2001 04 Интервью «Чесночинки» в неизвестной газете

Под прицелом

Лозунг «Культуру — в массы» всегда вызывает опасения: выдержит ли культура омассовление, не опустится пи до уровня толпы, не сумев поднять толпу до себя?

Группа «Ночные снайперы» из тех, что существуют годы, не будучи известны многим, а потом вдруг в одночасье делаются популярны. Собственно, можно сказать, что групп две. Одна крутится на «Нашем радио» и по MTV, занимая первые места в чартах, и в конце весны собирается в тур по стране… Слово «попса» вот-вот вылетит — не поймаешь! Другая, чье творчество находится где-то рядом с другим словом — «культура» (которую, увы, в массы), — уже почти десять лет широко известна… в узких кругах.

Между прошлым…

Костяк «Снайперов» — это Светлана Сурганова (скрипка, реже музыка, тексты, вокал, гитара) и Диана Арбенина (музыка, тексты, вокал, гитара). Первая жила в Питере н, несмотря на то что с шести лет упражнялась в игре на скрипке, училась в Педиатрической академии. Вторую родители в три года увезли в Магадан. Там Диана училась в пединституте, на факультете иностранных языков. В 93-м, на летних каникулах, она приехала «на материк», в Петербург. Девушки пересеклись в пространстве и времени.

Рассказывает Диана Арбенина: «Мне Виолетта (общая знакомая Арбениной и Сургановой) говорит: «Эта девчонка такие песни классные пишет!» А я думаю: ой, блин, опять сопли про несчастную любовь! Надо будет сидеть, слушать и, что меня особенно убивало, реагировать: «О да, хорошо!» Ну вот. Мы пришли, и открывает нам дверь Плюшкин самый натуральный: в халате, тапочках с […] малопривлекательного вида волосами… Я подумала, что на час меня хватит — не больше. И тут Плюшкин начинает петь! С первых секунд я поняла: это стопроцентное попадание! В тот вечер мы пили сначала какую-то отраву банановую, потом грейпфрутовый ликер — в общем, какие-то сладкие девичьи напитки, и пели часов до двенадцати. Еле успели на метро… А на следующий день пошли в этнографический музей м там увидели… клепец! Это капкан для медведя. Теперь, когда хочется сказать нечто другое, мы говорим «клепец!».

Надо сказать, что Диана Арбенина и сама писала песни («В 15 лет меня сбила машина, и спустя полгода появилась первая песня. Связано это с аварией или нет, не знаю»). Так что в памятный питерский вечер свое творчество, приправленное грейпфрутовым ликером, демонстрировала не только Света — девушки попели друг другу и решили, что из них выйдет неплохой дуэт. Буквально через пару-тройку недель он (дуэт) выступил на Всероссийском фестивале авторской песни, который проходил в Санкт-Петербурге. А затем Арбенина… уехала домой. Проживание на разных сторонах земли сильно осложняло творческий процесс, и поэтому после нескольких месяцев сомнений и бессонных ночей стихотворчества Светлана рванула в столицу Колымы, в морозы.

В Магадане дуэт Сургановой-Арбениной не только дал пять десятков концертов в казино, но и обрел имя. Девушки шли по улице, и какой-то автолюбитель, видимо, приняв их зачехленные скрипку и гитару за ружья, высунулся из окошка своей машины и крикнул: «Девчонки, вы с охоты или на охоту?» Позже Света и Диана довольно эстетски интерпретировали название группы: меткость — профессиональная черта снайперов, ночь — время суток, когда уже не нужно слов, пора заняться делом.

Перезимовав в городе у покрытого льдом океана, «Снайперы» вернулись в Питер. Сурганова доучилась на педиатра, Арбенина получила высшее образование на филфаке Санкт-Петербургского госуниверситета. Они пели в Питерских клубах, участвовали в разных фестивалях, записывали альбомы и, не называя это громким словом «тур», ездили с гастролями по стране и даже за рубежом (Дания, Швеция, Финляндия, Германия, Нью-Йорк). Кроме того, дуэт умудрился снискать славу одной из первых российских интернетных групп. Однажды к музыкантшам подошел некий журналист и сказал: «Хотите, я выложу ваши песни на сайт?» Что такое сайт и что такое «выложу», они не знали, но ответили: «Хотим!» С тех пор долгое время о «Ночных снайперах» можно было узнать только из сети. Сейчас у них только официальных сайтов четыре!

А потом они решили что «целого мира мало».

…и будущим

«Ночные снайперы» держались традиций, творили музыку живую, негромкую, благородно уходящую в тень не текстов, но стихов, написанных внятным литературным языком. Скудость саунда оборачивалась воздушностью, изяществом без витиеватости, камерностью без замкнутости, шансонностью, разумеется, без всяких ассоциаций с Мишей Кругом. Это были зерна без плевел. Некто сказал: «Снайперы» — лучшее, что появилось после Вертинского». Сами же Диана и Светлана не случайно называли в числе своих кумиров Николо Паганнини, Юрия Башмета, Владимира Высоцкого, Тома Уэйтса, Ника Кейва.

