2017 10 Газета Ginza News: «Не вижу повода отказывать себе в куске хлеба»

Диана Арбенина: «Мне совершенно все равно, что есть и где жить… Главное, чтобы количество мишленовских звезд соответствовало».

Диана Арбенина про глупую и никчемную крупу, желание выйти замуж и кайф от всего
За это время уже успели вырасти дети, которые только родились, когда она снайперски точно попала в самое сердце русского рока. За эти годы вспыхнуло и погасло много новых звезд. А она неизменно на сцене. По-прежнему и всегда по-новому. Скоро 25 лет. Спринтер по жизни и в музыке. Диана, Александра, Сашка. «Девчонка». Наша рок-леди Ди.

УСПЕТЬ ДО ПОЛУНОЧИ

— Вас называют музыкантом-философом, поэтому риснну с ходу задать глубокомысленный вопрос. Есть такая формула: чем тяжелее молотон, тем легче песня. Вы с этим согласны? Сопротивление, препятствия, несчастья способствуют творчеству или наоборот?

— Я вообще не думаю, что человеку, который хочет написать песню или, например, родить ребенка, что-то может помешать. Если очень Сильно этого хочешь, никаких трудностей нет, в принципе. Ну кроме формулирования мыслей, если говорить про песни. Я никогда песни не писала из каких-то патовых историй, страдая, мучаясь. Хотя это достаточно противоречивое заявление, ведь все считают, что у меня песни грустные. Я не помню, кто сказал: «Лучше грустно петь, чем грустно жить». Так вот, я живу очень весело и легко, но пою… как пою. В общем, достаточно серьезно, но что поделаешь — жизнь такая.

— В вашем новом сингле «Разбуди меня» есть фраза «этим эфиром только и можно жить». Последний альбом называется «Выживут только влюбленные». Вам реально всегда удается жить «этим эфиром», в каждом моменте — на такой высокой ноте любви?

— Да. Именно! Я всё всегда делаю на полную катушку. Не ради бахвальства говорю, не потому, что нескромная. Действительно, я получаю кайф, только если дохожу до конца. Если выхожу на сцену, мне нужно вычерпать себя, чтобы спеть по-настоящему. Если прихожу в ресторан, я заказываю все что хочу, веселюсь от души. Если убираю в доме, то устраиваю грандиозный субботник, и в окно летят старые вещи, бумаги, одежда и нередко мебель. Бедные мои дети, которые в этом участвуют! Все должно сверкать и бле стеть. По-другому неинтересно.

Я НЕ ОДНОЛЮБ, АБСОЛЮТНО ТОЧНО

— Исчерпать себя до дна — это понятно и даже видно по вашим клипам и концертам. А где же вы подпитываетесь? Многие вот в Индию ездят за «подзарядкой», другие — в ближайшую церковь, а ваш источник где?

— В благодарности. Благодарности за то, что я живу. Я это четко поняла в 33 года. Я очень хорошо понимаю, что значит терять близких, что значит терять человека, которого любишь больше всего на свете. И я знаю, что такое быть благодарной Богу за то, что живешь. А что касается каких-то житейских моментов, самое главное — поддерживать правильный баланс силы и духа, тела и духа. Поэтому я веду здоровый образ жизни. И, несмотря на концерты, несмотря на рок-н-ролл, стараюсь высыпаться. После 35 лет женщинам это просто необходимо. Самое главное для меня — уснуть до полуночи. И конечно же, мой источник — в любви. Это то самое чувство, которое нас обновляет постоянно.

— По-вашему, любовей в жизни может быть много? Или только одна — настоящая?

— Я влюблялась бессчетное количество раз. Я не однолюб, это абсолютно точно! Я могла бы вам рассказать про единственное и неповторимое чувство, но мои близкие меня бы засмеяли. Правда, с годами я становлюсь все более спокойной и очень ценю скорее даже не любовь, а дружбу и заботу. Вообще, любовь — это забота, конечно. Забота и понимание. Но в 15, 20, даже в 30 лет это понять невозможно.

— А вам любви в окружающей жизни хватает? Вы ее достаточно видите вокруг себя?

