех событий, трудностей, которые вам пришлось прожить, ваша душа стала более сильной и гармоничной, а жизнь стала более радостной?

— Все так и есть. Единственное, что надо сказать: особых сложностей-то, в общем, и не было. Особенно когда вспоминаешь, что люди пережили в блокаду. Вот там были сложности. И вот эти люди действительно остались жизнелюбами, светлыми, отзывчивыми. Как моя мама, например: Лия Давыдовна Сурганова. Вот тут я снимаю шляпу. Нам до них еще семь верст до небес. И нам есть, на кого оглядываться, в чью сторону смотреть и с кого брать пример.

— Хотелось бы еще спросить про альбом военных песен. Когда он выйдет?

— Мы обязательно его доработаем. Альбом в процессе, альбом в работе. Просто крайне сложно совмещать студийную работу и гастрольную жизнь. Как раз летом я хотела этим вплотную заняться. Аранжировки готовы, уже основной трекинг инструментальный прописан, осталось только мне записать вокалы – и всё это спродюссировать. Так что обещание будет выполнено.

Николай Нелюбин, специально для «Фонтанки.ру»