2016 03 17 Портал OM1.RU: «Любая провокация – это подлость»

21 марта Светлана Сурганова и её оркестр в рамках гастрольного тура «В новом свете» представят омичам новый альбом #Мирумир. Феерия света и жесткий роковой звук — далеко не единственное, зачем стоит идти на этот концерт. Главное в выступлениях Сургановой – откровенность из самой глубины души, de profundis. Именно так она поёт и так отвечает на вопросы о том, как жить в этом небезопасном мире, как преодолевать страх и говорить правду. Даже если кому-то это не нравится.
Светлана, вы назвали альбом #Мирумир. А чувствуете ли вы себя безопасно в современном мире?
— Не полностью. Тревога ощущается. Единственное, что спасает от этого — положительные эмоции и мысли. Я считаю, очень важную роль играет мыслеформа: что и как ты мыслишь, то с тобой и будет происходить. Поэтому я всегда призываю себя, своих близких и слушателей мыслить чётко, визуализировать. То есть представлять, что бы ты хотел видеть вокруг себя, тех людей, кто должен быть рядом с тобой. Все-все вплоть до мельчайших подробностей. И тогда вокруг создаётся тот мир, каким ты хочешь его видеть.

Интересный способ. А если вам гипотетически дадут возможность повлиять на текущую политическую ситуацию, что вы сделаете?
— (задумчиво) Сложно сходу ответить на такой вопрос. Когда тебя даже в воображении наделяют властью, теряешься. Наверное, я приложила бы все силы, чтобы помочь разработать систему, которая вытеснит из голов людей все планеторазрушающие мысли, принципы и действия. Чтобы мы поняли: наша главная цель — жить в согласии друг с другом и с этой планетой, ценить хрупкую красоту и уникальность мира, которую мы ещё не до конца осознали.

На ваш взгляд, рок-музыкантам стоит вновь обратиться к актуальным событиям в своём творчестве, как это было в 80-е? Или сердце артиста волнуют только вечные темы?
— Сиюминутная ситуация, то, что сейчас происходит в стране, в мире — это тоже часть вечности, детализация вечных тем. И конечно на это нужно обращать внимание, ведь жизнь прекрасна в своих подробностях. И если есть рефлексия, если есть реакция «от» или «к» сердцу на событие, не нужно ее обходить, не нужно этого бояться. Если тебе есть что сказать, нужно говорить. Поэтому мне очень интересно, как мыслят мои коллеги. Да, я могу не разделять их точку зрения, но мне важно, что она у них есть. Гражданская позиция — признак неравнодушия.

Давайте о неравнодушии. Как вы воспринимаете различные политические провокации против коллег по сцене? Например, против Земфиры, Андрея Макаревича и Дианы Арбениной с попыткой отнести их в стан врагов народа?
— Я в принципе против провокации. Это очень нечестный путь. Любая провокация — это подлость. Но стоит относиться к этому как к некому психологическому тренажёру, который позволит тебе сделать определённые выводы и стать сильнее.

Ещё немного о коллегах по цеху. В феврале у нас Земфира открывала свой тур, а потом через пару городов сообщила, что это были её последние гастроли. Как долго «Сурганова и Оркестр» планируют гастролировать?
— Пока есть силы, есть искреннее желание делиться мыслями и музыкой с публикой, это будет продолжаться. Единственное — если придется уйти —хотелось бы сделать это без излишних анонсирований, по-английски тихо. Без шума и пыли, без акцентов.

Надеемся, это будет очень нескоро. Кстати, вы наш город посещаете весьма регулярно. Какие ассоциации возникают с Омском, когда думаете о нём?
— Первыми приходят в голову, конечно, люди. Наташа Кожевникова, которая организовывала самые первые концерты ещё тех «Ночных Снайперов». Наталья сама, кстати, пишет очень интересные стихи. И Леночка Нуриева тоже потрясающий, талантливый автор-исполнитель. У нас в репертуаре есть её песня «Д’Арк». Однажды Лена даже сама выступала с нами в Омске, играла акустический сет на разогреве, и публика её очень тепло приняла.

У нас, как показало выступление в переходе Борис Гребенщикова, музыкантов везде тепло принимают. Вы к уличным перфомансам как относитесь? Была мысль попробовать силы в этом амплуа?
— Не так давно гуляла по Казани, смотрела и слушала, как трое прекрасных молодых людей очень драйвово играли известные рок-н-рольные хиты. Подумала, а смогли бы мы с ребятами вот так вот в ненастную погоду просто взять инструменты и сыграть на радость всем прохожим? Ответ — пока не знаю. Мне кажется, кишка тонка. А вот БГ — респект. И всем уличным музыкантам респект. Надеюсь, мы когда-нибудь тоже отважимся на такое.