— Что касается России, я очень жалею многих людей, наблюдая за тем, как они живут. Издерганные, замотанные, не старые люди, которым не хватает любви. Однако, я не понимаю, как им помочь. Я ведь живу как остальные, но почему-то у меня находится душевный резерв, чтобы, смотря на жизнь трезвыми глазами, ей радоваться. Моя дочь Марта спросила меня недавно: «Мама, а почему люди иногда живут в домах, которые им не нравятся?» Я говорю: «Не знаю, как-то так повелось». Она дальше: «А что такое «повелось»?» Представляете? У ребенка в ее возрасте совершенно не замусорен мозг. Мы же все рождаемся радостными. Я не знаю, кого благодарить, что у меня это осталось на всю жизнь. Я поблагодарила бы родителей, но они ничего сверхъестественного не делали, кроме того что дружили со мной с самого рождения и доверяли. Особого достатка у нас в семье не было, я никогда не купалась в роскоши. Но у меня такое количество жизненных сил, кайфа, который я ловлю от всего! Несмотря на то, что встаю очень рано. Я встаю каждый день в 6.30, и на меня сразу, извините за слово, нахлобучивается такое количество дел, что я просто не понимаю, как их разгребать. При этом у меня такое не экзальтированно-радостное, а нормальное, классное, спокойное настроение.

НЕ БЕСПРИДАННАЯ ЗАЛОЖНИЦА

— Но ведь факт, что вы — женщина, которая тащит все на себе. Неужели не бывает жалко себя?

— Конечно, бывает. Вы знаете, я постоянно говорю себе: «вот сейчас возьму и выйду замуж». Самое интересное, что мои друзья мне тоже говорят: «Нам кажется, в этом году ты выйдешь замуж». Я думаю: «О-о, совпадает, однако». И я, кстати, сказала своим детям: «Как вы отнесетесь к тому, что я выйду замуж?» И тут они в один голос как закричат: «Мама, пожалуйста, не надо, не надо!» Почему? Может, они ревнуют, не хотят делить меня ни с кем…

— А вы действительно хотите замуж?

— О да. Но тут должен быть человек, который примет меня такой, какая я есть, понимая, что, по сути, уже ничего не изменишь. Дело даже не в двух детях — я не бесприданница и могу их сама прокормить. Но человеку нужно будет смириться с тем, что я — заложница сцены. Я буду играть рок-н-ролл столько, сколько смогу, а это гастроли, разъезды. Мои серьезные отношения закончились именно потому, что человек этого просто не понял. Но я же не могу себя ломать. Мои дети спрашивают: «Мама, на сколько концертов ты уезжаешь?» Я говорю: «На пять». — «Ой, много, ну ладно, хорошо не на десять». Они понимают, что если я не буду играть, не буду петь, то буду несчастна. Вот и всё.

— Я помню, когда впервые уезжала в другую страну от трехлетнего сына, я рыдала и чувствовала себя предательницей, хотя не лететь было нельзя. А вы уже привыкли, научились не терзаться угрызениями совести?

— Нет. То же самое. Я чувствую себя предательницей каждую секунду. Причем я родила их в феврале, а первый концерт у меня был в апреле. Спросите меня, какого черта я так рано вышла на работу? Я не отвечу. Это были первые дети в моем окружении, ни у кого из девчонок еще не было детей, и никто мне не сказал: «Посиди дома ну хотя бы полгода!» И у меня ужаснейшие ломки по этому поводу всякий раз. Вчера вот обедали с сыном, я спрашиваю: «Тёма, ты чего такой кислый?» Он: «Ты сейчас уйдешь». Я говорю: «Ну, у тебя своя работа, тебе надо делать уроки, ау меня — своя». Он отвечает: «Нет, я пойду с тобой». Исчезает и появляется на пороге уже в ботинках и куртке. И эти слезы, как виноград, они заливают его красивое несчастное лицо, и это ужас на самом деле…

РОК-Н-РОЛЛЬНЫЙ БАШМЕТ

— Давайте лучше про музыку. Почему сегодня нет ни одной новой рок-певицы? Все знают только трех, вечных: Арбенина, Сурганова, Земфира. А где молодые красотки с гитарой?

