2014 09 04 ИА «Диалог»: «Вместо поисков правды…»
«Вместо поисков правды в информационной войне, я предлагаю подумать о прекрасном»
Группа «Сурганова и Оркестр» этой осенью планирует выпустить альбом «Игра в классики» и отправиться в тур с одноименной программой. Об «Игре в классики», старых и новых песнях и грядущем концерте в поддержку детей Донбасса «Диалог» поговорил с лидером «Оркестра» Светланой Сургановой.
Каким будет ваш новый альбом?
Он будет очень музыкальным, легким, с милыми намеками — цитатами из классических произведений. Под «классическими произведениями» я подразумеваю не только те, которые исполняются симфоническим оркестром. Это в том числе классика джаза, советской эстрады, кинематографической музыки. Поэтому, я думаю, что на альбоме для людей разных поколений будет пара-тройка приятных обращений в свое время, к своим любимым произведениям, фильмам. К тому же за классическое звучание у нас отвечает струнный квинтет. Мы его уже записали. И мне нравится результат. Сейчас насыщаем фонограммы другими инструментами, в основном акустическими. Пару дней назад маэстро Тхай (Валерий Тхай, соло-гитарист группы «Сурганова и Оркестр» – ИА «Диалог») записывал акустическую гитару. Кое-что уже прописано на рояле Никитой Межевичем. Некоторые басовые и контрабасовые партии готовы. В общем, пластинка будет музыкальной. Именно это, наверное, для меня сейчас приоритет. Еще она будет легкой: во многих моментах альбом будет вызывать добрую улыбку.
На альбоме будут ваши ранние песни?
Да, но все-таки новую песню «Мой путь» в струнной аранжировке мы туда тоже включим.
В анонсе сказано, что «Игра в классики» — экспериментальный альбом. В чем здесь эксперимент?
До этого наша группа никогда не делала такого акцента именно на струнных инструментах. Аранжировки писала Мария Савкина. Она – очень интересный музыкант, прекрасный скрипач, и для нее это, кстати, новый вид деятельности. Расписывать партитуры до этого ей еще не приходилось, а это, в принципе, почти (почти – с натяжкой, но все-таки я могу провести такую параллель) то же самое, что написать аранжировку для большого симфонического оркестра. Если добавить еще духовую секцию, пару-тройку дополнительных инструментов типа арфы, то получится полноценная партитура для большого симфонического оркестра. Мне кажется, Маша с этим очень хорошо, креативно, интересно справилась. Получилось нестандартно, поскольку у нее оригинальное мышление и нет навыков написания классической партитуры. Может быть, как раз это и позволило создать такие непохожие струнные аранжировки. Тем они мне и интересны.
Вы пугали поклонников творческим отпуском. Почему все-таки не ушли в него?
Сначала мы думали, что просто побалуемся и сделали восемь песенок в струнных аранжировках в качестве подарка на день рождения группы. Хотелось устроить какой-то сюрприз слушателям. А потом подумали: «А почему бы весь альбомчик не записать?». Потом это послушали ребята, с которыми мы сотрудничаем давно, которые делают наши туры по Уралу и Сибири. Они говорят: «Обязательно езжайте в тур! Мы хотим это услышать!». Вот опять отпуск накрылся медным тазом. Ну и хорошо! Все пока легко дается, потому что со мной работают очень талантливые профессиональные люди. Я только выказываю свою волю, слежу за соблюдением общей концепции, контролирую процесс и взаимодействую с Машей Савкиной. Кстати, я ее похитила, увезла в Колтуши и заперла в доме. Сказала: «Пока не напишешь все аранжировки, я тебя не выпущу». Я ее любила, холила, лелеяла, кормила, но из Колтушей не выпускала. В итоге за две недели было озвучено порядка двенадцати песен. Это очень хорошие темпы. Машка, конечно, чуть не свихнулась, у нее чуть нервная система не расстроилась, но мы ее поправили. Как доктор я оказала ей всевозможную помощь.
Как происходит процесс записи?