Раз вы упомянули «Ночных снайперов», спрошу: возникает желание вернуться к прошлому или пути слишком далеко разошлись?
— Дважды в одну реку не войдёшь. И то, что мы сейчас имеем — это другая река и другая вода. Две самостоятельные творческие единицы. Теоретически в рамках какого-то одного интересного проекта мы могли бы создать что-то совместное и энергоёмкое. Думаю, это многим бы показалось интересным. В принципе, я открыта для всех предложений о сотрудничестве.
Думаю, можно сказать, что формально вы уже выступили с Дианой Арбениной в рамках проекта «Война и мир. Читаем роман». Какие у вас остались впечатления после участия в этом действе?
— Я очень волновалась, когда читала свой отрывок. Признаюсь, Толстой не мой писатель и не мое стилистически-языковое наслаждение. Но, кажется, все получилось. И проект до сих пор работает! После него я побывала на спектакле режиссера Виктора Рыжакова «Война и мир» с участием моей любимой Алисы Бруновны Фрейндлих. Очень интересная театральная трактовка романа получилась. И сама идея с чтением мне тоже очень понравилась. Это прекрасный способ популяризировать такие мощные и великие произведения как «Война и мир». В нынешнем темпоритме и суете не всем и не всегда удаётся прочитать серьёзный роман. А этот проект — отличная возможность заинтересовать Толстым, дать возможность хотя бы вскользь прикоснуться к его творению. Есть вещи, которые, нравится не нравятся, хочется не хочется, но просто надо знать. Знать и читать. Это основы. И среди этих вещей — «Война и мир».

Коротко об искусстве: вначале было слово или нота?
— Ну конечно нота! Даже не нота, а ритм. Ритм барабанов, а потом уже из ритма вышли звуки, слова.
Если не музыка, то где ещё хотели бы выразить себя?
— Если не музыка, то, наверное, клоунада.

Сейчас, я слышала, вы увлеклись аэротрубой. Это как-то связно с песней «Воздух», которая входит в вашу новую концертную программу?
— Я давно заметила, что многие песни являются для меня пророческими. Также случилось и с «Воздухом». Нет, песня родилась до того, как аэротруба меня «засосала». Хотя года полтора назад поклонники подарили мне сертификат на полёт, которым я, к сожалению, не воспользовалась, потому что труба была московская, руки-ноги просто не дошли. А потом в Питере решила сделать такой же подарок своему другу, и мы вместе испытали это развлечение на себе. И вот тут началось! Я поняла, что хочу заниматься этим постоянно, хочу владеть своим телом в полёте. Так и «втянулась».

То есть поклонники могут смело вам дарить сертификаты на полёты в аэротрубе?
— Да! (смеясь). Я люблю очень легкие, очень маленькие и очень нужные подарки. Например, золото-бриллианты (смеется). Ну или сертификаты на полет в аэротрубе, они тоже почти невесомые.

А что вы делаете с тем багажом цветов и тюльпанов, который вам дарят в каждом городе? Неужели все это возите с собой до конца тура?
— Цветы, а особенно тюльпаны, едут с нами из города в город. Обычно мы едем в туравтобусе 300–400 километров и цветы под конец путешествия выглядят не очень. Но по приезду в гостиницу я прошу пару ведер, ставлю букеты в воду, и на следующее утро они снова живые! А я радуюсь красоте и ароматам. За это я и люблю тюльпаны — за их жизнестойкость.
Вот такие подарки как картины, особенно в большой раме да ещё застеклённые, а также неподъемные фолианты и любые другие громоздкие вещи — признаюсь вам, дорогие мои — оседают в местных гримёрках или «музеях-квартирах», и не продолжают свой путь по нашему маршруту. Возить их с собой физически невозможно.

Возвращаясь к последнему альбому. Какая песня из нового альбома ярче всех отражает ваше душевное состояние сейчас?
— De profundis (Из глубин). Для меня это не просто песня, а отчаянная молитва, где проявляются все мои внутренние страхи. Все то, что мне хотелось бы преодолеть. Я взываю в этой песне к высшим силам, прошу о помощи и очень надеюсь на эту помощь.

Где-то недавно вы сказали, что у вас есть своя правда, и вы не боитесь её показывать. В чем она, ваша правда?
— Например, в том, что я сейчас совершенно правдиво отвечаю на все ваши вопросы. У меня есть своё видение, своё отношение по тому или иному вопросу. И я готова его высказать. Вот и вся моя правда.

Беседовала Полина Жорова