2003 10 Способы выражения мироощущения лирического субъекта в альбоме группы Ночные Снайперы «Детский лепет»

Сборник «Русская рок-поэзия: Текст и контекст», вып. 7, октябрь 2003

Уральский государственный Педагогический университет

Е.В. Корнеева

«Ночные Снайперы» — группа, завоевавшая популярность у слушателей в последние годы. Уже выпущено три альбома, тексты которых позволяют говорить об особенностях мироощущения лирического субъекта, об основных мотивах, характерных для творчества группы. На наш взгляд, самым лиричным у «Снайперов» является первый альбом «Детский лепет», в котором заданы основные мотивы, присутствующие и в последующих произведениях. Вероятно, название альбома можно объяснить как тем, что это был первый опыт, так и спецификой самих текстов, в которых имеется множество лакун, часто смысл выявляется именно из подтекста, но основное настроение, несомненно, улавливается. Заглавие подчеркивает и особенности лирического субъекта (далее ЛС) альбома: это существо ранимое, обостренно, подобно ребенку, воспринимающее мир, переживающее кризис. Заглавие этого альбома можно рассматривать как своеобразную игру смыслами: лепет — несвязная, неясная речь (ребенка), в переносном значении — что-то невразумительное, неубедительное. Но в рассматриваемом цикле произведений налицо четкие универсальные смыслообразующие связи, обозначенные Ю.В. Доманским: заглавие, композиция, изотопия, пространственно-временной континуум и полиметрия (рассмотрение ее не входит в наши задачи). Стоит подчеркнуть, что в оформлении обложки название заключено в кавычки, что указывает на глубинный смысл текстов.

Важную смыслообразующую функцию выполняет обложка, на которой изображен мальчик, обнимающий сидящую рядом девочку, взгляды детей устремлены на солнце. Первый текст носит заглавие «Солнце», этот мотив является значимым в альбоме: с ним соотносятся и другие мотивы — весна, лето, небо.

Из семнадцати текстов девять принадлежат Диане Арбениной, четыре — Светлане Сургановой. Авторов текстов «Ветер и ночь» и «Свобода» установить не удалось. В альбом «Детский лепет» входит и текст Фредерико Гарсия Лорки «Дождь», а точнее ряд строф стихотворения, которое, вероятно, созвучно состоянию лирического героя «Снайперов». Использование чужого слова способствует усилению настроения, преобладающего в альбоме. Текст «Сохрани мою тень» принадлежит М. Треугольниковой и П. Малаховскому (по мотивам И. Бродского). Стоит отметить, что в альбом входят и две музыкальные композиции без текстов: «Концерт» и «Your desire».

Современные исследования позволяют соотносить альбомы рок-текстов с лирическими циклами: «Альбом в рок-культуре обладает всеми основными особенностями, присущими лирическому циклу: это в подавляющем большинстве случаев авторские контексты; единство композиций, входящих в альбом, обусловлено авторским замыслом; отношения между отдельными композициями и альбомом можно рассматривать как отношения между элементом и системой; альбом озаглавлен самим автором» (1). Мы считаем, что альбом может рассматриваться как единое целое, даже если авторов несколько, ведь он отражает их общую концепцию. Как отмечает Ю.В. Доманский, «все песни, несмотря на разное авторство <…> создают единую мононаправленную систему <.> осмысления мира» (2).

Известно, что образ лирического героя может выражаться через описание объектов, которые он воспринимает, через самохарактеристики, через описание других персонажей. В текстах «Снайперов» большое место занимают объекты природы, что отражено уже в заглавиях отдельных произведений, входящих в альбом: «Солнце», «Ветер и ночь», «Стерх и лебедь», «Вечер в Крыму», «Птицы», «Лето», «Весна», «Дождь»; другие заглавия словно бы «разбавляют» вышеперечисленные: «Париж», «Чернобелый король», «Свобода», «Рубеж», «Тоска», «Ты уйдешь», «Сохрани мою тень», «Когда устанешь», «Белые люди». Состояние лирического субъекта, воплощенное в текстах, отражает заглавие одного из них — «Тоска». Основные мотивы связаны с явлениями природы, которые соотносятся с отношениями и переживаниями героев.

