2012 04 22 СИА ПРЕСС: «Выражаясь языком автомобилистов, я уже на подсосе»
Признаюсь честно, Светлану Сурганову первый и последний раз я слышала еще в школьные годы, тогда она выступала в составе группы «Ночные снайперы». С тех пор Сурганова покинула рок-коллектив, создала собственную группу, которой в апреле исполняется девять лет, и даже два раза побывала с концертами в Сургуте. Накануне третьего выступления в нашем городе я пообщалась с рок-исполнительницей во время прямого эфира на радиостанции «Europa Plus Югра».
Справка: Светлана Сурганова родилась 14 ноября 1968 года в Ленинграде. Музыкант, поэт и композитор. С 1993 по 2002 являлась солисткой и скрипачкой группы «Ночные Снайперы». В апреле 2003 года создала свою группу «Сурганова и оркестр».
— Мне кажется весьма символичным, что мы прилетели в Сургут, а за окном пошел дождь. Дождь — это всегда омовение, очищение, катарсис! Приятен дождь в апреле — это наш деньрожденческий месяц, когда мы даем феерические концерты. Для вас мы подготовили новую программу, а разве могло быть иначе, когда Сурганова — в Сургуте! (делает звуковой акцент на букве «р». — Прим. авт.). Все это не просто так… мы ничего не делаем просто так.
— Тогда позвольте спросить, что вас подвигло в юные годы создать музыкальный коллектив. Зачем это было нужно?
— Был какой-то праздник. Комсомола что ли. Я тогда училась в медицинском училище. Нужно было спеть хорошую патриотическую песню. Конечно, творческим двигателем проекта стала я: брала девчонок, которые могли кое-как попадать в ноты, и ставила их на подпевки. Мне было лень искать и учить нужную композицию, и я сама написала песню в необходимой стилистике. Признаюсь, текст был ужасный, смешной. Но мы зажгли зрителя. А потом постепенно стали пользоваться популярностью, выступали на конкурсах. Вообще, меня музыка и медицина все время перетягивали, но в итоге победила музыка. Я этому очень рада.
— Почему в то время вы стали интересны зрителям? Что их зацепило?
— У нас была непонятно откуда берущаяся энергия. Люди приходят на концерт за живым драйвом. И он либо есть, либо нет. Меня, по всей видимости, господь наделил этой энергией, которую я с удовольствием дарю зрителям.
— Вы принимали участие в «Фабрике звезд» и пели с Марком Тишманом. Для рок-музыканта, которого всегда воспринимали как противовес попсе, — это нормальное явление?
— Да, это нормальное явление. Надо смывать границы между городом и деревней, между роком и попсой. В принципе они уже стерты почти до основания. Замечу, что на «Фабрике звезд» есть чему поучиться. Для меня это было очень познавательно. Я Марку благодарна и этой программе. По большому счету я не разделяю направления: есть красивая музыка, которая тебя наполняет, насыщает, которая заставляет о чем-то задуматься или дарит вдохновение. А есть музыка, к которой я не восприимчива. Я за сближение жанров. Всегда на стыке происходит что-то принципиально новое. Такие проекты должны существовать.
— Некоторые выпускники «Фабрики» стали популярными, но Тишман до сих пор где-то на периферии. Он слабый исполнитель?
— Интеллигентный, скромный, не выпячивающий себя молодой человек. Может быть, нашему зрителю нужно, чтобы до него достукивались более брутальным грубым способом. Марк этим не владеет. А может, не хочет. У него свои взгляды на вещи, за что он вызывает у меня большое уважение. Красивый и талантливый герой на сцене.
— Кстати, о сцене. Волна женского рока, которая хлынула после Земфиры (Настю Полеву и Жанну Агузарову в расчет не берем) — конкурентоспособна мужскому?
— Думаю, здесь неуместно говорить о конкуренции. Мужчина и женщина могут только дополнять друг друга, поддерживать и в слиянии порождать что-то новое. Мне трудно ответить на этот вопрос. Я считаю, что женщина вообще всегда вне конкуренции (смеется. — Прим. авт.).
— У вас был альбом «Чужие, как свои», на котором вы пели не свои песни. Планируете что-то подобное и вообще чем интересен опыт перепевок?
— Я это периодически практикую, на новой пластинке есть такие композиции. Авторы исполняемых мною композиций известны узкому кругу людей. Если песня, на мой взгляд, талантлива, находит отклик в сердце, то я буду ее с удовольствием исполнять. В данном случае я выступаю в роли транслятора какой-то идеи, красоты и не чураюсь этого. С удовольствием пою песни и чужие, и свои.
— А вам бы понравился чужой перепев свих песен?
— Любопытный вопрос. Я плохо себе это представляю, если честно…(в это время в эфире играет песня группы «Градусы». Сурганова спрашивает подругу: «Кто это исполняет? Знакомый голос, интересные ребята…»)
— Светлана, я так поняла, вам нравится группа «Градусы». На ваш взгляд, появляются ли сейчас достойные команды?
