2015 11 09 GoRabbit: «Городские сумасшедшие»
Автор Наталья Лисаева
В преддверии большого концерта, который, к слову, пройдёт в её день рождения и выпуска нового альбома, Светлана Сурганова рассказала нам о том, почему этот год будет удачным, о новой ступени в творчестве и вспомнила самые сумасшедшие поступки в жизни.
– Светлана, совсем скоро состоится ваш концерт, я знаю, что в Москве он пройдет в ваш день рождения. Это был осознанный выбор?
– Ну, вы же знаете, как бессознательное влияет на сознательное. Крокус Сити – очень востребованная площадка, даты расписываются за много месяцев вперед, а то и за год. Так вышло, что в 2015 году единственной свободной датой в ноябре оказался день моего рождения. Случайно ли – вопрос к дорогому Мрзд (Мрзд – мироздание. Прим.ред.).
– Для вас, как для музыканта, наверное, большая радость, отметить свой день рождения на сцене, с поклонниками, представить им свой новый альбом?
– Да лучшего Дня рождения не придумать! Или дня рождения альбома – даже не знаю, какой праздник важнее. Вообще, я и Новый год люблю отмечать на сцене. Думаю даже, что сочетание праздника с тем, что это именно Крокус – а я очень люблю этот прекрасный зал, мы презентовали в нем уже несколько своих альбомов – двойная удача, и следующий год будет для меня счастливым.
– В эту знаменательную дату вы выпускаете альбом с названием «Миру мир», можно ли сказать, что название как-то связано со сложившейся ситуацией в мире?
– Безусловно, это навеяно и даже спровоцировано тем, что сейчас происходит в стране, в мире, в душах людей. Это моя рефлексия и мое искреннее желание сделать акцент на том, что мы все, собравшиеся здесь, на планете Земля, должны уже прекратить конфликтовать и начать заниматься нашей общей и очень важной проблемой – экологией и сохранением планеты. Степень нервозности и хаоса достигла такого уровня напряженности, что это может очень плохо кончиться. Моя пластинка – это почти манифест и призыв еще раз подумать на эту тему. Конечно, в альбоме затронута тема мира внутри каждого человека, внутреннее согласие, и внутренняя гармония человека.
– С вашей точки зрения, музыкант в творчестве должен выражать свою гражданскую позицию?
– Если ему есть, что сказать и, если он чувствует такую необходимость, то, конечно, он не должен себя сдерживать в этом.
– Некоторое время вы не давали концерты, у вас был некий перерыв. Был ли у вас творческий кризис, когда вы переосмысливали свое творчество и готовились к новому альбому?
– Такие периоды обязательно должны быть, и они случаются у многих творческих людей – это как вдох и выдох, как “да” и “нет”, как день и ночь. В полной мере у меня таких пауз не было, потому что все равно были туровые концерты, происходила какая-то деятельность. По большому счету, в творческий отпуск мне так и не удалось уйти, может быть, это и к лучшему: нужно находиться в тонусе. После нового альбома, который в чем-то стал для нашего коллектива переломным, мне кажется, вообще не возникнет необходимости уходить в творческий отпуск. Наоборот, я чувствую еще больший подъем, хочется еще больше творить, потому что, мне кажется, мы нащупали, наконец – после 10-ти лет существования группы! – методику и алгоритм создания песен, именно наш путь, стиль и метод, фарватер, если хотите. Думаю даже, что именно этот альбом станет точкой старта к нашему новому витку – вверх по спирали.
Многие годы надо мной довлел авторитет великих поэтов – Бродского, Ахматовой, Цветаевой или даже наших современников – прекрасных Веры Полозковой и Веры Павловой… Когда соприкасаешься с поэзией великих, конечно, ты сравниваешь себя с ними, низвергаешь себя и думаешь, что ты не способен сказать ничего этому миру лучше, чем сказали они. Новый альбом позволил мне отбросить эту робость, и теперь я могу говорить о многих вещах свободно, петь о них. В этом смысле мне очень помогла Кира Левина – мой давний друг, питерский поэт, филолог и вообще очень разносторонняя личность. Большая часть текстов, которые звучат в этом альбоме, написаны в поэтическом сотрудничестве с ней. Иногда нужен толчок – такой, какой давала мне Кира, чтобы оторваться и полететь. Музыкальные идеи принадлежат почти всем членам Оркестра, фактически, мы получили плод коллективного разума, что тоже в корне отличает новый альбом от наших предыдущих пластинок.
– Вы записывали дуэты с Шурой, недавно записали песню «Ленинград» на стихи Мандельштама совместно с Ольгой Кормухиной. По какому принципу подбираете эти дуэты и произведения, которые исполняете?
– Вы знаете, вообще я в стороне держусь от всей музыкальной «тусовки», существую в своем мире… Не специально – просто такой склад характера, я вообще интроверт. Поэтому, полагаю, случайных людей вокруг меня нет, все складывается только с теми, кто из одного со мной энергетического, ментального поля. С Ольгой мы встречались несколько раз на фестивалях, а ближе познакомились только этим летом, когда она проводила свой благотворительный фестиваль ДДД, и мы участвовали в нем. Ольга оказалась удивительным человеком. Мне очень нравится ее гражданская и общечеловеческая позиция: она миротворец. Я некоторых людей называю миротворцами, потому что они просветляют этот мир и делают его лучше. Для меня было большой честью и удовольствием выступление с ней дуэтом в моем родном Питере.
Городские сумасшедшие: Светлана Сурганова
– Что касается остальных дуэтов, то как вы их выбирали?