В альбоме «Детский лепет» явственна своеобразная оппозиция — присутствие двух персонажей: лирического субъекта и его адресата, поведение которого напрямую влияет на состояние носителя речи. Субъектнообъектная организация альбома своеобразна: не во всех произведениях можно определить пол носителя речи и объекта; вероятно, это связано с тем, что в циклах XX века «меняется сама сущность субъекта лирической медитации, он утрачивает целостность, его “я” становится фрагментированным и раздробленным» (3). В текстах 2, 11, 14, 17, 18 адресатом является женщина; в 5, 6, 12 адресат — мужчина; в текстах 3, 4, 5, 6, 12, 18 субъект речи — женщина; в 9-м субъект — мужчина. Вероятно, такая пестрота объясняется тем, что образ лирического героя — вариации ранимого существа.

Поскольку «мотив в альбоме может выступать знаком модели мироощущения героя, а расположение мотива в альбоме может указывать на его значимость для всего цикла» (4), важно проследить, какие из них присутствуют в текстах.

Уже в первом произведении «Солнце» заявлены важные мотивы утраты, свободы, ночи, солнца. Своеобразной скрепой со вторым стихотворением служит фраза: «Мне в эту ночь не спится». Во втором тексте есть строки: «Ветер и ночь. Ветер и ты ты наконец рядом со мной. Скоро рассвет». Этот текст поясняет, почему ЛС «не спится» в эту ночь. В первом произведении задана и оппозиция, проходящая через весь альбом: «Нас только двое». Для героя весь мир не важен, незначим, существенны лишь отношения с объектом. Скрепой является и мотив солнца: «Солнце в рукаве того кто хочет жить здесь». В тексте «Солнце» возникают образы детей: «Видишь в моем саду теперь играют дети», последнее текстовое произведение «Белые люди» тоже содержит мотив детства, которое ассоциируется в сознании ЛС с адресатом:

Лоскутом детства странною нежностью кому ты дана?

Я не знакома с тобой. (5)

Важным в первом тексте «Солнце» является мотив утраты («Больше не осталось ничего.»). Но это одновременно является для ЛС освобождением, процитированная фраза повторяется в тексте четырежды, подчеркивая значимость мотива утраты-свободы. Пространство первого текста — ночь, во втором произведении этот мотив является ведущим, что отражено в заглавии. Причем, адресат свободен: «Может опять птицей летишь в царство небес / Туда где построишь дом ты». Небо предстает как обитель адресата, а ЛС стремится приблизиться к ней: «просто хочу быть рядом с тобой».

Важными в альбоме «Детский лепет» являются мотивы утраты («Больше не осталось ничего.» («Солнце»); «Теряя крылья.» («Стерх и лебедь»); «Я знаю: ты уйдешь.» («Ты уйдешь»)), границы (рубежа) («Я разделяю все случаи жизни на что было до и после тебя.» («Весна»); «Ограда, мокрый снег.» («Ты уйдешь»)), солнца, свободы, любви, смерти. Стоит отметить, что мотив смерти вообще характерен для многих текстов русского рока.

Первый и второй тексты представляют собой описание общения с объектом; в третьем («Париж») появляется мотив расставания, утраты, ухода, смерти: «Мы разлучены навек.», «Печальные кроты уводят в темноту меня». В тексте «Стерх и лебедь» оппозиция героев проецируется на явления в природном мире. Здесь усиливается мотив утраты: «Я с тобой была счастлива, видела небо и видела крыши» (летала, ощущала свободу?) Этот текст словно является развитием второго «Ветер и ночь», даже заглавия имеют общую схему. С каждым последующим произведением словно увеличивается расстояние между ЛС и адресатом. В первом и втором -сближение: «Солнце я становлюсь твоим лучом.»; «Ты наконец вместе со мной». В третьем — признание в любви: «Готова умереть с тобой». В четвертом — удаление, счастье — в прошлом, поэтому свободный полет невозможен:

Стоит ли в небо смотреть Если сердце в тисках.