Но пару лет назад дуэт, до того бывший преимущественно акустическим, решил играть в электричестве. «Быть культовыми, конечно, почетно, — говорит Диана Арбенина. — Но мы поняли, что топчемся на месте. Петь под гитару перед маленькой аудиторией достало! Да и звучали мы в акустике как-то голенько. Хотелось больше музыки. Сейчас у нас очень высокие требования к аранжировкам: песня должна быть подана, выверена от первой ноты до последней. Играть «эх, шашки наголо!» может каждый. А продумать партию — это большой труд». «Ночные снайперы» обзавелись ритм-секцией (бывший басист «Наутилуса» Гога (Игорь) Копылов, гитарист Иван Иволга, ударник Сергей Сандовский). Началась новейшая история группы.

Бывалые поклонники запричитали: мы их теряем! Апофеозом «плача Ярославны» стал возглас: «А помните, как они играла на пивных бутылках?! Теперь уж этого не будет. Ведь электрических бутылок не бывает!» Конечно, отчасти бывалых «ломало» то, что у них отняли их элитарность: раньше, когда группа была «тайным орденом», каждый ее почитатель мог считать себя посвященным. Но, с другой стороны, «Снайперы» действительно поставили себя перед выбором между искусством для избранных и мейнстримом, между репутацией и популярностью. Ведь электричество обязывает: иной звук, иные — большИе — площадки, иная — массовая — аудитория, иные песни – те, что «в формате». Поучительная история произошла с девушками в городе Чагода Вологодской области, где они выступали на открытии завода стеклотары (!): «Это была совершенно незабываемая поездочка! Наши самые простые песни были там как на китайском языке. Когда приезжаешь в глубинку, понимаешь, как ты навороченно сложен! Приходилось излагать краткое содержание полотен, например: «Сейчас будет песня, такая, знаете, молодежная».

Желая быть понятыми большинством — не иначе, «Снайперы» в последнее время напороли немало откровенных попсовых косяков. Например, выпустили «фирменные» футболки. Или проговорились в интервью, что их якобы такой естественный солдатско-пацанский имидж на самом деле работа стилиста. Или снялись для обложки журнала в милитаристском бодиарте. Диана потом оправдывалась перед не оценившими сей жест поклонниками: «Это не бодиарт! Просто визажисты замазали Светке фингал… Светлана обожает всякие рукопашные бои… Заодно замазали и мой шрам на левой брови». «Снайперши» опустились даже до комментария по поводу своей сексуальной ориентации!

…А впрочем, у пессимиста бокал наполовину пустой, у оптимиста же наполовину полный. Можно петь отходную группе «Ночные снайперы», а можно… радоваться [восхождению] группы «Ночные снайперы»! Ведь мы договорились: таких групп две, и они разные, точно так же, как разными бывают снайперы без кавычек. Амернканские, к примеру, метят в сердце, русские — в голову. «Ночные снайперы» №1 ближе к первым, недаром они говорят, что их песни возникают «из воздуха и крови», «из […]», что они поют «не песни, а себя». «Ночные снайперы» №2… метко бьют по другой мишени! Мейнстримовая группа не значит плохая.

Автор — Наталья СОЙНОВА

ЧЕСНОЧИНКИ

Фрагменты интервью

Дурацкая манера общения! Ни словечка в простоте! Шуточки-прибауточки, провокации-подковырочки, ерническое обращение друг к другу по имени-отчеству: Диана Сергеевна, Светлана Яковлевна… Словесная шелуха особенно раздражает, когда в ней грязнут люди неглупые, могущие рассказать что-то кроме пары анекдотов. Но, с другой стороны: не в исповедальне же! И, как говорит Сурганова, «человек не может быть всегда грустным или веселым: либо ты живешь грустно, а поешь весело, либо наоборот. По-моему, лучше жить весело, а петь серьезно».

— Что за последний год было самым-самым?

Диана: У нас появилась овчарка. Зовут Монсеррат Кабалье. Она виртуальная. Светка ее кормит, а я гуляю.

— Вы уже звезды. Фанаты, наверное, не дают прохода?

Светлана: Мы нормально ходим, не толкаемся.

— Когда вам лучше пишется?

Д: Когда любится.

С: Я наблюдало за Дианой: у нее песни уже превратились в образ мышления, в физиологию. Она уже творец. Поэт. И она будет писать до конца дней. Сама я не творец — мне для написания песен нужен эмоциональный всплеск. Если его нет, ничего не получается.

— Перед кем из музыкантов вы сняли бы шляпу?

Д: Перед Аллой Пугачевой — если 6 носила шляпу. Но я капюшон ношу

— Ваш имидж…

Д: …не заканчивается с нашим уходом со сцены, а продолжается и в повседневной жизни. Это уже целая философия — снайперизм во всем!