— Я с вами абсолютно согласна. Мне не особо льстит быть на пьедестале. Вот я недавно подумала: пою уже 24 года, 25 будет в следующем году. За четверть века в нашей стране не появилось ни одной девчонки — вот это удивляет. Когда мы начинали петь, это было настолько вопреки, возвращаясь к вашему первому вопросу про трудности. Начиная с чешской гитары, которую я у отца взяла. Это была дешевейшая гитара, и я ее просто заливала своей кровью, потому что было очень большое расстояние от струн до деки. А сейчас все благоволит к тем, кто действительно хочет научиться играть. Но, может, просто им нечего сказать? Потому что должно быть что-то внутри для того, чтобы человек не мог этим не заниматься. У меня было образование, я начала учиться на инязе после школы, бросила его, потому что влюбилась, и поехала в Петербург, там я поступила в еще один университет. И независимо от того, чем занималась, я все равно пела. Ну не может быть, чтобы в такой огромной стране не было ни одной девчонки, которая бы своей харизмой реально нас не подломила! Я бы этого очень хотела.

— 20 октября у вас в Кремле концерт с симфоническим оркестром Башмета. Почему решили замиксовать рок с классикой? Не боитесь таким образом потерять часть молодежной, довольно легковесной публики?

— Мне постоянно предлагали с каким-нибудь из оркестров сыграть. Я, понятное дело, не соглашалась, для меня это было скучно, да и попахивало конъюнктурой, потому что все кому не лень решили после «Би-2» играть с симфоническими оркестрами. Но судьба меня свела с Башметом. Единственный рок-н-ролльный дирижер — это Башмет. Он такой потрясающий, я бы в данном случае даже сказала — мужчина, человек, маэстро, что ни разу не пожалела, что вступила в этот альянс. Несмотря на то что сначала мне было трудно стоять на месте на сцене, а не скакать с гитарой. Я так волновалась! Но Башмет — это не унылые фраки и фалды, там все очень современно, очень модерново. И мы нашли общий язык с его оркестром. У нас есть песня «Столица», и наши фанаты на этой песне кидают бумажные самолеты уже очень много лет. Каково же было мое удивление, когда из оркестра на этих нотах полетели самолетики. Прямо оттуда, не из зала. Ребята из оркестра мне сделали такой сюрприз.

СПРИНТЕР-КОСМОПОЛИТ

— А почему вы назвали свою новую книгу стихов «Бег»? Ведь бег – это бегство от реальности, из момента «здесь и сейчас»…

— Я бегу не от кого-то, и я не бегу к кому-то. Я слишком много поняла в своей жизни, чтобы перестать в чем-либо нуждаться. Ну, кроме ручки, листа бумаги, гитары и чтобы близкие не болели. Как только начинает болеть ребенок, понимаешь, что жизнь была прекрасна. И все в голове как-то сразу становится на свои места. Что касается бега — я стала по большому счету наблюдателем в этой жизни. Потому что мир мне очень интересен и без вторжения в него. У меня очень мало времени в жизни, я это прекрасно чувствую. У меня нет времени на то, чтобы идти. Я даже местами спринтер.

— Скажите, а ведь вы патриот или космополит?

— Я все-таки космополит. Как я недавно сказала близкому: знаешь, мне совершенно все равно, что есть и где жить. Они говорят: О, да, тебе, конечно, все равно. Главное, чтобы количество мишленовских звезд соответствовало. Это правда. По большому счету я не сибарит. Мне надо очень быстро и очень конкретно обслуживать свой мозг и свое тело. В еде я совершенно непривередлива.

— У вас получается правильно питаться: овсянка по утрам, замок на холодильнике после шести вечера?

— Я стараюсь не есть вечером, потому что утром мне тяжело. Но если захочется съесть кусок хлеба, я его съем обязательно, поскольку не вижу повода отказывать себе в этом вкуснейшем продукте. Что касается фастфуда, я его избегаю. И лучше, конечно, поголодать, чем остановиться в «Макдоналдсе». А по утрам, да, обязательно каша. Я варю каши лучше всех в мире! Очень скромное заявление. Недавно один друг, который остался у меня в доме ночевать, сказал: «Ты и правда очень классно варишь кашу, я даже не думал…»

— И какие у вас фирменные каши?