(«Стерх и лебедь»)

(Подобная фраза появляется в пятом тексте «Вечер в Крыму»: «В южную ночь страшно смотреть вверх»).

Один из значимых мотивов альбома — мотив разъединенности, расставания, утраты; часто лучшее время в жизни ЛС — в прошлом. Расставание воплощено в метафоре «кто-то приказал развести мосты», а состояние ЛГ и адресата соотносимо с событиями в мире природы:

На одном берегу умирал черный стерх На другом танцевал белый лебедь.

Здесь оппозиция реализуется в виде пространственных категорий и в цветовых контрастах. И стерх, и лебедь движутся к смерти, ведь танец — возможная метафора (если вспомнить популярный в мировой культуре мотив плясок смерти, то танец лебедя вполне соотносим с умиранием стерха, тем более — лебедь теряет крылья — символ свободы). Н.К. Нежданова отмечает: «В лирической ветви рок-поэзии одними из излюбленных приемов являются приемы уподобления. Сущность лирического субъекта выявляется через олицетворенные предметы <…>. Почти у каждого из рок-поэтов есть излюбленный “природный” образ-символ» (6). В текстах «Снайперов» такими символами являются образы солнца, птиц, неба.

Расставание соотносится в сознании лирического героя со смертью:

Прожит первый день я еще жива И зачем тебе знать Почему я молчу и куда ухожу Навсегда навсегда.

«Вечер в Крыму» — описание реакции на самоубийство адресата, причем лирический герой готов последовать за ним:

Я наверное смогла бы уйти с тобой

В тексте воплотились мотивы ночи, ухода, смерти. Небо пугает ЛС, который потерял любимого человека:

В южную ночь страшно смотреть вверх.

«Черно-белый король» — своеобразное продолжение предыдущего текста, здесь воплотились мотивы ночи, смерти, темноты, солнца, неба. Страдания ЛС проистекают оттого, что «нет тепла», впереди ждет лишь одиночество.

В «Птицах» актуализировались мотивы неба, свободы, ночи. Вновь ЛС соотносит собственные ощущения с жизнью птиц, характеризуя свое отношение к ним, герой использует оксюморон «так радостно-больно мне наблюдать ваш свободный полет». Двойственность ощущения порождена осознанием собственной несвободы: хотя свобода птиц — это следствие непостоянства, толпы, котов.

Восьмой текст «Свобода» — своеобразная градация мотива свободы, причем произведение представляет собой дважды повторяющийся текст, закрепляющий семы: свобода — «соль простыней», «шум лифта», «свет» (ночью), «ты ничей», «шест», «пот», «слово “забудь”», «улыбка дня», «чистота», «вопрос». ЛС волнует вопрос: «Из какого ты теста свобода?» Попытки найти на него ответ сводят ЛС с ума. Финал текста — признание важности и ценности свободы: «Я короную тебя любимая».

Лирический субъект предстает существом ранимым, жаждущим любви, стремящимся к преодолению сковывающих рамок, границ. Именно поэтому важными в альбоме являются образы птиц, связанные с мотивом свободы. Тексты «Птицы» и «Свобода» находятся рядом, после следует «Рубеж». Показательно, что последний альбом «Ночных снайперов» назван «Рубеж», в него вошел одноименный текст. В сознании ЛС понятия «свобода», «птицы» соотносятся с образом неба — распахнутого пространства, куда устремляется герой. ЛС альбома занят осмыслением своих отношений с адресатом и переживаниями по поводу этого.

Девятый текст «Рубеж» — это своеобразная реализация модели свободного поведения, хотя в финале ЛС вопрошает: «Но зачем я опять вернулся к тебе» (Освободился, а затем, вернувшись, утратил свободу).

В альбоме «Детский лепет» состояния ЛС соотносятся с временами года, причем, лето воспринимается носителем речи как время тоски, страдания, ожидания, осень дает надежду на соединение с адресатом:

Лето на дорогах пыль

Лето вся трава как выжженный пустырь

Осени хочу.