С: Живуч, горюч и дерзновенен!

Д: Пронзает каждую секунду!

— На каких площадках вы предпочитаете выступать?

С: Мы пели на похоронах, на свадьбах, в бане, в самолете… Один пассажир узнал нас и говорит: «А слабо прям щас сбацать?» Стюардесса тут же заявила, что за аренду помещения неплохо бы заплатить. Ну, этот парень достал бумажник, отсчитал нужную сумму. Мы пели минут двадцать!

— На рок-сцене появилось много интересных групп с женским вокалом…

Д: Женщина с гитарой — это нонсенс. Это неестественно! Женщина должна
быть цветочком, сидеть дома, рожать детей.

С: Сама-то ты тогда кто?

Д: Парадокс. Мир вообще состоит из парадоксов.

— Расскажите о среде, в которой живете.

С: Я живу на улице Плеханова, и за стеной — соседи. Они очень любят выпить. А выпив, поют современные шлягеры. Очень громко и долго.

Д: А я летом обливалась холодной водой. На балконе. Светка тоже решила. Сначала я вылила на себя ведро воды, потом она, и балкон протек — он на два ведра уже не был рассчитан… А под нами жил такой сермяжный парень лет сорока пяти. И мы услышали: «Суки, вы меня всего залили!» Он сидел на своем балконе, что-то там лудил-строгал-паял, а тут на него такие потоки! Потом он сказал мне: «Хорошо выглядишь, проститутка!»

С: А в руке его сверкал топор!

— Как вы отдыхаете?

Д: Однажды мы дернули в деревню: двенадцать километров топали пешком по дороге в крещенский мороз, дошли, выпили водки и вернулись обратно. Мы вообще можем всю ночь куда-то ехать на великах, доехать, пописать и — назад.

— Как вы относитесь к интернету?

С: Динка из него не вылезает. Живет она там. Я уже подумываю о ширме, комната, которую мы с Динкой снимаем, разделена на две части: в одной части она клацает по клавишам компьютера, в другой — я на скрипочке пиликаю. И вот я ее клацающей уже видеть не могу! Пора покупать ширму!

Д: А я, между прочим, отношусь к тебе как к комнатному растению: сидит суперский музыкант в уголке и играет чего-то.

С: А я к тебе отношусь как к тявкающей собачке!.. А вообще-то, мы всем желаем любить друг друга так честно и сильно, как мы друг друга любим. Каждый день друг с другом — это подвиг для влюбленных. А уж какой подвиг день друг без друга!

— Что у вас в холодильнике?

Д: Холодильник отдыхает.

С: Он у нас бездетный.

— Хороктериестика «Ночных снайперов».

С: Сумасшедшие, синоним — отвязные. Чувственные, синоним — красивые. Тонкие. Умные. Сильные.

Д: Чесночные. «Чеснок» по-снайперски — честность.

ЦИТАТНИК

« Часто сравниваемые с Земфирой, «Снайперы» подобны ей лишь в одном: они приносят на нашу сцену новый женский образ. Их лирическая героиня не чужда озорства и нежности, мо пру этом сильная и отчаянная, встречающая боль без поднятых рук, а лицемерие и подобострастие — ударом кинжала».
«Сегодня»

«Дуэт пролил каплю бальзама на израненную новомодными течениями душу любителей творчества Гребенщикова. Невольно крамольное воображение рисует женское воплощение мэтра в юбке. Но это не вызывает даже легкого раздражения, как обычно бывает, когда слышишь последователей «великого и ужасного»… Девушки, безусловно, талантливые, с большим потенциалом, и, при благоприятных обстоятельствах, настреляют себе с неба не одну звезду».
Fuzz

«…Их попытку выйти из андеграунда на большую сцену нельзя назвать слишком удачной… Конечно, Арбенина и Сурганова настоящие творческие люди, но этот диск («Рубеж») не соответствует тому уровню шума, которым они окружены»
ОМ

«В одной мутной книжке якобы про шоу-бизнес автор живописал некую группку «Вечерние совы»: двух питерских разухабистых девок, что пили себе, пили на кухне дешевую водку, поигрывая временами на гитаре, потом вдруг… ломанулись в шоу-бизнес. Намек, конечно, не очень лестный… В реальности же насмешливые языки живописуют «Ночных снайперов» еще хлеще. Если из рафинированно-воздушных романсов «Колибри» отжать всю воздушность, […] прокуренной рок-буффонады Натальи Медведевой, но заменив последнюю на помолодевшую мадам Дебрянскую в роли страстной фронтвуменши… Если взболтнуть этот микс как следует, приправить парочкой «чайфовских» «ой-ё-ё-хооой» и покрыть толстым слоем рыданий скрипки… Получится оригинальный «ночной снайперский» стиль.
«Московский комсомолец»