— Все! С рождением детей я научилась варить все каши. Самая любимая – это толокно. Вы его не найдете в магазинах. Это разновидность овсянки, но очень мелко помолотая. Ее ужасно тяжело варить. Комочки просто убивают, поэтому я использую блендер, ну и вообще, знаю секреты. Я варю гречку, овсянку (хотя Тёма ее на дух не переносит), пшенку, пять злаков. Никогда не варю манну. Это глупая, совершенно никчемная крупа.

ДЕТИ, КАК БАРОМЕТРЫ ЯДОВ

— А правда, что у всех детей одинаковые вкусы? Жареная картошка, пицца, кола. И надо ли детям прививать гастрономический вкус или они сами до всего дорастут?

— Они никогда сами ни до чего не дорастут! Я просто убеждена в этом. Как только мои дети взяли ложку в руки, через некоторое время я дала им вилку и нож. Иначе они до этого не доросли бы. У них абсолютно разный вкус. Марта вообще не любит ягоды, Тёме они нравятся. Есть странные привычки в еде, которым потакает Европа и особенно Америка. Я вообще за голову хватаюсь, когда вывожу детей за границу. Я везу каши коробками! Если кормить ребенка пиццей и колой с рождения, он и будет есть это всю жизнь. Они все там сидят на этом. Но мои дети не воспринимают эту еду как основную. Я помню, когда Тёма и Марта пришли со мной в японский ресторан, они вытаращились на палочки. Конечно, они их не могли держать, а теперь управляются не хуже, чем вилкой. Конечно, их надо знакомить с кухнями всего мира.

— Французы считают, что детей надо с раннего возраста приучать к хорошему вину, чтобы у них формировался не просто гастрономичесний, а эногастрономический вкус…

— Мне, знаете, сразу вспоминается история про Эдит Пиаф, как ее поили вином тетки, у которых она росла, — к чему это привело, мы все знаем. Детям это совершенно ни к чему. Ну вот когда мимо собаки проносишь вино, она морщится, правда же? Мне кажется, эти неизощренные существа — собаки и дети — барометры ядов. Я вообще не пью алкоголь, в принципе. Пью только воду, чаи и кофе иногда.

В ОЖИДАНИИ АЛЕКСАНДРЫ

— А вы можете пойти в ресторан одна, не испытывая комплекса, когда хостес спрашивает: «вас ожидают»?

— Могу, конечно. Я кайфую, когда я одна. Это такая редкость, мне так этого не хватает. И мне всегда есть чем заняться. И мне интересно думать о чем-то. Но меня постоянно кто-то ожидает…

— Почему вы взяли в крещении имя Александра?

— Я крестилась в день рождения моей подруги, которая погибла, ее сбил трамвай в Питере много-много лет назад. И вот в какой-то момент я просто поняла, что Бог меня очень сильно бережет. С этим было связано крещение, это был день святой Александры, и мне предложил это имя священник в Иерусалиме, и все совпало. Я люблю это имя. «Александра» хорошо звучит, да и «Сашка» — тоже.

— Следующий год для вас юбилейный. Четверть века — это как серебряная свадьба. Вы готовите для даты что-то особенное?

— Мы уже начали готовиться. Первая ласточка — это, конечно, Башмет. Двухтомник тоже. Первый том стихов уже вышел, сейчас на подходе книга прозы. Я не умею праздновать. На фуршетах мне всегда очень скучно, поэтому я все время что-то делаю. В следующем году мы хотим дать большой концерт на площадке, где еще не звучали. Это будет своеобразный итог 25-летней деятельности. Плюс, конечно, я пишу песни, и следующий сингл выйдет в октябре, мы снимем новый ролик, выпустим пластинку хитов за 25 лет. Я живу в постоянном движении.

— Мой любимый поэт Бродский написал самые сильные, пожалуй, слова: «В ушную раковину Бога, что недоступен шуму дня, шепну всего четыре слога: «Прости меня». А что вы шепнете, когда представится такая возможность?

— Спасибо. Вот что я ему скажу.

10.2017