(«Лето»)

Важный мотив альбома — рубеж (граница). Рубежами, границами в представлении ЛС становятся как пространственные категории (берег реки, небо и земля, ограда), так и временные (лето, осень, весна). В одноименном тексте она предстает как время любви, пробуждения чувств; смыслом жизни ЛС становится приход Ее:

Процент сумасшедших в нашей квартире Увеличится, если ты не придешь.

Появление адресата становится той самой временной границей, которая может существенно изменить содержание жизни лирического субъекта; для него ничто не имеет значения, кроме нее. Март — это время безумств, буйства, рождения жизни. Но весеннее время несет и гибель:

А март своим безразборчивым бредом уложит в свой грунт тела молодых да так чтоб не смог реаниматор в искусстве своем сам себя превзойти.

Лирический субъект находится в напряженных отношениях с окружающим миром, который воспринимается им как хаос:

В коммунальной квартире — Содом и Гоморра:

Кошки рожают, дети орут И посудой гремят соседские монстры.

Мир, окружающий субъекта речи, безумен, и герой может пополнить эти ряды, ведь даже «весна не весна, если ты не придешь».

Весьма значим текст «Тоска», содержание его расшифровывает заглавие: состояние тоски обусловлено поведением адресата:

Разлюбить не смогу но в бреду имя твое шептать не буду Дней маета ночей пустота ненужность рта Ну что так устал?

Черных стекол броня твоя от меня.

Боль ЛС доставляет наличие неких границ («черных стекол броня»).

«Дождь» — фрагмент стихотворения Ф.Г. Лорки, причем «Снайперы» выбрали всего лишь пять строф из двенадцати. Происходящее в природе «потаенная нежность», сочетание неба и земли вызывают у лирического

героя печаль, тоску. Финальные строки (выбранные авторами альбома): «Но мешает мне сердце созерцать это счастье», хотя в тексте испанского поэта есть завершающая строфа. Здесь вновь «сущность ЛС выявляется через олицетворяемые предметы» (7). Дождь — это слезы природы, он соответствует состоянию ЛС, страдающего от сложности во взаимоотношениях с объектом. Именно в стихотворении Гарсия Лорки есть слово «лепечешь», вероятно, послужившее толчком к возникновению заглавия альбома «Снайперов» — «Детский лепет».

Адресат привносит в жизнь героя боль, страдания и одновременно счастье:

Просто хочу просто хочу быть рядом с тобой Просто люблю просто тебя и просто такой

(«Ветер и ночь»)

Я тобою дорожа уже давно хожу по лезвию ножа В объятьях темноты готова умереть с тобой

(«Париж»)

Если проследить динамику отношений ЛС с адресатом, то получится следующая картина: в первом и втором текстах присутствует единение, в третьем тексте подчеркивается, что объект речи приносит боль, вызывает желание умереть, герой подчеркивает: «Мы разлучены.»; в четвертом констатируется: «Кто-то приказал развести мосты.» (счастье в прошлом); в пятом тексте указано, что объект уходит и лирический герой не может его догнать; в шестом стихотворении герой подчеркивает: «Нам с тобой не хватило вчерашнего дня.», «Одна я останусь, а ты не придешь». После этого следует текст «Птицы» с мотивами свободы, ночи, неба; за ним -«Свобода», в котором возникает мотив одиночества. В следующих произведениях усиливаются мотивы расставания, ухода. Отношения ЛС и адресата — это близость — удаление — возвращение. Стоит отметить, что наиболее частотны в альбоме слова со значением движения — ухода, прихода, возвращения, например, словоформы глагола «уйти» повторяются 11 раз.

Кульминацией альбома можно считать текст «Ты уйдешь», включенный «Снайперами» и в их последний альбом «Рубеж» под названием «Ограда». Включение произведения в последующие сборники свидетельствует о его значимости в концепции группы. Как отмечает Ю.Б. Орлицкий, «Если одни и те же композиции в разных версиях повторяются на разных альбомах одной и той же группы, это способствует формированию целостного контекста творчества коллектива» (8). В этом тексте воплотились основные мотивы альбома — рубеж (ограда), причем граница, на которой находится ЛС, — это граница между жизнью и смертью:

Ты жила на краю где я сейчас стою.