Пишет альбом Михаил Тебеньков (бывший трубач группы «Сурганова и Оркестр» — ИА «Диалог»). Я очень рада его возвращению и тому, что Мишка согласился с нами сотрудничать. Пока у него пауза в отношениях с «Ассаи». Может, это навсегда, может, нет. Сейчас я уже никогда не говорю «никогда» и «всегда». Этот мир настолько переменчив: сегодня одно, завтра другое. Тем, что есть сейчас, я очень довольна. Мишка за эти полтора-два года, пока сотрудничал с «Ассаи», очень вырос как саунд-продюсер, как специалист по звуку, аранжировщик. Сейчас он мегапрофессионал и удивительно легкий и понимающий человек. Мы с ним на одной музыкальной волне и понимаем друг друга с полуслова, поэтому запись происходит очень легко и радостно. Альбом получается очень позитивным. Я прямо сама уже хочу его купить!
Почему вы использовали свои старые неизданные песни в качестве материала для нового альбома?
Новые песни есть («Осеннее шоссе», «Ну почему же я вру», «Гертруда»), но мы их пока выпускаем в виде синглов, отдаем в радийную ротацию. Не складываются они пока в концептуальный альбом. А здесь мы взяли мои ранние песни. Если есть материал, который еще не был выпущен официально в студийном качестве, то почему бы его не издать? Время написания песен было очень хорошим: я была наивной, чистой, честной, молодой и красивой. Сейчас я стала еще более молодой и еще более красивой, но чуть-чуть менее наивной. В этих песнях сохранился сгусток юношеской энергии. Все-таки наивность – это большая ценность. Чем дольше я живу, тем больше в этом убеждаюсь. Не инфантильность, а именно наивность – чистота взгляда, когда смотришь на мир незамутненными, не обремененными житейским опытом глазами, еще не познав потерь.
Время бежит катастрофически быстро, поэтому этот недооформленный материал надо выпустить. Появится новый материал – будут новые песни в каком-то новом звучании. Но мне так нравится эта легкость, прозрачное, акустическое, живое, наполненное дыханием звучание, что в тяжелый саунд мне пока возвращаться не хочется. Сейчас у меня такой сугубо акустический период.
В начале сентября в Москве состоится благотворительный концерт в поддержку детей-беженцев с Донбасса. Почему вы решили в нем участвовать?
Мне важно, что акция проходит при поддержке фонда доктора Лизы (Елизавета Глинка — исполнительный директор фонда «Справедливая помощь», член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека — ИА «Диалог»). Это уже не первое благотворительное мероприятие совместно с ними. Я очень уважаю доктора Лизу. Это один из немногих людей, которые делают реальные вещи по поводу реальных событий. Наверное, детям Донбасса в меньшей степени нужны наши песни. Но мы выступаем в поддержку фонда доктора Лизы и той деятельности, которую она осуществляет.
Не боитесь реакции общественности или повторения ситуации с Макаревичем?
Я не осведомлена, не знаю, что и зачем говорят о Макаревиче. Есть человек, который создал целую музыкальную эпоху. Он талантлив. Он имеет свое мироощущение, видение и не боится его высказывать. У нас любят «подгнабливать», эта традиция испокон веков идет.
В конце мая вы выступали в Киеве. Не было проблем?
Все было хорошо. На границе с нами поговорили, все разузнали. Мы пригласили пограничников на концерт. Все было спокойно. Конечно, ужасно то, что творится на юго-востоке Украины. В этом мире чувствуется глобальное помешательство. Я не знаю, как, какими силами внутреннего духа это остановить, но в атмосфере явно назревает что-то очень нездоровое. Может быть, включился механизм самоуничтожения. Может быть, грядет какая-то новая эпоха, новый человек. И для этого нужен полнометражный reset (перезагрузка — ИА «Диалог»), причем тотальный, для всего человечества. Мы идем к тому, что все закончится новым ледниковым периодом, полным исчезновением. Лишь бы планету до конца не загубили, вот чего не хотелось бы. Тревога присутствует, и хотелось этот весь хаос, негатив как-то выдохнуть и сказать «Спокойно! Мир, любовь, взаимопонимание, уважение!». Альбом, который мы сейчас делаем, как раз умиротворяющий. Он абсолютно лишен агрессии. В нем много музыки и гармонии. Может быть, для кого-то это будет хоть каким-то недолгим отдохновением на 21 трек. Конечно, идет жесткая информационная борьба и нагнетание. Где искать правду – непонятно. И есть ли она вообще? Поэтому я предлагаю подумать о прекрасном, о вечном и обратиться друг к другу лицом.
Беседовала Маша Всё-Таки / ИА «Диалог»