– Если говорить о Саше Медведеве, он же Шура, то тоже интересная история. Казалось бы, кто может быть дальше друг от друга в музыкальном плане, чем я и он? Однако оказалось, что мы прекрасно понимаем друг друга и слышим «одинаково», и вообще у нас очень много общего! С ним удивительно легко. Наши директора оказались хорошими приятелями, а у Саши на тот момент была песня, которую он еще нигде не озвучивал и даже не записывал, а просто напел на телефон. В таком виде и прислал мне, попросив наш коллектив «Сурганова и Оркестр» аранжировать ее, что мы и сделали. В итоге получился дуэт – очень красивая песня. Я очень уважаю Сашу. В плане эстрадного вокала на то время время он был революционером, многое привнес на отечественную эстраду. До него так никто не пел, да и после тоже. Это очень интересно, самобытно, смело и очень профессионально.
– В своем творчестве вы часто обращаетесь к Высоцкому, почему?
– Не совсем часто, но был момент. Не так давно вся страна праздновала юбилей Владимира Семеновича, был большой сборный концерт – все в том же Крокусе, для которого мы записали и озвучили несколько его песен. Для меня это было большой ответственностью и интереснейшей творческой задачей. Даже когда мужчина перепевает Высоцкого – это непросто, но когда еще и девушка пытается это сделать, получить достойный результат очень непросто. Нужно соответствовать его харизме, мощи, но в то же время не перегнуть палку и не пытаться его спародировать. В процессе мне казалось, что Владимир Семёнович как будто переселялся в меня, был со мной. Мне кажется, у нас получилось.
– Что касается группы «Ночные снайперы», прошло уже много времени, но есть ли какие-то песни, которые до сих пор близки по духу?
– Мне очень многие песни нравятся. Диана – прекрасный мелодист. Если говорить о том времени, то в плеере у меня всегда песня «На границе», а из современных песен мне очень нравится «Архитектор», считаю, что это совершенно гениальная песня.
– Вы учились на врача, это очень долгий и серьезный процесс. Почему в итоге решили связать свою жизнь с музыкой?
– Скорее, я не решилась работать врачом, а дезертировала в музыку. Меньше ответственности, больше славы и, откровенно говоря, больше доход (смеется). Я просто не взяла на себя ответственность. Тем более, моя специальность – врач-педиатр, и решать судьбу детей, часто совсем крох, которые не могут даже сказать, что у них болит – очень сложно. Это должны быть профессионалы от Бога. Поэтому я решила, что если уйду в музыку, то количество пострадавших детей будет меньше, чем если останусь в этой профессии (смеется)
– То есть, вы ни дня не проработали по профессии?
– Нет. Я думала однажды, что если бы я осталась врачом, то, скорее всего, это была бы геронтология (наука, изучающая биологические, социальные и психологические аспекты старения человека, его причины и способы борьбы с ним. Прим.ред.), а не педиатрия. Я питаю определенную нежность к пожилым людям, они уже имеют опыт, каждый из них – уникальный носитель массы информации. Кстати, старички часто ведут себя как дети. Ну, а настоящие дети – это все-таки еще полуфабрикаты (смеется).
– Наша рубрика называется «Городские сумасшедшие». Совершали ли вы в своей жизни сумасшедшие поступки?
– Однажды, в самом начале пути группы «Ночные снайперы», мы устроили концерт прямо в самолете. Нам было весело, мы немного выпили и наш директор поспорила с нами, сможем ли мы сыграть концерт прямо на борту (смеется). Она вышла в центр и закричала: «Внимание! Прямо сейчас вы сможете стать свидетелями прекрасного концерта новой талантливой группы из Санкт-Петербурга «Ночные снайперы»…». Я помню, что мы 5-6 песен продержались, потом просто глотки не хватило. Но этого было достаточно, чтобы создать экшн. На высоте 10 километров мы пели: «жить осталось чуть-чуть…», и только потом осознали, о чем вообще поем и какую реакцию это могло вызвать у людей (смеется).
Еще я могла сесть на велосипед, поехать в другой конец Питера только ради того, чтобы посмотреть на окна любимого человека, оставить цветы в дверях и уехать. Еще я играла в футбол против команды подростков из детдома. Раз год мы проводим футбольные турниры с воспитанниками детдомов и интернатов. В прошлом и позапрошлом году я сама выходила на поле и играла против них. Надо понимать, что обычные городские пацаны и пацаны из интернатов – две большие разницы, они играют просто как звери, по-настоящему (улыбается). В первом году я даже забила гол.
– В современном мегаполисе люди в большинстве хмурые и угрюмые. Вы же напротив, несмотря на все, что вам удалось пережить, светитесь и улыбаетесь. Как вам это удается?
– Наверное, таким настроем меня одарил Господь Бог. Какой смысл ходить раздраженным и печалиться? Жизнь и конкретно род людской созданы для радости, открытий, самопознания и самосовершенствования. А если человек смурной, значит, он находится еще не на той стадии развития – эмоционального, нравственного, и понимания жизни. Нужно читать правильные книги, смотреть правильные фильмы, больше обращаться к мыслям великих людей. Сейчас, конечно, информационное поле очень зашлаковано, у многих нервная система просто не справляется с тем, чтобы это все отфильтровать. Нужно сознательно производить отбор того, что поступает в мозг, может быть даже соблюдать информационную диету. Это серьезная проблема. Что именно для тебя является правильным – нужно найти самому или с помощью учителей. Опять же, их тоже надо найти. Я – вечный ученик и всегда сама нахожу их для себя.
– Наш традиционный вопрос, каков ваш взгляд на повседневную жизнь?
– Каждый наступивший день – это лучший день в моей жизни (смеется).