— «Градусы» забавный и позитивный проект. Новое слово в песенных текстах, смелые откровенные слова, которые мы редко используем. Например, «голая», «сам себе банки поставлю». Про жизнь поет человек. Мне этого всегда не хватало, и я буду набираться у них опыта. «Обе две» — хорошая группа из новеньких, а еще мне всегда нравилась Елка!
— Как относитесь к тому, что многие российские музыканты годами перепевают свои песни, не рождая ничего нового. Константин Никольский, Чиж…
— Хорошо отношусь к таким людям. Как говорится, новые песни пишут те, у кого старые плохие (смеется. — Прим. авт.). Я сама этим грешу. У меня масса материала, который кочует из альбома в альбом, переиздается. С годами создавать что-то новое все сложнее, и не хотелось бы изменять принципу, когда каждая песня должна быть прочувствована и создана так, будто это целый кусок жизни. Холостые выстрелы не стану выдавать, хочу быть честной перед зрителями. Конечно, иногда душевные силы истощаются, наступает тишина. И ничего страшного в этом нет. Каждому отведено определенное время и определенный запас творческих сил.
— Ваши силы еще не иссякли?
— Я, выражаясь языком автомобилистов, уже на подсосе, но не теряю надежду. Если мне удастся снова накопить душевный резерв, значит, дальше будем общаться с этим миром через поэзию, звуки, аранжировки.
— У вас есть немало песен на стихи Бродского. Почему выбрали именно его?
— Скорее, он меня выбрал, а не я. Однажды услышала эти строчки, и они мне показались такими родными, как будто из моего сердца вынуты слова. Даже подумала, жаль, что не я это написала.
— Сами какую музыку слушаете?
— Люблю раритет. С удовольствием слушаю Depeche Mode. Признаюсь, мне обидно, что я до сих пор не знаю английского языка и, чтобы не расстраиваться еще сильнее, слушаю инструментальную музыку. Ну а из любимцев это Maroon 5 и, конечно же, Muse.
— Приятная неожиданность: Muse — моя любимая группа. А вы были на их концерте?
— Любимая группа? Как здорово! Отличный выбор. Я была на их первом концерте в России около десяти лет назад. Они тогда шороху навели в стране. Я в них тут же влюбилась, особенно когда узнала, что солист группы Мэтью Беллами — большой почитатель Рахманинова и у него очень широкая с точки зрения аранжировки «симфонизация» песен — это мне всегда импонировало.
— Смею предположить, что тогда вам особенно понравился альбом The Resistance, где имеется несколько симфоний.
— Он обалденный! Muse для меня фактически эталон рок-группы. Слушаю их уже много лет, и они совершенно не надоедают. Кстати, за рубежом вообще умеют делать музыку, заряжать зрителей драйвом, неподдельными эмоциями. Могу послушать Guano Apes, Evanescence. Из поющих женщин я преклоняюсь перед Тиной Тернер. Пересматриваю ее DVD-запись «The Best» в дороге с огромным удовольствием. Ее музыка способна вывести меня из любой депрессии. Тина Тернер умеет осветлять внутренний мир человека, за что я ей очень благодарна. А из моих современниц по духу больше всех импонирует Pink. Она приезжала к нам в Питер и выступала на открытой площадке. Подарила зрителям море позитива. Мне нравится, как певица общается с аудиторией — абсолютно самодостаточная, энергоемкая, щедрая натура. Я под впечатлением от ее песен. У меня даже родилась мелодия, которую я хочу подарить Pink. Может, у меня родится англоязычный текст, и мы его вместе споем.
— А Pink уже знает, что ее ждет такой подарок?
— Узнает (смеется. — Прим. авт.). Надо налаживать международные связи.
— Вы все же говорите об альтернативной музыке, которая под стать вам. Это понятно. А вот на концерт, например, Кристины Агилеры сходили бы?
— С удовольствием. В детстве я ходила на концерты Софии Ротару, Розы Рымбаевой, про Аллу Пугачеву вообще молчу! Популярная музыка мне не чужда.
— Поделитесь секретом, когда на вас находит творчество?
— Обычно перед сном, когда ты уже в полудремном состоянии. Тут-то и начинается диалог с Господом Богом. Он тебе что-то нашептывает, а ты как ленивый тюлень лежишь и не потянешься к ручке с блокнотом, чтобы записать. Так и заснешь, а на утро картина мира изменится, и восстанавливать вчерашние события приходится по крупицам. Главное в нашей жизни — не лениться и хватать эти посылы свыше…
Тут Светлана поспешила на саунд-чек. Ей вручили пышный букет желтых тюльпанов, после чего она щедро отделила от своего презента большую охапку и вручила ее мне: «Цветы должны быть у всех женщин»!
Кстати: Светлана Сурганова никогда не скрывала и не отрицала своей нетрадиционной сексуальной ориентации. В 2008 году она вместе с Александром Сокуровым, Игорем Коном, Мариной Чен и Сарой Уотерс она стала членом жюри Международного ЛГБТ-Кинофестиваля «Бок о Бок». Этот фестиваль рассматривает в контексте киноискусства тематику гомосексуальности, бисексуальности и трансгендерности (сокращенной ЛГБТ). Ежегодно проходит осенью в Санкт-Петербурге с 2008 года.