Текст изобилует метафорами: «распластан день на паперти тоски», «у тех кто все забудет», «ты уйдешь», «прощальный вздох любимых рук», «и мир внезапно превратился в горсть земли». Ограда — это и стена (возможно, кладбища), и ограда у могилы, ведь все, что связано с адресатом, -в прошлом:

Ты так любила жить. ты жила.

«Ты уйдешь» — это и своеобразное прощание с адресатом, и осознание собственной судьбы: «О чем просить ведь все предрешено. »

Лирический субъект постоянно ощущает конечность бытия:

Я знаю ты уйдешь.

(«Ты уйдешь»)

И только взгляд последний твой как в омут с головой («Париж»)

Возраст течет из рук торопится в дорогу («Солнце»)

Весьма значима для ЛС категория памяти:

Сохрани мою тень.

Осень вернет в город вернет где помнят тебя

(«Ветер и ночь»)

А ты уйдешь кого-то дразня,

и лишь иногда вспоминая меня («Тоска»)

Циклообразующая связь изотопия ярко проявляется в текстах с 9 по 16, в которых развивается мотив ухода-возвращени: «Рубеж» — «Я вернусь в тот дом», «Лето» — «Может быть вернешься ты», «Весна» — «Весна не весна если ты не придешь», «Тоска» — «А ты уйдешь», «Дождь» (мотив единения Неба и Земли), «Ты уйдешь» — «Я знаю ты уйдешь» (в значении навсегда, в вечность). Значимый мотив ухода-прихода (встречи-расставания) воплощен в ряде текстов, следующих один за другим, при этом наблюдается своеобразная градация, служащая усилению трагичности звучания мотива. В «Рубеже» констатируется: «Я вернусь в тот дом», в тексте «Лето» — «Ты вернешься», в стихотворении «Весна» — ультиматум: «Процент сумасшедших в нашей квартире увеличится если ты не придешь», в тексте «Тоска» ЛС знает: «Ты уйдешь». Произведения «Снайперов» изобилуют сравнениями и метафорами, которые являются основным средством создания образов: «Плечи вишневых стен», «прощальный вздох любимых рук», «дороги полотно», «ты мой праздник, мой судья. ты мой омут, мой Париж. ты мой ветреный пират. »

Итак, можно констатировать, что в альбоме «Ночных снайперов» «Детский лепет» проявляются обозначенные Ю.В. Доманским циклообразующие связи: композиция альбома служит цели воплощения модели отношений ЛС и адресата: сближение — отдаление, вызывающее страдания лирического героя, и вновь возвращение, влекущее одновременно утрату свободы; пространство текстов — ночь, весна, лето, осень, причем каждое время года вызывает в сознании ЛС определенные ощущения. Заглавие и система мотивов также служат выражению мироощущения ЛС, который предстает в разных ипостасях, объединенных состоянием тоски, одиночества, что вызвано спецификой субъектно-объектных отношений.

Литература:

1. Доманский Ю.В. Циклизация в русском роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст 3. Тверь, 2000. С. 100.

2. Доманский Ю.В. Нетрадиционные способы циклизации в русском роке // Русская рок-поэзия: Текст и контекст 4. Тверь, 2000. С. 228.

3. Яницкий Л.С. Стихотворный цикл: динамика художественной формы. Автореф. дис. … канд. филол. наук. Новосибирск, 1998. С. 19.

4. Доманский Ю.В. Циклизация в русском роке. С. 114.

5. Здесь и далее текст цит. по фонограмме.

6. Нежданова Н.К. Русская рок-поэзия в процессе самоопределения 70-80-х годов // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 1998. С. 48.

7. Там же. С. 48.

8. Орлицкий Ю.Б. Принципы композиции альбома в англоязычном и русском роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 2001. С. 9